Потомок дагестанских мухаджиров из Ширвана
Дагестанское зарубежье имеет многовековые корни, уходящие вглубь истории, когда в страны Ближнего Востока в течение многих лет проникали представители Страны гор. В массовом порядке за пределы своей родины дагестанцы начали переселяться после окончания Кавказской войны. Абсолютное большинство их направлялось в Османскую империю, в страну, с которой у Дагестана были многовековые исторические, культурные и экономические связи.
Покидая навсегда родную землю, горцы, а среди них было немало учёных, поэтов, богословов, уносили с собой и свою богатую духовную культуру: религию, обычаи, традиции, фольклор, произведения устной и письменной литературы, рукописи и книги известных ученых и общественных деятелей Дагестана. Она помогла им на чужбине сберечь и передать последующим поколениям не только национально-этнические и художественно-эстетические особенности родного народа, но и внести свой вклад в развитие культур и национальной мысли народов стран проживания.
Переселение дагестанцев в Османскую империю проходило в несколько этапов. Наибольшее количество эмигрировало в 1859–1917 годы. Следует отметить, что наука не располагает точными данными о количестве переселившихся дагестанцев не только в Турцию, но и рассеявшихся в целом по всему миру. У различных авторов цифры колеблются от 20 до 500 тыс. человек.
В настоящее время наиболее крупное, компактно проживающее сообщество дагестанцев находится в Турции. Ее история насчитывает более полутора веков. Она выдвинула из своих рядов крупнейших общественных и религиозных деятелей, политиков, военных, ученых и литераторов, внесших значительный вклад в культуру, науку, общественно-политическую и художественную мысль этой страны. Одним из таких крупнейших богословов своего времени был Мухаммад (Мехмет) Захид-эфенди Котку – ярчайший представитель дагестанской диаспоры ХIХ века. Для Турции, несмотря на светскость государства, была характерна обширная сеть исламских структур, движений, суфийских орденов. В сегодняшнем политическом поле Турции религиозные авторитеты имеют определенное влияние. Во внутриполитической жизни религиозные силы считаются также важным фактором. Не случайно, что одной из политических опор партии «Справедливость и развитие» (ПСР), пришедшей к власти в Турции в 2002 г., является ряд исламских сил. Одной из таких сил является суфийское братство Накшбандийа.
Располагающееся в турецком городе Искендерпаша школу главы братства Накшбандийа Мехмета Захида Котку прошли бывший президент и премьер Турции Тургут Озал, бывший премьер Наджм ад-дин Эрбакан и его правопреемник – лидер партии «Исламское Благоденствие» Реджаи Кутан. Из суфийского братства происходят многие довольно влиятельные в Турции политические деятелей – такие, как экс-президент Абдулла Гюль, спикер парламента Бюлент Ариндж, министр Мехмет Али Саин (а по некоторым сведениям – и действующий президент Реджеп Таип Эрдоган).
По общему мнению, на сегодня одним из наиболее влиятельных в Турции суфийских братств является Накшбандийа. Ее идеология легла в основу программных установок Партии национального порядка (ПНП) – предшественницы всех других происламских партий. Братство Накшбандийа, учрежденная в ее нынешнем виде Мехметом Захидом Котку, структурно состоит из «домов муридов», «фонда дружбы», и их ответвлений. Братству принадлежат несколько журналов и телекомпания «МХР-ТВ».
Идеолог тариката Накшбандийа
Мехмет Захид-эфенди Котку – крупнейший мусульманский учёный-богослов, известный общественный и религиозный деятель, суфийский поэт, шайх накшбандийского тариката, автор пятитомного труда «Тасаввуфи ахлак» («Мораль суфизма»), «Райские пути», «Алим», «Таухид», «Наставление правоверным» и др. При жизни Мехмета Захида было также издано несколько сборников поэтических произведений. Биография шайха Мехмета Захида Котку включена в энциклопедию известных ученых Турции «Евлиядар Анциклопедиси».
Мехмет Захид родился в Турции в 1897 г. в окрестности города Бурса, в семье дагестанских мухаджиров, переселившихся туда с Кавказа в 1881 году, после русско-турецкой войны 1877–78 гг. Мехмет Захид вспоминал, что отец его звал «Мой сын Мухаммад!». На метрике в свою очередь было отмечено, что его фамилия означает «скромный».
Его предки были из Ширвана, это историческая область на западном побережье Каспийского моря, которая простиралась от г. Дербент на севере, и до дельты реки Кура на юге. Его отец Ибрахим-эфенди (1853-1929) переселился в г. Бурса когда ему было 16 лет. Ибрахим-эфенди получил образование в медресе Хамзабей, служил имамом в других мечетях. Отец Мехмета Захида всю жизнь соблюдал тарикат, умер в 1929 г. в возрасте 76 лет в селении Изват. Мать Мухаммада (Мехмет) Захида-эфенди – Сабира умерла в 1900 году, когда Мехмету Захиду было всего 3 года, была похоронена на кладбище «Пинарбаши». Брат Мехмета Захида – Ахмад Шакир (1890-1918) служил на войне, офицером в Кудусе, Чанаккале. В 1918 году, в возрасте 28 лет тяжело заболел, и умер в окопе на передовой. Второй женой его отца была мухаджира из Дагестана – Фатима. У него были три сестры от Фатимы. Из них муж Пакизат-ханум – Ахмад-эфенди был имамом Бурса Улу Жами и шайхом завийи (суфийской школы) Исма‘ил-Хакки.
