Добром и любовью. очерк о Инквизиции

В Средние Века жизнь была очень трудна. И у бедной старушки Европы тоже было далеко не столь всё гладко. То римские и авиньонские Папы передерутся, то прикатит из Азии чума – Чёрный Ветер Смерти, то Столетняя Война.
Тогда же возникло и то, что мы называем Возрождением. Странная и очень непонятная эпоха, о которой мы знаем очень мало. Расцвет гуманизма, воспевание красоты и гармонии человеческого тела. Картины голых красавиц, и – костры на коих жгли ведьм. Торжество разума и пучины мракобесия – чего только нет на стыке эпох!
Об Инквизиции много чего рассказали и писали. Мы все знаем, что собственно Инквизиций было две – Святое Обвинение и Супрема. Однако это две, совершенно разные виды церковных органов слежения за порядком.
Инквизиция созданная Святым Домиником была, по меткому выражению одного историка (пожелавшего остаться неизвестным, и видит Бог, я его понимаю) «бешеным псом на привязи». В том смысле, что если пёс сорвётся с привязи, то загрызёт всех, кто подвернётся под клыки.
Эта Инквизиция воевала с альбигойцами и катарами, а также прочими видами сект, что возникали в ответ на жуткое давление феодального общества.
С ведьмами тогда война не велась, и это можно понять – ведьмы, я говорю о настоящих, передавали своё искусство устно, и могли выжить только при полной поддержке местного населения. Если вы найдёте священнослужителя, что не сумеет натравить свою паству, на кого ему захочется, то вам следует вешать орден и вместе с ним топить в ближайшем болоте.
Католическая Церковь была не просто централизованной организацией. Эта организация позволяла вам «отмыть» своё происхождение. Для Церкви все были равны – и короли и пастухи, по крайней мере, документально. Даже женщины могли посидеть на Престоле Святого Петра. Правда, после смерти Папессы Иоанны был организован весьма неделикатный обряд «проверки папы на его пол». Правда его, после далеко невесёлого и незабавного (хотя женщины со мной ну точно не согласятся) происшествия папа Лев Десятый в 1513 году отменил его.
Но все эти забавные и не очень случаи не отменяли главного оружия Церкви – права на эксплуатацию человеческого честолюбия. Эту же технику потом взяли на вооружение и Елизавета Английская, и Пётр Первый, и Наполеон. И ни разу не жалели.
Так вот, вернёмся к Инквизиции. За ведьмами она не охотилась, а гоняла еретиков. По какому-то странному стечению обстоятельств, видимо Дарвин был прав, одинаковая окружающая среда производит одинаковые мутации, почти все секты Средневековья без особой натяжки можно назвать коммунистическими. Разница только в том, что эти секты не изгоняли религию из своей идеологии. Впрочем, это было невозможно – религия тогда была для людей всем. Подорвать её можно было только изнутри, что нам блестяще продемонстрировал Мартин Лютер.
Историки отмечают, что тогдашние ведьмы Европы были жутко схожи с нашими русскими Бабами-Ягами. Так же сидели в своих пещерах, дуплах и избах, лечили людей, людоедство-вали и потихоньку воспитывали разных девушек-сиротинушек. В общем, это был этакая женская организация, уцелевшая в ходе гонений на язычество исключительно из-за обилия женских хворей. Недаром, то тут, то там в документах можно найти раздражённые жалобы священнослужителей на то, что местное население, вместо того чтобы искать помощи у Бога, бегает к ведьмам за отварами, травами и присыпками. Впрочем, ворчали так, для «галочки» а при нужде и сами бегали.
Многие, наверное, читают и думают, ну всё, автор в маразм впал. На кой нам эти преданья старины глубокой? А  вот, увы – в мире ничего нет забытого или потерянного. Прошлое невозможно похоронить – оно прорастёт сквозь паутину молчания.
На Руси христианство не очень хорошо прижилось. Слово крестьянин – это искажённое от христианин. В одном селе могли жить и христиане и язычники. И ничего, жили, не тужили.
Ладно, вернёмся к Инквизиции. Святое Обвинение медленно ползло по векам, пока не получило уж совсем непонятную поддержку от Рима.
Психиатрия признает возможности массовых истерий у женщин на почве определённых видов неудовлетворённости, но помалкивает о аналогичных случаях у мужчин. Однако невероятно злобная и непонятная атака Рима на ведьм остаётся загадкой. Как правило все валят на авторов «Молота Ведьм» и на распоряжения пап, но тут мы имеем дело уже со следствием, а не с причиной.
Ссылки на существование тогда тайных организаций нестандартно ориентированных мужчин следует относить в категорию мифов. Тайны из этого никогда не делали, хотя, конечно, бывали на редкость упертые личности, чья неприязнь к женщинам доходила до уровня патологии. Однако римские папы не могли даже разогнать куртизанок в самом Риме. Чего уж там говорить о целой Европе? Трудно запретить мужчине испытывать влечение к женщине. Даже евнухам не всегда удавалось отбить это желание.
Кое-кто валит всё на войны и переполнение Европы женщинами, мол, от переизбытка девушек у человека «переключает» ориентацию в обратную сторону. Слов нет, это далеко не столь редкое явление, ног и не настолько обширное, чтобы захватить всю Европу.
Тайная организация женщин? Но что это за организация, что не оставила ни единого следа? Не считать же серьёзным аргументом в пользу существования оной Жанну Д Арк?
Иными словами внятного объяснения началу гонений на ведьм вам не назовут даже сами клирики.
