На скалах

(Для бешеной собаки сто вёрст – не крюк)
Вышел с электрички с разношерстной толпой туристов. Большая часть сразу же потянулась в правую сторону, к речке.  Матрасники – любители шашлыков и выпивки на лоне матушки - природы, которую они нещадно загаживают.

Влево, на скальный массив, как обычно лишь небольшая часть более продвинутых туристов. Выпивохи здесь тоже встречаются, но более умеренные.  Я, как всегда, влево.  Обгоняю всех и вверх, по тропе. Вскоре пришлось раздеться, вспотел.

Когда вышел на «Локомотивы»,  увидел на малой стоянке группу туристов. Сидят, отдыхают. Три мужика и одна женщина. Все тучные, кроме одного, который назвался Фёдор. Идут тоже вверх, на «Висячую долину».

 Пошёл с ними за компанию из-за Фёдора, с которым нашлась общая тема для разговора. Наверх ходит он давно и обычно один, трудно найти компаньона. Большинство предпочитают проводить выходные дни дома, на диване, с пультом от телевизора в одной руке и с банкой пива в другой. В этот раз уговорил своих близких знакомых, пошли с ним.

Тропа камениста и под 30 градусов. Нам с Федей хоть бы что, а остальные еле, еле идут, часто останавливаются, отдыхают.  Вышли к камню «Лестница», ждём. Смотрю, на «Сочинских стоянках», под скалой, палатка. Там обычно лишь скалолазы останавливаются. Надо, думаю, зайти потом, узнать.

 По кулуару вылезли наверх.
 Красота неописуемая! 

Скалы окружают «Висячую долину» с трёх сторон, с запада, севера и востока, а южная сторона обрывается вниз каменной террасой. Какой великолепный обзор.

 Потом, вечером, я долго сидел на стволе упавшего дерева, над самым обрывом и смотрел на луну, висевшую над головой, на светящиеся огоньки далёких посёлков, затерянные внизу, в подступающем от речки тумане. Было тепло, уютно, и спать совсем не хотелось.

 А Федя, как я узнал позже, в это же время сидел на самой вершине Индюка, на высоте 870 метров и снимал ночные пейзажи своим мощным фотоаппаратом на треноге.

Но, это всё было вечером, а до вечера ещё произошло много событий. Поставив палатку на своём излюбленном месте и пообедав, я пошёл прогуляться в сторону «Первой башни, услышав там, какие-то голоса.

Так и есть, на маршруте «Бегунки» группа из трёх альпинистов поднимается вверх. Перила навешены, двое уже на промежуточной базе – небольшой скальной полочке с сосенкой, растущей сбоку из щели. Маршрут мне знаком, я проходил его несколько раз в связке. Один парень ещё внизу.

 Поговорили. Я сказал, что у меня с собой, в рюкзачке, гайдбук с описанием маршрута. Один из парней, сидевших вверху, на полочке, захотел взглянуть.

- Без проблем, - сказал я и полез наверх, уцепившись за свисающую верёвку.  Для меня подобное действо было своеобразной разминкой для рук. Никто не проронил и слова. Через минуту я сидел на полочке и доставал книжку из рюкзачка. Пока читали описание маршрута и общались, поднялся третий, бывший до этого внизу.

- Эй, перила не убирай, - закричал я, увидев, что он взялся за верёвку, - а то, как же я спущусь.
- Нет, нет, - заверил он меня, - всё в порядке, перила на месте.

Убедившись, что верёвка крепко привязана к крюку, я спустился вниз, пожелав парням удачного прохождения маршрута.

Во время общения наверху, на полочке, я узнал, что они из Ростова и здесь, на Индюке, находится ещё группа ростовчан, скалолазов. Они видели их на камне «Сыр».

Спешу к «Сыру» по кулуару, разделяющему вершину Индюка с его «Короной». Точно, как я и ожидал, мои знакомые, с которыми я встречался здесь же, на Индюке, ещё летом.