Мехмет Захид-эфенди проучился в начальной школе Оруч Бей Ибтидаи и продолжил учебу в школе Максам Идади, окончив её, поступил в специальную школу Санат, закончил также лицей в г. Бурса. Когда началась Первая Мировая Война (1914–1918 гг.) – Мехмету Захиду исполнилось 17 лет, уже через год в 1915 году его призвали на службу, он стал солдатом и воевал несколько лет. Пережил большие опасности и болезни. Когда войска отступали из Сирии, Мехмет Захид с большим трудом вернулся в г. Стамбул.
Демобилизовавшись из армии, он остался жить в г. Стамбул, где получил религиозное образование при различных мечетях и медресе. Занимая должность имама в гг. Бурса и Стамбул, Мехмет Захид завоевал широкую популярность среди верующей части горожан. Приезжая в г. Стамбул, периодически принимал участие в религиозных мероприятиях, слушал уроки, проповеди. Особенно ему нравилось брать уроки у Абд Аллаха Файзи-эфенди из Сейдишехир.
В 1920 году, после совершения пятничного намаза в мечети «Ая-Софййа», он пришел в завийа Ахмада Дийа’ ад-дина Гумушханеви ал-Истамбули (1813–1894) и стал муридом шайха накшбандийского тариката шайха ‘Умар-хаджжи Зийа ад-дина ал-Мирти ад-Дагистани (1849–1921/25).
Шайх ‘Умар-хаджжи переехал с семьей в г. Стамбул в 1914 году. После смерти шайха накшбандийского тариката Исма‘ила Нажати Сафранболулу (1840–1919), руководивший братством Накшбандийа-Халидийа, Умар-хаджжи Зийа ад-дин ад-Дагистани был избран в качестве его приемника, как наиболее одаренный, талантливый ученый-богослов своего времени.
Ранее, шайх ‘Умар-хаджжи Зийа ад-дин ад-Дагистани уже был муридом братства Накшбандийа-Халидийа, духовным наставником которого, был известный в мусульманском мире и в Османской империи шайх Ахмад Дийа’ ад-дина Гумушханеви, который высоко оценил знания своего мурида и сделал вскоре его своим доверенным лицом.
В 1921 году, шайх ‘Умар-хаджжи Зийа ад-дин скончался в возрасте 72 лет. Перед смертью, назначив приемником – Мустафу Файзи-эфенди из Текирдага, шайх Зийа ад-дин ад-Дагистани был похоронен в г. Стамбул на территории мечети «Сулейманийа». После его смерти Мехмет Захид продолжил учение у других наставников. С каждым днем шайх Мехмет Захид усовершенствовал свои знания. В 1924 году, возрасте 27 лет, Мехмет-эфенди стал суфийским приемником Мустафа Файзи-эфенди. Получив от него иджаза по преподаванию по книгам «Рамузул Ахадис», «Хизби Аъзам» и «Далаилул Хайрат» и начал давать уроки в мечетях «Баязид», «Фатих», «Ая-Софййа» и в медресе. Заодно стал хафизом.
По приказу своего шайха Мехмет Эфенди начал служить в разных городах и сёлах. После того, как правительство закрыло все завийа, Мехмет-эфенди вернулся в г. Бурсу, женился и служил имамом в селении Изват, в течение 15-16 лет. С 1945 по 1952 г. Мехмет Захид был имамом в мечети Уфтада Жами. В 1952 г. после того, когда скончался его старый друг шайх Абд ал-Азиз Беккине из г. Казань, он переселился в г. Стамбул и начал служить в мечети «Уммугулсум». В 1958 г. стал имамом в мечети «Искандарпаша» и служил там до конца своей жизни.
Мехмет-эфенди и его отношение к муридам
Мехмет-эфенди был высоким и полным. Он был белым, его щеки были полными и разовыми, а борода белой и длинной. Он был широколобым, с большой головой и был красивым человеком. Смеясь, рассказывал, что был худощавым в детстве, из-за сиротства, вместо еды пил яйца, и стал таким полным. У каждого, кто в первый раз видел его, появлялось чувство любви и уважение к Мехмет-эфенди. Он приветствовал с саламом знакомых и незнакомых, улыбался и завоевывал их сердца. В его глаза невозможно было внимательно смотреть, они были таинственными и глубокими. В его глазах было краснота, на спине и животе были большие родинки.
