Подмосковный ковбой

Вырваться из плена века нынешнего, со всеми его спешками, теснотой, бешеными скоростями и не отпускающими психику социальными проблемами, и оказаться в веке минувшем с его идеализируемой современным сознанием благодатной, барской жизнью не так уж и трудно - достаточно лишь собраться с духом и уйти в конный поход. Можно уехать на две-три недели в безлюдную, сибирскую глушь или на гораздо более живописный Кавказ, а можно и всего на один день в Подмосковье - верховая езда на природе дает такую физическую и эмоциональную встряску как в прямом , так и в переносном смысле, что выводит куда-то во вневременное пространство - синее небо, расписанное узорами перистых облаков, нежаркое августовское солнце, темная зелень сосен и первая желтизна берез, золотящиеся, высокие хлеба, голубые, тихие озера и скачущая галопом по свежей зелени скошенного луга лошадь - сразу и не сообразишь, в каком веке оказался: может, в одиннадцатом , а может - в восемнадцатом, вот только гул случайно пролетающего самолета возвращает ненадолго в современность, но и он быстро заглушается стуком копыт и звонким ржанием лошадей.
На базе конного завода под Загорском - а ныне уже Сергиевым Посадом - собралась небольшая группа конных туристов, сбежавших на один день из Москвы. Заминка была вызвана тем , что на базе не оказалось конюха, который должен был вместе с инструкторшей-москвичкой , молодой , безумно влюбленной в лошадей девчонкой лет двадцати , сопровождать группу в походе. Местные ребята говорили , что он повел кого-то в пеший поход , но москвичи отнеслись к этой информации без особого доверия , подозревая , что все дело - в прозаическом запое. После недолгого совещания инструкторша Лена бесстрашно решила вести группу одна, взяв на себя все обязанности конюха . Четыре кобылы, два мерина, Снежок и Буян, и один жеребец, Верный, были быстро распределены между туристами и Леной, взнузданы и заседланы. Вокруг них крутилась пара очаровательных жеребят, отправляющаяся со всей кавалькадой в поход. Туристов было шестеро - двое мужчин интеллигентного вида, оба где-то от тридцати до сорока лет, три несколько вульгарных девчонки лет по 19-20 и одна неопределенного возраста дама с претензиями на высокосветскость и моложавость, но точно где-то за сорок пять. Во время вынужденной задержки туристы успели слегка друг с другом перезнакомиться и поговорить на около лошадиные темы. Оказалось, что двое из них - одна из девчонок , Галя , и один из мужчин, Игорь - новички, никогда не сидевшие верхом , а все остальные - довольно опытные наездники, охотно делившиеся своими знаниями с двумя новичками. Больше всех рассказывала о своих подвигах на ипподроме и в Битце молодящаяся дама, Светлана - она и на Фаворите удержалась на галопе, и с Принца на свечке не свалилась, и с Флюгера сама спрыгнула и не упала , когда он на козла решил встать. Атмосфера в группе конников складывалась благожелательная, погода была превосходной - воздух был прозрачен и свеж, что особенно чувствовалось после московского угара, редкие кучевые облака временами затеняли солнце, давая отдохнуть от его легкого зноя , в общем, все предвещало удачный поход. Когда все сели по седлам, Лена дала краткие инструкции о том, кому и за кем надо стараться скакать в соответствии с характером и взаимоотношениями лошадей - в любом табуне существует своя иерархия , которую нежелательно нарушать:
-Первым идет Верный , он привык опекать табун , смотреть за всеми кобылами и жеребятами , на Снежке к нему не подъезжать - Снежок хоть и мерин , а они с Верным дерутся и лягаются, могут копытом и по ноге седока заехать, а это очень больно , Буяна лучше сильно не стегать , а то он любит в ответ кусаться , да , еще, на Верном - смотрите , чтоб он к Диане не подходил , а то она совсем недавно ожеребилась , надо ей после этого годочек отдохнуть, а Верный так и норовит ее покрыть , у нее сейчас момент такой ... Ну, вроде обо всем сказала , можно трогаться...
