Первый праздник на Святой Земле

               
В длинной череде еврейских торжеств весёлый праздник Пурим оказался первым, который я провёл на Святой Земле в соответствии с иудейскими традициями. Традиции эти очень древние. Они восходят к V в. до н. э. Слово Пурим с иврита переводится как жребий. Так вот примерно 2500 лет тому назад евреям, находившимся тогда под властью Персидской империи, выпал по-настоящему счастливый жребий.

Данное событие подробно описано в книге «Есфирь» Ветхого Завета Библии. Вот краткая его суть. У персидского царя Ахашвероша была очень красивая жена-еврейка царица Есфирь. Её дядя Мордехай однажды спас жизнь царю, и тот приблизил его к своему трону.

Аман, царский  визир, из зависти к дяде царицы, любимцу Ахашвероша, обманом заполучил царский указ, дозволявший ему уничтожение всех евреев на территории Персидской империи.

Однако царице Есфири и Мордехаю удалось убедить царя, что первый министр обманул его. Ахашверош подписал новый указ, дозволявший евреям защищаться. Более того, разгневанный монарх за измену приказал повесить Амана. На радость евреев приговор был приведён в исполнение.

Вот с тех пор на протяжение более 25 веков в знак такого чудесного избавления евреи всего мира каждую весну отмечают день смерти Амана, как самый весёлый и беззаботный праздник Пурим.

Весной  1991 года  он совпал с победой Западной коалиции над Садамом Хусейном. Как гласит народная еврейская молва, это не единственное историческое совпадение. В пуримские праздники Создатель покарал немало врагов еврейского народа.

Впрочем, это не только легенды. Есть и исторические факты. Наиболее известные в новейшей истории – Гитлер и Сталин. Смерти обоих этих палачей пришлись аккурат на праздник Пурим.

Американцы в 1991 году не захотели продолжить еврейскую традицию. Хусейна, к большому сожалению, они добили только спустя десять лет. Случись такое в начале девяностых, возможно, не пришлось столько лет гибнуть американским солдатам в Ираке.

 Согласно древней традиции каждый еврей в праздник Пурим может позволить себе такое поведение, которое в другие праздники считается, по меньшей мере, странным, если не сказать предосудительным.

 К примеру, можно подурачиться, нарядившись в маскарадный костюм. Или, скажем, пропустить стаканчик другой вина, а то и чего покрепче. Можно даже надраться до чёртиков. И всё это, окружающая общественность воспринимает вполне лояльно. Разумеется, если поведение не перехлёстывает за рамки закона.
 
Правда, коренные израильтяне, как я заметил, чрезвычайно редко реализовывают эту пуримскую возможность. Да и вообще, что касается употребления крепких напитков местное еврейское население в большинстве своём даже в подмётки не годится рядовому пьющему «русскому».

Я уж не говорю о том, что с последней волной репатриации из бывшего СССР в Израиль прибыло немало "подлинных профессионалов" по части исконно русской традиции.
 
Многие новые репатрианты советского происхождения весьма индифферентно относятся к собственно еврейскому празднику. Однако его обычай, позволяющий на законном праздничном основании хорошо «заложить за галстук», соблюдают педантично.

Понять такое поведение можно. Действительно, ведь советский люд здорово натерпелся от экспериментов большевиков по части алкогольного воспитания. Народ травили «солнцедаром» и прочей плодово-ягодной гадостью.

Лишали достойной закуски. В «семитские» времена спиртное продавали только до семи вечера. Во времена почти сухого закона партия вообще запретила пить. Пьющее население, стыдно сказать, перешло на парфюмерию, канцелярские и даже стиральные средства.

Попав в страну неограниченных алкогольных возможностей и изобилия закуски, бывшие советские люди уже не хотят в этот весенний праздник, как говориться, просто выпить в очередной раз.

Они, желая поскорее абсорбироваться в израильском национальном «котле», изображают своё возлияние на пурим, как исполнение одной из традиций своего древнего народа. Благо, спиртное весьма приличного качества по своей цене здесь доступно до безобразия.

Хозяин нашего завода тоже устроил для всех своих работников шикарный пуримский банкет. Состоялся он в одном из лучших ресторанов города. Сотрудники явились на праздничный вечер со своими жёнами, мужьями, подругами и друзьями.

Мне в порядке исключения позволили пригласить на банкет не только жену, но и дочь. Многие коллеги пришли в маскарадных костюмах. Среди них было немало подлинных шедевров.
 
На фоне всего этого изящества выделялся костюм, который, в общем-то, нельзя было отнести к вышеназванной категории. Собственно, то был даже не маскарадный костюм. Этому нечто больше подходило название маскарадный головной убор.