 Тогда, во время скалолазания на камне «Сочинский», неожиданно полил дождь, и мы все вместе спрятались под тентом, растянутым на скорую руку между скал и деревьев.

 Пили сухое вино, читали стихи. Я сидел на бухте верёвки, положенной на камень, рядом с молодой женщиной, Татьяной.
 Помню, когда попросил её выделить  верёвку для сидения, то, соглашался лишь на нагретую часть, ту, на которой она уже сидела. Думаю, шутка была уместной, она не обиделась.

Их всего трое, Татьяна и ещё двое парней, Вадик и Володя. Вадика я помню с прошлой встречи, а Владимир – новое для меня лицо.
 После взаимных приветствий, решили спуститься ниже, к камню «Сочинский», где не так задувал ветер и ещё светило солнышко, чтобы до вечера пройти несколько скалолазных маршрутов.

Встали под маршрутом, где я сорвался десять дней назад и сильно травмировал ногу о выступ скалы, когда летел вниз около полутора метров. Тогда, переждав пока утихнет боль, я всё же прошёл этот маршрут. Нога до сих пор ещё болит.

Вадиr прошёл маршрут первым, протянул верёвку для Татьяны. Но она так и не смогла преодолеть ключ маршрута – трудное начало, как раз то место, где я тогда сорвался.

Несколько раз срывалась и она, но страхующий, Вадик, был постоянно начеку, и всё обошлось без травм. А меня в тот раз страховала молодая, неопытная девчонка, которая вовремя не выбрала верёвку, вот и летел вниз целых полтора метра. Да ещё о выступ скалы напоролся по ходу падения.

Незаметно подкрался вечер, ноябрь, дни короткие. Расстались здесь же, у камня «Сочинский». Я пошёл к себе, наверх, а они вниз, на Родниковую поляну.  Договорились завтра встретиться у камня «Подкова», где я не прошёл до сих пор ни одного маршрута, а хочется.

Когда я в восемь часов вылез из палатки, утро встретило меня прекрасной погодой. И не скажешь, что ноябрь. Безветренно, солнечно и относительно тепло. Градусов 10-12. Днём потом ещё потеплело, когда солнышко слегка нагрело камни. Чудные деньки для ноября – месяца.
 Мои соседи, которых привёл Фёдор, уже собираются уходить, складывают палатки.
Вскоре тронулись по тропе к кулуару, чтобы спуститься вниз.  Смотрю, Федя не торопится, остался один на площадке. Подошёл к нему, поздоровался, спрашиваю:

- Что не идёшь с ними, решил остаться?
- Да нет, - отвечает, - успею догнать и перегнать, даю им фору.

И ввернул в разговор поговорку: «Для бешеной собаки сто вёрст – не крюк».
Я уважительно пожал ему руку, пожелал удачи и отправился к камню «Подкова» на встречу с ростовчанами скалолазами.

Когда подошёл к месту встречи, они были уже на месте. Таня сидела и наблюдала за Вовкой, который взбирался вверх по угловому маршруту. Вадик страховал.

 Рядом стояло несколько зевак, туристов, гуляющих по тропам Индюка и, при случае, глазеющих на лазающих спортсменов. Завели разговор о Гималаях, и о том, что каждый четвёртый альпинист там погибает.

- Хорошенький разговор о погибающих альпинистах, когда я подымаюсь по маршруту! – Раздался сверху возмущённый Вовкин голос.

- Вова, они гибнут в основном под лавинами, а здесь даже камни сухие! – Поспешил я успокоить его, и добавил, - ты же идёшь с верхней страховкой, чего тебе бояться?

Вовка шутил, конечно, но всё же под руку говорить такое не стоило.

- Теперь Ваша очередь, - услышал я голос Вадика, - приготовьтесь.
- Вау! – Скорей переобуться, и обвязка ещё не одета.

И вот, я стою у начала маршрута и принимаю из рук Володи конец верёвки. Ввязываюсь и проверяю узел восьмёрка, правильно ли завязан. Правильно. Значит, вперёд!  Вверх!