Как только группа выехала из поселка в чистое поле, Лена сразу послала свою кобылу в галоп , увлекая за собой остальных - когда в кавалькаде всего семь всадников , есть надежда сильно не растягиваться и дружно наскакаться вволю. Жеребята неслись сломя голову вперед , порой обгоняя своих матерей . Однако Игорь со Светланой сразу отстали, не сумев послать своих лошадок в галоп.
- Эй , на Джулии и Линде , не отставать! Что вы , шенкеля дать не можете ?
Но ни Джулия , ни Линда никак не хотели слушаться своих седоков и скакать галопом - если зверь почувствует свою силу над человеком , то с ним уже не справиться, просто на шею сядет - и остальным всадникам приходилось подолгу ждать, пока Игорь со Светланой догоняли их тряской рысью .
- Что же вы так плететесь ? Берите пример с Гали - первый раз девушка села на лошадь - и сразу в галоп, - со скрытым раздражением и негодованием говорила отстающим Лена, пока они всей группой ехали по лесу шагом .
Эти слова , видно , сильно задели мужское самолюбие Игоря и, когда группа выехала на следующее поле и помчалась вскачь , он уже на одном характере умудрился послать свою Линду в галоп и почти не отстал от основной группы . А со Светланой все оказалось сложнее, она все продолжала трястись рысью и задерживать остальных. Как часто самоуверенные, ипподромовские дамы оказываются совершенно беспомощными перед лошадьми на природе , когда лошади чувствуют волю , и как это чувствительно для женского самолюбия !
- Вы , главное , не бойтесь , - все поучала взрослую даму двадцатилетняя Лена , - врежьте ей посильней - и пойдет вместе со всеми , никуда не денется ...Это она упрямится , так как из другого табуна , мы ее совсем недавно купили , они как привыкли в детстве - так потом и ходят , а вообще-то им присуще стадное чувство, просто она свой характер показывает.
Но никакие слова не помогали - проскакав в очередной раз минут пятнадцать галопом по полю, всем снова пришлось ждать еще столько же совершенно расстроенную , чуть не плачущую Светлану, подъезжавшую уже шагом .
- А у меня подпруга расстегнулась ...Не могла же я скакать с одной подпругой ...
 Лена слезла со своей кобылы и молча застегнула расстегнутую подпругу .
- Сейчас по лесу поедем шагом , а там по полю до озера - галопом , на озере сделаем привал на обед , расседлаем лошадей, дадим им отдохнуть , попастись , сами отдохнем, чайку попьем , кто захочет - искупается , потом лошадей искупаем - и назад поедем .
На выезде из леса кавалькаде пришлось задержаться - двое пастухов гнали по краю поля стадо коров . Увидев знакомых лошадей, один из пастухов подскакал к группе туристов-конников . Ему было лет 20-25 , хотя на вид он выглядел постарше - лет на 30-35 .
- А Сашка где ?
- Он не поехал сегодня , он в пеший поход ушел .
- Ясно, а кто у вас за главного? Ты, что ли , что-то я тебя не видел раньше ? ... А , вот и Джулия , самая резвая кобыла , что это она в хвосте плетется , и подпруга у нее почему расстегнута ?
- А она все время расстегивается , совсем меня замучила , нормально поскакать из-за нее невозможно , - обиженно выдавила из себя Светлана.
-Ну да , из-за нее , - скептически лишь усмехнулась Лена .
Пастух подъехал к Джулии , слез со своей лошади и занялся подпругой.
- Не могут уж ремешки нормальные сделать, придется так завязать , слабовато будет, но ничего , зато не развяжется .
 - А вас как зовут?
- Меня? Валентин, - тихо и серьезно ответил пастух. Не Валя, не Валентин Иванович , а именно - Валентин . В этом коротком ответе прозвучало не только немалое чувство собственного достоинства , но и - превосходства живущего на природе человека перед не слишком приспособленными к такой жизни москвичами . Своей невозмутимостью, серьезностью и молчаливостью он несколько напоминал простодушных, североамериканских индейцев, по крайней мере таких, какими принято их изображать в литературе , но , может , это просто общие черты всех не разращенных цивилизацией народов ?
- Ну , поскакали до озера, - крикнула Лена и помчалась вперед, все остальные всадники , кроме Светланы , устремились вслед за ней галопом . Валентин , крикнув своему напарнику пасти стадо одному , скакал рядом с Леной .