И вот тут произошло очередное «чудо». Ведьмы, которые жили в своих лесах, пещерах и болотах, не очень годились на роль служанок Падшего Духа. Инквизиция могла расследовать только дела об организациях – о больших и тайных сообществах. Таких, что создавали еретики и евреи. А что взять со старых баб?
И началось серьёзная пиар-компания по возведению останков язычниц в ранг служительниц «Божьей Обезьяны». Пиар-компания настолько серьёзная, что историки даже по сию пору не задумываются, почему до гонений, ведьмы использовали в своих ритуалах руническую магию, травы и силы природы – в общем, весь арсенал язычников. А после начала «охоты» они переключились на пентаграммы, гексаграммы, астрологию и прочую абракадабру, чисто ВОСТОЧНОГО типа.Можно валить всё на Крестоносцев и тамплиеров, однако это обвинение явно притянуто за уши.
Ответ прост – всё это пришло из Библии. Чтобы упростить себе задачу Церковь создала единый шаблон ведьмы, её повадок, обычаев и шабашей, и «подгоняло» несчастных девушек под эти рамки, не жалея сил.
Методы «подгонки» сейчас можно найти в арсеналах садо-мазохистов, причём в виде фотографий.Фото производит гораздо большее впечатление, чем гравюры и рисунки. (Девушкам лучше не смотреть).
Однако автор считает себя не в праве поливать Инквизицию одним негативом. Дело в том, что любые заботы о теле арестованного были в юрисдикции светских властей. Инквизитор не имел права даже пальцем касаться тела обвиняемой.
Кроме того Инквизиция НИКОГО не сжигала – это ещё один миф. Инквизиция передавала всех своих жертв в руки светской власти. А уже светская власть и жгла ведьм, за милую душу. Бывали, правда случаи, когда светская власть артачилась, но тут уж у Инквизиции были свои методы работы.
Профессор Орлов пишет, что как-то раз градоправитель одного немецкого города отказался жечь двух «переданных» ему ведьм. Инквизитор попался опытный, он сразу понял, что по своей воле градоправитель никогда так бы не поступил. Идти против воли Церкви можно только по дьявольскому наущению. Инквизитор провёл розыскную работу и арестовал мать и дочь градоправителя. И мать, и дочь, к сожалению, не дожили до передачи их в руки светских властей. Мать умерла естественной смертью после третьего перелома правой руки, а дочь, как главную ведьму, убил Дьявол, испугавшийся разоблачений.
Стоит ли говорить, что после этих событий светские власти перешли в режим конвейера и не спорили с Инквизицией.
Утрём слёзы умиления.
В арсенале Инквизиции были и другие методы – например, пойманную ведьму допрашивали, зачитывая её длинный список того, что она делала на шабашах, и от неё требовалось только говорить «да» или «нет». Слово «нет» не приветствовалось, и девушку разубеждали, не жалея крепких плеч помощников Инквизитора. Откуда на удивление общие и схожие протоколы допросов.
Однако женщины народ упрямый. Чем больше ведьм сжи... передавали под опеку светской власти, тем их больше становилось. Инквизиторы иной раз валились с ног, и их легко понять.
А затем произошли два чудовищных события.
В Испании завершилась Реконкиста – потрясающий пример того, насколько полезно развивать в душах людей патриотизм. На протяжении столетий сражаться с врагом и вытеснять его из своей земли! Тут надо очень сильно Родину любить!
Однако когда Испания выгнала арабов, то возникла довольно уникальная ситуация – в стране оказалось очень много профессиональных воинов. Причём не просто кадровые военные, а люди, чьи семьи столетиями ничем, кроме войны, не занимались. На очень долгие годы Испания превратится в сильнейшее государство мира.
Тем временем в Германии Мартин Лютер прибил к дверям собора свои тезисы, не подозревая, что он войдёт в историю как первый НЕПОБЕЖДЁННЫЙ еретик.
Лютер и Испания – две далеко не маленьких фигурки, что, на первый взгляд, отстоят очень далеко друг от друга. На первый взгляд.
В Испании Инквизиция была очень злой, ибо она была патриотической. Если в Европе, с достойным подражания христианским великодушием таскали на костёр и «эллина и иудея» и женщин и людей, то в Испании во главу угла встало уничтожение несчастных марранов и иудеев. Правда слово «уничтожить» следует читать по Библейски – «изгнать».
Но затем произошла вполне предсказуемая мутация. Инквизиторы Испании начали искать врагов вокруг себя. Среди своих. Повод, к слову, был, наличие крови евреев, арабов или негров. Причём глубина родства значения не имела, даже если прабабушка вашей прабабушки была, по случайности, еврейка, то вам – кердык. Сжечь не сожгут, но посадят на самую низкую ступень социальной лестницы.
Под горячую руку попал даже великий Сервантес. К счастью его спасли старые знакомства, коими он обзавелся, обитая у пиратов Средиземного Моря. Тем, кому не везло, приходилось хуже.
С ростом протестантского движения потихоньку уменьшается волна гонений на ведьм. (Хотя сожженным женщинам от этого не легче). Если раньше подозреваемого в волшебстве было легко отличить от человека – евреи, арабы и некоторые виды русских, отличаются от европейцев. А уж женщину от мужчины и слепой отличит. На ощупь.
Но тут приходилось иметь дело с такими же людьми, как и все. Только у них иная вера. Но в целом они точно такие же люди. И что делать?Пытки становились изощрённее и продолжительнее. Ведьм забывали - не до них, право слово, когда под носом шастают самые настоящие и реальные раги престола Рима.
Когда глядишь со стороны, на действия Супремы, то поневоле вспоминаешь старинные стихи:
