Льет ли теплый дождь
«Жизнь измеряется моментами,
Когда захватывает дух…»
/сатирик Гарлин/
1
«Льёт ли тёплый дождь, падает ли снег.
Я в подъезде возле дома твоего стою.
Жду, что ты пройдёшь, а быть может, нет.
Стоит мне тебя увидеть, о-о, как я счастлив…»
Чернявый паренёк пел, лихо перебирая струны гитары. Сразу чувствовалась рука мастера. Голос у него был приятный, напоминал Валерия Ободзинского. Похоже, он и старался копировать его исполнение. Парень словно забыл, что он находится на лавочке перед стационаром Кандагарской отдельной медицинской роты; нет, как минимум, он видел себя на сцене какого-нибудь клуба или концертного зала.
Впрочем, слушателей хватало и здесь – вокруг него сидели такие же молодые ребята в синей госпитальной одежде и с перевязанными руками-ногами-головами. Сам певец положил повыше на деревянный ящик забинтованную левую ногу, рядом с ним лежали костыли. Он приступил ко второму куплету:
«Странно и смешно наш устроен мир:
Сердце любит, но не скажет о любви своей.
Пусть живу я и не знаю: любит или нет.
Это лучше, чем признавшись, слышать «нет» в ответ.
А я боюсь услышать «нет»…
Он бросил быстрый взгляд на девушку в белом халате, присевшую на краешек лавочки.
Она задумчиво смотрела на высокое голубое небо и, казалось, не замечала никого.
-Марина, кончай прохлаждаться, пошли делать перевязки, я готов к «труду и обороне».
Старший лейтенант Невский окликнул перевязочную сестру, проходя мимо группы слушателей и направляясь к крылечку стационара.
Марина Задунайская, красивая темноволосая девушка, прибывшая из Союза пару месяцев назад, поспешно поднялась и, кивнув, поспешила за хирургом. Сегодня работа с ранеными начиналась позже обычного – всех офицеров-врачей собрали на совещание в штабе 70 ОМСБ (отдельной мотострелковой бригады).
-Кого первого позвать на перевязку? - спросила она, догоняя врача.
-Слушай, забыл фамилию. Этого раненого меня попросил перевязать наш «шеф» Зыков, его задержали на совещании, не скоро «вырвется». У того парня ранение в ногу, привезли пару дней назад, второго или третьего августа прямо с рейда. Кажется, левая голень.
-Я поняла, о ком речь. Хорошо, с него и начнём.
Марина, проходя мимо дневального по отделению, попросила позвать с улицы рядового Вялец.
Чистая перевязочная была готова к работе – прокварцована, на столе, укрытые стерильной простынёй, лежали необходимые инструменты и перевязочный материал.
Невский, не торопясь, обработал руки, одел стерильные перчатки. Марина занялась привычной работой перевязочной сестры – раскладывала на приставном столике инструменты, салфетки.
В дверь тихо постучали.
-Открыто, - Марина произнесла это громко и со смешинкой в голосе. – Как к директору школы идут, долго стоят перед дверью, прежде чем войти. Никак не могу их отучить от стука.
Пояснила она, обращаясь к Невскому. Тот кивнул: «Робеют как-никак. Кому понравится, когда доктор «копается» в их ранах…»
Вошёл высокий симпатичный парень на костылях. Невский сразу узнал в нём недавнего певца. Солдат, приставив костыли к стене, прихрамывая, прошёл к высокой металлической каталке, снял синие госпитальные брюки и улёгся на своё «лобное место».
-Не робей, боец. Сегодня я тебя перевяжу – твой лечащий доктор капитан Зыков занят, попросил меня. Я, как и он, не кусаюсь и не делаю «бобо» специально. Но потерпи, если всё же станет больновато.
Невский срезал пропитанную кровью повязку, быстро взглянул на два пулевых сквозных ранения голени.
-Как зовут тебя?
-Женя. Рядовой Вялец.
-Так вот, рядовой Женя Вялец, повезло тебе. Кость не задета, а «дырки» мы твои быстренько залечим.
Невский принялся через оставленную в бОльшей ране трубку промывать раневой ход антисептиком, потом обколол антибиотиками обе раны.
-В рейде зацепило?
-Да, были на «прочёске» кишлака. Тут меня и ранили. Я сначала ничего не почувствовал, только позднее заметил кровь на брюках. А потом даже свалился от боли. Мне санинструктор быстро рану перевязал, а уж потом на вертолёте сюда переправили.
-Ничего, Женя, не переживай. Без тебя всех душманов не перебьют, оставят и тебе. Долго ещё служить?
-Осенью, в октябре, должен «дембельнуться».
