Мужнена жена

                Мужнина  жена
               
      Так повелось,  что в студенческие  годы  возникают    дружеские компании, союз которых продолжается до глубокой старости. Тому много причин. Молодые люди вступают в неповторимую прекрасную пору юности, начинают понимать, что это прелюдия будущей большей части их жизни. Здесь и обретение специальности и возможное возникновение семьи. С друзьями легче учиться, познавать жизнь, приобщаться к культуре, советоваться по самым сокровенным вопросам, которых у молодых людей предостаточно.
 
     Такая студенческая компания возникла на вечернем отделении одного из московских институтов. Друзья периодически встречались вне стен института и это доставляло им большое удовольствие. Люди настолько сблизились, что, даже окончив институт, продолжили встречи.
      Традиция предусматривала складчину на квартире одного из участников, как это делалось в студенческие годы.  Поводом были советские праздники, семейные торжества и ряд других. Как говорится: «Было бы желание, а повод всегда найдётся». Люди были разные по взглядам на жизнь, уровню воспитания, национальности и даже по возрасту. Ведь кончали-то вечерний институт. Но это не мешало им дружить.   

      В этом коллективе была девушка, которую звали Асей. Скромная, симпатичная, жизнерадостная, умевшая дружить. Вскоре окружавшие её люди убедились, что она  порядочный человек, преданная подруга, с которой можно быть откровенным, обсуждать  любой вопрос, советоваться по всякой проблеме и, главное, быть уверенным, что совет будет искренним.

      Когда одна из подруг ; Марина узнала, что Ася вышла замуж, то обрадовалась этому событию от чистого сердца. Вскоре познакомилась с её мужем. Приятный мужчина,  неплохой человек, - за плохого  не вышла бы замуж. Ася сменила свою фамилию Эндлина на фамилию мужа Гольдман. Это происходило в шестидесятые годы, когда  государственный и бытовой антисемитизм имел место.

      Марина представляла Асю на девяносто процентов русской и на десять еврейкой за счет записи в паспорте. Тему национальности на встречах никогда не обсуждали. Да и обсуждать было нечего. Ася знала о еврействе только то, что было дозволено советской властью из литературы и из уст матери. Вспоминала о своей национальности только когда сталкивалась с антисемитизмом.   

      Однажды при встрече Марина высказала подруге то, что  она думала о положении евреев в Советском Союзе:
      - Асенька, мне нравится твой муж, я верю в правильность твоего выбора.  Полагаю, еврейки должны выходить замуж за евреев, но не уверена в том,  что ты права,  поменяв свою фамилию на фамилию мужа. По фамилии  Эндлина как-то не так заметно, что ты еврейка.  Ты блондинка с серо-голубыми глазами, с чисто русской речью, воспитана на русской культуре, ; не сразу признают в тебе еврейку.

      На реплику подруги Ася среагировала мгновенно, считая возможным вести с Мариной откровенный разговор, как с  преданным человеком:
      - Во-первых, я никогда не стеснялась своего еврейского происхождения.  Во-вторых, я уважаю общество,  в котором живу и надеюсь,  что оно также должно уважать меня  какой бы национальности я не была еврейкой, татаркой или русской. Те, кто видят во мне вначале еврейку, с теми я не имею никаких дел. В-третьих, замена фамилии на мужнину, я рассматриваю как знак уважения к нему, признание его главой семьи  и незыблемость нашего союза. Теперь я мужнина жена,  рада, что он еврей, и мне не надо маскироваться в том плане, о котором ты мне говоришь.

      После этого ответа Марина почувствовала себя неловко. Как будто наступила на больную мозоль своей подруге, задев очень серьёзный вопрос межнациональных отношений.   На самом деле она от души желала ей добра и счастливой жизни. Думала, что её совет мог бы оградить Асю от возможных проявлений антисемитизма.

      В комнате, где собрались друзья, после Марининого совета и Асиного высказывания, воцарилась тишина. Каждый задумался: «А права ли была Марина, затронув национальный вопрос, болезненно воспринимаемый евреями, требующий большой осторожности при обсуждении? А Марина и вовсе сникла. Напряжённую обстановку разредила сама Ася, сменив тему разговора. Ася была умной, всё поняла правильно, а потому в этот вечер особо дружелюбно отнеслась к Марине, что должно было избавить её от переживаний. В дальнейшем события показали, что Марина волновалась зря и её  дружба с Асей стала ещё крепче и доверительнее.

      Впоследствии Марина призналась своим друзьям: «В моем сознании после моего бестактного совета и Асиной реакции на него я как бы помудрела. Она стала для меня  идеалом, раскрыв глубину своей души, исключительную порядочность, мудрость женщины. Я бы хотела на неё быть похожа».   
                Февраль 2002


Рецензии