Под флагом России, во славу державы

Посвящено памяти членам экипажа
военно-охранной шхуны «Крейсерок».

К середине позапрошлого столетия Россия практически завершила освоение бескрайних просторов Сибири, Дальнего Востока и акватории Тихого океана. За всю историю Российской империи ее территория была многократно приумножена и нормативно закреплена за нашим государством. Россия с востока получила выход в мировой океан. Встала задача в необходимости отстаивания, защиты и приумножения приобретенных земель и природных богатств. Военные посты, расположенные на восточной окраине империи в силу их малочисленности, разобщенности и отсутствия регулярной связи в полном объеме с этой задачей не справлялись. Создание же хорошо укрепленных форпостов, развитие инфраструктуры и связи между ними требовало больших людских ресурсов, трудозатрат и времени. Тогда и было принято, пожалуй, единственно правильное решение, поручить охрану восточных рубежей государства военным кораблям портов Восточного Океана.
Корабли и суда приступили к регулярному патрулированию всего северо-восточного побережья, побережья Камчатки и побережья острова Сахалин. Им было определено: вести борьбу с браконьерством иностранных государств, осуществлять пограничную охрану территорий, попутно производить гидрографические и исследовательские работы.
Для решения этих задач, в навигацию 1886 года, к побережью Чукотки в Анадырьский залив распоряжением главного Командира портов Восточного Океана контр-адмирала А.В. Фельдгаузена был направлен парусно-винтовой клипер «Крейсер» под командованием капитана 2 ранга А.А. Остолопова.
Справка
Парусно-винтовой клипер «Крейсер» - головной корабль четвертой серии клиперов Морского ведомства Российской империи. Крейсер II ранга. Построен на верфи Нового Адмиралтейства под руководством корабельного инженера капитана М.К. Кишкина. Введен в эксплуатацию в 1876 году. Водоизмещение - 1380 тонн. Вооружение - 2;152мм, 4;107мм, 1;64мм, 2;47мм, 2;37мм орудия, шестовые, буксируемые и бросательные мины, Экипаж – 12 офицеров и 187 матросов. Периодически, в разное время, входил в состав кораблей Балтийской и Тихоокеанской эскадр Морского ведомства России. В военных кампаниях участия не принимал. Выведен из состава флота 09 декабря1910 года. В 1924 году был разобран на металлолом.
В разное время и в различных должностях на корабле служили будущие адмиралы и прославленные российские флотоводцы: Н.А. Беклемишев, П.А. Безобразов, М.К. Истомин, А..В. Колчак, И.В. Коссович, В.А. Попов, З.П. Рождественский, Н.И. Небогатов, Г.Ф. Эрдман.

В 1886 году произошло знаковое событие. Флот пополнился еще одним судном. Экипаж клипера в ходе работ у мыса Восточный задержал и арестовал в российских территориальных водах американскую зверобойную шхуну «Генриетта», которая занималась браконьерским промыслом. На борту «Генриетты» оказалось около пятисот шкурок чукотских черных и красных лисиц и песцов. Трюма шхуны были забиты двумя тоннами китового уса и моржовыми клыками. Общая стоимость контрабандного товара превысила 10 тысяч американских долларов. Решением суда судно и груз были конфискованы.
Приказ
Главного командира портов Восточного океана.
№ 375 от 15 октября 1886 года.
Согласно отношения Командующего Отрядом судов Тихого океана от 14 сего Октября за № 531 предлагаю Портовой Приемной Комиссии, принять к порту прибывшую 12 сего Октября во Владивосток шхуну «Генриетта» конфискованную клипером «Крейсер» у мыса Восточный 17 августа сего года с грузом китового уса, моровых клыков, различных мехов и мелочных предметов для меновой торговли. По приему шхуны передать ее к содержанию судов сданных к порту, а грузы на хранение в магазин Портовой Конторы.
Подпись: контр-адмирал А.В. Фельдгаузен

В последствии арестованную шхуну переаттестовали в военно-охранное судно и назвали «Крейсерок» в честь арестовавшего ее клипера.
Справка
Военно-охранная шхуна «Крейсерок». В состав кораблей Сибирской флотилии Тихоокеанской эскадры вошла распоряжением командира портов Восточного океана весной 1888 года. На момент задержания на судне находилось 59 человек. Построено в 1884 г. в США как промысловая шхуна под названием «Henrietta». Имела водоизмещение 45 тонн, длину – 18,3 м, ширину – 8,5 м, осадку – 1,2 м. В 1886 г. была приписана к Сан-Франциско и вскоре отправилась на выполнение промысловых работ в Бериногово море. После ареста в состав экипажа входили: 1 офицер и 9 нижних чинов. Установлено вооружение.(4Х9 фунтовых и 2Х5 ствольных орудия Гочкиса).
Трагически погибла вместе с экипажем 26 октября 1888 года во время шторма у берегов Японии.