-Видишь, как хорошо, пара месяцев осталась. Домой поедешь, как новенький. «Подштопаем» тебя на совесть. А где это ты так «навострился» на гитаре играть? Вот и поёшь ты очень хорошо.
-В музыкальной школе учился, правда, по классу баяна. Но гитару я осваивал параллельно, меня научил батя, он большой мастер игры. Гитара мне больше нравится, чем баян. А петь я любил с детства. У нас вся семья поющая: и мать, и отец, и бабушка Клава.
-Родом-то откуда?
-Из Костромской области. Есть такой городок Шарья.
-Знаю. Приходилось там бывать. У меня куча родственником в тех краях живёт.
-Ой, правда?
-Правда-правда. Как понял, ты любишь песни Ободзинского?
-Да, это верно. Это тоже меня отец научил этим песням, он знает чуть не весь репертуар этого певца. Мне тоже нравятся его песни.
-Слушай, а что это твой лечащий доктор тебя назвал «бывшим пленным»?
-Было со мной такое «приключение» ещё в мае этого года.
-Жень, расскажи. Прямо заинтриговал, - Марина подала врачу очередной тампон и внимательно посмотрела на раненого.
2
Раненый завозился на перевязочной каталке, поворачивая врачу выходные отверстия на ноге от пулевых ран. Невский принялся обрабатывать обширные раны, оставленные выходящими пулями.
-Давай, Евгений, рассказывай. Тебя женщина просит, а ей отказать никак нельзя. На меня не обращай внимания – я пока «покопаюсь» в твоих «дырках». Но если очень больно будет, то скажи. Я уменьшу свой «пыл».
-Да нечего особенно и рассказывать. Я и в плен попал из-за песни Ободзинского, как раз пел «Восточную песню», которую давеча пел на лавочке, когда вы проходили мимо.
-Вот так история. Ну-ка, давай всё рассказывай. Ты и меня теперь заинтриговал, как Марину.
-Я вот хотел спросить сначала: а вы сообщаете родственникам о ранении?
-Ну, ты «загнул». Ежели мы начнём родным всех наших раненых писать, то некогда будет вас лечить. Мы пишем только в редких, исключительных случаях. Нет уж, это ты сам по возвращении им расскажешь. Или ты, наоборот, не хочешь их расстраивать? Такое тоже бывает. Тогда не рассказывай. Но справку о ранении ты от нас, в любом случае, получишь.
-Мне хочется скрыть своё ранение от матери – сердце у неё больное, начнёт переживать, себя «накручивать». Разволнуется, хуже будет. Я позднее, когда она привыкнет к моему возвращению, может быть, расскажу. Хотя от матери отца, моей бабы Клавы, она, наверное, всё уже знает.
-Не понял, Женя, поясни.
-Хорошо, расскажу. Только это длинно получится.
-Ничего, мы с Мариной не спешим. Да и заняться мне есть чем. Марина, подай зонд. Я займусь делом, а ты, парень, расскажи нам свою историю.
- До школы я с родителями жил в деревне Заингирь у бабушки Клавы, это в другом районе области. Потом мы переехали в Шарью, забрали бабушку к себе – ей трудно стало в деревне одной жить. Моя бабушка Клава обладает феноменальной интуицией, можно даже сказать даром ясновидения, - об этом знают все родственники. Скрыть от неё что-либо или обмануть просто невозможно. Так, когда в пятилетнем возрасте я полетел с черёмухового куста и зацепился рубашкой за сук, бабуся тут же примчалась на «место происшествия» (а дело было за сараем, видеть она меня не могла) и хорошенько отругала за то, что я лезу, куда не просят.
Мой отец рассказывал, когда он пацаном-практикантом на лесосплаве провалился между брёвен и едва выбрался, бабушка пешком пришла за сорок километров разузнать, что с ним произошло. Но один случай в нашей семье был и вовсе из ряда вон.
Однажды среди ночи бабуля проснулась и ни с того ни с сего принялась плакать. Моя мама никак не могла от неё добиться, из-за чего та так убивается. Я ещё пацаном был, но чувствовал: произошло что-то ужасное. «Вася, сыночек мой, где ты, что с тобой?» - причитала бабушка. Потом она призналась: чутьё подсказало ей, что её сын, младший брат отца моего, был тяжело ранен.
Все недоумевали – где это его могли ранить? Правда, он второй год служил в армии. Но ведь войны тогда не было. Позже всё прояснилось – был бой на острове Даманском. Дядя Вася и, правда, был тяжело ранен. Он вернулся после лечения в госпитале, где провёл целых два месяца.
