Еврейская фамилия

                Ох уж! - эта еврейская  фамилия

              Когда  я  был  маленький  и  пошёл  в  школу,  то у меня появились проблемы. Нет, не в части учебы, тут было всё как у всех. Неприятности наступали, когда, встав утром с постели, не мог найти рубашку, ботинки, тетради... И потому опаздывал в школу. Мама  ругала, но это помогало плохо. И тогда она рассказала  об одном мальчике, который разбрасывал свои вещи по  квартире и утром у него наступали те же неприятности, что и у меня. И чтобы этого не происходило, его  мама  посоветовала сыну с вечера  написать «памятную записку»,  где находятся его вещи.

      Мне понравилась подсказка и в первый же вечер такой список был составлен. Утром, встав с постели, я последовательно читал пункт  за  пунктом памятки и это  позволило  быстро одеться и подготовиться к школе.  Но тут  появился вопрос, ответа на который  не было в памятке. - «А где же я сам?!»  В школу  опять опоздал.

      Вы, конечно, поняли, что это шутка, - анекдот с бородой. Однако он  многому  научил. И, в первую очередь, искать и находить выход из любого положения. Жизнь без конца  ставит  вопросы:  «Что со мной, где  нахожусь и как преодолеть трудности?»

      Поскольку я еврей, то за советом иду к единоверцам.  Бытует такое мнение,  что они умные и всё знают. С момента наступления ренессанса, переживаемого в настоящее время евреями России, есть куда пойти. Открыто столько синагог, культурно-просветительных центров, школ, университетов, что начинаю бояться, хватит ли на всё это в Москве евреев.  Пока в  залах,  где выступают  «Знаменитые евреи» не хватает мест для желающих приобщиться к культуре. Все хотят услышать  побольше хорошего  о евреях. Приходиться заблаговременно получить входной билет или записаться на посещение по телефону. Но иногда бывает, что на встречу с «интересными»  евреями  приходит  человек  десять.  У людей разные интересы и в этом их нельзя упрекнуть. Но я по этому поводу сильно переживаю.

      Пожилые евреи более всего посещают благотворительные столовые, открытые в Москве в таком количестве, что одновременно можно усадить, наверно, всех пенсионеров города. Сердечная благодарность тем, кто  помогает бедным, одиноким и больным. Это в традиции еврейского народа. В столовой немало преимуществ по сравнению с другими мероприятиями. Во-первых, вы можете хорошо пообедать, что нелишнее в наше тяжёлое время. Во-вторых, пообщаться с другими евреями.  Услышать новости, познакомиться с приятными вам людьми и даже подобрать себе даму сердца.   

      В круговороте этой жизни мне однажды пришлось побывать на лекции молодых людей объединения «Гилель», где рассказывали,  как евреи попали в Россию,  как  восстановить генеалогическую ветвь вашего рода, как понимать  фамилию и о чём она свидетельствует.

      Это было то самое, что меня мучает всю жизнь, - происхождение моей  фамилии. Лектор рассказал,  как по фамилии следует  искать свои корни. Скажем так: фамилия, оканчивающаяся на «ман», - это выходцы из Германии: Шифман, Шульман,  Кацман... Фамилия Лурье - это надо обратить взор к Франции. Если вы Гуревич, то вы из Белоруссии, а если Билянский, - то из Польши. О чём это свидетельствует? Ответ очень простой. О том, что евреи жили во всём мире, и это их история.   

      Фамилия характеризует профессию или некоторые черты, свойственные вашему роду. Так Шнайдерман - мужчина портной, Фишман - здесь, видимо, предки занимались или рыбной ловлей или скорее торговали рыбой, Гроссман - мужчина высокого роста или человек значимый  в обществе.

      Эти лекции дали толчок к размышлению над моей фамилией - Райхер, давно смущавшей меня. Когда я произношу её в русскоговорящей среде,  мужчины начинают улыбаться, а дамы  свой взгляд опускают  в пол. На работе были такие, которые, когда имели меня в виду, произносили только вторую её часть. Сейчас всё иначе. Почтенный возраст. Но, тем не менее,  бывают казусы и теперь.

      Евреи, которые ходят в столовую, взяли в моду расспрашивать о фамилии у всех посетителей. Как будто прошли курс обучения в  «Гилеле»,  раскладывая  их  на коренные слова. Говорят, что это им  помогает рассмотреть родословную. Как вы думаете, это им нужно?! 
      Конечно, мне  это  не нравится. И тогда я стал говорить, что  моя фамилия - Арон, заменив фамилию своим именем.   

