Неожиданная лесная находка

Неожиданная лесная находка

И серии рассказов "Третья или тихая охота" (см. "Третья охота. От автора" - http://www.proza.ru/2016/11/20/1453)

Моим последним местом службы перед увольнением в запас была 50 Белокоровическая ракетная дивизия. И эта новелла  об одном случае из тех времен.

Наступил последний месяц осени. Дни стояли солнечные, с утренними заморозками. Гарнизон готовился к празднованию очередной годовщины Октябрьской революции. Все прошло по годами заведенному порядку: торжественное собрание в Доме офицеров накануне праздника,  а на другой день – с утра построение личного состава, прохождение торжественным маршем и возложение венков на обелиске воинов, погибших в Великой Отечественной войне. По окончании этих обязательных мероприятий офицеры, не занятые службой, небольшими компаниями разошлись по квартирам, чтобы отметить праздник уже в домашней обстановке, а  командование дивизии собралось к праздничному застолью в одной из комнат Дома офицеров. Я от приглашения отказался, приняв неожиданное решение съездить в лес полюбоваться его осенним нарядом и попрощаться с ним до будущего грибного сезона.

Лесной массив, малохоженный и почти без человеческого жилья, тянулся от военного городка  до самой границы с Белоруссией.  Водилось в нём всякое зверье,  а главным его богатством было изобилие грибов, так что  для любителей тихой охоты было там великое раздолье. Проехать на легковой машине удавалось не ко всем грибным местам, да и мало было тогда владельцев собственных машин, а на военном «бобике» можно было заехать в любую лесную глушь. Приедешь в лес и за весь день не встретишь ни одного человека. В этой глуши, в сосновом бору, в котором рос серо-зелёный лишайник, я и нашел много местечек, где росли белые грибы и не по одному, а целыми семьями; были в этой глуши и другие места, где росли белые грибы, так что пустым никогда домой не возвращался, и всегда привозил не менее одного-двух, а то и трёх ведер белых грибов.  Конечно, я предпочитал белый гриб, ему отводилось первое место. Однако не брезговал и другими: лисичками, маслятами, подосиновиками, подберезовиками, волнушками.  Если белые мы сушили, зимой с ними можно было сварить вкуснейший суп, то остальной гриб шел на жаркое, а волнушки были очень хороши в засоле.

Итак, я решил съездить в лес, чтобы посетить те места, куда еще не так давно ездил на тихую охоту, полюбоваться осенним лесом, да отдохнуть на природе душой после предпраздничных нагрузок. Супруга моя принять участие в поездке отказалась, и я поехал один.

Прямого пути в те места, куда я направлялся, не было, потому приходилось делать приличный крюк по малоезженым дорогам. Проехал мимо старого ДОТа с метровыми бетонными стенами и мимо развалин бывшей пограничной заставы. Здесь, поблизости, когда-то проходила граница с панской Польшей, так её тогда называли, и  линия обороны с ДОТами.


Вот и лес. Он предстал передо мной во всей своей красе. Деревья еще не сбросили своего одеяния, и листва на солнце светилась золотом, бронзою и багрянцем. В лесу стояла тишина: ни дуновения ветерка, ни шелеста листвы, ни жужжания насекомых, ни пения птиц, лишь где-то далеко дятел настукивал свое тук–тук. Глядя на всю эту красоту, я вспомнил пушкинские строки:
               
                Унылая пора! Очей очарованье!
                Приятна мне твоя прощальная краса —
                Люблю я пышное природы увяданье,
                В багрец и в золото одетые леса…

Я ехал всё дальше и дальше вглубь леса, наслаждаясь его осенним разноцветьем и царившей в нём тишиной. Вся эта осенняя лесная красота приносила мне  умиротворение и покой. И мне вспомнились слова героя недавно виденного фильма «Белый Бим Черное ухо» Ивана Ивановича, великолепно сыгранного Вячеславом Тихоновым, что в осеннем солнечном лесу человек становится чище.

Заглянул и в свои заветные места, но грибов там, конечно, давно уже не было, да в такую пору и быть не могло.