Вот и мою историю краткосрочного плена, боюсь, она тоже уже знает, как и этого ранения.
А произошло это пленение так. Как вы знаете, товарищ старший лейтенант, здесь, в Афгане, наши солдаты в большинстве своём несут службу на заставах и блоках. Для Марины я поясняю, что застава – это постоянное место дислокации подразделения, блоки выставляют вдоль дороги только днём, на ночь сворачиваются и уходят на те же заставы.
За Кандагаром есть заставы «Мост», «ГСМ», «Гундиган» и другие. Говорят, со временем их станет ещё больше. Что представляют из себя эти заставы? Например, «ГСМ». Цистерны бывшего здесь когда-то склада горючего и смазочных материалов, насквозь пробитые осколками и реактивными снарядами. Жилые помещения заставы выложены из кирпичей и ящиков с землёй.
А я в то время был на «Гундигане». Что это за место? «Гундиган» - холм, строения из камня, толстые стены. Частенько бьёт «василёк» (прим. автора - автоматический миномёт). Весь холм минирован ещё «духами», только тропинки между помещениями и подходы к танкам и БТР (бронетранспортёр) обработаны сапёрами. Может, так и лучше. Спокойнее. Рядом с «ГСМ» и «Гундиганом» вдоль дорог сплошные завалы из битой техники.
Как-то на нашей заставе наступило затишье. Наш повар попросил меня принести из арыка ведро воды. Я хорошо помнил безопасную тропинку и спустился в сумерках к протекающему поблизости глубокому арыку, зачерпнул воды и не торопясь пошёл назад, напевая вполголоса песню Валерия Ободзинского. К середине «Восточной песни» я увлёкся и прибавил задушевности в голосе. И тут на меня вдруг кто-то накинул покрывало, навалился, скрутил и куда-то поволок.
Когда меня «распаковали» и поставили на ноги, оказалось, что я нахожусь во дворе афганского дома среди нескольких бородачей.
Один из них, посмеиваясь, на хорошем русском языке произнёс, что, мол, они хотят послушать, как я пою. Он, с его слов, учился в Ташкенте, не плохо знает наш язык. А песни этого певца полюбил ещё в молодости.
Пока я приходил в себя, мне дали покурить кальян Я после этого «зелья» вдруг совершенно успокоился и решил: «Погибать, так с песней». И запел. Я пел песни из репертуара любимого мной Ободзинского. Это были и «Неотправленное письмо», и «Что-то случилось», и «Анжела», и «Карнавал», и «Девушка» (это песня «Битлов», он её тоже пел), потом я перешёл на другой репертуар, эти песни моя бабушка любила петь дома.. Пел про ямщика, который погибает в степи, и про Ермака, и про казака, который гуляет по Дону. Когда завёл про Стеньку Разина, особо выделил слова:
«Волга, Волга, мать родная,
Волга, русская река…»
После почти двухчасового концерта я показал себе на горло – устал, дескать, теперь делайте со мной что хотите. К моему величайшему изумлению, «духи» отпустили меня. Вывели из незнакомого кишлака и показали, куда мне идти. От повара мне, конечно, досталось за долгое блуждание. Позже я рассказал сослуживцам свою историю. Но о пребывании в плену мне почему-то никто не поверил. Но спустя пару месяцев в бою мы разгромили банду. Среди пленных оказался бородатый афганец, который был тогда на моём «концерте». Он и рассказал допрашивающему его ротному о моих «художествах». Рассказал и о том, что они тогда меня не стали убивать, а отпустили обратно.
Капитан Барашко, наш ротный, потом приказал мне рассказать всё об этом случае. Я, как вам сейчас, всё ему выложил. Не знаю, откуда об этом узнали в особом отделе, но меня потом вызывали для дачи показаний. Но всё обошлось. Поверили мне, что всё так и было. А меня с тех пор в роте стали звать «пленный певец». Наверное, ротный и доктору вашему, капитану Зыкову рассказал. Вот и вся моя история.
-Удивительный случай! Ты, Женя, и, правда, в «рубашке» родился. Да, интересно, предвидела ли твоя бабушка Клава про твои приключения? Ничего, главное, ты жив, а здоровье мы тебе восстановим. Не сомневайся. Только у меня к тебе просьба. Перед выпиской выступи-ка с песнями перед всеми нашими ранеными. А место мы тебе предоставим. Договорились?
-Согласен.
*
На фото: Кандагар. Место дислокации 70 ОМСБ.
***
Свидетельство о публикации №211111500718
Роман Рассветов 19.07.2015 19:00 Заявить о нарушении
Александр Карелин 29.07.2015 13:37 Заявить о нарушении