                «В Испании, от страха оробелой,
                Царили Фердинанд и Изабелла.
                Но властвовал, железною рукой,
                Великий Инквизитор над страной.
                Он был жесток, кК повелитель Ада.
                Великий инквизитор – Торквемада».
Изгнание евреев, марранов, арабов опустошило страну, превратило цветущие пашни в пустыни, где ветер закручивал в лихие хвостики пыль. Люди голодали, и большей частью уходили из своих владений, искать места в других, более счастливых краях. Испания выдыхалась, и первые десятилетия её поддерживало только золото, что она вывозила из Южной Америки.
Супрема этого, полное впечатление, не замечала. Испанская инквизиция, полное впечатление, вела войну против страны, что содержала, опекала и защищала её.
Нам, людям будущего, где Инквизиции, пока (ПОКА) ещё нет, трудно представить себе эту машину, нам просто невозможно вообразить себе её мощь и силу. В России инквизиции не было. То убожество, что наши историки, с гордостью зовут «русской инквизицией» и на одном гектаре не сидело со своими европейскими товарками. Кроме того, как правило, это была личная инициатива отдельных лиц, что как раз тогда занимали посты в управлении православной церкви. Как правило, на правление таких вот лиц, вроде Феофана Прокопьевича или господина Победоносцева в России и приходятся «основные» гонения на евреев и иноземцев. И беда, если под влияние таких личностей попадёт правительственное лицо.
Трудно понять, отчего русские православные не обзавелись столь удобным и полезным органом управления и подчинения как инквизиция. Вероятнее всего тут дело в полном отсутствии у нас централизованного управления Церковью и, что гораздо важнее – полное отсутствие на Руси аналогов рыцарских орденов, способных помочь любому князю или боярину повернуть нос в правильном направлении.
Ко всему прочему наши с вами предки лучше нас знали Библию. Апостол Павел говорил прямо: «Надо допускать секты». А в Евангелие так и написано: «Пусть сорная трава растёт до жатвы». По этой причине православные прикрывали глаза на язычников, тем более что те кое что умели.
Процессы ведьм напрямую привязаны к взлётам и падениям христианской веры. В этом отношении наша Русь-Матушка затерялась где-то в начале Средневековья, в годах Меровингов. В общем и целом колдовство на Руси рассматривалось как оружие, но не как форма души. Русские исторические летописи пестрят процессами против колдуний и ведьм, подозреваемых в разных пакостях, типа отравлений или убийств. Но – о дикая Русь! – в них очень мало смертных приговоров! Выдерут палками, какую ведьму, да в Сибирь отправят. Читать такое – перед Евросоюзом краснеть от стыда за невероятное невежество наших с вами предков, читатель.
Итак – на Руси не видели ничего необычного, если какая бабка нашептывала раны, пользовала больных всякими травами или помогала непутёвым сельским девкам в делах гинекологических. Тут уместно отметить, что высокая нравственность наших предков отнюдь не моральное достижение невинных душ. Напротив – в этой основе лежат чисто экономические мотивы, как и в обычае евреев, выдавать вдову за старшего или младшего брата покойного мужа.
На Руси вообще не принято было спрашивать молодожёнов, хотят они осчастливить себя браком или нет. Считалось, что родители гораздо лучше разбираются в детях. А что до остального – стерпится-слюбится. А если жена не поймёт – вожжами её на конюшне. Впрочем, и в других странах сиё практиковалась. Знаменитый Тайлеран рассказывал о следующем случае: мать сообщила дочери, чтобы та готовилась к замужеству. Дочка заплакала и спросила, как хоть выглядит её жених и как его зовут. На что ей посоветовали заниматься теми делами, что касаются только её.
Про медицину, особенно ту часть, что отвечает за узкие потребности девушек, я умолчу – не хочется людей пугать. Точнее женщин, кои в этом деле всяко лучше мужчин понимают.Тем более что и в наше-то время мужчины не очень хорошо разбираются в женщинах. Ладно, если ещё знают, чем кесарево сечение отличается от сечения кожаными плётками. А уж столетия назад, когда каждый мужик, с детства, слушал лозунги типа: «Бей жену зимой и летом, и не бойся ничего. Если её вины не знаешь – всё равно бей! Она – знает»... В общем – бедные женщины! Неудивительно, что Некрасов утверждал, мол, русские женщины «слона на скаку остановят, и хобот ему оторвут». Ладно хоть не отгрызут.
Итак, колдовство было для русских самым простым и привычным делом – что-то вроде столового ножа. Столовым ножом тоже можно убить, но ведь судить будут не нож – а человека. И тот факт, что вы пользуетесь столовым ножом, вовсе не значит, что вы обязательно побежите на улицу, потрошить всех встречных и поперечных.
Такая слабая религиозная сознательность русских, как считает автор (спор уместен), существовала из-за очень сильного влияния язычества, не истреблённого, и по сей день. Право-славная церковь была очень слаба, и не имела даже половины того влияния, что Католическая Церковь. В таких условиях гораздо проще было жить миром с язычниками. Тем более что вскоре в Русь заглянули татаро-монголы, сумевшие сковать Русь мощным ярмом. Нет сомнения, что язычники и православные объединились против общего врага и действовали рука об руку. И даже слабые попытки предпринимаемые Иваном Грозным и Анной Иоанновной не сумели разорвать этот союз.


