Бесконечность или вечность?

ТЕЗИС ДЛЯ ДИСПУТА


В средние века философы, вынужденные работать под вывеской богословия, приучили нас к оперированию термином бесконечность. И мы часто говорим о бесконечности Бога, о бесконечном времени жизни после смерти и т.п.
Между тем, понятие бесконечности позитивно бессодержательно: оно является примером отрицательного понятия. Предлог «бес-» в русском языке заменяет частичку «не-»; и слово бесконечность есть перевод латинского слова «неконечность», infinititas, в котором частичка  «in» есть отрицающая частица.
Священное Писание нигде не говорит о бесконечности. Если бы не так, у нас был бы повод обвинить Писание в бессмыслице.

Священное Писание говорит о ВЕЧНОСТИ. И это совсем не то, что бесконечность.
Вечность конечна, поскольку  наречие это произведено от слова Век, век же конечен. Но не в том смысле, в каком конечен отрезок бесконечной прямой. Для священного Писания не существует Ньютонова бесконечного времени, в который можно было бы поместить конечный век. Нет также и исторического времени, в котором бы века последовательно сменяли друг друга.
 
Век священного Писания конечен в себе: имеет начало, рост, «акме» (расцвет), упадок и конец. Всякое время существует только в веке, но вне века нет никакого времени.  Новый век не является продолжением старого века, но появляется из Ничего, так же как и ветхий век; и в нем – своё  время. Так же история принадлежит веку и не имеет продолжения в другом веке. Поэтому богословы говорят о конце времени, конце истории и о конце света. Так Воскресением Иисуса из Назарета закончился ветхий век, и закончилось его время. Поэтому страстная неделя была последней неделей века. День Воскресения - первый день нового века, он не начинает новую неделю старого века, поэтому относясь к ветхому календарю, который остановился приходится говорить о восьмом дне недели. Можно еще прибавлять дни к ветхому веку, но все они будут принадлежать последней неделе, так как новая неделя не может начаться. Век закончился и календарь исчерпан.

Тогда что же такое вечность, и чем она отличается от временности или преходящести?
Вечное есть присущее веку как таковому: то, что есть всегда, на всем протяжении века, и не зависит от внутреннего движения времени века, но суще во всякое время. Поэтому вечный муж может быть пророком. Тот же смысл «вечного» и возможность быть в веке имеет промысел Божий, поскольку Бог имеет в Себе весь век целиком.
Наречие «вечность» образовано от «вечный», и получает смысл в зависимости от контекста высказывания. Коренной же смысл заключен в атрибуте «вечный», о чем уже сказано выше.

Связность Века такова, что в Начале заложен конец, и в конце высвобождается Начало, открывающее новый век. Именно поэтому Вечность рисуют в виде змеи, кусающей собственный хвост.
Человек в истине и полноте равен Веку, поэтому Он – Альфа и Омега, Начало и Конец.
Начало, о котором говорим, это не субъективно выбранное историком событие, положенное им в начало сконструированной им «истории», но – Архэ, или непреходящее вневременное Начало.
Вовлечение Начала (Архэ) в течение времени, и высвобождение Начала из него, образует истинный Век (в отличие от условного историографического и астрономического века).
Благодаря присутствию в историческом времени вневременного Начала, любая законченная история, обнимающая Век, есть Священная История.
В отличие от любой частичной истории, полная история (= Священная История) описывает полный круг от Начала до Конца Света.
Только в конце Света, когда из истории высвобождается вневременное Начало, становится возможным понять смысл истории. До этого конца, в любом частичном сегменте, история остается потаенной.


ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТЕЗИСОВ СМОТРИ В "ФИЛОСОФСКИЙ КРУЖОК. ТЕЗИСЫ ДЛЯ ДИСПУТА"


Рецензии
Андрей, понятие бесконечности очень интересно.
Есть ведь бесконечная прямая, кольцо, но эта закольцованная бесконечность ограничена.
Есть бесконечная поверхность, например, поверхность шара, но и эта бесконечность ограничена.
Ограничены эти бесконечности всегда с точки зрения более высокого измерения.
По этой логике, и наша трёхмерная космическая бесконечность с точки зрения четвёртого измерения должна быть ограничена.
И так далее...
Кстати, понятие "вечности" соотносится с понятием "века" примерно также, как понятие "сырости" соотносится с понятие отдельной мокрой лужи.
С уважением

Владимир Радимиров   30.11.2011 13:20     Заявить о нарушении
Главного не поняли, Владимир!

Андрей Незванов   30.11.2011 15:11   Заявить о нарушении
Значит, я понял не главное.
И то хлеб.
А насчёт главного вразумите, пожалуйста!

Владимир Радимиров   30.11.2011 15:22   Заявить о нарушении
Уважаемый Владимир! Я не могу здесь восполнить пробелы вашего образования. Могу лишь кратко намекнуть на них.
Вы в своем замечании говорите о математической бесконечности, но в философском ключе, поскольку математика не оперирует представлениями.
Вечности в математике нет. Вечность - принадлежность богословия и философии.
В философском дискурсе русское "век" - это перевод греческого слова "айон", или "эон". Чтобы понять, что такое эон, вам нужно усвоить философию христианских гностиков, тогда возможно вы не будете допускать таких заявлений своего невежества, как вы это сделали в поэтическом сравнении сырости и лужи. Вспоминайте так же предостережение Гегеля - не подставлять в философские термины обыденные значения слов, которыми эти термины представлены в дискурсе.
Будьте здоровы!

Андрей Незванов   23.01.2012 10:54   Заявить о нарушении
Спасибо за то, что нашли время для пространного ответа.
Но то, что русское ВЕК является переводом греческого ЭОН, я не согласен.
Русский вполне самодостаточный язык (и к тому же очень древний, архаичнее древнегреческого), чтобы заимствовать такое распространённое слово, как ВЕК (то есть срок жизни кого-то или чего-то)
А кроме философии уважаемых греков и уважаемых немцев есть ещё и древнейшая наша философия, оно же любомудрие, оно же Веды, она же Правь, в которой блестяще показано, что ВЕЧНОСТЬ есть сумма веков отдельных существ и явлений в пределах жизни или существования мира от его рождения и до его упокоения.
Да, и кстати, математические понятия, как понятия логические, могут вполне входить в понятия философские как частности общего. Ведь философия, как мы с вами знаем, оперирует наиболее общими представлениями. Предельными представлениями даже. Тут нету никакого противоречия сопоставить ограниченную бесконечность и бесконечность неограниченную. Это очень наглядно для расширения собственного слишком уж трёхмерного сознания. То есть сознания, весьма далёкого от понятия ОБЩЕЕ и слишком зацикленного на понятии ЭГО.
С уважением

Владимир Радимиров   23.01.2012 20:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.