Оперативный псевдоним Дельмар

Оперативный псевдоним «Дельмар»

     Указом Президента Российской Федерации от 22 октября 2007 года №1404 за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания  присвоить звание Героя Российской Федерации Ковалю Жоржу Абрамовичу (посмертно).
      2 ноября 2007 года в Ново-Огареве президент Российской Федерации В.В. Путин передал министру обороны России  Сердюкову для хранения в  музее ГРУ медаль «Золотая Звезда», грамоту и книжку Героя России Жоржа (Георга) Абрамовича Коваля,  не дожившего до признания своих заслуг чуть меньше двух лет.
     Все бы ничего, да  оказывается, что один из крупнейших советских разведчиков-нелегалов, оставшийся не разоблаченным и не получивший при жизни заслуженной награды с 1932 по 1934 год жил в поселке Соцгородок, что находился когда то  в 9 км от станции Волочаевка Еврейской автономной области, а его родители и родственники жили в области продолжительное время.
    Вот только, чтобы распутать этот исторический клубок, нам придется переместиться в позапрошлый век, в маленькое белорусское местечко Телеханы, что расположено в 50 километрах к северу от Пинска, где жил тогда молодой плотник Абрам Коваль. Он полюбил дочь местного раввина Этель, отвечавшей ему взаимностью, но хупа не могла состояться из-за нищеты жениха. Да и невеста была небогата, её отец Абрам  Шенитский хоть и был раввином, но никакой официальной оплачиваемой должности не имел, так что дети трудились с малых лет. (Этель с 10-летнего возраста работала на стекольном заводе, где в 1903 году стала членом революционной подпольной группы, несмотря на издевательства отца. Это сыграет свою роль в дальнейшей жизни нашего героя.) В местечке денег на свой дом и свадьбу не заработаешь, к тому же после погромов, устроенных черносотенцами, многие опасались за свою жизнь.  В 1910 году Абрам уезжает в Америку,  Этель обещала ждать, пока он не обустроится.
   В США Абрам Коваль оказался в небольшом городишке Су-Сити, расположенном на стыке трех штатов: Южной Дакоты, Небраски и Айовы. Официально считалось, что город находится в штате Айова. Почему оказался именно там? Скорее всего, кто то из знакомых пообещал помощь в трудоустройстве.
    Наш будущий земляк оказался действительно хорошим плотником, устроился на местную пилораму, быстро освоил разговорный английский и стал неплохо зарабатывать. Вскоре он купил дом, пусть и требующий значительного ремонта, который быстро привел в порядок и отправил невесте денежный перевод на дорогу.
    В Америке Ковали прожили около двадцати лет, В 1912 года на свет появился первенец, которого назвали Исайя (Шая), затем 25 декабря 1913 Жорж (Георг), в 1918 - Габриель. Несмотря на все старания главы семьи денег стало не хватать – попробуй всех накормить, одеть и выучить. Жорж успешно окончил среднюю школу, где был членом общества чести и лидером Дискуссионного клуба, а затем  два курса института инженеров-электриков, но тут наступила Великая американская депрессия.
    Родители Жоржа были членами американской компартии и активными участниками организации «Икор» - «Идише Колонизация Орбайтер», да и сам Жорж за участие в демонстрациях безработных два раза задерживался полицией - после долгих раздумий в 1932 году семья в полном составе решила возвратиться в Россию. Планировали поехать в Белоруссию, но власти распорядились по другому и теплоход «Левитан» доставил их через Тихий океан во Владивосток, затем поезд до Хабаровска и баржа до поселка Икор-Соцгородк.
     Началась новая жизнь, отец пошел строить дома переселенцам в коммуне «Икор», Жорж  вначале трудился на лесозаготовках, был пару месяцев шофером переселенческого пункта, драноколом. Для многих молодых людей это  почти абракадабра, лишь сторожилы знают, что брусок  лиственницы путем нехитрого приспособления расщеплялся на пластины, которыми затем крыли крыши. Набравшись трудового опыта Жорж стал слесарем по ремонту сельхозтехники, а её в коммуне было немало – от тракторов как американской сборки так и своих «Фордзон –путиловец», плугов, сеялок. И самостоятельно учил русский язык.