Рецензии
Вы умении все свалить в одну кучу вам не откажешь. Каков основной смысл то произведения "Добром и любовью. очерк о Инквизиции"? Что хотели им сказать?

Семён Быбин   03.10.2013 13:40     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию!
Смысл в том что никакого этакого смысла нет - это простой исторический очерк - максимально объективный.

Антон Болдаков 2   03.10.2013 18:01   Заявить о нарушении
Вы уверены, что очерк "Добром и любовью. очерк о Инквизиции" максимально объективен? Не хочется быть крохобором, но вы хотя бы в названии исправьте орфографию.

Семён Быбин   04.10.2013 05:25   Заявить о нарушении
Конечно моё произведение не максимально объективно - вы что? Я ещё не настолько спятил, чтобы считать себя последней истиной в любой инстанции. Это просто подборка фактов и измышлений - с которыми вы можете поспорить или обсудить.

Антон Болдаков 2   04.10.2013 18:19   Заявить о нарушении
Вы в начале сказали, что ваш очерк максимально объективный, потом что, он не максимально объективный, так он все же объективный или нет? И что вы понимаете под понятием объективности? Далее, говорите, что очерк является подборкой фактов и измышлений, которые предлагаете обсудить. Измышление само по себе: выдумка, вымысел, не соответствующий истине. (Гнусные измышления врагов, например). Что подвергает вас создавать ложную информацию и еще предлагать ее обсуждать?

Семён Быбин   05.10.2013 08:56   Заявить о нарушении
В данном случае вам бы сначала показать какие именно факты вас привлекли. Я ведь не знаю что вас заставило сделать такие выводы. :) Если вас что-то привлекло - то вы мне скажите - я объясню.

Антон Болдаков 2   05.10.2013 13:26   Заявить о нарушении
Вы очень странный человек. Вот вам факт - вы говорите, что ваш очерк объективный, затем, что он не объективный. "Смысл в том что никакого этакого смысла нет - это простой исторический очерк - максимально объективный." Затем: "Конечно моё произведение не максимально объективно - вы что?" Вот этот противоречивый факт меня привлек и я хотел бы, чтобы вы его объяснили.

Семён Быбин   05.10.2013 21:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.