О вере и делах

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
(Евангелие от Матфея гл. 25, стихи: 31-46)

Протестантизм в целом и лютеранство, которое я представляю, в частности всегда проповедовали спасение по одной лишь только вере в Иисуса Христа, без каких-либо дел. Мы как лютеране всегда помним слова святого апостола Павла: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». (Еф.2:8,9) Но разве эпиграф к этой статье не говорит нам о том, что Бог будет судить людей по их делам? По тому, что они сделали, живя в мире этом: худое или доброе.
Так и представляются сразу классические вселенские весы, на которых Бог во время последнего Страшного суда будет взвешивать наши грехи и добродетели, а мы с дрожью в коленях будем следить за тем, какая чаша перевесит. Но ведь недаром суд этот называется страшным, ибо чьи добрые дела  перевесят его согрешения? Много ли найдется таких счастливчиков?
Но как же быть с нашим учением о том, что спасение не зависит от дел, а только от веры? Я, без всяких сомнений, могу сейчас привести множество цитат из Священного Писания, где это учение, безусловно, подтверждается. Чего стоит одно только предложение из Послания к Римлянам: «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона». (Рим.3:28) Да там вся глава об этом, да и все Послание, по сути.
Итак, что это? То самое противоречие, о множестве которых в Библии кричат безбожники на всех углах? Ведь вот он перед нами, ясный и четкий текст, передающий слова Самого Христа: одни по делам своим в вечное блаженство, другие по делам своим в огонь поядающий. А в другом месте говорится, что дела никак не влияют на спасение или осуждение. Противоречие?
Конечно, нет. Никакое это не противоречие, а лишь банальное непонимание..
Давайте еще раз прочитаем знаменитые слова из Послания к Ефесянам, которые так любят все протестанты: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». (Еф.2:8,9)
Вроде, всё ясно, правда? Мы спасается только благодатью Божьей и милостью через дар веры в Иисуса Христа. Независимо от дел наших, чтобы никто не мог в раю хвастаться: я больше сделал, а ты меньше. Вот и знаменитый святой Макарий Великий, живший в 4-м веке, особенно почитающийся в православной Церкви, но и всеми христианами, конечно, говорит в своей молитве к Господу нашему Иисусу Христу: «И снова, Спаситель, молю Тебя: спаси меня по благодати! Ведь если бы Ты за дела мог спасти меня, это не было бы благодатью и даром, но скорее долгом. Так, богатый состраданием и неизреченный в милости, - ибо Ты сказал, о Христе мой: “Верующий в Меня будет жить и не увидит смерти вовеки”. Если же вера в Тебя спасает потерявших надежду, - то вот, я верую, спаси меня, ибо Ты - Бог мой и Создатель. Да зачтется же мне вера вместо дел, Боже мой, ибо не найдешь Ты никаких дел, оправдывающих меня. Но вместо всех их пусть будет довольно этой веры моей, - пусть она отвечает, пусть она оправдает меня, пусть она покажет меня участником славы Твоей вечной». (Молитва  ко Господу нашему Иисусу Христу)
И все же сейчас перед нашими глазами мы имеем другой текст. Как же он согласуется с тем, что написано в Послании к Ефесянам, и в Послании к Римлянам и во многих других местах Библии и, как видим, словах святых отцов древней Церкви о спасении лишь по вере?
Да очень просто. Надо всего лишь продолжить чтение «Послания к Ефесянам», не останавливаясь на словах, уже неоднократно процитированных. Что же там написано буквально в следующем стихе? А оказывается вот что: «Ибо мы - Божье творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». (Еф.2:10) Так, а здесь, если я не ошибаюсь, речь идет все же о делах? Как совместить?
Давайте теперь попробуем прочитать весь текст вместе и попытаемся его понять в целом, в совокупности: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». (Еф.2:8-10)
Если прочитать современные переводы и подстрочники (да, в общем, и Синодальный перевод вполне ясен), то суть написанного заключается в следующем: мы спасаемся только по благодати (то есть ничем не заслуженной милости) Бога посредством дара веры в Спасителя Иисуса Христа, умершего и воскресшего для нашего спасения. И эта самая благодать Божья в нас – вера в Иисуса Христа - делает нас новыми людьми. Мы теперь новое творение, как написано – созданы Богом в Иисусе Христе, принявшем плоть человека. И у нас, как у нового творения есть свое предназначение, отличное от предназначения, данного первому творению – Адаму и Еве. Вспомним, что было сказано Адаму и Еве, первому, ветхому, творению: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». (Быт.1:28)
У нового творения во Христе Иисусе, то есть у нас, христиан, есть еще одно предназначение, кроме только что зачитанного и данного первым людям: мы созданы для того, чтобы творить добрые дела. Не потому, что мы спасемся через эти дела. А потому, что мы не можем их не творить, будучи к тому предназначены.
Как первое творение не могло не плодиться и размножаться, не населять землю и не владычествовать над нею, так и верующие христиане не могут не совершать добрых дел, ибо для совершения добрых дел они и созданы.
Итак, выражаясь иначе, вера, являясь даром Божьей благодати, творит в нас (или посредством нас) добрые дела. И теперь нам понятно, почему не стоит ими хвалиться, ведь это, по сути, не наша заслуга. Это спасительная вера в нас не может не совершать добрые дела. Просто – не может.
И теперь, расставив все по своим местам, мы имеем возможность совсем иначе взглянуть на слова Иисуса об овцах и козлах. Овцы – это суть овцы стада Христова, то есть верующие христиане. Козлы же суть люди неверующие, не имеющие этого дара благодати и не принадлежащие Христу. Об этом говорят дела их, и через дела их проявляется вера или неверие их. Ее наличие, либо отсутствие. А потому, притча Иисуса об овцах и козлах по содержанию своему, говоря о совершаемых или не совершаемых теми или иными людьми дел, по сути своей говорит о наличии или отсутствии в этих людях веры. Которая и будет, в конце концов, определять нашу посмертную участь.
Мне могут возразить: постойте, мы знаем множество людей, которые совершают добрые дела, но в Бога не верят. Что ж, так и есть. Я не собираюсь рассуждать об их посмертной участи, я ее не знаю. Бог им судья. Но мы также знаем, что не по делам будут спасены люди. Помните: чтобы никто не мог похвалиться. Поэтому, как верно то, что вера без дел мертва сама по себе и никого не спасает, так же верно и обратное: дела без веры никого спасти не могут.
У Иисуса Христа однажды спросили: что нам делать, чтобы творить дела Божьи? И Он ответил: дело Божье заключается в том, чтобы веровать в Меня, того, Кого Бог послал.
В чем же выражается эта вера практически? Неужели в том только, чтобы на всех перекрестках и  площадях маршировать с плакатами «Мы верим в Бога»? Я думаю, нет. Она как раз и заключается в том, о чем сказано в Евангелии от Матфея, строки которого взяты эпиграфом к этой статье: напои жаждущего, накорми голодного, пусти переночевать странника, раздетому дай одежду, навести тех, кто болен и тех, кто в темнице. Это и будет практическое проявление твоей веры.
О внешних же, тех, кто не принадлежит Христу, Его Церкви, мы судить не можем. Внешних судит Бог, так говорит Священное Писание. И я тоже не собираюсь пророчествовать о том, что будет после смерти с добрыми, честными, любящими, но не верующими во Христа людьми. Бог милостив.

