Салют, Палома. Фигерас
Театр-Музей Дали создан на основе старого муниципального театра 19 века, сгоревшего в 1939 году.
В 1970 году состоялось предварительное открытие Театра-Музея, на котором Дали представил центральное потолочное панно зала «Дворец ветра». На панно Дали и Гала, уносящиеся из хаоса и жестокости Земного, к свету и гармонии Вечного.
В Театре-Музее есть подземная часовня-крипта, так как Дали пожелал быть похороненным под куполом своего Музея. Башня Галатеи, бывшая часть средневековых стен города (башня Горгот), в этой башне Дали жил до своей смерти 23 января 1989 года.
По замыслу автора знакомство с Театром-Музеем Дали должно начинаться с площади
Гала-Сальвадор Дали. В этом пространстве Дали расставил знаки своих пристрастий и навязчивых идей: наука представлена скульптурой «Памяти Ньютона», академическое искусство – тремя скульптурами Мейсонье, более новаторское – «Обелиском телевидения», каталонская философия – памятником Франсеску Пульжосу.
Перед кафе под уютной сенью деревьев скульптура Атом водорода. Как было сказано гидом: «Атом водорода- элемент образной системы Дали». Водолаз в скафандре символизирует погружение в подсознание. Есть фигуры с батоном хлеба, что они символизируют я не помню.
Посмотрев на массу неожиданного и малопонятного, я с удовольствием выпила в кафе холодный сок, отдохнула и отправилась дальше постигать непостижимое, созерцать умелую инсценировку всех навязчивых идей изобретателя параноико-критического метода.
Не буду описывать полностью внутренний двор, остановлюсь на «Дождливом такси». Это скульптурная группа с кадилаком, на капоте которого стоит скульптура царицы Эсфири, Дали считал её прообразом «Нана» Ники де Сен-Фаль. Внутри кадилака из сложного сплетения труб непрерывно капает дождь, капает уже много лет, поэтому манекены и их шофёр облеплены садовыми улитками. Увенчивает сооружение лодка, принадлежавшая Гала и зонт, все это удерживается на длинных костылях.
На стеклянных дверях в вестибюль дверные ручки из старых железных утюгов, сказали, что они несут эротический подтекст. Странно, никогда не рассматривала утюг с эротической точки зрения, вот что значит темнота и невежество.
Большое впечатление произвел зал Мэй Уэст, в центре которого трехмерная инсталляция, посвященная этой американской актрисе.
Необыкновенной силой притяжения, ощущением особой тайны обладают, на мой взгляд, три вещи: «Корзинка с хлебом», «Галарина» и «Жидкие часы».
Хлеб всегда был одной из самых фетишистских и навязчивых тем в творчестве Дали, как он сам об этом говорил.
В детстве, когда он был мальчиком в матроске, мать положила в корзинку хлеб, вышла из комнаты и заперла дверь на ключ. Дали- мальчик заглянул в замочную скважину и увидел, как загадочно выделялся хлеб на темном фоне, золотистый аппетитный и недоступный. Ребёнок всем существом своим ощущал аромат и свежесть, вожделенно желаемого хлеба и в эти минуты в мире ничего не существовало, только мальчик в матроске и хлеб в корзинке.
«Галарина», так Дали назвал портрет Гала.
Она отождествляется с желанным хлебом в корзинке. Скрещенные руки Гала похожи на переплетенные прутья корзинки для хлеба, а её обнаженная грудь на горбушку хлеба. Дали сказал: «Когда Гала поднялась на самую высшую ступень в геральдической иерархии моего достоинства, она стала для меня корзинкой с хлебом».
И, конечно, «Жидкие часы» меня просто заворожили. Потрясающая идея о текучести времени!
Эти три великолепных произведения навели меня на сюрреалистические размышления о том , что уже много лет прошло с тех пор, как мать положила хлеб в корзинку и заперла дверь на ключ. Жидкие часы отсчитали годы, а мальчик в матроске все стоял и смотрел в замочную скважину, ощущая всем существом своим аромат и свежесть горбушки хлеба.
Жидкие часы растекались во времени, из старости в детство, от детства к старости, мальчик возносился во «Дворце ветра» уже мужем, горбушка хлеба превратилась в женскую грудь, а корзинка в сплетенные руки. Жадно припадая к этой груди он снова и снова чувствовал себя ребенком, смотрящим в замочную скважину…
В конце жизни Жидкие часы подвели его к замочной скважине и он увидел хлеб, к которому стремился всю жизнь, но в этот раз дверь отворилась, он вбежал в комнату и сладострастно впился в горбушку.
Жидкие часы навсегда затворили дверь- нужно ли художнику возвращаться, он наконец достиг желанной цели! Любимая уже ждала его в дождливом такси, которое умчало их в Вечность.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №211111501111
Иван Бутько 06.01.2013 12:43 Заявить о нарушении