В виду низких мореходных качеств она использовалась в каботажном плавании при производстве гидрографических работ, охраны южной оконечности острова Сахалин и острова Тюлений.
Справка
Остров Тюлений расположен у южной оконечности острова Сахалин, в заливе Терпения, в двенадцати милях южнее одноименного мыса. Остров необитаем и невелик - длина его 636 м, ширина 40-90 м, высота до 18 м. Остров лишён пресной воды и древесной растительности. На его плато расположен кайровый птичий базар, а на пляже – уникальное, одно из трёх в мире лежбищ морских котиков. Именно оно подарило острову мировую известность и на протяжении многих веков являлось причиной бурного освоения и драматической истории этих мест.

Предистория
Первым из европейцев остров Тюлений и мыс Терпения 26 июля 1643 года* открыл Мартин де Фриз. Вторично они были описаны Иваном Федоровичем Крузенштерном 24 мая 1805 года.
Степан Тихенко, бывший сотрудник охраны рыбных промыслов Министерства Земледелия и Государственных имуществ Российской Империи, ссылаясь на архив Главного Управления Восточной Сибири, приводит сведения, в которых первое упоминание острова Тюлений, как о территории возможного государственно-промышленного освоения, относится к 1870 г. Это же отражено и в поданной представителям компании «Гутчинсон, Коль, Филиппиус и К°» записке Генерал-губернатором Михаилом Корсаковым о предоставлении ей права пушного промысла на этом острове (в то время он назывался «Roblon Island»). В 1871 г. остров уже фигурировал в контракте, заключенном между Министерством Внутренних Дел России и арендатором котикового промысла.
Считается, что именно жители северных районов в соответствии с жесткими климатическими условиями проживания положили начало использования меха морских животных, в том числе котиков, в хозяйственно-бытовых целях. Из них охотно изготавливали головные уборы, шубы, воротнички и прочие предметы одежды, создающие тепло и уют. Мех служил также для изготовления разных поделок. В России он шел в основном на отделку кучерских полушубков. По качеству и внешнему виду именно мех котиков является наиболее ценным по сравнению с мехом других видов морских животных. К тому же в 1870 году английская фабрика Оппенгейма нашла способ дубления и сохранения ворса меха котика на долгие годы.
Погоня за мехом вскоре после начала промысла породила безудержное браконьерство, приведшее к частичному или полному истреблению котиков во всех районах азиатского побережья. Поэтому органы российской охраны прилагали все возможные меры, препятствовавшие чрезмерному промыслу, приводившему к разгрому лежбищ и их истреблению.
Остров Тюлений был сдан в аренду на 20 лет американской аляскинской компании «Гутчинсон, Коль, Филиппиус и К°» (1871-1890гг.). Долгосрочный договор с ежегодной постоянной платой с первого до последнего года давал компании возможность получать сверхприбыли, поскольку цены мирового рынка на этот мех росли с каждым годом. К 1880 году за невыделанную шкуру котика на аукционах платили 300 долларов. К острову Тюлений – маленькой точке в Охотском море, которую издалека находят морские котики, добывать их, кроме компании ринулись авантюристы-браконьеры всех мастей. Место было глухое, почти необитаемое. Находиться на таком клочке суши в охранном карауле часто в тумане, при пасмурной погоде, в гвалте птичьего базара и блеянии морских котиков было нелегко. Ближайший русский пост Тихменевский не имел хорошей гавани и связи. До поста Корсаковский надо было идти морским путем при тихой погоде почти сутки. Браконьеры успевали грабить лежбище до начала навигации и после ухода предпринимателей с острова.
В 1883 году на остров пришло судно «Леон» с капитаном Р. Блэром и алеутами на борту, которых компания нанимала для забоя зверя. К ним на судне подошли вооруженные до зубов браконьеры и с угрозами выставили представителям компании требование убраться с острова. Капитан Блэр со шхуной ушел во Владивосток жаловаться на бесчинства, а неизвестные жестоко расправившись с оставленными алеутами, стали безнаказанно истреблять котиков. Надо было принимать решительные меры по охране и отстаиванию своих интересов, а перед компанией выполнять взятые на себя обязательства по охране территории. Согласно договору эта задача и была поставлена перед командирами и капитанами судов Тихоокеанской эскадры.
Несмотря на все трудности, уже в мае 1884 года на острове Тюлений был выставлен караульно-охранный пост из 19 нижних чинов во главе с начальником отряда лейтенантом Шамовым. Им был выделен паровой баркас и вельбот. Осуществлять связь с постами Тихменевским и Корсаковским должен был клипер «Вестник», экипаж которого под руководством подполковника генерального штаба Волошина вёл гидрографические работы и производил описание восточного побережья Сахалина
В 1885 году караульно-охранный пост Шамова на острове сменили матросы Сибирского Флотского Экипажа под командованием лейтенанта Евгения Фёдоровича Шольца. Его караул мужественно охранял российскую собственность – остров Тюлений с его лежбищем, отражая попытки браконьерских судов подойти к острову. Браконьеры в этот сезон вели себя очень нагло, подходили под флагами различных государств, которые они возили целыми комплектами, но наши моряки своими решительными действиями с достоинством отстаивали интересы России.
В мае 1887 года начальником караула на острове Тюлений был назначен лейтенант Сергей Сильверстрович Россет.
Выписка из:
Приказ
временно исполняющего обязанности Главного командира портов Восточного океана.
№ 162 от 9 мая 1887 года.
Для охраны о-ва Тюлений от набегов иностранных зверопромышленников предлагаю Командиру Сибирского Флотского Экипажа …, сформировать по примеру прошлых лет из низших чинов Экипажа отряд из числа 18 человек…. Начальником отряда назначить лейтенанта Россета.
Подпись: капитан 1 ранга Энегельма

