Германия и Россия

ГИГАНТЫ, ОБРЕЧЕННЫЕ НА ДРУЖБУ.

Две мировых войны, не считая мелких стычек, где Германия и Россия были по разные стороны линии фронта. Был Гитлер, были Ленин со Сталиным. Да, это так, из песни слова не выкинешь. Но был еще Ломоносов, а с ним и вся русская наука, выросшие из Германии, были Эйлер и Крузенштерн, промышленность, сельское хозяйство, родом тоже оттуда. Да и если говорить о войнах, тоже далеко не всегда мы были врагами. Вот в 1812-м, например, в суворовских походах. Войны возникают не из дурных качеств народов, не от того, что «немцы воинственны», или «русские не любят работать, а любят пить, воровать, врать и чесать кулаки». Войны возникают от экономических причин. Политика – продолжение экономики, только другими средствами. И все же Россия и Германия – две страны, обреченные историей и местом их в глобальной экономике на дружбу и взаимовыгодное сотрудничество.

Со времен средневековья и эпохи великих географических открытий, когда заметно ускорился ход всемирной истории, ни одно столетие по раскладу глобальных сил не повторяло век предыдущий. Менялись не только очертания государственных границ. Военные и торговые схватки за региональное и мировое лидерство приводили к перераспределению зон влияния, к возвеличиванию одних держав и упадку других. Более того, видоизменялся сам тип миропорядка. И нет сомнений, что XXI век не будет в этом отношении исключением, ибо главной мировой тенденцией стал отход от идеологического противостояния, под знаком которого прошло практически все XX столетие.

Это неизбежно влечет за собой серьезные перемены в системе мировых внешнеполитических координат: геополитическая комбинация XXI века будет сильно отличаться от привычной картины противостояния двух ядерных сверхдержав.

Ясно и то, что новая модель мира вызревает из неустойчивой, пока до конца не проясненной ситуации, связанной с распадом СССР. И главный вопрос заключается в том, кто и как воспользуется новой расстановкой мировых сил.

А перед нами, перед Россией, наряду с доработкой внешнеполитической доктрины и обеспечением своих текущих международных интересов стоит задача стратегического осмысления грядущего миропорядка и определения нашей новой роли в быстро меняющемся мире.

Министр иностранных дел и государственный канцлер светлейший князь Александр Михайлович Горчаков в наши дни получил долгожданное признание потомков и очень почитаем не только в дипломатических кругах, но также среди людей, далеких от внешнеполитических проблем. Ибо он твердо следовал идее дружбы с нашим естественным союзником и партнером - Германией.

  Россия и Германия всегда играли на континенте необычайно важную стабилизирующую роль, не позволяя ни одной из европейских держав резко возвыситься над своими геополитическими конкурентами.

Немаловажно и другое: когда в Европе начался постепенный отход от геополитического баланса сил в пользу блоковых, осевых и прочих связей, равновесие нарушилось, и континент медленно, но неудержимо начал сползать к Первой мировой войне.

После ее окончания на смену классическому балансу сил пришел принципиально иной тип миропорядка, основанный на системе Версальских договоров, навязанных Европе прежде всего президентом США Вудро Вильсоном. Эта новая модель мира, закрепившая раздел Европы и перекроившая ее географическую карту, привела к образованию новых малых стран, запутав вопрос о границах и заложив тем самым мину под будущее. Разве можно признать случайным, что система Версальских договоров продержалась очень недолго, и уже через двадцать лет разразилась Вторая мировая война?

Двигаясь по пыльным ступеням истории, необходимо вспомнить о следующей памятной дате: в 1945 году на Потсдамской конференции снова возобладал классический баланс сил - не только в европейском, а в мировом масштабе, - и Европа уже более полувека живет без войны.

Но после крушения СССР начался новый этап передела мира. Дали о себе знать давние исторические обиды, возродились реваншистские настроения, крепнет нацизм, причем, к нашему стыду, и у нас. И с каждым годом становится все очевиднее, что вековые геополитические интересы великих держав лишь дремали под спудом идеологической схватки XX века, а теперь вновь пробуждаются.