- А что эта , на Джулии , отстает?
- Да она не может ее просто в галоп послать . Знала бы , что совсем ездить верхом не умеет, не взяла бы . Сидит как собака на заборе и еще чего-то из себя воображает .
Валентин резко натянул повод , развернул своего коня , подскакал к Джулии и резко вытянул ее хлыстом по гладкому, блестящему крупу . Кобыла тут же перешла в галоп и понеслась вперед , не дожидаясь повторного приглашения. Светлана схватилась свободной от повода рукой за луку седла и , ни жива , ни мертва, полетела вслед за остальными всадниками .
 Галоп , слияние человека с лошадью в едином полете . И кто это придумал , что человек впервые полетел , когда построил себе из железа и дерева аэроплан ? Человек впервые полетел , когда поскакал на коне галопом , еще до изобретения седла. Мелькание травы под копытами , мягкие , пружинистые скачки мощного , здорового зверя под тобой , его горячее , фыркающее дыхание и покорность малейшему движению повода - скачи , лети куда хочешь по чистому полю, все пространство - твое, для тебя, ты - свободен, наконец-то свободен ! Да разве автомобиль , эта консервная банка , привязанная к ниточке шоссе , может дать такое-же ощущение свободы перемещения как разгоряченный галопом конь? Разве что музыка, но несущимся сквозь пространство москвичам было не до нее - главное было не отставать от Лены...И вскоре они были у цели. У самого озера всадники спешились - и с изрядным облегчением, приятно все-же стоять ногами на прочной земле, а не на качающейся палубе корабля или в подвешенном между небом и землей стремени, отрываться от земли хорошо ненадолго - и с тем , чтобы налетавшись всласть, обязательно приземлиться .
 Валентин молчаливо и ненавязчиво помог всем расседлать и спутать лошадей , а Лена предприняла попытку организовать костер, чтобы вскипятить чай . Не было ни топора , ни треножника для котелка , который был благополучно довезен Леной, ни дров . В таких условиях москвичи весьма скептически отнеслись к перспективе чая и предложили Лене просто перекусить всухомятку , а на обратном пути заехать попить водички из колодца или колонки в какой-нибудь деревне или поселке , однако Лена твердо стояла на своем:
-Без чая поход - не поход , пока его не будет, есть не начнем.
И безо всякого энтузиазма мужчины отправились собирать дрова в близрастущие кусты . Все , на что они оказались способны - это собрать кучу сырых веток и принести обрывки газет для разжигания костра, разжечь самим костер и повесить над ним котелок было выше их сил.
- Нет, это не мужчины , - как бы про себя сказала Лена, но все-же достаточно громко , чтобы москвичи ее услышали. Выручил всех Валентин - где-то ему удалось набрать сухих веток, как-то он ухитрился забить небольшим бревнышком пару колышков в твердую, сухоглинную землю, расщепить их сверху перочинным ножиком и загнать между ними перекладину с котелком , а потом и развести под ним огонь , несмотря на сильный ветер . Делал он все это молча , не показывая ни презрения , ни сочувствия к бестолковым москвичам . Когда костер разгорелся , все туристы собрались вокруг него, по-древнему зачарованно смотря за огненными языками пламени. Из гипнотического состояния всех вывела Лена, оглянувшаяся в сторону лошадей .
- Эй , смотрите , что там Верный делает ?
А Верный и впрямь с призывным ржанием запрыгал, хоть и спутанный , в сторону Дианы . Кобыла ответила таким-же призывом и с задранным хвостом замерла в ожидании своего жеребца.
- Говорила же я вам , что надо за Верным смотреть, он такой, проходу своим кобылам не дает ...
-Да кто ж знал, что он, спутанный , на кобылу полезет ...
Москвичи в растерянности начали обсуждать, сумеет ли чего-нибудь добиться от кобылы жеребец со спутанными передними ногами или нет , не предпринимая со своей стороны никаких действий . Спас положение снова Валентин - в самый неподходящий для жеребца момент он добежал до них с кобылой и , когда москвичам уже стало ясно , что и спутанный конь может сделать кобыле жеребенка, тремя-четырьмя резкими ударами хлыста согнал Верного с кобылы .