Было невозможно не удивляться его примерам во время бесед. Про один айат или хадис говорил неделями, месяцами. С человеком, с которым начал заниматься, работал с терпением, пока не воспитает и не поставит на ноги. Был терпеливым к ошибкам учеников. Работал с ними годами и не оставлял их в пол пути. Он был верным своим друзьям, навещал их. Всегда помогал родственникам. Был щедрым, когда давал, не боялся, что самому не останется. Почти всегда у Мехмета Захида дома были гости. Служащих всегда чем-то радовал, гостей встречал с улыбкой и всегда пытался держать свою дверь открытой.
Мехмет-эфенди строго соблюдал ночные и утренние ибадаты (молитвы), и советовал это своим ученикам. Знал, что думает человек и отвечал на его вопросы, прежде чем его спрашивали. Давал совет нуждающимся, прежде чем они спрашивали первыми. У него был тасаввуф (доступ) к сердцам и снам. Куда бы он ни ходил баракат (благодать) приходил вместе с ним. Когда Мехмет-эфенди уезжал в места, где ничего нет, туда Аллах посылал свои дары. Ученики, проводившие время вместе с ним, удивлялись этим дарам, караматам, разным экстраординарным случаям.
Память Мехмета-эфенди была очень сильной, разговор приятным и искренним. Говорил говором народа, умел слушать собеседника. Даже, когда ему говорили о вещах, которые он знает в совершенстве, Мехмет-эфенди слушал, как будто в первый раз. Его беседа была приятной и понятной. Во время проповедей повышал голос и говорил, как командир перед своим войском. В личной жизни был очень мягким, в семье часто шутил. Никому не приказывал прямо, говорил косвенно, если не понимали, ждал с терпением. Мехмет Захид-эфенди был исключительно скромным человеком. Несмотря, что его караматы были всем известны, а сам он знаменит, шайх Мехмет Захид-эфенди не обращался с муридами как шайх, вел себя как, будто он один из муридов, прятал свою дараджа (степень). Был крепко связан с учителями и очень уважал их. Его друзья вспоминают, когда они ходили на уроки своих муршидов, Мехмет Захид сидел на коленях с пониженной головой и ни разу не менял ноги.
Шайх Мехмет Захид и ряд других исламских деятелей Турции с дагестанскими корнями внесли большой вклад в поддержание мира посредством своего учения и деятельности. Накшбандийский шайх оказал большое влияние на общественную, политическую и экономическую жизнь Турции. Несмотря на тот факт, что официально деятельность суфийских братств была под запретом. Мехмет Захид Котку всегда находил выход, как обучать суфизму своих муридов, с успехом избегая использования насилия в своих протестах против этого запрещения.
Последние дни жизни шайха
В последние годы своей жизни шайх Мехмет Захид-эфенди сильно болел. Несмотря на то, что он был на ногах, сильные боли не покидали его. Летом 1979 года он уехал в Хиджаз и в феврале 1980 г., из-за тяжелой болезни, был вынужден вернуться. 7 марта 1980 года Мехмету Захиду сделали операцию, удалив две третьи желудка. После операции он частично выздоровел. Однако уже летом 1980 года, из-за боли в ногах его повезли в провинцию Балыкесир, ставшую на тот момент одним из центров расселения дагестанских народов, в частности этнических лезгин. В месяце Рамазане 1980 г. держал пост, не пропуская ни одного дня. Совершал намаз с чтением всего Корана, читал проповеди. Когда пришло время хаджжа, он уехал в Хиджаз. Но болезнь, которая была причиной операции – снова обострилась, и боли снова усилились. С трудом совершив хадж, 6 декабря 1980 года вернулся в г. Стамбул в тяжелом состоянии. В следующую неделю 13 декабря 1980 г. в четверг около полудня в возрасте 83 лет, с молитвами, дуа, с чтением «Йасин», тасбих, со слезами на глазах покинул наш мир. Его джаназа намаз совершили на следующий день – в пятницу, в мечети г. Стамбул – «Сулейманийа». Тело Мехмет Захид предали земле в кладбище «Кануни Султан» – около его шайхов, что располагалось на территории мечети «Сулейманийа». Во время джаназа улицы «Сулейманийа», «Шахзадабаши», «Фатих» были переполнены людьми, джамаат распростерся до больницы «Эснаф». Люди приехали не только из городов Анатолии, но и из Европы. Смерть шайха Мухаммада Захида Эфенди Котку была большой трагедией в исламском мире. В Саудовской Аравии, в Каъбе, Кувейте и в других странах совершили джаназа для шайха Захида-эфенди.
Автор: ‘Али Албанви
ЛИТЕРАТУРА
1. Зеки Сарытопрак. Отношение ислама к миру и ненасилию: опыт Турции». // Журнал «Мусульманский мир», декабрь 2006 г.
2. Мехмед Захид [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/PhfnB, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 16.07.2020). — Яз. рус.
3. Муртазалиев А.М. Писатели дагестанского зарубежья: Биобиблиографический справочник. – Махачкала: издательство «Эпоха», 2006 – 102 с.
4. Пашаян А. Исламская опора партии «Справедливость и развитие» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/Phfnf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 16.07.2020). — Яз. рус.
Свидетельство о публикации №211111500428