      По  данным, американская «Икор» с 1931 по 1934 год собрала и направила в Биро-Биджан 250 миллионов рублей – огромные по тем временам деньги. Какие средства получили коммунары – видимо немалые – если купили почти 100 дойных коров, 40 лошадей. По своему устройству, распределению доходов и эффективности ведения хозяйства коммуну можно смело считать прообразом  первых израильских киббуцей.
     В 1934 году Жорж, уверенный в своих знаниях, отправился в Москву поступать в технический вуз. Стал студентом Московского химико-технологического института, успешно окончил, разработал интересную дипломную работу по тематике лаборатории редких газов. В 1936 году  Коваль вступил в ВЛКСМ и женился на студентке МХТИ Людмиле Александровне Ивановой, внучке московского фабриканта-кондитера. В это же время в Москву приезжает и поступает в МХТИ его младший брат Габриель, погибший впоследствии на фронте в августе 1943 года. По рекомендации Государственной экзаменационной комиссии Жорж в 1939 году был зачислен в аспирантуру. Члены ГЭК заметили у дипломанта задатки исследователя и возможно будущего ученого.     Молодожены были вместе недолго. Талантливым специалистом с прекрасным английским, к тому же выросшим в Америке, заинтересовалась военная разведка, После трудных лет репрессий подбирались в Главное разведывательное управление талантливые офицеры и лучшие выпускники вузов. На первой же беседе Жорж дал согласие на работу в разведке.
    25 октября 1939 года Жорж поступил на военную службу и после окончания разведшколы, «Дельмар», такой он получил псевдоним, осенью 1940 года был нелегально переправлен в Америку. Ему поручено добывание сведений о разработке в американских лабораториях новых отравляющих веществ.
    Документы, которые были на руках у Жоржа, не позволяли найти хорошую работу и тогда он вновь превращается в Коваля из Су-Сити, с диплом о среднем образовании и двух курсах института. Теперь без трудностей удалось найти работу, полезные связи и ценные источники информации.
     4 февраля  1943 году Коваля призвали в американскую армию, сначала начальная подготовка в форте Дикс, что в штате Нью-Джерси, затем база в Чарлстоне. Видно при тестировани получил такие показатели в армейском аналоге теста IQ, что его включили в Армейскую Специализированную Программу (ASTR)  и направили на специальные курсы в Сити-колледж, где такие же как он молодые парни обучались  специальностям, связанными с работой на объектах по производству радиоактивных материалов. Это учебное заведение, которое нередко называли «Гарвардом для бедных», всегда было известно своими просоциалистическими настроениями и талантливыми студентами. Некоторые из сокурсников Коваля и в настоящее время до сих пор еще живы и достигли высокого положения в научном мире США.
    «Он не обсуждал политику, насколько я помню,- вспоминал один из ведущих физиков в Ливерморской национальной лаборатории в Калифорнии доктор Стюарт Д.Блум , - Он никогда не говорил о Советском Союзе, никогда, ни слова. Был отличным парнем, хорошо играл в бейсбол. У него не было русского акцента, отлично говорил на английском – американском английском».
      В августе 1944 года рядовой американской армии Жорж Коваль успешно закончил обучение на курсах и был направлен на секретный объект в город Ок-Ридж (штат Тенесси). Это был один из тех американских городов-призраков, вокруг которых генерал Гровс создал свою «мертвую зону». Ни сам разведчик, ни его резидент не знали, что выпускнику Московского химико-технологического института предстояло быть сотрудником объекта, работавшего по плану создания американской атомной бомбы.
    То, что  «Дельмар» увидел в Ок-Ридже его удивило. На заводах работали несколько десятков тысяч ученых, инженеров, технических специалистов, полицейских, агентов Федеральной службы безопасности и военной контрразведки. Город был похож на резервацию. Контроль за перепиской, разговорами, поведением. Почему не была раскрыта деятельность Коваля? Это прежде всего соперничество американских спецслужб. Заведовавший обеспечением безопасности на атомных объектах генерал Гроувз не доверял ФБР и выявлял шпионов силами армейской контрразведки, но эти люди, в основном аналитики, прошляпили Коваля, хотя копни поглубже, можно было обнаружить, что Жорж в 1932 году выехал в СССР.