-Ну , слава Богу, успел, Валентин во-время... Просто молодец!
Валентин вернулся к костру , а грустный Верный понуро заковылял в поле , в сторону свежей травки, уже не стремясь больше возвращаться к своей кобыле . Вскоре после этого чай закипел , и туристы стали перекусывать , но как они ни приглашали Валентина разделить с ними их трапезу , он горделиво отказывался - вдруг еще подумают , что он это все из-за какого-то жалкого куска колбасы старался. Даже Лена оказалась бессильной в своих уговорах. После еды туристы повеселели и попробовали разговорить Валентина .
- А вы давно с лошадьми ?
- Да всю жизнь , как меня отец посадил в пять лет на лошадь, так с тех пор и езжу .
- А как-же можно в пять лет на лошадь забраться?
- Да лошадь была такая - ложилась , когда скажешь , я на нее садился - и она вставала , лошади - они умные , хозяина чтут .
- А эта , то есть этот - давно у вас ?
- Нет , недавно ...У меня до этого другая долго была, без команд меня понимала , с полуслова , но ее угнали , я всю область обскакал - не нашел , так мне теперь этого коня дали , но он тоже уже привык ко мне.
-Как это угнали ?
- Как , как ... Увели ночью с пастбища , чтобы покататься , а потом замучить вконец и поиздеваться над животным ...Молодежь такая пошла ... Загонят чужую лошадь , а потом глаза выкалывают , губы рвут , гвоздями к деревьям приколачивают ... А может татарам на мясо продали ... У нас тут татары недалеко живут ...
И Валентин просто и естественно выругался матом .
- Да что там молодежь ...Сейчас сено косить надо , а то перестоит - потом будет зимой нечем лошадей кормить, голодными будут , но начальство не спешит , ему не до этого ...Так вот и живем - нет на земле хозяина , да и купить нечего стало - раньше я хоть мог в совхозе своем мяса купить , а теперь визитки какие-то ввели , а на них ни шиша не купишь .
- Ну что ? Пора назад собираться, а то поздно домой вернемся, - вмешалась Лена , - сейчас будем лошадей купать , кто хочет сам купаться - быстро купаться и седлать лошадей .
 С легкой руки Валентина гладкие и довольные после купания лошади были все быстро заседланы , и освеженные уже достаточно прохладной озерной водой туристы были готовы отправиться в путь.
-Лен , а может другой дорогой поедем назад ? Места посмотрим.
-Да я вообще-то плохо знаю эти места, всего второй раз здесь.
-А можно тут еще проехать , - величаво заразъяснял Валентин , - мимо запруды , по плотине , через горку , а дальше - прямо по полю , почти столько-же по длине будет . А места у нас красивые, говорят - русская Швейцария , а по мне так , что там Швейцария .
-Ну , поскакали , а ты , Валентин , присмотри сначала за Джулией , а потом вперед выезжай , дорогу показывать будешь .
На этот раз Джулия не стала капризничать и , не дожидаясь хлыста , сама помчалась галопом со всей кавалькадой . Валентин уверенно скакал впереди , за ним , почти не отставая - и все остальные . Лихо проскакали запруду , лихо перевалили через горку , лихо промчались и по полю , пока не уперлись в широкий , полный воды канал с крутыми , почти отвесными стенками . Валентин , не показывая ни малейшего удивления , лишь слегка почесал в затылке .
- Надо-же , кто ж знал , что они все так поразрыли ... Такая дорога была ... Ладно , поедем в объезд по шоссе .
 И, развернувшись на 180 градусов , он опять возглавил кавалькаду .
- Лен , ты хоть знаешь , куда мы едем ?
- Нет , не знаю , дорогу знает лишь Валентин, я сама немного представляю, где мы, но не так, чтобы уж очень... .
- Может , спросим кого ?
- А кого тут в поле спросишь ?
Вскоре стал слышен гул шоссе , и все всадники поехали на него . Выехав на обочину , все поскакали за Валентином тряской рысью - на всякий случай , вдруг кто из лошадей шарахнется от машины - на галопе недолго и из седла вылететь , а падать на шоссе - это не то , что на мягкую траву , можно и в кровь разбиться , да и за жеребятами следить на рыси удобнее , чтобы они ненароком под машину не попали .
