На крыше

   А он то что здесь делает.. Посреди ночи на крыше.. Надеюсь он сюда пришел наблюдать за звездами.. Никогда не понимал как можно наблюдать за чем-то совершенно неподвижным.. Посмотрел чуток и отвернулся к чему-то более занимательному.. Кажется он меня не заметил.. Больше того.. Он усердно продолжает меня не замечать.. Куда уж мне до звезд.. Правда чтоб любоваться ими не обязательно подходить к самому краю.. И совсем лишнее смотреть при этом вниз.. Хотя там внизу все куда интереснее.. Ночной город с такой высоты чем-то даже напоминает звездное небо.. Но что-то мне подсказывает что высота ему уже успела поднадоесть.. И что он хочет вниз.. При чем самым кратчайшим путем.. Самым черным ходом..  Этого мне еще не хватало.. Совсем не вовремя он затеял кончать с жизнью.. Если для этого вообще есть свое «вовремя»..  Нужно его остановить..
- Неужели все так плохо?
Кажется я застал его врасплох.. Я мог не рассчитать эффектность своего разоблачения и тогда мой вопрос ушел бы в пустоту..
- Как.. Когда это вы здесь появились?
- Ну парень это скорее ты появился.. Пока я тут скромно наслаждался уединением и ночной прохладой..
- Извините.. Я вас не заметил..
- Не надо извинений.. По правде говоря я хотел остаться незамеченным.. И оставаться таким как можно дольше.. Но произошел форс-мажор..  До меня дошло что ты собираешься сделать..
- Не надо меня отговаривать.. Я уже все решил.. Я не передумаю..
- Можешь быть уверен я уважаю твой выбор.. Чем бы он не был спровоцирован.. Но ввиду неких обстоятельств  я обязан тебе помешать.. Извини но сегодня не твой день..
- Какие еще обстоятельства? Я пришел сюда только ради одного.. И я уйду только если получу это.. Уйду раз и навсегда..
- По мне так глупо приходить за тем чем никогда не сможешь насладиться.. Или ты веришь что там тебя ждет что-то и вправду лучшее? Ты случайно не один из тех самоубийц-оптимистов которые убивают себя ради новой куда более приемлемой жизни?
- Нет.. Я убиваю себя потому что устал.. Я больше не выдержу и дня этой жизни.. Я уже сыт ею по горло.. С меня хватит..
- Говоришь как старик хотя на вид тебе не больше двадцати.. Может просто твоя черная полоса немного затянулась и возможно уже совсем скоро пойдет другая.. Более светлого оттенка.. Разве не обидно будет если твоя жизнь оборвется на ее пороге? Умереть на границе.. Что может быть печальней..
- Возможно все так как вы говорите.. Откуда мне знать.. Но что если у моей жизни нет других полос.. Нет вообще никаких сторон поворотов и прочих сюрпризов.. И она попросту дразнит меня надеждами и мечтаниями о прекрасных переменах.. И каждое мое промедление вызывает у нее незамедлительный смешок..
- Я вижу тебе хорошо досталось.. Не знаю что в таких случаях нужно говорить.. Я не психолог и слава богу не священник.. Впрочем если б у меня и был какой-то учебник по отговариванию людей от самоубийства не думаю что я счел бы необходимым изучить его.. Как часто такие ситуации происходят.. Это дело требует уединения.. Но когда двое людей в поисках уединения сходятся в одном непримечательном месте то это принято называть судьбой.. И возможно именно по воле судьбе мы оказались здесь в одно время.. Вопрос в том что судьба задумала.. Мы не можем знать этого но мы можем быть уверенными что она добьется своего чего бы ей это не стоило..
- Да.. Вы правы.. Но опять же.. Возможно моя судьба умереть сегодня а ваша – наблюдать как я умираю..
- М-да.. Опять тупик.. Но так часто бывает когда такое щепетильное дело в руках такого дилетанта как я.. Правда не знаю возможно ли быть в этом деле профессионалом.. Но даже если ты сегодня убьешь себя то это все равно будет для меня практикой и огромным опытом.. И случись мне еще раз повстречать человека в твоем положении то вполне вероятно что с ним меня будет ждать иной исход..
- Вы все иронизируете..