     В 1943 году ГРУ из данных агента Клауса Фукса уже знала о существовании в США лабораторий по ядерным исследованиям в Лос-Аламосе  и Чикаго. Об Ок-Ридже сведения в Москве если и были, то самые общие. Через полгода «Дельмар» получил первый отпуск и смог встретиться с резидентом. Военной разведке стало точно известно местонахождение атомного города, в котором производился обогащенный уран и  плутоний. В последующем таких встреч было несколько.
     Сведения «Дельмара» немедленно передавались в Москву. В Центре на основе готовились донесения на имя генерал-лейтенанта Судоплатова,
начальника отдела «С», созданного по указанию И.В. Сталина. В этом отделе в обезличенном виде концентрировались все донесения разведчиков внешней разведки НКГБ и ГРУ с последующей передачей И.В. Курчатову. Возможно, именно Коваль был первым разведчиком, который подсказал советским физикам и конструкторам идею по правильному пути решения проблемы, связанный с нейтронным запалом.
     В конце 1945 года Жоржа переводят на новое место службы – в лабораторию, которая располагалась на секретном объекте в городе Дейтон, штат Огайо. Сержант Коваль на очередной встрече с резидентом передал сведения об основных направлениях работы лаборатории в Дейтоне.
    Главным итогом разведывательной деятельности «Дельмара» в США стало то, что он смог выявить ряд секретных атомных объектов, их структуру, объем производств ядерных материалов, количество занятых специалистов.
    После окончания Второй мировой войны Жоржа  уволили с военной службы, но предложили остаться на прежней должности, но тот отказался.
Коваль предвидел ужесточение режима секретности на закрытых военных объектах, новую проверку сотрудников и их родственных связей. Существовала реальная угроза, что агенты ФБР смогут установить, что Жорж в 1932 году выехал с родителями в СССР и после этого в США не возвращался. Тем более, что после побега шифровальщика военного атташе при посольстве СССР в Канаде Игоря Гузенко с более чем сотней секретных документов в канадскую контрразведку, обстановка в США стала накаляться.
Оперативники ФБР под руководством Эдгара Гувера приступили к выявлению и ликвидации  агентурной сети ГРУ на территории штатов.
     В 1948 году Жорж Коваль вернулся в Москву, несколько месяцев писал отчет, который был готов в феврале-марте 1949, а тут произошла реорганизация,  в результате которого Комитет  информации, объединявший 1 Управление бывшего МГБ и ГРУ ГШ и до сих пор подчинявшийся Совмину ( практически – Л.П. Берии), был организационно подчинен непосредственно МИДу, т.е. В.М. Молотову. А зачем кадровикам в МИДе какой то рядовой, который никого не вербовал, а занимался исключительно «химией искуственных элементов». В июне 1949 года начальник 2-го Главного управления Генштаба генерал армии М.Захаров подписал приказ, касающийся судьбы «Дельмара» и его работе  в военной разведке. В приказе говорилось, что « рядовой Жорж Коваль 1913 года рождения демобилизован из рядов Вооруженных сил СССР». Вероятно это спасло жизнь Жоржу, он не попал под чистки, устроенные в аппарате после смерти Берии.
     С большой радостью бывший аспирант возвратился в МХТИ, восстановился в аспирантуре и начал заниматься научной работой. Через два года Коваль защитил диссертацию и стал кандидатом технических наук. Пригодились знания, полученные в МХТИ и американском институте, опыт практической работы в  центрах – Ок-Ридже и Дейтоне. Но после защиты у бывшего разведчика возникли неожиданные проблемы. Он больше года не смог найти работу. Чиновникам министерства высшего образования было не все понятно в автобиографии. С 1939 по 1949 год рядовой Коваль с  высшим образованием числился на службе в Красной Армии, за десять лет не смог стать даже лейтенантом и имел только одну медаль «За победу над Германией».
     Коваль о службе в разведке не имел права рассказывать, а без этого как все объяснить осторожным чинушам. У безработного кандидата технических наук кончилось терпение и он написал письмо начальнику военной разведки.