  - Лен , а ты хоть знаешь , в какую сторону нам ехать? Твоему Валентину что, он в седле вырос, а у нас - силы не бесконечные, сколько можно еще ехать неизвестно куда . Давай машину какую-нибудь остановим и хоть спросим , как до базы доехать .
-Ладно , сейчас догоню Валентина и поговорю с ним ...
- Лена , стой , смотри , Джулия одна галопом несется , сбросила , видно , Светлану ...Эй , впереди , стойте ...
Сильно мрачная Лена развернула кобылу и вскоре уже была около заметно хромавшей вдоль обочины и слегка плачущей Светланы , локоть у нее был разит в кровь, но не очень сильно.
- Светлана , что случилось ? С вами все в порядке ?
- Эта Джулия так шарахнулась от трактора , что понесла меня галопом , а я , а у меня уже не было сил , чтобы удержаться в седле - и вот , вот , вот я и упала ...Хорошо еще , что ничего себе не сломала , но локоть сильно расшибла . Нет , больше , больше я на нее не сяду , что хотите со мной делайте - не сяду ...
- Хорошо , садитесь на мою , а я - на вашу Джулию .
- Нет , я больше не могу , сколько можно ехать - уже три часа галопом несемся , а конца все не видно , у меня просто нет сил держаться в седле ...
Лена только сильнее нахмурилась и решительно выехала на проезжую часть, перегораживая лошадью путь. Первой же машине пришлось остановиться .
- Вы не подвезете женщину до конного завода ?
- Куда ?
- Да поймите , она с лошади упала , ехать больше не может , возьмите ее , ну что вам стоит ...
- Ну хорошо, ладно, возьму, хоть это и будет крюк километров в пятнадцать .
- Во сколько ?
- В пятнадцать - еще километров пять по шоссе до поворота , да километров десять направо , по проселку .
- Ну , спасибо вам большое , Светлана , садитесь в машину , он вас отвезет .
И Светлана укатила на Жигулях, а остальные туристы с откровенной завистью смотрели ей вслед , они были весьма подавлены известием о предстоящих еще пятнадцати километрах пути .
- Да мы и так уже километров 45 отмахали , сколько можно - все скачем и скачем , ноги уже совсем ватные , что это за организация у вас такая бестолковая ...
Лена , хоть почти и не уставшая от привычной , долгой езды , тоже была сильно подавлена предвкушением неизбежного объяснения с начальством и возможных последствиях , вплоть до отстранения от маршрута . Солнце огненным шаром спускалось за горизонт , начинало уже понемногу темнеть , близилась ночь ... Вконец обессилившие девчонки от отчаяния поругивались матом , говорят , в последнее время женский мат стал входить в моду среди интеллектуальной богемы , такой своеобразный шик . Мужчины ехали молча, стиснув зубы. Один Валентин не унывал , гарцуя на своем коне вдоль всей изрядно растянувшейся кавалькады и немногословно подбадривая и подгоняя всадников .
- Ну все, осталось еще каких-то километров десять по проселку, а может и того меньше - и вы на базе , больше ни галопом , ни рысью не поедем , только шагом , а это совсем не тяжело .
- Не тяжело ? Да пошел ты ...- взорвалась Галя ,- я себе всю задницу отбила , все ноги о стремена стерла , все , с меня хватит , дальше не поеду , лучше пешком пойду .
И она , действительно , спешилась . Вскоре ее примеру последовали и остальные москвичи , даже Лена соскочила со своей кобылы и повела ее и Джулию под уздцы . Один Валентин продолжал ехать верхом на своем коне . После долгой езды идти было даже приятно, одеревеневшие ноги радовались упругому напряжению движения после долгой , вынужденной неподвижности , однако общее раздражение не проходило, все шли молча, и Валентин уже не рисковал ввязываться в разговоры . Доведя в конце концов группу до базы , он ускакал в окончательно опустившуюся черноту ночи , даже не попрощавшись. А москвичи, слегка придя в себя после завершения всех обрушившихся на них приключений, дружно заспешили на полуночную электричку.


Рецензии