Теперь зрители смотрят на меня, переговариваются. Я не улавливаю сути их разговора – говорят тихо – но, наверное, гадают, залезу или нет. Хорошо, хоть ставки не делают.

Начало сложное, ключевое, хотя сам маршрут, не ахти какой высокой категории сложности.

Обычно, такие маршруты я проходил без срывов. И этот должен пройти. Утереть нос матрасникам, чтобы не гадали.

И утёр, поднялся до базы, нигде не зависнув.
Как приятно спускаться на верёвке после сделанного маршрута. Ощущаешь себя победителем, суперменом, способным на многое.

Спустился, огляделся. Матрасники с утёртыми носами торопливо уходили прочь. Мы, наконец-то остались одни. Теперь никто не мешает. Впереди более сложный маршрут, где неизбежны срывы при прохождении и лишние зрители ни к чему.

Следующий маршрут, как обычно, первым начал проходить Вадик, как самый лучший среди нас в этом деле. Несколько раз срывался между первой и второй оттяжками, проходя ключ. Потом нащупал путь и дальше шёл без срывов до самого верха.

 Вовка дольше елозился на ключе, но вылез и он.

 А у меня не получилось, обувь подвела, я был без скальных туфель, которые легкомысленно оставил дома, не надеясь встретить себе здесь, на Индюке, партнёров для лазания.

 Ноги, раз за разом, соскальзывали с камня, который надо было проходить в упоре на трении, и, когда Вадик, страховавший меня, сказал, что всё равно ничего не получится, я скомандовал:
- Вниз!

Таня такие сложные маршруты даже не пыталась пробовать, ей надо было найти что-нибудь полегче. И мы отправились под скалу  Индюк, к маршруту «Конфетка».

  Признаться, название маршруту было дано с большой долей иронии. Не так-то просто оказалась её «съесть», эту «конфетку».
 Если Вадику, благодаря его росту, всё же удалось вщёлкнуться в карабин базы, то мне с этого же места дотянуться до базы, никак не удавалось. Не хватало каких-то десяти сантиметров.

 Таня, понятное дело, до базы тоже не дошла.
Но, как она старалась, ведь маршрут то – «конфетка».

                ---------------------
Ночью задул сильнейший восточный ветер. Хотя его отбивали скалы «Первой башни», прикрывающие меня с востока, но палатку периодически сильно встряхивало шальными порывами.
 И ещё временами шёл дождь. А на окружающих Индюк горах, как я заметил позже, лежал первый снег.  Заметно похолодало, руки мёрзли без перчаток.

После завтрака снял палатку и пошёл вниз, на «Сочинские стоянки».
  С ростовчанами вчера распрощался, они утром уезжали назад на своей машине, оставленной внизу, в посёлке. Ехать им до Ростова почти целый день, и они торопились, чтобы успеть привести себя в порядок перед грядущей рабочей неделей.

 А мне на электричку к шестнадцати часам, масса времени впереди.

Всего десять минут хода и я на «Сочинских стоянках». Три палатки стоят под скалой. Иду дальше в укромное место, где находится пункт питания.

 Здесь, у стола, сложенного из камней, под нависающей скалой, на брёвнышке, приспособленном под общую скамью, сидит Инна Диденко, что-то помешивает в кастрюльке, стоящей на газовой горелке.

Мастера спорта, известную альпинистку, я впервые вижу так близко, лицом к лицу. Давно знаю её заочно, много раз видел издалека, вверху, при прохождении ею альпинистских и скалолазных маршрутов. А вот так, в обычной, бытовой обстановке встретился впервые. Да ещё наедине, ну это уже журналистская удача.

 Здороваюсь, прошу разрешения присесть. Инна кивает утвердительно.
Поговорили о самых простых вещах, о погоде и о том, что сезон скалолазания фактически закончился и начнётся здесь, на Индюке, не раньше мая-месяца.
 Инна  живёт в Сочи, И  сейчас, помимо всего, занимается тренерской работой. С ней двое её подопечных, парень и девушка. 