Приказ
временно исполняющего обязанности Главного командира портов Восточного океана.
№ 185 от 30 мая 1887 года.
Предписываю Командиру Сибирского Флотского Экипажа назначенный для охраны о-ва Тюлений отряд отправить по назначению, передав его для доставления завтра утром на клипер «Наездник».
Подпись: капитан 1 ранга Энегельма

Россет С.С. был человеком, который оставил значительный след в истории освоения этих мест и всего Дальнего Востока. 32-летний офицер, пользовался большим авторитетом и уважением у сослуживцев и добропорядочных граждан. В июне 1888 года, после его трагической гибели в некрологе газета «Владивосток» отмечала: «...Покойный, помимо прекрасных качеств морского офицера, приобрел себе добрую славу и любовь товарищей и знакомых; он отличался безупречной честностью, мягким и уживчивым характером, был всегда веселым и приятным собеседником».
11 февраля 1988 года во Владивостоке С.С. Россет сделал доклад «Поездка на острова Тюлений и Сахалин», в котором сообщил важные гидрографические, экологические, топонимические и экономические данные о посещенных островах. Его доклад произвёл глубокое впечатление на администрацию и общественность Владивостока. И на следующую смену караула, в мае 1888 года, чтобы офицер «не скучал», а занимался научной деятельностью, в пользование караульщикам была передана переделанная в военно-охранное судно «Крейсерок» зверобойная шхуна «Генриетта», которая ранее (1887г.) под командованием лейтенанта Цвангмана плавала в Амурском лимане производя гидрографические работы.
. Обосновывая передачу шхуны в рапорте на имя Главного командира портов Восточного Океана Россет писал: «...Посылка к Тюленьему острову шхуны принесет делу охраны больше пользы и меньше расходов, чем командирование отряда и перевозка его на паровых судах. Такое распоряжение явится вполне целесообразным, тем более, что шхуна под военным флагом, крейсируя у острова, всегда будет находиться на страже и вполне достигнет той же цели, какой достигали и паровые военные суда, не говоря о практике для молодых матросов в трудном деле и полной возможности командира судна сделать опись берега и промеров».
В навигацию 1888 года «Крейсерок» под командованием С.С. Россета ушёл в боевое патрулирование к острову Сахалин с задачей охраны его южного побережья и острова Тюлений. Передача караульному отряду судна хоть и носила прогрессивную форму, но не решала всех задач. На таком судне нельзя было идти против ветра и при необходимости срочно оказать помощь караулу. В этом все сразу же убедились на случаях, произошедших с судном за лето. Первый же выход в море «Крейсерка» (19 мая 1888 года) закончился для экипажа трагедией. 10 июня, идя ночью сложным для мореплавания проливом Ребун между японскими островами Рисири и Ребун в районе пролива Лаперуза, С.С. Россет сам встал на вахту вместе с рулевым. Порыв ветра, ударивший в косой парус бизань-мачты, разогнул оснастку, которой нижний конец паруса крепился к мачте, оглушил и выбросил за борт командира. Поиски в бушующем ночном море С. С. Россета ничего не дали. Судно вернулось во Владивосток.
19 июня в 10 часов в церкви Сибирского флотского экипажа состоялась заупокойная литургия по погибшему. Среди пришедших почтить память лейтенанта Сергея Сильверстровича Россета был и будущий знаменитый ученый и флотоводец капитан 1-го ранга С.О. Макаров, весьма уважавший погибшего офицера.
В командование кораблем вступил А.Я. Соболев, а начальником отряда стал А.П. Дружинин.
Второй случай произошел 27 июля 1888 года, когда экипаж «Крейсерка» оконфузился перед Степаном Осиповичем Макаровым, следовавшим на корвете «Витязь» из Петропавловска-Камчатского для проведения гидрографических работ у берегов Сахалина в Охотском море. В указанный день корвет встретился с «Крейсероком» у мыса Терпения. Тот против ветра безуспешно пытался пробиться к острову Тюленьему. «Витязь» взял охранное судно на буксир и подвел его к западному берегу острова Тюлений, чтобы сменить караул. На лейтенанта А.П. Дружинина встреча с С.О. Макаровым произвела сильное впечатление. В память об этой встрече С.О. Макаров подарил ему комплект сигнальных флагов для связи с проходящими кораблями и шлюпочную сигнальную книгу, написанную им лично.
В то время в портах Восточного Океана катастрофически не хватало плавсредств. Поэтому после возвращении «Крейсерка» из караула о его низких мореходных качествах «постарались забыть».
В 1889 году А.П. Дружинин уговорил своего друга лейтенанта А.П. Налимова пойти в караул на остров Тюлений. Два лейтенанта, два друга, два единомышленника в середине июня 1889 года, на день святого Петра, подошли к острову Тюлений на шхуне «Крейсерок» и сразу поняли – опоздали! 300 свежих и 400 убитых глубокой осенью трупов котиков, лежали на пляже.
Браконьеров надо было наказать и показать кто является хозяином российских территорий.
Охранная служба «Крейсерка» у о. Тюленьего заканчивалась в середине октября. Ближе к осени на горизонте все чаще стали белеть паруса, но к острову они не подходили опасаясь нашего патрульного судна. Российские моряки решили сменить тактику охраны. Выставили часовых на мысах, которые следили за морем. Старшим среди них назначили 32-х летнего квартирмейстера Василия Корсунцева, грамотного, сильного и крепкого человека, доброго нрава. Помощниками у него были матросы Тихон Зеленкин, Иван Кряжев, Дмитрий Судаков. «Крейсерок» же прятался у полуострова Терпения. Для связи разработали систему сигналов (пригодился подарок С.О. Макарова) и стали ждать незваных гостей. Приманка, что остров покинут, сработала 15 октября. К острову подошло неизвестное судно. Часть его экипажа высадилась на берег и были задержаны нашими матросами. В. Корсунцев дал сигнал «Крейсерку» для ареста судна. Оставшиеся на нем браконьеры, увидев «Крейсерок», попытались скрыться, но были остановлены предупредительным выстрелом. Осмотр показал, что судно пришло с браконьерскими целями. Это была, как потом установили, промысловая шхуна «Роза» плававшая под американским флагом. Командовал ею капитан Декстер. Принято решение отконвоировать её во Владивосток для оформления процедуры конфискации и суда над капитаном и его помощником. Американского шкипера и 15 матросов перевезли на «Крейсерок». На «Розе» остались 8 американцев, лейтенант Андрей Павлович Налимов, его помощник В. Корсунцев и матросы: Тихон Зеленкин, Павел Савинов, Иван Трапезников, Иван Кряжев.