В настоящее время на фоне процесса глобализации мировых хозяйственных связей активно происходит формирование региональных экономических группировок, в которых в той или иной степени наблюдается перемещение регулирующих полномочий во внешнеэкономической сфере с государственного на межгосударственный уровень.
В этом отношении наш основной торговый партнер, Европейский Союз, продвинулся дальше всех.

Германия на протяжении уже продолжительного периода времени является основным торговым, инвестиционным и финансовым партнером России. По данным российской статистики доля Германии во внешнеторговом обороте России еще в 2001 г. достигла 9,8%, а по данным германской статистики - даже 14,0%. Германские общие накопленные инвестиции в российскую экономику составили 7,2 млрд. долл., или 18,8% всех зарубежных инвестиций. На Германию приходится около 1/3 от общего объема требований к России со стороны западных финансовых институтов.

Германия продолжает оставаться наиболее сильным государством Европы в экономическом, технологическом и финансовом отношении, играет во многом роль локомотива интеграционных процессов в европейской экономике. Естественно, что в обозримой перспективе она объективно сохранит свое положение приоритетного торгово-экономического партнера России среди стран дальнего зарубежья.
Но наши экономические отношения отягощены следующим:

- во-первых, низкая динамика и эффективность взаимного торгово-экономического сотрудничества практически на всех основных направлениях, за исключением энергетики, объясняется как объективными (низкая конкурентоспособность подавляющей массы отечественных готовых изделий, особенно машин и оборудования, преобладание в экспорте сырьевых и низкотехнологичных товаров, сузившиеся потребности российской экономики в инвестиционных товарах, которые преобладают в германском экспорте), так и рядом субъективных (явно неправильно понимаемая роль государства в переходный период в экономике в целом и во внешнеэкономической сфере в частности, засилие госмонополий;

- во вторых, анализ мирового и, особенно, германского опыта 90-х годов показывает, что уровень государственного регулирования экономики не представляет собой какую-то заданную величину. Чем неотложнее, сложнее и масштабнее задачи (например, та же ветроэнергетика!), тем шире и активнее государственное вмешательство, тем выше требования к экономической политике правительства. Без этого не могут быть обеспечены повышение конкурентоспособности национальной экономики, преодоление исторически сложившегося невыгодного типа международной специализации;

- в-третьих, в силу известных причин до последнего времени в сфере российско-германских экономических отношений рассматривались главным образом проблемы, в решении которых была заинтересована прежде всего германская сторона (обеспечение надежных поставок российских энергоносителей, погашение различных долгов российской стороны и т.д.), в то время как рассмотрение вопросов, являющихся приоритетными для России (содействие притоку германских инвестиций в российскую экономику, налаживание производственной кооперации в обрабатывающей промышленности, которая является ахиллесовой пятой российской экономики, постоянно откладывалось. Анализ изменений, происходящих в политической и экономической сферах в России, Германии и в мире в целом, приводит к выводу о возможности изменения сложившейся ситуации в позитивном направлении;

- в-четвертых, долгосрочная стратегия развития внешнеэкономических связей России должна исходить из приоритетности развития сотрудничества именно с ЕС в целом и Германией, в первую очередь;

- и в-пятых, активизируя привлечение прямых иностранных инвестиций,
технологий, развивая международную производственную кооперацию, интенсифицируя различные формы господдержки высокотехнологичных и наукоемких производств можно будет осуществить широкомасштабный выход на германский и европейский рынок этой продукции и в обозримой перспективе заметно увеличить долю России на данном рынке - до 2-3%. Такой динамизации экспорта за счет топливно-сырьевого сектора добиться невозможно даже при самом благоприятном развитии спроса и цен.

Указанные выше проблемы хорошо бы решать по возможности совместно. У Германии тут большой опыт.