Поскольку эти строки пишутся в конце церковного года, когда мы в Церкви говорим о том, что будет при кончине века и о нашей смерти, то и я не могу не упомянуть об этом. Мы знаем, что, скорее всего, все мы умрем. Почему я написал «скорее всего», а не «точно» умрем? Разве у меня есть в этом какие-то сомнения? Нет, сомнений нет, но всегда остается возможность, что Второе Пришествие Христа состоится раньше моей смерти. И тогда, как сказано, верующие живыми будут взяты к Христу. Как сказал однажды Мартин Лютер: «Я знаю, что я смертен. Но я не знаю, умру ли я».
Но поскольку за прошедшие две тысячи лет Второго Пришествия пока не случилась, можно предположить, что и нам удастся все же умереть как и всем прочим людям, жившим до нас и вместе с нами. Мы же ничем, к сожалению, не лучше их.
Но смерть обычно страшна не сама по себе. Когда говоришь с людьми, особенно уже пожившими, то видишь, что люди боятся, собственно, не самой смерти, а, так сказать, процесса умирания, который часто сопровождается сильными болями, страданиями и страхом. И часто слышу: вот бы мне смерть быструю, чтобы ничего и сообразить не успел! Да и сам я не раз так говорил.
Но вовсе не так должен рассуждать христианин. Мы можем просить для себя смерти легкой, но не надо просить смерти мгновенной. Христианская кончина предполагает обязательную предсмертную исповедь во всех наших грехах, во всем, что мы сделали плохого и в том числе, исповедь в том, что мы не сделали хорошего. Возможно, когда-то прошли мимо жаждущего и не напоили его.  Может быть, когда-то мы кушали свой завтрак, игнорируя голодные глаза соседа? Может быть, просился к нам переночевать человек, которому негде было остановиться и мы не пустили его? Может, когда-то не пришли со словами поддержки к больному и словами утешения в темницу, хотя и имели такую возможность?
Христианин должен молить Бога о том, чтобы не умереть ему без этой исповеди, чтобы успеть покаяться, рассказать о всех своих грехах и упущенных возможностях, успеть принять слова прощения и отпущения грехов, дабы не услышать нам в день Суда из уст Спасителя мира: «так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». (Матф.25:45)
               


Рецензии
Не всякий говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
"Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Ев. от Матфея 7.15-23).
Можно ли пророчествовать от имени Христа, не веря в Него?
Можно ли именем Христа изгонять бесов, без веры в Него?
Можно ли творить именем Христа чудеса, без веры в Него?
В чём заключается исполнение воли Отца Небесного? Почему Христос называет беззаконием пророчествования, изгнание бесов, творение чудес?
По каким признакам Он узнает тех, кто принадлежит Его стаду?
Что означают Его Слова: "Ибо много званых, но мало избранных"? (Ев. от Матфея 22.14).
С уважением

Анатолий Карапыш   20.11.2013 01:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.