Пришёл к столу Рома Касьянов, с которым я мельком встретился вчера и не узнал сразу. Хотя он меня узнал.
 Рома автор и первопроходец некоторых маршрутов здесь, на Индюке. Ну, а как он лазает, об этом говорить излишне, и так ясно. В путеводителе по Индюку есть фотография, где он проходит маршрут «Пьянка и палёнка», категория сложности – 7b/7c. Я думаю, это достаточная аттестация его спортивного мастерства. 

Пользуясь случаем, хочу сообщить читателям, что в Путеводителе по Индюку, выпущенном в Москве, есть ошибки. Под этой самой фотографией, о которой я упомянул, вместо Касьянов написано Косенко. А в оглавлении, вместо Касьянов - Косьянов. На эти ошибки составителей мне указал сам Роман Касьянов, благо путеводитель был у меня с собой.

Вот с такими людьми я запросто сидел за столом и завтракал. Инна подала мне миску овсянки, обильно политой сгущённым молоком. Было очень вкусно. И ещё она сварила настоящий кофе. Завтрак удался на славу.

После завтрака Рома предложил пробежаться вверх, для разминки. Ученики и я с радостью согласились. Инна осталась в лагере, убрать со стола и подготовить снаряжение для предстоящего скалолазания.

Повёл он нас не по щели кулуара, где я обычно лазил, а по неизвестной мне до этого сквозной пещере, выводящей сразу наверх. Местами пришлось лезть в распорку, упираясь руками и ногами в стенки. Но, что это для спортсменов-скалолазов?  Так, детская игра.

После пробежки поверху, спустились по другому кулуару к камню «Аркашка», где Рома долго разглядывал никем ещё не пройденный маршрут «Перец». Название маршрута говорило само за себя.
Несмотря на холод, всё-таки вышли на маршруты. Встали между камнями «Лестница» и «Сосед».

  Молодёжь начала штурмовать «Правый кант» на камне «Лестница», а корифеи прошли маршрут «Мамаша» на камне «Сосед».
 И ничего странного здесь нет, что маршрут для их уровня несложный, было так холодно, что пальцы сразу теряли чувствительность при соприкосновении со скалами.

Они просто немели и переставали держаться за выступы. Так же и ноги. Скалолазные туфли одевают всегда на голую ногу, чтобы лучше чувствовать камень. Потому и берут их на размер, а то и на два меньше.

Ступню буквально втискивают в резиновую колодку, обшитую изнутри и сверху натуральной кожей.  А иначе на каменных плитах не устоишь, и без помощи ног никуда не поднимешься.

Поэтому Инна долго растирала ступни ног, прежде чем одеть холодные скалолазки. Поднимались по маршруту в тёплых свитерах и шапках, а вот руки и ноги одеть невозможно. Они, как всегда, голые.

Если ветераны прошли маршрут без сбоев, то молодёжь долго буксовала на «Правом канте».

Мне тоже предложили поучаствовать, но мои пальчики на правой руке так болели после вчерашних мизеров, что я вынужденно отказался, объяснив причину. Инна  сказала, что я передавил пальцы, и ничего страшного, обычное дело в скалолазании.

 Мне очень польстило, что со мной общаются как со своим, а не с чужаком, пришедшим,  что-то высмотреть и потом написать об этом. Как со скалолазом, а не как с журналистом. Так, собственно, и было, и есть.

Роман, взявшись за выступ вертикальной плиты одной рукой, а второй опёршись внизу, поднял тело с вытянутыми ногами параллельно земле. Все загорелись повторить этот трюк, но ни у кого не получилось. Дольше всех старалась Инна.

Моё время подошло к концу, надо было идти на электричку.  Расставаясь со скалолазами, я выразил пожелание новых встреч. Думаю, оно было взаимным.

На снимке: Инна и Рома на стоянке разглядывают необычайно большой лист каштана.


Рецензии