Слава КГБ!

(некоторые мысли по поводу фильма)

Посмотрел фильм «Дело гастронома № 1» и вспомнил лето 1981-го года, когда приехал к дядьке в Москву, чтобы закупить для свадебного стола достойные этого события продукты. Дядька в то время работал в МИДе, и хотя должность занимал довольно незначительную, но в спецмагазины всё равно был вхож и имел право на т.н. продовольственные спецзаказы. Поэтому мы заехали с ним на его «Волге» куда-то на зады того самого показанного в фильме «Елисеевского», именно через такие арки, тупики и  переулки, остановились у совершенно неприметной двери без всякой вывески с расположенной справа такой же неприметной кнопкой. Дядька позвонил (я теперь уже понимаю, что нас откуда-то со стороны всё-таки разглядывали. Может, уже в то время на таких вот «специальных объектах»  имелись персональные уличные видеокамеры?), дверь открылась – и я через какой-то подвал попал в продуктовый РАЙ. Рай представлял из себя средних размеров (где-то десять на двадцать) торговый зал, на витринах которого было абсолютно ВСЁ из известных мною деликатесов (сейчас-то понимаю, что это, конечно, было далеко не всё, но для молодого человека, выросшего в провинции и воспитанного в духе соответствующих идей аскетизма и воздержанности, казалось , что всё, о чём только можно мечтать). Самое же поразительное: ни на одном из продуктов не было  ц е н н и к а! Для меня это было совершеннейшей дикостью, совершеннейшей нелепостью: как это так – продукты, и без цены? Понятно, что здесь царили свои, особые правила расплачивания, но я-то, я-то оказался здесь впервые, я-то был совершенно к этому не готов! Что делать?
ВСЕ прилавки обслуживала всего ОДНА продавщица (хотя назвать её продавщицей как-то не совсем правильно, поскольку, повторяю, ценники отсутствовали), за кассой сидела (нет , не так – ВОССЕДАЛА!) одна кассирша, а в зале был всего один покупатель, то есть, я (дядька куда-то исчез). Помню, начал лихорадочно соображать, сколько и каких продуктов могу набрать, чтобы  у меня хватило денег - 150  рублей, суммы по тем временам очень даже серьёзной, но опять же чёрт его знает, какие здесь расценки?
- Скажите, а сколько это стОит? – всё же спросил, не выдержав такой пытки, продавщицу-непродавщицу.
- Да вы набирайте, набирайте! – неожиданно очень по-доброму улыбнулась она.
Ничего себе «набирайте»! Да по нашей тогдашней жадности  к дефициту я мог все здешние прилавки «набрать», только как и, главное, чем стал бы за них расплачиваться?
Помучившись минут десять, я всё же затарил сумку банками икры, бужениной, карбонатом, сыром какого-то очень экзотического французского сорта, красной рыбой, осетриной, ещё чем-то очень-очень-очень супердефицитным, и, холодея оттого, что мне может не хватить денег (вот позорище-то будет!) с практически убитым видом подошёл к кассе.
- Двадцать один девяносто, - спокойно сказала кассирша, пересчитав мои покупки. Двадцать один – когда по моим даже самым скромным умственным подсчётам я набрал харчей, самое маленькое, рублей на сто тридцать! Первым желанием было срочно вернуться к прилавкам и затариться ещё, но тут как-то очень вовремя в зале «нарисовался» дядька, моментально понял моё желание и чуть заметно ОТРИЦАТЕЛЬНО качнул головой. Я понял: ТАК здесь вести себя НЕ ПРИНЯТО. Здесь не «добирают». Такие правила.
(Впрочем, и набранного для свадьбы хватило, что говорится, «за глаза», потом ещё чуть ли не неделю доедали.)
Вывод: человек, как известно, слаб и порочен. Я – не исключение, поэтому было чрезвычайно приятно такое, пусть мимолётное, но всё же ощущение «прикасания» к миру избранных.

