Почему у Китая получилось-3

Почему у Китая получилось – 3
Реформы – это бесконечный процесс перемен к лучшему

Игорь Шевырёв

Итак, реформы и открытость, начатые в 1978 году Великим Кормчим Дэн Сяопином, за тридцатилетний срок подняли Китай на второе место в мире (по объемам валового продукта), сделали мировым лидером по экспорту, существенно улучшили материальное благосостояние людей. Китайцы стали больше и лучше питаться, одеваться, пересели с велосипедов на автомашины и чаще стали путешествовать за границу. Однако глобальный кризис, начавшийся в 2008 году, выбил все те преимущества, которые создали предпосылки для китайского чуда, длившегося половину китайского века...

…И Китай снова оказался на пороге реформ. Почему же в Китае необходимы новые реформы?

Во-первых, экспортоориентированная модель полностью исчерпала себя. В целях дальнейшего развития насущной необходимостью стала переориентация на внутреннее потребление.
Американская экономика, которая по-прежнему содержит наибольший потребительский потенциал, находится в затяжной глубокой депрессии. Тем более что Вашингтон в числе своих антикризисных мер утвердил стратегию расширения экспорта. В 2009 году потребление США составило 10 трлн. долл. (45% от общемирового показателя). Впоследствии под влиянием кризиса оно несколько снизилось: с 70% до 60%. Но сейчас нивелированы основные киты потребительского роста – кредитование и инвестиции, что, в свою очередь, делает мизерными расчеты на американский рынок, который еще долго не сможет выйти из своей депрессии.
Экономика зоны евро переживает не менее глубокий и затяжной кризис и еще долго не сможет продемонстрировать оживление. В то же время новые центры экономического роста (страны БРИКС, АСЕАН, Турция) не способны компенсировать тех потерь, которые понесла китайская экономика в результате кризиса на Западе. Таким образом, для преодоления кризиса Китаю остается рассчитывать только на себя, на свои собственные усилия и свой собственный внутренний рынок.

Во-вторых, для активизации внутреннего потребительского спроса необходимо повысить покупательную способность китайцев.
В свою очередь, для этого актуальной является задача выравнивания доходов (не путать с «уравниловкой»). Ибо в период стремительного экономического бума (особенно в последний отрезок реформ, с 2000 года) в Китае сильно росла поляризация общества, разрыв в доходах между самыми богатыми и самыми беднейшими слоями населения стремительно увеличивался. Как следствие, сейчас коэффициент Джинни составляет 0,5. В то время как общемировой нормой считается 0,4, а взрывоопасный порог совсем рядом – 0,6.
То есть чтобы снизить поляризацию – необходимо укрепить позиции среднего класса, который в Китае составляет 23% общества. Притом, что с учетом нынешнего состояния китайской экономики данный показатель должен был составлять 40-45%. Что, кстати, еще раз говорит – Китай рос не за счет среднего класса. И в дальнейшем подобная тенденция могла бы представлять опасность для социальной стабильности.
Впрочем, есть еще одна, сопутствующая проблема – сейчас китайский средний класс все равно больше сберегает, чем тратит. Отсюда еще одна задача новых реформ – чтоб стимулировать потребление, необходимо повысить уровень социальной защищенности граждан. Ибо сейчас китайцы много сберегают от неуверенности в нестабильном окружающем мире.

В-третьих, прежняя модель экономического развития осуществлялась не только за счет среднего класса, но и во вред экологической среде. То есть чем больше рос китайский валовой продукт, тем больше было вредных выбросов в окружающую среду. Что, в свою очередь, неблагоприятным образом отображалось на здоровье людей, а также причиняло ущерб сельскому хозяйству. Так, по объемам вредных выбросов Китай стоит на втором месте (после США). Более того, ускоренная индустриализация и урбанизация привела к изменению климата, площадь пахотных земель снизилась, а аграрная география сдвинулась в северные районы страны.
Не в малой степени огромную роль в задымленности среды сыграл тот факт, что около 70% китайского энергобаланса покрывается за счет угольной промышленности. Еще один фактор – металлургические и машиностроительные производства, на которых использовались технологии, не прошедшие модернизацию.
Таким образом, охрана экологии стоит в качестве одного из основных приоритетов 12-й пятилетки. Всего центральное правительство планирует выделить на соответствующие меры 450 млрд. долл.
Что касается реформирования энергобаланса, Китай сделал основные ставки на развитие АЭС и гидроэнергетики. Притом, что Китай также уже является мировым лидером по развитию альтернативной энергетики (энергии ветра и солнечных батарей).

В-четвертых, реформы в сельском хозяйстве. Ибо агропромышленный комплекс является неизменной «ахиллесовой пятой» на протяжении всей истории КНР.
Так, до 1976 года аграрные позиции были наиболее удручающими. Хотя и в последующие тридцать лет дисбаланс в развитии города и деревни сохранился. Сейчас же к экономическим перекосам город/деревня добавились еще и серьезные экологические проблемы.
Следует также отметить, что именно сельское хозяйство является одним из основных «поджигателей» инфляции (особенно цены на рис, овощи и свинину), которая в настоящее время составляет одну из основных проблем. Более того, китайские эксперты подсчитали: под влиянием климатических изменений и при сохранении нынешних тенденций, к 2030 году производство зерновых в Поднебесной вообще может рухнуть.