      Недавно со мной случилось такое, что я твердо решил поменять фамилию.
      Мне около семидесяти лет. Ну, немного больше, но на вид этого не скажешь.  Я старый холостяк. Как-то в молодости не успел жениться, всё дела да дела, а может быть в этом виновата моя фамилия? Какая женщина согласится взять мою неблагозвучную фамилию? 
      Так вот, недавно я познакомился с дамой и мы стали близкими. Что значит близкими?  Мы встречались в метро  и шли вместе до столовой минут десять.  За это время она успевала многое рассказать о себе.
      Заявляет, что она не старше меня. Свой возраст пытается скрыть, хотя это пустое дело, всё видно без слов. Хочет ещё «пожить» в своё удовольствие. Здесь мы расходимся во взглядах. Я же хочу спокойно «дожить», учитывая сложившуюся  обстановку в стране. Ей хочется, чтобы у  меня  был  автомобиль любой марки, Это для неё не имеет значения, и чтобы можно было на нём поехать на природу, хотя бы в «Серебряный Бор». В жаркую погоду полежать на берегу реки, искупаться.  Представляю,  как она входит в реку, отчего вода выходит из берегов, и отдыхающие у  берега  спасаются  бегством, чтобы  не  утонуть.  Что же касается  автомобиля, то я  тоже хотел бы его иметь, но только с шофёром. Нашёл бы куда поехать. Короче, она женщина с большой фантазией, без учёта реальностей.

      Однажды она меня спрашивает:  «Ты, случайно, не подал заявление на выезд в Германию на постоянное место жительство?» Оказывается, её муж, с которым она развелась и сын с семьей уже живут в Америке, и она получила приглашение приехать к ним. У неё есть уже разрешение, но она сомневается в целесообразности такого шага. Делится своими соображениями:
      - Он думает (имея в виду мужа),  что я буду ему варить обеды. Хватит!  Здесь наварилась, работая у него кухаркой и ещё чёрт знает кем.

      Иногда рассказывала анекдоты, но всегда с намёком.   Один  из них я вам перескажу, чтобы вы поняли, что это была за «штучка». «Сваха, как это бывает, передала номера телефонов мужчине  и женщине.  Мужчина по телефону назначает женщине первую встречу у входа в метро и, поскольку они не видели друг друга, то сообщает свои приметы.
      - Я буду в пальто, в черных ботинках, в руках буду держать газету. - Женщина отвечает:
      - Надеюсь вас распознать, но лучше, чтобы в руках вместо газеты вы держали норковую шубку». 
      Подумать только об этом намёке так становится не по себе. Но больше всего меня обидело, когда она назвала  меня «скупердяем». Стала меня упрекать, что не покупаю ей цветы.  О каких цветах может быть разговор, если я живу на пенсию и имею её, эту даму пока что,  как собеседницу по дороге в столовую?!

      Чашу моего терпения переполнила её выходка. Она отнесла меня к категории провинциалов, с местечковым воспитанием, о чем свидетельствует первая часть моей сложной  фамилии.  Корень слова  «рай»  она  расшифровала  как районный.  Надо же до чего додумалась? То, что она сказала о второй части фамилии, я не стану пересказывать, - это  неприлично.
      После этого наши отношения прекратились. И хорошо,  что я от неё  отделался. Но где гарантия, что впоследствии эта закавыка с фамилией не повторится?  И здесь я твердо решил поменять фамилию.

      Прихожу в паспортный стол. Прошу поменять паспорт.  Девушка-милиционер одобряет моё решение, тем более  что идёт повсеместный обмен советских паспортов на российские.  Поясняю, что мне нужно в новом паспорте  заменить фамилию. Девушка отвечает,  что этого сделать нельзя.  Но я настаиваю и даже угрожаю, что могу проигнорировать акцию обмена и тогда вы будете меня упрашивать это сделать. Милиционер начинает интересоваться, зачем мне  нужно менять фамилию, пустившись в некоторые предположения.   
      - По вашему виду вы не жулик, которому нужно замести следы преступления,  у нас нет государственного антисемитизма, который раньше иногда можно было наблюдать, и если вы хотите поступить на работу, то, пожалуйста, хоть управляющим банка, если вы, конечно, подойдете по возрасту и деловым качествам. Наконец, если уж так хотите  поменять фамилию, то женитесь и тогда, сможете взять фамилию жены.

      О!!! Это была идея и не плохая. Она уже давно витала в моей голове. Жизнь такая штука,  что  в ней всегда находится выход из сложного положения. Но появляются, правда, новые проблемы. Успокаиваю себя тем, что без проблем  наша жизнь была бы скучной. Теперь мне предстоит найти женщину с благозвучной фамилией. Если у вас есть такая на примете, то дайте мне знать. Приходите в  столовую.

      А пока живу со старой фамилией и  испытываю определенную неловкость. Правда, недавно нашёл выход для толкования моей фамилии. Я предлагаю первую часть фамилии понимать как русское слово «рай», а вторую часть фамилии переводить  с немецкого, что  означает, - «господин».  Тогда получается, что я господин районного масштаба. Или  ещё  лучше господин  «Рая». А ну, найдите  такую фамилию, чтобы при жизни человеку был предписан  Рай?

      Недавно я поделился новой идеей толкования своей фамилии с одним евреем, который сказал: «Какая глупость раскладывать вашу фамилию на две составляющие.  Райхер в переводе с идиш означает «богатый».
      Так может быть мне не надо менять фамилию? Пусть  женщины воспринимают меня как состоятельного человека.
      Теперь вы понимаете, что значит постоянно думать и быть в поиске, и ещё, я понял, как важно бывает для еврея знать идиш.
                Декабрь 2002


Рецензии