- Да.. Потому что ирония это лучший способ воспринимать то что происходит.. Или плакать или смеяться.. Вот и весь ассортимент нашего выбора.. Я уже и не помню почему остановил свой выбор на смехе.. Наверно свою лепту внесло то огромное количество комедий что я успел пересмотреть в свое время.. Советую и тебе попробовать.. Не можешь что-то изменить – измени свое отношение к этому.. Как любил говорить мой отец.. Что тебе терять в конце концов?
-  Вы думаете я не пробовал? Но должно быть я универсальный неудачник.. Все мои попытки неизбежно  ведут к провалу.. И в этом как это не смешно я сильно преуспел.. Можно даже сказать что это дело у меня выходит лучше чем у всех.. Ну вот.. Теперь и я иронизирую.. Вот  только ирония моя не служит мне за ту отраду о которой вы говорите.. Ирония иронии рознь.. Так же возможно что у меня просто нет должного чувства юмора.. Я всегда как-то больше был по драматических фильмах..
- Ха-ха.. Нет.. Чувство юмора у тебя определенно присутствует.. Просто не приносит тебе никакого утешения.. И такое бывает.. Когда остальные чувства проявлены в большей степени.. Можно спросить какое чувство занимает самую большую нишу твоего существа?
- Не знаю.. Наверно все-таки усталость.. Кажется у меня хватает сил только чтоб убить себя.. Для нескольких шагов вполне хватит..
- Не пойми меня неверно парень но ты не пробовал обращаться за помощью? К психиатру например.. У него в аптечке полно соломинок которые не дадут тебе утонуть в твоем горе ..
- Не терплю искусственности.. Да и к тому же мне кажется если я решусь жить под таблетками то жить с этим решением придется уже совсем другому человеку.. Как в фильме «Маска».. Один решает надеть маску а другой решает стоит ли ее снимать.. Чаще всего надеть маску легче потому что тебе кажется будто все еще ты будешь стоять за каждым выбором.. Но для человека в такой маске ее снимание равносильно смерти.. Как и ее одевание в случае первого.. Дело лишь в том что первый зачастую не подозревает об этом..
 - А ты я вижу неплохо подкован в таких вопросах.. Хорошо.. Попробуем другой подход.. У тебя ведь наверняка есть близкие тебе люди которых ты любишь и которые в свою очередь любят тебя.. Убив себя ты причинишь им много боли.. Тебе то легко.. Ты конечно исчезнешь себе.. Но ты подумал о них? Им придется жить с этим и возможно еще очень долго.. Не всякая боль способна утихнуть.. Даже со временем.. Да и что ты за способ выбрал для всего этого? Ты хоть понимаешь на какое чудовищное зрелище обрекаешь их? Можно открыться людям в более сдержанном  ключе.. Не обязательно показывать им свои мозги и кости..
- В последнее время жизнь представляется мне мешком который мы обречены тащить до самого конца нашего пути.. При чем этот самый «конец пути» наступает в тот же миг когда мешок касается земли.. И я не совсем понимаю почему я должен ради кого-то другого носиться с ним если во мне больше нет для этого сил и я давно перестал получать удовольствие от  процесса.. Пусть каждый заботится о своем мешке.. Альтруизм и эгоизм суть одно.. Но второй хотя бы оправдан и логичен.. Я не хочу причинять боль другим но тут или они или я.. Не забывайте что мне все время приходится жить с болью.. Иначе бы я здесь не оказался..  Но право собственности на мою жизнь дают мне право делать с ней что угодно.. Даже отказаться от этого права в сторону права на смерть.. А что до второго вашего вопроса то мой выбор совсем не случайный.. Я б сказал что вполне обдуман.. Видите ли я всегда боялся высоты.. И вместе с тем она всегда меня привлекала и притягивала к себе так что мне было трудно устоять.. Но сегодня «не устоять» это как раз то что мне нужно.. Если хотите то скажу по-другому.. В этом поступке много эстетики (конечно субъективной и личной) и не меньше поэтичности (так же не столь объективной).. Но мне бы не хотелось вдаваться в детали..