 Выглядел он очень оригинально и поражал окружающих своей необыкновенной эротической дерзостью. На голове молодого человека, одетого в потёртые джинсы и шотландку, покачивался огромный, примерно в полметра высотой, мужской член.
 
Детородный орган был изготовлен мастерски. С особой тщательностью ваятель выполнил мельчайшие анатомические подробности этого главнейшего символа мужского достоинства.

Здорово был подобран материал. Необычайно натурально, можно даже сказать со вкусом, мастер оттенил своё произведение красками. Короче, с первого взгляда все поняли, что натура, с которой ваялся, если можно так сказать о нём, маскарадный убор, была отменной.

Парень с гордо поставленной головой минут десять послонялся по залу. Затем уселся за один из столов, вызвав небольшое замешательство соседей. Однако спустя какое-то время народ освоился, и праздник продолжился по заранее намеченной программе.

Кстати, по завершении вечера, костюмное жюри присудило новатору маскарадного искусства первую премию. Как я понял, награда была вручена победителю конкурса за личное мужество, творческий подход к пуримскому веселью и высокопрофессиональное мастерство при изготовлении столь неординарного маскарадного атрибута.
 
Для нашей семьи то был первый выход в свет на Земле Обетованной. На бывшей родине мне неоднократно случалось посещать разного рода банкеты и прочие ресторанные попойки. Частенько кормили там совсем неплохо. Выпивки тоже хватало.

Но доселе мне никогда не доводилось лицезреть такое изобилие блюд, экзотических овощей и фруктов (и это в марте!), такой огромный ассортимент изысканных вин и крепких напитков, разом представленных в одном месте.

 Чего там скрывать. Ласкали душу и создавали ореол особого удовольствия приятные мысли о том, что всё это ошеломляющее изобилие по отношению к нам полностью укладывается в дорогое для сердца любого «совка» понятие – «халява».

Кстати, об этом жаргонном словечке. На доисторической родине я всегда недоумевал. Причём тут халява. Ведь так иногда в Белоруссии называли голенище сапога. Какая же связь между сапогом и дармовщиной? Оказалось действительно – никакой. Но об этом я узнал только в Израиле.

Существует несколько версий возникновения этого понятия. Вот наиболее распространённая. «Халява» произошла от ивритского слова «халав», т.е. молоко. Дело в том, что для иудеев суббота с момента возникновения религии всегда была святым днём. Не выходным, а именно святым.

В этот день, который у  иудеев начинается с вечера пятницы, можно только отдыхать. Работать – ни в коем случае! Замечательная традиция! Но не для коров. По вечерам их приходилось доить. В самом деле, не страдать же скотине из-за оригинальных иудейских традиций.

Так вот, евреи этого делать не могли. Для дойки коров они нанимали
«гоев», т. е. неевреев. Полученное молоко становилось некошерным. Его не продавали, а выставляли в крынках за порог дома.

Все, кто не соблюдал кошрут, мог, что называется на «халяву», побаловаться молочком. Таким образом, давняя «совковая» привычка имеет глубокие еврейские корни.

Конечно теперь, прожив в стране почти 25 лет, и в немалом разобравшись, я воспринимаю ту былую «халяву» несколько иначе. Мой тогдашний благодетель, полагаю, сполна компенсировал свои затраты на пуримский банкет порядочно недоплачивая его участникам. Да и государственная налоговая система в Израиле устроена так, что капиталисту, строго говоря, выгодно заботиться о своих работниках.
 


Рецензии
Уважаемый Лев Израилевич, как только прочёл Ваш отзыв о моём рассказе "Проздник Пурим",так сразу последовал вашему предложению прочесть ваш рассказ "Первый Пурим на Святой Земле". Будучи советским евреем, не знающий иврита,познал из вашего рассказа неизвестный перевод отдельных слов. Что касается приведенного описания маски присутствующего на празднике еврея, мне не понравилось - низкий уровень культуры,не по теме, не соответствует духу праздника. Я не приемлю, когда наибольшее внимание уделяется пьянству. Некоторые, именно, с этого начинают рассказ о Пурим. Я уже более 12 лет углубляюсь в иудаику. Посещаю все еврейские праздники в общинах: прогрессивной, хасидской, ортодоксальной направленности в синагогах и культурно-просветительских организациях Москвы. Держу связь с родственниками в Израиле. Даже посетил их, пытаясь вникнуть в их жизнь.
С большим уважением и пожеланием доброго здоровья. Успехов.

Соломон Гройсман   07.04.2013 09:03     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.