Гибель кораблей
После окончания всех формальностей оба судна в 20 часов снялись с якоря. «Роза» следовала в кильватер за «Крейсерком». Как показал потом В. Корсунцев: «Командир всё время сам стоял у компаса, который плохо показывал, видно американцы его испортили. Держали курс по топовым огням «Крейсерка».
В октябре в этом районе часто возникают штормы, и налетевший очередной шквал разлучил суда. «Роза» лавировала, периодически ложась в дрейф, дожидаясь утра. В 3 часа после полуночи 16 октября она села на мель. Сняться самостоятельно не смогли, в трюме образовалась течь. Первый вельбот при спуске оборвало и его унесло в ночное море. Во второй, который спустили удачно, первым сел матрос Иван Кряжев, за ним 8 американцев, Иван Трапезников помогая им увидел, что американцы режут канат, который соединял вельбот с судном. Хотел поднять тревогу, но получил удар ножом в горло. Вельбот скрылся в темноте. Когда рассвело, оставшиеся на судне моряки обнаружили, что находятся в 4 милях от мыса Терпения. Сделали плот, спустили его, привязали к судну и начали погрузку. Огромная волна поставила плот почти вертикально, поэтому, для того, чтобы избежать жертв решили вернуться на судно. При возвращении очередной волной смыло за борт А.П. Налимова. Позднее В.Н. Корсунцев в своем рапорте напишет: «…после этого один раз показалась голова командира над волнами и он утонул…». «Лейтенант Налимов мог сесть первым в шлюпку и тем самым спастись, но он предпочёл остаться на шхуне с русскими матросами…»
…«Предпочёл остаться на шхуне с русскими матросами…» Вчитываясь в эти слова, видишь, какая высокая дисциплина, сознательность была у русских офицеров и матросов. Лейтенант А.П. Налимов, отдав приказ о спасении иностранцев и экипажа, усугубил своё положение и фактически обрек себя на гибель.
Тем временем на «Розе» события развивались следующим образом. Около полудня 16 октября от раны умер И. Трапезников. Его привязали к плоту на тот случай, если спасутся, чтобы похоронить на берегу. надеялись. Низкий, пологий берег был уже в двух кабельтовых. Но к вечеру судно разбило окончательно и моряки, цепляясь за обломки корабля, предпринимали отчаянные попытки спастись в плавь. К утру следующего дня из всего экипажа чудом удалось выжить одному В. Корсунцеву. 17 октября он очнулся на берегу. И только 26 октября вместе с двумя ороками пришел в небольшое стойбище Куги (п. Нева). Оттуда на собачьей упряжке его переправили в селение Тарайка, а из Тарайки надзиратель над ссыльнокаторжными Воронов, немедленно в сопровождении своих помощников отправил В. Корсунцева в Корсаков. 1 ноября он был в Корсакове. Сам же Воронов с ороками организовал поиски остальных пропавших в районе мыса Терпения.
Шхуна «Крейсерок» во Владивосток так и не вернулась. К 1 ноября, согласно приказа контр-адмирала Ермолова, суда этого класса во избежания обледенения во время мороза, должны были прекращать свою навигацию. Командование рассудило, что судно не могло так долго задержаться. Его командир А.П. Дружинин был грамотный и находчивый офицер, да и провизией «Крейсерок» был обеспечен до конца декабря. Предполагалось, что могло произойти только обледенение. Командир Владивостокского порта Ермолаев отправил телеграмму в Петербург: «Шхуна «Крейсерок» не возвратилась… Прошу походатайствовать о разрешении послать пароход добровольного флота «Владивосток», который обошёл бы берега до Тюленьего острова». И получил ответ: «Не могу понять посылки парохода, оба берега обитаемы и заселены, имеют туземные лодки для сообщения, если что-нибудь случилось с «Крейсерком» у берегов, то экипаж вполне обеспечен помощью». Упр. Мин. морского флота Чихачёв». Это была отписка. Только 10 ноября было получено разрешение. Однако начало экспедиции по поиску пропавших вновь пришлось отложить из-за того, что стоящий на якоре и готовящийся к выходу в море «Владивосток» был задет проходящим мимо пароходом «Низам» английской компании «Р&О». Началась судебная тяжба по взиманию с англичан иска за ущерб. И только 15 ноября пароход вышел на поиски пропавших. Но это было сделано вопреки распоряжению Чихачёва. Резонанс от публикаций о трагедии в центральных русских газетах и усилия родственников моряков, обивавших пороги министерства, помогли «ускорить» организацию поисковых работ.