Теперь собственно о фильме. Название, конечно, крайне неудачное, потому что    н  и  к  а  к  о  е , да и фильм - не шедевр, но на фоне сегодняшних бесчисленного, «задолбавшего» своими слюнявостью и сюсюканьем "мыла" и таких же бесчисленных сериалов о героях-спецназовцах, роли которых исполняют мальчики из московского киношного "гламура-бомонда", ни разу в жизни солдатской портянки не нюхавшие, ни одной ложки «кирзы» не съевшие, и вот теперь этим "геройскими" ролями пытающиеся хоть как-то компенсировать собственную моральную ущербность ( а мужик, не отслуживший "срочную", всегда – именно ВСЕГДА, в том числе, и сегодня - на Руси среди НОРМАЛЬНЫХ людей считался и считается УЩЕРБНЫМ), так вот "Дело гастронома…" не так уж и плохо. Да, сюжетик так себе, на троечку, особенно смешна совершенно притянутая за уши история соблазнения жены кагэбэшника каким-то прыщавым студентом, на которого без слёз не взглянешь, но история эта, как понимаю,  была необходима сценаристу для «закручивания» дополнительной интриги сюжета. Маковецкий и Пореченков сыграли, как всегда, безупречно (хотя второму, конечно, очень далеко до первого), это действительно профессионалы, на фоне которых и Шукшина, и бывшая супруга покойного Владислава Галкина (не знаю её фамилию, да и нет в этом никакой необходимости) выглядят довольно бледно, хотя свою задачу выполнили. А вывод из всего фильма можно сделать неожиданный и уж никак не уголовно-политический: всё зло – от, извиняюсь, баб. Они во всём виноваты, они честным (и всех прочим) мужикам «запудривают» мозги, в результате эти мужики совершают просто-таки губительные для них, мужиков, поступки. Мысль, на мой взгляд, довольно спорная, но она в фильме есть, и она чуть ли не главная, определяющая весь сюжет.
Другая мысль: вся жизнь, как тогдашняя, советская, так и сегодняшняя, имеет смысл, если у тебя имеются ВЛАСТЬ, БЛАТ и ДЕНЬГИ. Если нет ни того, ни другого, ни третьего, то это не жизнь, а СУЩЕСТВОВАНИЕ. То есть, по сути, ничего-то с тех пор не изменилось, несмотря на смены всевозможных политических  «вывесок».

Лично мне этот фильм, несмотря на его явную  политическую  з а к а з а н н о с т ь (без предвыборной подоплёки здесь явно не обошлось) , понравился ещё и тем, что я узнал ( в том смысле, что вспомнил) ТО время. Время, которое даже при  его отрицательных сторонах, всё равно было очень хорошим – спокойным, прочным, надёжным, хотя бы внешне высоконравственным, уверенным в завтрашнем дне. Так что если создатели фильма хотели показать, что ТОГДА ВСЁ было плохо, и «честного завмага» беспощадно задавили «суки-гэбэшники», то это им блестяще НЕ удалось, а поданный Шалевичем в откровенно сатирическом виде образ Брежнева вызывает раздражение уже не в отношении генсека, а самого артиста. Наши неумные юмористы-сатирики до сих пор высмеивают характерную дикцию Леонида Ильича, но почему-то никто из них не говорит зрителям, что таковая образовалась у Брежнева в результате полученного во время Великой Отечественной, в боях за Новороссийск ранения в лицо с повреждением челюстных костей. Не икается этим юмористам за осмеивание ТАКОГО факта?


Рецензии
Наконец хоть один человек нашёлся, который заступился за Ильича. Нет,я серьёзно. Для меня всё свято, что касается Великой Отечественной. Ведь Брежнев не отсиживался в тылу,а воевал так,как мог.И воевал в таком месте,который фронтовики называли "адом".Что случилось потом,это почти под копирку судьба Беркутова. Брежнева тоже "подсадили" в кресло. Но он оказался парнем ушлым. Фронтовая закалка.Вот такой конец.

Виктор Мельников 2   14.11.2011 23:12     Заявить о нарушении