      Начальник ГРУ генерал-лейтенант М.А.Шалин приказал незамедлительно разобраться в судьбе бывшего разведчика и направил личное письмо министру высшего образования В.Н. Столетову. В письме говорилось, что « с 1939 по 1949 года Коваль Ж.А. находился в рядах Советской армии. В соответствии с подпиской о неразглашении военной тайны он не может объяснить характер своей службы, которая проходила в особых условиях….».
     После этого письма судьба вернулась в привычное русло. Его приняли на преподавательскую работу  в МХТИ, где он проработал около сорока лет. Он искренне любил свой предмет и своих любознательных студентов, из которых многие стали кандидатами технических наук, подготовил и опубликовал около 100 серьезных научных работ, которые получили признание в научных кругах.
     Семья родителей и старшего брата продолжала жить в ЕАО. 28 августа 1952 года умирает мать Жоржа, затем 11.01.1965 года его отец, похороненный  в с. Камышовка  Смидовичского района. В 1966 году Коваль забирает племянника Геннадия в Москву, чтобы тот жил с ним и учился в Менделеевке. С 2002 года с Жоржем жила его внучатая племянница Майя (дочь Геннадия).
      Жорж Абрамович Коваль ушел на пенсию и умер 31 января 2005 года. 92 года прожил человек, сумевший совершить невозможное: внедриться в строжайше охраняемую структуру атомного предприятия, раздобыть и передать сверхсекретные сведения, так крайне необходимые родной стране. А затем 60 лет скрывать от всех свой подвиг, за который при жизни не получил ни достойного материального воздаяния, ни положенной официальной почести. Лишь в мае 2000 года ему был вручен нагрудный знак «За службу в военной разведке» и стали доплачивать к его скромной пенсии.
    Между тем, оценка его деятельности президентом России В.В. Путиным звучала так: « Он внес неоценимый вклад в решение одной из ключевых задач того времени – в задачу создания атомного оружия. Я хотел, чтобы память о Жорже Абрамовиче была увековечена в музее Главного разведуправления Генерального штаба».
      Предстоит  большая работа по установлению жизни родителей и родственников Коваля в ЕАО. Историк Давид Вайсерман в своей книге: «Биробиджан: мечты и трагедии» пишет, что в газетах за 1937 год неоднократно упоминается ударная работа Абрама Коваля в коммуне «Икор». Софья Моисеевна Неудачина вспоминала: " Мы приехали в "Икор" в 1932 году из Кировограда. Хорошо помню братьев Шаю  и Жоржа Коваля", а журналист Д. Маневич в конце тридцатых годов пишет в газете "Биробиджанская звезда": Колхозник Абрам Коваль соединяет американскую деловитость с широким размахом социалистического труда. Он член президиума райисполкома. За честный труд и стахановские методы работы правление колхоза премировала Коваля путевкой в Дом отдыха.а затем в колхозе «Имени 18 съезда», есть ссылка, что в  1946 году жена бывшего председателя Нина Форер, в письме в секретариат УНКВД упоминает в качестве свидетеля, который может дать сведения о работе мужа колхозника Абрама Коваля.
     Отдел ЗАГСа по моему запросу дал информацию, что мама разведчика - Коваль Этель Абрамовна умерла 28 августа 1952 года, отец прожил больше - умер 11 января 1965 года в селе Камышовка Смидовического района ЕАО
     При написании статьи использованы  материалы, предоставленные Центром истории РХТУ, Государственным архивом Еврейской автономной области и отделом ЗАГС Правительства ЕАО

    
   
    
   
   
    


Рецензии
Хороший исследовательский материал.
По-моему, в 2002 г. в Биробиджане вышла книга Вайсермана "Так это было", где упоминается о семье Ковалей в ЕАО.

Сергей Шрамко   07.05.2014 07:56     Заявить о нарушении
Д.Вайсерман подарил мне эту книгу с автографом перед своим выездом в Израиль

Владимир Шевченко   07.05.2014 08:15   Заявить о нарушении
Владимир, если можно, повнимательнее выправьте сам текст.

Сергей Шрамко   07.05.2014 08:26   Заявить о нарушении
Владимир, Вы мне давали свой почтовый адрес, но я его куда-то потерял. Есть у меня несколько книг о Харбине и амурских казаках, которые я могу переслать Вам.

Сергей Шрамко   17.05.2014 10:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.