- Так ты парень эстет! Что ж ты сразу не сказал? Эта примечательность требует от меня других мер воздействия.. Понимаю всю банальность того что сейчас скажу но все же.. В мире столько прекрасного и столько красоты что иногда больно глазам.. И эта красота повсюду куда не брось взгляд.. И целой вечности не хватит чтоб ознакомиться со всеми ее экспонатами.. Что тебе мешает жить наслаждаясь красотой во всем ее изобилии?
- Тут то вы меня и поймали.. До недавних пор это было единственной сдерживающей меня причиной.. Я всегда считал что главное мое призвание быть свидетелем красоты.. Просто ходить по миру восхищаясь окружающим меня.. Просто идти по жизни влюбляясь в картины действительности полные совершенства и чарующей свободы.. Воистину прав был тот кто сказал будто в мире слишком много красоты.. Только это заставляло меня влачить свое существование и придавало моей жизни смысл.. Хотя я не сторонник той идеи что у жизни должен быть смысл.. Но у меня он был и был в единой только красоте.. Пока на мои глаза не попались строчки из книги самурая.. А именно.. «Нет ничего красивей смерти.. Нет красивей смерти чем самоубийство.. Нет красивей самоубийства чем сэппуку» (или харакири если вам не знаком этот термин).. Как только я прочитал это во мне будто все встало на свои места.. Как если бы до этого я жил в разобранном виде и ждал когда какое-то магическим образом сложенное предложение приведет в движение мой механизм.. Вот что я почувствовал тогда.. Уже в тот момент я стоял на своей крыше в предвкушении прыжка.. Конечно будь я истинным японцем я бы вместо крыши использовал самурайский меч.. Но я житель мегаполиса..  Далекого от востока.. Так что я здесь.. Теперь вам известно слишком много как для любопытного незнакомца..         
 - Ну что ж.. Мы дошли до того исторического момента когда я начал тебя понимать.. Не так давно мне тоже кое-что попалось на глаза.. Это был фильм полностью построенный на диалоге в одной тесной комнатке между двух героев уже моего (то есть старшего) возраста.. Один герой спасает другого от самоубийства и приводит домой на ужин.. По ходу всего фильма пытаясь понять того и переубедить не совершать других попыток.. Этакий добрый самаритянин.. Тебе это ничего не напоминает? Но в конце концов твоему единомышленнику это надоело и он все-таки уходит доделывать им начатое.. Признаюсь парень на протяжении всего фильма я был на его стороне.. Меня всегда сильно бесило в людях их желание кого-то спасти.. Как будто у всех у них миссия –  направить на истинный путь сбившихся.. Такие люди всегда вызывали у меня не скрытое отвращение.. Так что меньше всего я представлял себя на их месте.. Но сейчас поверь мне я преследую совсем иные мотивы..  В другой день я бы не стал тебе мешать.. Если бы ты попросил я б возможно даже подтолкнул тебя.. Но ты в самом деле выбрал плохой день для своих прыжков.. Лучше бы ты поупражнялся в банджи-джампинге..
- Но если все так как вы говорите то я не понимаю к чему были все эти вопросы.. И что наконец такого особенного и неправильного в этом дне что мне нельзя убить себя?
- Извини парень.. Но я действительно не могу тебе ничего объяснить.. Возможно ты сам все скоро поймешь если останешься жить.. Я очень богат.. В этом многоэтажном доме в самом центре города у меня есть квартира о которой никто не знает.. Она просто необходима когда всем от тебя что-то нужно.. Я отдам тебе ключи от нее если ты пообещаешь мне еще раз попытаться выбрать жизнь.. Пусть это станет для тебя новым смыслом.. Борьба с желанием смерти.. Любая борьба это всегда хороший стимул.. Я сейчас же выпишу тебе огромный чек если ты серьезно обдумаешь мое предложение.. И хотя бы попробуешь.. Я не говорю что все дело в деньгах.. Может даже все наоборот.. Просто с деньгами и  с этой квартирой тебе пусть ненадолго но все же будет легче.. По крайней ты будешь знать какого это так жить..  А может ты увидишь что все это не стоит и одного вида звездного неба когда у тебя под ногами весь город.. Я не знаю.. Но мне бы очень хотелось чтоб ты узнал..
