Детство на улице Ключевская. 21

Телевизор.


Наступила зима. В школе начали уже писать слова и читать первые предложения. На одном из уроков учительница сообщила, что сегодня вечером по телевизору покажут очень хороший фильм, название которого «Коммунист». Если, мол, у кого есть телевизор или можете посмотреть у соседей, то посмотрите обязательно. А если нет, то приходите ко мне. Она объяснила, где ее дом. Это оказалось не далеко. От колонки воды еще один квартал по улице Ключевская, потом влево и с правой стороны третий дом.
 Наиль уже видел телевизоры. У тети Факины был телевизор «Рекорд» с маленьким экраном. Иногда родители брали детей с собой в гости к тете Факине. Они тогда жили в четырехэтажном доме на углу Проспекта Октября и ул. Бабушкина. Коммунальная квартира была на трех хозяев, находилась на третьем этаже. Прямо под окнами, можно сказать, только на противоположной стороне улицы было трамвайное кольцо. Наверное, уже в 1960 году трамвайные пути продлили до нынешней остановки «Железнодорожная больница» или до «Госцирка». А тогда у дома тети Факины трамваи разворачивались и шли обратно. Да и домов дальше не было. Угловые пятиэтажки только начинали строить. Корпус фабрики мир только закладывали. Тогда людей часто приглашали на субботники, чтобы разгрузить и сложить привезенные кирпичи для строящейся фабрики. Раис, Шамгун, шурин Раиса Исмагил, да и Факина с Наилей тоже иногда выходили помогать. С балкона было интересно смотреть, как люди выстраиваются в цепочку и передают друг другу кирпичи с улицы через заложенный фундамент и ямы вокруг, во двор стройки или туда, где работали каменщики. Тогда стройка фабрики напоминало фильмы  о войне – кругом ямы, кучи мусора, кирпича, железа. В общем, какой-то хаос. А после, еще долго стояла огромная металлическая решетка корпуса. Строили фабрику с перерывами несколько лет.

Там в соседнем четырехэтажном доме жила и сестра Раиса Гульсум. Она была красивая, высокая и ласковая женщина. Ее муж Исмагил был роста небольшого, но подвижный и симпатичный. Наиль иногда заходил к ним в гости, чтобы поиграть с их сыновьями. А иногда спускался в подвал, где Раис устроил себе мастерскую. Там он делал столы, стулья, шкафы, полки. Но не столько на продажу, сколько для своей квартиры. Там, в подвале, хранились и кое-какие продукты. В этом отношении дома были прекрасные. Каждая семья имела в подвале свою комнатку, где на зиму закладывали картофель, овощи, фрукты, консервы. Не то, что в нынешних современных домах, где места для хранения нет.
А еще, рядом с домами начинался аэродром и аэропорт. Стоило пройти чуть-чуть и наблюдать за садящимися и взлетающими самолетами.

Это было несколько пространное отступление от темы заголовка. Но эти картины пробегают в памяти, словно на экране телевизора. Те времена, когда первые телевизоры только-только начинали входить в нашу жизнь.

Так вот. В тот день, когда учительница пригласила к себе домой, Наиль уговорил  мать, и она отвела сына к дому учительницы. Было уже темно. Шел снег. Морозный ветер гулял по улицам. Мать постучала в окошко. На крыльцо вышла сама учительница.
- Проходите, проходите. Хорошо, что пришли.
- Я сама домой пойду. Он очень уж хотел посмотреть кино. Вот я и привела его. – словно оправдываясь, стала говорить мать.
- Ну и правильно сделали. Я ведь сама их пригласила. У меня уже сидят его товарищи. Вы за него не беспокойтесь. Вы далеко живете?
- Нет. На углу Ключевской и Левоневского.
- Тогда он сам домой пойдет.
- Хорошо. До свидания.
- До свидания. А ты стряхни снег с валенок. На. Возьми веник,… теперь проходи.
В комнате темно. Только маленький экран телевизора с увеличительной лупой тускло освещает присутствующих и обстановку. Телевизор стоит на комоде. Слева стол, справа кровать, у двери печь. Между ними на полу сидят пара детей, на стульях еще две девочки. Муж и сама учительница пристроились на кровати. Наиль подсел к мальчикам на полу. Здесь были Венер, Рамиль Каримов, Валера Чувилин.
Фильм смотрели молча. Страшновато, –тревожная атмосфера фильма передалась зрителям. Когда расходились, девочки даже заплакали и учительница пошла их проводить.
Наиль и Венер пошли вместе. Им ведь было по пути. Они шли, и их брала легкая дрожь от колючего ветра, мороза, а больше всего от впечатлений, оставшихся от фильма.
Наилю калитку открыла мать. Она была одета и сказала, что собиралась идти встречать.
-Ну-у, страшный фильм, мама. Мы все так испугались. Девочки даже заплакали.
- Идем скорее домой. Мороз-то, какой сегодня. Сейчас покушаем и согреемся.
Когда за столом Наиль рассказал о фильме, мать стала сокрушаться.
- Тоже мне, нашли что детям показывать. Про такое и взрослым страшно смотреть. На работе женщины рассказывали про это кино. А я им не верила. Хорошо, что сама не смотрела. Больше не буду отпускать смотреть телевизор.


Рецензии