Поиски
18 ноября в 17 часов пароход прибыл в Корсаков. Заместитель окружного начальника В. В. Шелькинг принял деятельное участие в поисках пропавших моряков. 24 ноября ночью на пароход прибыл надзиратель от старшего Воронова с донесением, что в районе мыса Терпения найдены два вельбота, разные обломки и обезображенный труп, который предали земле, закрыв корабельными досками, навалив сверху каменный бут и установив самодельный деревянный крест. По описанию трупа и одежде В. Корсунцев признал тело Налимова. В. Шелькинг срочно доложил «начальнику Сахалина», что М. Воронов нашёл труп Налимова, а Корсунцев с гангреной на отмороженных ступнях ног лежит на излечении и получил строгую телеграмму: «Узнать причину смерти Налимова и почему оставлен на берегу Корсунцев». Со слов В. Корсунцева был составлен протокол.
19 ноября «Владивосток» снялся и пошёл к о-ву Тюленьему. Было холодно. Температура опустилась до 10-11 градусов ниже нуля. Ситуацию усугублял сильный северный ветер. Обошли Тюлений, людей не обнаружили. Визуально осмотрели побережье полуострова Терпения. Встали на якорь у ближайшей гиляцкой деревни Куга. Старшина селения сообщил, что незадолго перед проходом В. Корсунцева через их стойбище, они видели как «Крейсерок» лавировал в заливе Терпения, а потом ушёл на юг.
Капитан парохода «Владивосток» перешел на якорную стоянку у поста Тихменевский, где смотритель маяка «Крильон» сообщил, что последний раз командира шхуны «Крейсерок» А.П. Дружинина видели 25 октября когда он посещал маяк. На борту судна находились мичман Филиппский, русские матросы и американцы. Все были живы, после этого никаких сведений о них не поступало. Вести дальнейшие поиски не было смысла О подробностях трагических событий на Сахалине дали телеграмму во Владивосток. Надежда была на Японию.
В конце ноября от русской миссии на Хоккайдо была получена телеграмма, что у маяка мыса Соя выбросило русское военное судно, вельбот и около него замерзший труп матроса. Командир Владивостокского порта снарядил экспедицию для установления причин гибели русского судна и моряков. В неё вошел доктор А.А. Бунге с большим опытом и стажем в таких делах, а также лейтенант В.Н. Бухарин и матрос Ощепков. По приказу губернатора Хоккайдо в группу обследования 7 января 1890 года с японской стороны были включены переводчик Кадзима Куратару и представитель губернаторства Икава Йосимацу. 8 января группа отправилась из Хакодатэ в порт Масугэ. На берегу нашли останки разбитого «Крейсерка». Осмотрели территорию мыса Соя и населенных пунктов Вакканай и Баккай с местом временного захоронения трупа матроса. На пароходе «Кинокава-Мару» обследовали острова Ребун, Рисири, Якидзири, Танбэй и во второй половине февраля возвратились в порт Отару.
По мнению местных жителей, русское судно погибло в результате обледенения, чему способствовал сильный шторм со снегопадом. Однако истинная причина гибели шхуны так и осталась тайной. Быть может, взятые на борт «Крейсерка» американские джентльмены удачи с «Розы» предприняли какие-то действия на судне во время шторма, пытаясь захватить его. Во всяком случае во Владивостоке рассматривалась и такая версия.
Из доклада доктора Бунге и лейтенант Бухарина губернатору Саппоро «… 26-27 октября «Крейсерок» лавировал у мыса Сои. Все следующие дни штормило и был мороз 12-15 градусов. При 12-балльном шторме произошло обледенение в связи с перекатыванием воды через палубу и намерзанием её на подветренном борту, в результате чего судно перевернулось. При эксгумации по татуировке опознали труп матроса Е. Иванова. Других останков людей не найдено …».
Поисковые экспедиционные работы были завершены и российские власти выразили благодарность всем японцам, принявшим участие в поисках во главе с генерал-губернатором Втацуки Нагояма.