Германия – образец для России и в плане демократического устройства общества. Конституция этой страны гарантирует защиту прав и свобод граждан не на словах, а на деле, а также реальное разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Президент, являющийся главой государства и гарантом конституции, выполняет координирующую роль по отношению к трем ветвям власти, обеспечивает согласованное функционирование органов власти, не подменяя их.

Законодательная власть осуществляется двухпалатным Федеральным Собранием: Бундестаг - нижняя палата, Бундесрат - верхняя палата. Бундестаг избирается населением сроком на четыре года. Половина депутатов избирается по мажоритарной системе путем прямого голосования, другая половина - по партийным спискам, выставляемым в каждой земле, по пропорциональной системе.

Исполнительная ветвь власти представлена Федеральным Правительством Республики, возглавляемым Канцлером, который избирается Бундестагом большинством голосов по предложению президента.

Независимая судебная власть представлена Федеральным Конституционным Судом (высший судебный орган), Верховным Судом Германии и Арбитражным Судом по административным, финансовым, трудовым и социальным вопросам.

Для современной Германии характерна достаточно сбалансированная партийно-политическая структура, которая обеспечивает стабильность и прогресс в развитии страны: все основные партии, представленные в бундестаге, группируются вокруг центра, создавая тем самым необходимую опору для консолидации общества. Ни коммунистической, ни нацистской партии нет.

Германия на сегодняшний день, одна из немногих стран Европы, которая притягивает к себе взгляды экономистов, политиков своими смелыми решениями в области экономики и политики.

Говоря словами Бердяева, «Германия - нелюбимый ребенок Европы». Действительно, оснований для любви было немного. В одном пункте Бердяев принципиально не прав. В оппозиции «Запад - Восток» Германия пыталась снять противоречие между западным индивидуализмом и восточным коллективизмом.

После объединения западной и восточной частей страны в 1990 г. Германия стала крупнейшей по экономическому потенциалу страной Европы. В мировой экономике Германия также является одним из лидеров, занимая третье место в мире, по объему производимого ею ВВП.

Для экономики Германии характерна «сверхиндустриализация», то есть достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со мно¬гими развитыми странами мира. Только Япония, Ирландия и Португалия являют¬ся в большей степени индустриальными, чем Германия. Это не случайно, так как специ¬ализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной продукции.

Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих миро¬вых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями являются:

; автомобилестроение;

; транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);

; общее машиностроение (производство станков, различных приборов);

; электротехническая промышленность;

; точная механика и оптика;

; химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;

; черная металлургия.

В настоящее время опорными отраслями экономики Герма¬нии являются машиностроение, химическая отрасль, пищевая промышленность. Машиностроение ориентировано на внешние рынки, а потому многопрофильно и многоукладно.

Все более заметное влияние оказывают на развитие промышленности новые и прогрессивные отрасли, уменьшая зна¬чимость добывающей, текстильной (ее сейчас там практически нет), швейной и пищевкусовой промышленности.

Экспорт Германии состоит из; машин - 31%, станков и оборудования - 17%, продукции химической промышленности - 13%, металлов и продовольствия.

Несколько скромнее позиции страны в импорте и экспорте услуг. По экспорту услуг страна занимает четвертое место в мире - 75,7 млрд. долл. По импорту услуг страна занимает второе место в мире - 121,8 млрд. долл.

Нам есть чему поучиться у Германии, и есть что там купить. У нас много сходных проблем, но немцы в их решении продвинулись значительно дальше нас. Наши страны в экономическом плане отлично могли бы дополнять друг друга. Как это делалось во времена Петра I, Екатерины II, в те же времена Горчакова.

Мы могли бы, например, воспользоваться кризисной ситуацией у нашего партнера, и пригласить немецких специалистов в наши хозяйственные и государственные структуры. Как это делали цари от Алексея Михайловича и до Николая II. Немцы, как известно, взяток не берут, не воруют и т.п. Цари приглашали их, отчаявшись бороться с проявлениями «загадочной русской души».

Мы могли бы поучиться у немцев, например, писать законы. Из под русского пера они выходят несколько корявенькими.