- Странный вы человек.. Может действительно не случайно мы встретились в это позднее время и при столь необычных обстоятельствах.. Я уже ничего не знаю.. Я пришел сюда с непоколебимой решимостью исполнить свой же приговор.. Я шел на встречу со смертью и возможно впервые повстречал саму жизнь.. Мне не хочется чтобы все это было напрасно.. Это слишком легкомысленно и глупо.. Не нужно квартир и чеков.. По статистике чаще всего убивают себя именно хорошо обеспеченные люди.. У которых всего в достатке.. И которым нет смысла бороться.. Им просто не за что бороться.. Я тоже всегда думал что мне не за что.. Но оказалось что мне есть с кем.. Я буду бороться с самим собой..
-  Ну это другое дело парень..  Ты принимаешь правильное решение.. Может сейчас ты еще этого не осознаешь но со временем я думаю к тебе придет это чувство.. Я рад за тебя.. Искренне надеюсь тебя больше здесь не увидеть.. И надеюсь у твоей жизни припасено для тебя еще не мало сюрпризов.. Хороших сюрпризов.. Достойных тебя.. Мне кажется ты справишься.. Должен справиться..  Чего тебе и желаю..
- Спасибо.. Я тоже на это надеюсь.. Постараюсь приходить сюда лишь как свидетель красоты.. Ничего не обещаю.. Ведь с обещаниями как и с масками.. Часто обещание дает один человек а нарушает его уже другой.. И все-таки я неудачник.. Даже убить себя не могу.. Совершенен в своем ремесле.. Ха-ха.. Ну.. Был рад встрече.. Первый сюрприз состоялся.. Хочется верить что этот случай не единичный.. И что это только начало чего-то большего.. Теперь уже я говорю как оптимист.. Пора уходить пока я окончательно не превратился в него и не обзавелся светлыми надеждами и великою мечтой.. Простите что помешал вам.. Правда не знаю что..
- Мне все больше нравится новая версия тебя.. Уходи пока не влюбился.. Ха-ха.. И не извиняйся.. Ведь я не извиняюсь что не дал тебе прикончить себя.. Хорошая встреча всегда заканчивается хорошими шутками..  До свидание парень..
- До свидание любопытный незнакомец.. Спокойно ночи..

Ушел.. По лестнице.. Не самым кратчайшим путем.. Но это к лучшему.. Я уже думал что не смогу отговорить его.. У меня в запасе не было козырей.. Мог еще вспомнить о боге.. Но я не силен в этом.. Чувствую ли я гордость что спас кому-то жизнь? Ничего подобного пожалуй нет.. Разве что я просто отказываюсь замечать это.. Не знаю.. Вообще он все правильно говорил.. Что бы он не выбрал у него было достаточно причин это выбирать.. Как у меня были причини ему помешать сделать выбор который мог бы помешать мне.. Как он там говорил.. Альтруизм и эгоизм суть одно.. Но второй хотя бы логичен и оправдан.. Как-то так.. Наверно я самый большой эгоист во всем мире.. Эгоист который спасает чужие жизни.. Ха-ха.. Но два самоубийцы на несколько квадратных метров это уже многовато будет.. Тем более я пришел сюда первым.. Так не хотелось разделять эту особенную для меня ночь с кем-то другим.. Иногда при нашей беседе мне казалось что если я переубежу его то и сам поменяю свое решение.. Но наверно мое желание сильнее его.. Правда не знаю что было бы если б я оказался на его месте.. А ведь все так могло и быть.. Откуда мне знать что судьба задумала.. Мне достаточно знать что она добьется своего любой ценой.. Я всегда хотел просто жить.. Без всего того что сейчас принято вкладывать в это слово.. Словно все вокруг родились  с жаждой выживать.. С жаждой и умением..  День за днем они заняты выживанием.. Но я хотел просто жить.. Это оказалось для меня непомерной роскошью.. Теперь я просто хочу умереть.. Со всеми последствиями что вытекают из этого слова.. И я знаю что смерть уже ждет там внизу и что ее терпение не бесконечно.. Не хорошо заставлять ее ждать.. Уж тем более после того как по моей вине у нее сорвалось свидание.. Приятно уходить зная что звездное небо останется стоять даже несмотря на то что все упадут.. 


Рецензии