Эпилог
8 мая 1890 года в посту Тихменевский бросила якорь шхуна «Алеут». На ее борту находился очередной караул о. Тюлений во главе с лейтенантом Гинтером, надзирателем Вороновым и 7 ссыльнокаторжными. Обследовав берег предполагаемого места гибели шхуны «Роза» обнаружили, что весь берег в районе мысов Обширный и Георгия и далее до мыса Терпения был покрыт её обломками. У мыса Георгия был найден не поврежденный вельбот шхуны. На низменном берегу между мысами Георгия и Терпения нашли временное захоронение А.П. Налимова с поставленным над ним крестом. 9 мая на этом месте был установлен капитальный памятник. Сложили его из бутового камня и нескольких рядов кирпича, обсыпали галькой и всё залили цементом. Установили и могильную плиту. Можно было надеяться, что памятник просуществует долгие годы. Считается, что он является первым памятником на Сахалине, поставленным русским морякам.
Сделав могилу на мысе Терпения, про гибель экипажей охранного судна «Крейсерок» и щхуны «Роза» забыли. И вспомнили об этих событиях лишь в середине 90-х годов позапрошлого столетия. В России, в то время, не было столь массовой гибели русских моряков в мирное время. Еще когда погиб лейтенант Сергей Россет, встал вопрос об увековечивании его памяти. Однако пока решался этот вопрос и собирали по подписке деньги среди моряков на памятник, не стало и «Крейсерка». В итоге было решено соорудить единый памятник: экипажу «Крейсерка» и первому его командиру, погибшему годом ранее, о чем в конце 1890 г. распорядился командир Владивостокского военного порта контр-адмирал Ермолаев после получения из Санкт-Петербурга высочайше утвержденные проекты постройки во Владивостоке двух памятников: «Крейсерку» и Г.И. Невельском. Место для установки памятника «Крейсерку» было выбрано в саду Морского собрания (сегодня это сквер Матросского клуба).
Скромный монумент, автором проекта которого был петербургский художник Лавров, открытый во Владивостоке в 1897 г., стал не только первым памятником в нашем городе, но и первым официальным мемориалом на Тихом океане погибшим морякам-тихоокеанцам в водах дальневосточной окраины.
Комиссию по установке памятников экипажу «Крейсерка» и Г.И. Невельскому, возглавил командир Сибирского флотского экипажа капитан 1 ранга А.И. Кази.

