Глобализация образования в 21 веке

               

"Моя проповедь, в моих глазах, даже не мечта, а строго математический вывод из точного знания".      
                К.Э. Циолковский


Чтобы Человечество начало жить в соответствии с Космической философией К.Э. Циолковского, в "Океане Счастья", разлитом во Вселенной, о которой нужно говорить как о новой религии более оптимистической, чем все остальные, необходимо изменить подход к образованию, так как среди его моделей, которые были бы не только адаптированы к устойчивому будущему, но и способствовали бы его созданию таких практически нет. Всё мировое образование представляет собой консервативную социальную систему, которая не удовлетворяет потребности современной жизни  и в основном моделирует в деформированном виде прошлое наших Цивилизаций.
Как отмечалось в докладе Международной комиссии по образованию  представленном ЮНЕСКО для ХХ1 века, система образования, и, прежде всего школьная «застыла и целиком погружена в прошлое, использует устаревшие методы  для передачи устаревших знаний вызывая тем самым скуку учащихся, а то и отвращение к учёбе». («Образование» 1997). Образование устарело  на десятки лет, в его основе лежит доядерное, доглобальное мышление, отжившие ортодоксальные взгляды и устаревшие ориентиры, которые не в состоянии выдвинуть новые модели, необходимые  для благосостояния и выживания Человечества.
Противоречивая ситуация в которой оказалась  мировая система  образования, ставит вопрос об изменении не только статуса образования в обществе, но и выработке новой модели и стратегии развития в ХХ1 веке. Надо поднять статус  образования, так как речь идёт о том, чтобы образовательный человеческий потенциал стал фундаментом перехода к новой Человеческой формации.
В настоящее время образование слабо связано с решением насущных и особенно глобальных проблем, многое из которых угрожают гибелью Человечеству. Решение вопросов Цивилизации с помощью нынешнего образования невозможно! В настоящее время образование отторгается в антикризисной деятельности.
С учётом сложившейся кризисной обстановки должна быть создана новая модель образования которая способствует переходу к новому развитию Человечества.
В настоящее время акцент  внимания в образовании, как в большинстве других сфер человеческой деятельности направлен на сбор и сохранения информации полученной в прошлом. В 2008 год, количество сохраненной информации составило тысяча экзабайт которая ежегодно увеличивается более чем на 60%.
На мой взгляд, помимо вышеназванного образование, должно относится к так называемым инновациям,  в которых должны опережающимися темпами развиваться механизмы понимания и освоения будущего.
Введение фактора будущего в науку и в обучение чревато революцией, которой не сравнима ни с одной из всех предыдущих социальных и научных революций. Такие фундаментальные понятия как истина, научный факт, практика и ряд других фундаментальных представлений о науке либо потеряют своё значение, или трансформируются в другие категории. Так как понятие истины это нечто внешнее и переменчивое по отношению к познающему объекту.
Подтверждаются гениальные пророчества Циолковсккого, который провозглашая научный характер своей философии, высказал редко цитируемое признание:"... я не могу руководствоваться исключительно научными выводами, сделанными нами ранее. Помимо того, что они не могут решить всех вопросов, которые возникают в жизни, моё сердце жаждет большего, видит дальше, чем разум, и чище его. Смутные чувства и желания влекут меня к Великому Учителю, с его Великою Любовью... Только непонятно, откуда эти чувства, которые выше разума".
Поэтому истина, возможно будет трансформируется в виртуально-вероятную форму становления и обоснования знания, существенно отличающуюся от того, что принято  в классической и современной академической науке.
Виртуальная форма истины не используется пока ни в науке, ни в образовании и предстоит работать над тем как ввести  продолжающее понятие истины  для будущего.
Абсолютной истины, по мнению Циалковского, "нет, потому что она основывается на полном познании космоса. Но такого полного познания нет и никогда не будет". Наука непрерывно идет вперед, "отвергает или утверждает старое и находит новое", причем "конца этому не будет". Значит, "истина может быть только условная, временная и переменная".
Необходимо внести понятие исследования будущего «виртуальное исследования» которые окажутся главным способом развивающейся науки.
Фактор будущего в образовании потребует нового осмысления  науковедения  которое должно повернуться к будущему. Должно происходить движение знаний  от  изучения прошлого через настоящее к будущему. Это означает, что глобализация мысли в пространственных координатах должны перейти в пространственно-временную целостность.
Это связано с информатизацией общества. Образования должно объединять три аспекта обучения прошлое, настоящее, будущее. Только  на пути использования и формирования виртуальной реальности в человеческой деятельности  в науке и образовании появляется возможность опережающего моделирования реальности. Речь идёт о создании информационного общества как первого этапа  и создания новой Цивилизации опережающей системы.
Выход из современного глобального кризиса Цивилизации видится в переходе её в информационно устойчивое общество, а выход из глобального кризиса образования в создании образовательной системы ведущую к информационному обществу без границ и государств.
Видится, что не пройдёт и десятилетия как Человечество придумает биокомпьютер. Это сложное устройство, напрямую соединяющее человека с глобальной сетью и обладающее возможностью собирать и аккумулировать информацию, быстро выдавать её пользователю. Человек с детства получит громадное количество времени свободное от заучивания старой информации, для работы над информацией будущего, человек будет не одинок и счастлив.
Свойство опережения присуще всему живому и не живому. Так даже Вселенная расширяется в Будущее.
Это необходимо еще и потому, что глобальную катастрофу грозящую Человечеству можно предотвратить только опережающими действиями.
 Именно поэтому в образование необходимо вводить знание, понимание, умение и культуру предотвращение катастроф, антикризисное управление, чтобы не допустить  возникновения необратимых катаклизмов губительных для Человечества. Это возможно при формировании образования обращенного к будущему и готовность к упреждающим антикризисным действиям.  Это предполагает поисковую часть для обнаружения более эффективных путей  выживания и дальнейшего прогресса Человечества в форме перехода к устойчивому будущему. С использованием для обучения всех опережающих факторов и упреждающих механизмов. Образование в таком ракурсе станет не просто транслировать от поколения к поколению уже устаревшие и тем самым бесполезные для принятия решения знания, но и будет более эффективно способствовать готовности к антикризисным действиям.
Современное образование даже при ускоренном развитии в нём инновационных процессов и модернизации остаётся консервативной системой  в силу господствующих идеологий, обучения которое, является устаревшим содержащим малозначительную информацию о прошлом мироздании, а тем более социальном бытии. Образование должно превратится из механизма трансляции устаревших знаний в приоритетный фактор социального прогресса, потому что на ликвидацию катастроф уходит больше средств, чем на их предупреждение.   Глобальные изменения, которые необходимы в мире, подтверждают теорию       Циолковского о создании единой философской системы обучения, в которой рассматриваются фундаментальные проблемы человека и мира, жизни и смерти, истины и заблуждения, добра и зла, свободы и долга, в отражении человеческого будущего.


Рецензии