В-пятых, по-прежнему остро стоит проблема безработицы как результат несовершенства структуры китайской экономики.
Большинство отраслей очень трудоемкие и энергоемкие, а эффективность использования ресурсов очень низкая. Так, всего на данный момент нужно трудоустроить свыше 24 млн. безработных. Но наибольшая проблема состоит в том, что рост безработицы наблюдается среди молодых специалистов, выпускников вузов. Так, в 2000 году нетрудоустроенных выпускников было 1,6 млн. чел., в 2005 году – 3,3 млн. чел., в текущем году этот показатель ожидается на уровне 6,6 млн. чел. А с учетом показателей прошлых лет общий итог нетрудоустроенных «белых воротничков» – более 7 млн. чел.
Одна из причин указанной проблемы – крайне небольшой удельный вес сектора услуг в структуре китайского экономики, составляющий 36-42%. В то время как в соседней Индии этот показатель – 58%, а в странах Запада – 65-75%.
Проблемы трудоустройства усугубляют еще три опасные тенденции:
1) нехватка дешевой рабочей силы в городах среди крестьян-мигрантов (причем эта тенденция прослеживается еще с 2004 года);
2) тенденция роста зарплаты (тенденция прослеживается с 2003 года, а в наибольшей степени характерна для приморских районов страны);
3) в 2013-2015 годах Китай вступит в период снижения темпов роста населения. То есть уже в ближайшее время будет наблюдаться дефицит рабочей силы, а после 2030 года вообще ускорится процесс старения населения.
Таким образом, фактор дешевой рабочей силы, который был одной из основных составляющих экономического чуда, в настоящее время все еще сохраняется, но его влияние пошло на убыль. Сейчас возникла потребность в усовершенствовании экономической структуры, дальнейшие ставки на низкоквалифицированный труд непродуктивны, возрос спрос на высококвалифицированные кадры. Но для этого, в свою очередь, назрела новая индустриализация.

В-шестых, потребность в новой индустриализации или переходе на инновационное развитие. Прежде всего, это решит проблему трудоустройства молодых специалистов со свободным мышлением. (В том числе тех, кто прошел стажировку в развитых странах Запада.)
Кроме того, новая индустриализация качественно изменит экономическую структуру, а также инвестиционную политику. В Китае уже наблюдается ужесточение требований к иностранным инвестициями, в национальную экономику привлекаются только те инвестпроекты, которые содержат инновации, передовые технологии. Таким инвесторам дан «зеленый свет» в Китай, задействуются широкие стимулирующие меры.
Да, на данный момент «новое» в Китае – это производство товаров на основе уже существующих технологий с адаптацией под китайских потребителей. Однако при сохранении нынешних тенденций и по мере дальнейшего развития экономики Китай через некоторое время начнет вышвыривать тот капитал, который только паразитирует на дешевизне.
По данным китайской статистики, лидерами в НИОКР являются 56 инновационных зон. В самом начале кризиса было выдано 16 тыс. патентов (2009 год), а общий объем инновационной деятельности – 350 млрд. долл. (6,7% ВВП). Правда, важно признать, что одной из ключевых проблем инновационного развития Китая является защита авторства и других интеллектуальных прав.

Таким образом, в свете всего вышеизложенного сделаем вывод – Китай по-прежнему стоит на пути очередного этапа реформ. Сейчас экономический бум последнего тридцатилетия переходит к своему качественному социальному наполнению. Если в предыдущие 30 лет реформ и открытости китайцы работали на прирост общегосударственного ВВП, то сейчас уже государство усиливает внимание наращиванию среднедушевого валового продукта.
Китай строит гармоничное общество «сяокан» (общество средней зажиточности), то есть продвигается к цели, достижение которой задекларировано к 2020 году и которая позволит обеспечить благосостояние китайских граждан на восточноевропейском уровне.
Меняется также структура китайской экономики. Модернизация смещается из приморских районов в Центральный Китай (Сычуань, Хэнань, Хунань и т.д.). Кроме того, активизировалось освоение китайского Запада. В центре и на западе еще сохраняются былые конкурентные преимущества (дешевая рабочая сила), в то время как в приморских районах наблюдается дефицит крестьян-мигрантов.
В конечном итоге, Китай движется к построению в своей стране собственного «золотого миллиарда» и превращению в один из полюсов нового миропорядка, распространяющего влияние на восток (Азиатско-Тихоокеанский регион) и на юг (Юго-Восточную Азию). Цель – переход от «всемирной фабрики» к «всемирному рынку». Китайская экономика вступает на фазу «новой индустриализации», становления инновационной модели…

Продолжение следует...

Опубликовано в газете "Киевский телеграф"
http://telegrafua.com/world/12480/


Рецензии