Справка
Кази Александр Ильич (12.12.1841-1918). Русская ветвь греческого рода Кази берет свое начало с 1770 года, когда его потомки поступили на службу в Морское ведомство России. Предки Кази А.И.  участвовали в военных компаниях русско-турецкой войне (1768-1774 г.г.) под командованием адмирала Г. Спириднова, в русско-турецкой войне (1787-1791 г.г.) вместе с Ф. Ушаковым. В Наваринском сражении под руководством адмирала М. Лазарева и Чесменском сражении вместе с графом А. Орловым-Чесменским. Проходили службу в составе Балаклавского греческого пехотного батальона вместе с князем Ю. Долгоруким.
1852 году И.А. Кази с сыновьями принес присягу на подданство России.
В семье рода Кази в XIX веке было 8 детей. Александр Ильич (1842г.р.) был пятым ребенком.
Кази А.И. в 1856 г. поступил в Черноморский морской корпус гардемарином. Как отец и дед, службу начал на Черноморском флоте. Ходил на корвете "Воин", но в конце 1863 года в чине мичмана был переведен на Дальний Восток, в Сибирскую флотилию. Здесь ему посчастливилось служить на кораблях, навсегда вписавших свои имена в историю освоения Дальнего Востока: на шхуне "Восток", пароходе- корвете "Америка".
В 1866 г. произведен в лейтенанты. Участвовал в исследовании малоизученных берегов Японского моря. С 1870 года Александр Ильич служил старшим офицером на транспорте "Маньчжур", под командованием капитана 1-го ранга Шефнера, одного из основателей Владивостока, а в 1872 году он был назначен командиром "Маньчжура".
Спустя несколько лет после того как Кази командовал флотской береговой командой в Николаеве, его в 1875 году(?) переводят на Балтику, но, пробыв там всего несколько месяцев, Александр Ильич возвращается на Дальний Восток.
В 1876 году произведен в капитан-лейтенанты с назначением командиром новой канонерской лодки "Нерпа". В 1877 году ему предложили место на Балтийской эскадре, и снова А.И.Кази отказывается и назначается командиром канонерской лодки "Морж".
С 1884(?) года, Кази А.И. находится в должности командира Владивостокского плавучего дока и начинается его деятельность в городе. Три года спустя Александр Ильич возглавил "комиссию по испытанию лиц, желающих держать экзамен на звание шкиперов и штурманов". Заведовал также школой рулевых сигнальщиков и лоцманов. В 1891-1894 гг. в чине капитана I ранга командовал Сибирским флотским экипажем.
В 1890 А.И. Кази А.И. избирается председателем комиссии по сооружению памятников морякам, погибшим на шхуне "Крейсерок", а также адмиралу Г.А. Невельскому.
В 1894 г. Кази А.И. переводится на Балтику, где до выхода в отставку (1896 г.) служил в чине контр-адмирала в 14-м флотском экипаже. Будучи в отставке, председательствовал в Особом комитете по делам Дальнего Востока, участвовал в деятельности общества "Кавказ и Меркурий" на Волге.
Умер в Екатеринбурге. Могила не сохранилась.
Награжден - высшими наградами: Святого Владимир IV степени с бантом, Святой Анны II степени с императорской короной

Работы по сооружению мемориала вели специалисты механических мастерских военного порта (ныне Дальзавод). Несмотря на кажущуюся простоту сооружения, на его строительство ушло семь лет (с 1890 по 1897 г.), т.к. сказывалась по обыкновению нехватка средств. Приемка памятника состоялась 27 мая 1897 г. Так во Владивостоке появился первый памятник. Однако официально он был открыт только осенью. Комиссия предложила открыть памятник «Крейсерку» 26 октября 1897 года в день предполагаемой даты гибели судна, но сделали это лишь 28 октября 1897 г. — через день после торжественной и очень шумной церемонии открытия памятника ученому и исследователю дальневосточных морей адмиралу Г. И. Невельскому. На церемониях открытия памятника адмиралу Г. Невельскому на Светланской и памятного камня в цепях погибшему транспорту "Крейсерок" в саду Морского собрания присутствовал А.В. Колчак, активно участвовавший в то время в общественной жизни города.
Почему же перенесли дату открытия мемориала «Крейсерку»? Очевидно, «пальму первенства» решено было отдать Г. И. Невельскому в связи с тем, что «адмиральский мемориал» в мае 1891 г. закладывал лично наследник российского престола цесаревич Николай, при посещении г. Владивостока. А посему теперь следовало и достойно отчитаться перед Петербургом.
Необходимо обратить внимание и на такой факт, что нынешний памятник «Крейсерку» в сквере Матросского клуба не совсем тот, который был сооружен первоначально.

Справка
При строительстве монумента опирались на флотские символы: на огромном камне, напоминающим остров установили адмиралтейский якорь, охвативший двумя лапами валун, со сломанным штоком и установили приспущенный по старой морской традиции Андреевский флаг - как символы скорби и памяти о погибших. Вокруг памятника по периметру вкопали шесть старых орудийных стволов, на которые натянули якорные цепи.
Для памятника во Владивосток с острова Русский привезли 22 камня уникального розового гранита со слюдяными вкраплениями из которых собрали и установили на двухуровневую площадку стилизованный валун. Военный порт выделил орудийные стволы, адмиралтейский якорь.
Именем «Крейсерок» назвали мыс и бухту в заливе Посьета.