Я хотел уже возвращаться домой, когда вдруг увидел, что впереди, справа от обочины, что-то ярко блеснуло. Какой-то предмет, словно, зеркальце, отражал солнечные лучи, пуская «зайчика». Что же это могло быть? – подумал я. Выйдя из машины,  подошел ближе, чтобы разглядеть заинтересовавший меня предмет… и не мог поверить своим глазам - среди опавшей хвои стоял огромный белый гриб.


Размеры гриба меня поразили, да и вес гриба был велик, по моим прикидкам, грамм 600-700, а, возможно, и более. При этом он выглядел еще совсем молодым, совершенно свежим и крепким,  и, вероятно, мог бы еще расти.

 Белых грибов таких огромных размеров даже в самую грибную пору я не находил. Но почему он пускал «солнечного зайчика»? Оказалось, что шляпка гриба была покрыта тонким прозрачным слоем  ледяной корочки, вот она и отражала солнечные лучи. «Вот еще одно «очей очарованье», - подумал я в восторге от неожиданной находки. Обрадованный таким трофеем,  решил закончить прогулку и в приподнятом настроении  вернулся домой.

Жена ждала моего возвращения и уже накрыла праздничный стол. А через каких-то полчаса на столе появилось еще одно праздничное блюдо – жаренный БЕЛЫЙ ГРИБ.

Когда в 1986 году случится Чернобыльская катастрофа, весь этот чудесный грибной лес накроет радиация. Русская пословица гласит: «Всё на свете по грехам нашим деется».  А чьи конкретно были те грехи – решайте сами.


Рецензии
Помню я наши походы в белорусском лЕсе, как говорят белорусы. Только приехали с Германии, где отец служил, тут же связался с однополчаниным - и в поход за грибами! Подсчет, т.е. соревнования вели только по белому грибу, другие в счет не шли. Каждый собирал по 50-60 штук белого, то-то был пир!.. Сегодня встречаю жену у порога - полная корзина белого груздя, немного других и это в десяти шагах от дома!..

Александр Грунский   29.09.2022 11:54     Заявить о нарушении
Саша, привет!
Твой отец был грибником, ты грибник, значит, к грибной теме ты не безразличен. А тот лес, тянувшийся до самой Белоруссии, был богат грибами. Наш командир дивизии генерал Иванушкин Василий Матвеевич был заядлым грибником, и иногда за ними мы вместе с ним ездили. Звонит мне как-то и говорит: Зайди ко мне. Захожу, вижу у него карту на столе. Давай,- говорит, - поищем местечко, где еще не были, и съездим туда завтра в разведку. Съезди, остановились у посадки сосен, посаженных ровными рядами лет 10-15 назад. Разведка оказалась удачной, между рядами сосен и набрали отличных белых. Потом я ездил туда уже один или с женой, и никогда не возвращался пустым. Следов, что это место посещали другие грибники, я не видел. Осталась ли в том лесном массиве радиация, но, думаю, грибники плюют на неё и за грибами туда ездят.
Удивило, что возле вашей дачи растут грузди. Очень хорош груздь в засоле, если это не скрипица, которая тоже белая, но совсем не вкусная. Хорош тоже и подгрузок белый.

Вот такие воспоминания пробудил у меня твой отзыв. Спасибо за него.
Жму руку.

Вадим Прохоркин   29.09.2022 15:10   Заявить о нарушении
Сегодня мою страницу посетил 200000-й читатель, он прочитал у меня очерк "Исламский культурный Центр мни короля Фахда ибн Абдель Азиз Аль Сауда" из серии очерков о Буэнос-Айресе. Жаль, что читатель неизвестный.

Вадим Прохоркин   29.09.2022 17:16   Заявить о нарушении
200 000 тысяч - это событие! Обязательно выпьем за твое здоровье, дружище!

Александр Грунский   30.09.2022 09:46   Заявить о нарушении
Спасибо, дружище. Выпил бы и я, но что-то неважно себя чувствую.

Вадим Прохоркин   30.09.2022 10:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 53 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.