Вот, к примеру, энергетика. Энергосбытовые организации у нас в экономии энергии и ее носителей, продаваемых потребителям, совершенно не заинтересованы. От экономии они только теряют. Поэтому стараются по возможности препятствовать установке у потребителя аппаратуры учета, в том числе и двухтарифной, а где этой установки не избежать, - стараются всякими техническими фокусами взять с потребителя побольше.

Строгостями тут ничего не решишь. От строгостей власти наш человек за многовековую историю, отличную от общечеловеческой, научился увертываться так же ловко, как мангуст от кобры.

Надо создать такие правила игры на рынке энергоресурсов, при которых прибыли сбытчиков станут напрямую зависеть от степени экономичности. Как это сделано в Европе.

И тогда со счетчиками никаких шулерских фокусов не будет. Если это будет в их интересах, энергодилеры сами придут и все поставят как надо. Как делается во всем цивилизованном мире. Вот в Германии - счетчики у всех. И, как доложило наше радио, там проводится компания по бесплатному обмену обычных лампочек на экономные. Они что, такие крутые филантропы-бессеребренники, чтобы менять 50 центов на 10 евро? Отнюдь. Они делают этим неплохой бизнес. Просто государство, в отличие от нашего, со сбытовыми компаниями не в доле, и не идет у них на поводу. Более того, по закону вся выручка, полученная от потребителя, не оснащенного стандартным набором аппаратуры, т.е. без счетчика, изымается в доход государства. А за каждый процент экономии компания, наоборот, получает процент налоговой льготы. А налоги там не маленькие. Хоть немцы этим и не хвастаются, но живут они в социалистической стране. Там нет бездомных и нищих, нет беспризорников. Старик-переселенец, всю жизнь прогорбативший в СССР, получает там пенсию, да такую, о какой ему здесь и не мечталось бы.

Обратная сторона социального мира, увы, - высокие налоги. 40%. Так что льгота в 15-20% для компании - солидный куш. Лампочки окупятся за 2-3 месяца. И конечно, среди служащих компании не найдется сумасшедшего, препятствующего установке приборов учета у конечного потребителя. Не выгодно так поступать.

Потребителю при таком законодательстве экономить выгодно – он платит меньше. Энергосбытчику тоже выгодно, - на налоговых льготах он получит куда больше, чем получил бы на околпачивании потребителей. Не надо мошенничать, на честности заработаешь больше. Вроде бы, одно государство в убытке? Отнюдь! Ему тоже выгодна экономия. Топлива жгут меньше, меньше денег тратится на охрану окружающей среды. А там на эти цели тратятся астрономические суммы.

Всем выгодно! Вот как надо писать законы. А в нашем государстве законы плодятся со скоростью пулемета, но все такого качества, что и говорить не хочется. Взятки под них брать удобно, а вот жить по ним…

Хотя, конечно, государство - всегда гротескное отражение своей нации. Если нация состоит из эгоистов, то государство будет состоять из мерзавцев. Это не я, это Ницше.

Вопрос, увы, в том, выгодно ли нашему государству наводить порядок в этом вопросе. Как, впрочем, и во всех остальных. Мутная вода, сами понимаете, для власти, не ответственной перед народом, среда весьма удобная.

Иными словами, стремясь к историческому партнерству с Германией, нам необходимо быть максимально честными, и сближать наши позиции не только по форме, но и по содержанию. И тогда нас непременно ждет успех, как тогда, когда нашим премьером был немец граф Сергей Юлиевич Витте.

Валентин Спицин.


Рецензии
Вот я снова в Германии. Как правильно организована тут жизнь! Магазины, в которых есть все что угодно, а покупатели покупают все, что им хочется, не считая каждую копейку как у нас. Как хорошо, что есть у кого учиться. Давайте же станем хорошими учениками, будем учиться не всякой дури вроде марксизма-онанизма, а систематическому усердному труду, который избавляет и от нищеты, и от лжи.

Валентин Спицин   03.06.2012 19:24     Заявить о нарушении