«Первозданный» вид памятника «Крейсерку» нынче можно все-таки увидеть в Кронштадте, поскольку он был сооружен по образу и подобию памятника парусно-винтовому клиперу «Опричник», который, в 1861 году, возвращаясь на Балтику после гидрографических работ в Японском море, пропал без вести в Индийском океане. Очевидно, в сооружении двух одинаковых памятников погибшим морякам-первопроходцам на Балтике и Тихом океане вкладывался какой-то особый символический смысл...
При выборе места установки памятника предполагалось, что с видовой площадки памятника будет открываться великолепный вид на пляж и зеркальную поверхность бухты. Он будет хорошо просматриваться со стороны моря, а сад будет излюбленным местом отдыха горожан. К сожалению, в последствии, проложенная дрога, отделяющая сад морского собрания от бухты Золотой Рог, промышленные постройки и здание матросского клуба ограничили архитектурные достоинства созданного когда то мемориала.
Первые три, и единственные до 1922 года, памятники города Владивостока имеют схожую судьбу. В середине двадцатых годов прошлого столетия, когда проходила массовая «советизация» памятников, с памятника Г.И. Невельского сняли 160-килограммового бронзового двуглавого орла, бюст Невельского, доски с памятными надписями. Их поместили в краеведческий музей, а памятник получил название «Памятник жертв революции». В 1929г. бронзового двуглавого орла и доски переплавили на лом, и только в 1961г. скульптор В.Б. Гринева восстановила орла в бронзе и памятник приобрел первоначальный вид. С памятника экипажу шхуны «Крейсерок» были сняты судовой якорь, якорная цепь и пояснительные таблички, а на пирамиду был установлен бюст В.И.Ленина. Скульптурную фигуру с памятника адмиралу В.С. Завойко постигла участь бюста Невельского и якоря с памятника экипажу «Крейсерка». И если первые два памятника все-таки восстанавливаются, то памятник Завойко все еще ждет своей очереди.

P. S.
Спустя годы память о гибели русских моряков отстаивавших неприкосновенность Дальневосточных окраин земли русской стала придаваться забвению. Памятник в оригинале не простоял и трех десятков лет и постепенно в советские времена стал приходить в упадок, его первоначальный вид в силу разных причин и обстоятельств был утрачен.
Попытки «реанимировать» памятник предпринимались в 1962 и 1982 годах. И только в 2008 году по инициативе Владивостокского Морского Собрания были проведены наиболее полные и качественные работы по его реставрации. Работы выполнялись на средства и специалистами ЗАО «РИМСКО». Валун был очищен. На свое исконное место вернулся Адмиралтейский якорь, площадку вокруг мемориала выложили брусчаткой. Тем не менее, истинный вид памятника не восстановили. На фронтальной табличке нет фамилии погибшего первого командира шхуны «Крейсерок»-С.С. Россета. На боковых гранях нет табличек с именами погибших членов экипажа. Лестница, ведущая к снованию памятника и площадка перед ним не отремонтированы.
Хочется верить что эти работы когда-то будут доведены до конца, а во Владивостоке кадеты морского кадетского колледжа ДВГТУ, взявшие шефство над садом и мемориалом, будут давать свое клятвенное обещание на Андреевском флаге, перед памятником предков которые отдали свои жизни во имя их будущего.
О могиле лейтенанта Андрея Павловича Налимова, на южной оконечности полуострова Терпения, тоже почти забыли. Могильная плита кочевала с места на место и в конечном итоге была вмурована в цоколь маяка на мысе Терпения.

Спустя 100 лет (10 июня 1988 года) экспедиция сахалинского краеведа В. К. Микунова отыскала могилу лейтенанта А.П. Налимова. Из болотистой низменной местности участники экспедиции перенесли могилу на новое, возвышенное место, расположенное к востоку от прежнего, на склон морской террасы. И старое и новое места погребения обустроили и установили памятники погибшим морякам.

Когда-то очень давно на берегу Финского залива кто-то установил большой каменный крест с надписью "В память тех, кто погиб и погибнет в море". Символ морского бесстрашия. Надпись же на могильном кресте нового погребения гласит:

«МИРЪ ПРАХУ ИХЪ»

*Все даты приведены по старому стилю.

г. Владивосток
октябрь 2010 года


Автор благодарит сотрудников краеведческого музея г. Поронайска Сахалинской области, краеведов Виктора Климентьевича Микунова и Юрия Георгиевича Филатова любезно предоставивших материал для написания этой статьи из личных архивных фондов.

«ТОЛЬКО ДОБЛЕСТЬ БЕССМЕРТНО ЖИВЕТ,
ИБО ХРАБРЫЕ СЛАВНЫ ВОВЕКИ!

Валерий Яковлевич Брюсов


Рецензии
Низкий вам поклон за ту работу.которую вы проводите по увековечению памяти моряков.Жаль,что эта деятельность является только уделом энтузиастов,а не политикой государства по воспитанию молодежи.

Станислав Сахончик   06.01.2012 04:49     Заявить о нарушении
Спасибо за оценку моего скромного труда.

Борис Шадрин   06.01.2012 07:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.