Тихий Булат

Картина первая

Артур, Майя.
Столик в кофейне.
Артур. Мне снится конь.
Майя. И что?
Артур. Так уже третью неделю снится. Ходит вокруг, смотрит оценивающим взглядом и усмехается.
Майя (улыбается). А ворот пальто он случаем не поправляет?
Артур. Да я серьёзно. У него взгляд нобелевского лауреата. Будто он знает всё и ещё чуть-чуть.
Майя. Ну-ка дыхни.
Артур. И не стыдно тебе?
Майя. А вдруг?
Артур. Сколько мы уже друг друга знаем?
Майя. Лет семь-восемь.
Артур. Воооот. Я же к тебе как другу. Сашка-то в командировке, а Бэлик такие вещи всегда в шутку обращает.
(Пауза).
Чую, там явно что-то затевается.
Майя. Допустим. И что нам с этим делать?
Артур. Не знаю.
Майя. Здравствуй, ёлка, новый год.
Артур. Ха-ха.
Майя (делает примиряющий жест рукой). Итак. Что за конь? Где и когда всё происходит?
Артур. Чёрный конь...
Майя (машинально поправляет). Вороной.
Артур. Неисправимая. (Майя улыбается) Вороной конь. В летней степи. Вокруг никого. Только ветер шумит.
Майя. Когда всё происходит?
Артур. Без понятия. Там же степь. Может, это заря человечества? Или эпоха воинствующих кочевников? А может, там вдалеке космопорт с рейсами до туманности Андромеды?
Майя. Кушай чизкейк.
(Пауза).
Попробуй с ним поговорить.
Артур. С конём?
Майя. Ну, да. Сам же говорил, что у него взгляд нобелевского лауреата. Тем более, это сон. Чего тебе терять?

Картина вторая.

Шатёр Жестокого Сагдара.
Сагдар, два воина, предатель.
Сагдар (предателю). Мы тебя выслушали. (воинам) Уведите его и отрубите ему голову.
Предатель. За что? Как же так? Почему? Почему вы возвысили Тёмного Шаррада? Он же тоже перешёл на вашу сторону?
Сагдар. Не смей себя сравнивать с великим воином! Он славно бился и отдал мне свой меч как равному. А ты? Ты приполз сюда червяком, рассказал о том, что мы и так знаем, и ещё рассчитываешь на награды и милости? Голову с плеч!
Предатель (вырываясь). Дайте мне меч, и я покажу вам всем, что значит биться с равным!
Сагдар (усмехаясь). Дайте ему меч.
    (Воины дают предателю меч)
Сагдара (воинам). Кто из вас хочет его убить?
    (Воины бросают жребий. Победивший обнажает меч и бьётся с предателем, который хоть и сопротивляется, но умирает).
Сагдар (победившему воину). Почему так долго? Будешь ещё час отрабатывать упражнения с мечом. Унесите эту падаль. Мастер меча нашёлся. Тьфу!
    (входит Алтана)
Здравствуй, доча.
Алтана (целует отца). Здравствуй, папа.
Сагдар. А где этот? Как его? Йылдырым?
Алтана. Я тут себе такого коня присмотрела.
Сагдар (спокойно). Доча.
Алтана (виновато). Прости, папа.
Сагдар. Опять?
Алтана. Да он меч как девочка держал.
Сагдар. И?
Алтана. Ну, я ему так и сказала. А он как взъярится, как вытащит меч, как закричит, что проучит меня - вот и нарвался на добрый удар.
Сагдар (со вздохом). Тринадцатый?
Алтана. Четырнадцатый.
Сагдар (улыбается). Ох, доча. На тебя женихов не напасёшься.
Алтана. А куда настоящие мужчины подевались? Единственный, кто достоин стать моим мужем - наш злейший враг. (Задумчиво) Слушай, папа, а можно я его сама убью?
Сагдар (усмехаясь). Посмотрим.
Алтана. Ну, папа.
Сагдар (спокойно). Доча.
Алтана. Хорошо, папа. Пойду хоть коня себе поймаю?
Сагдар. Какого коня?
Алтана. Вороного.
Сагдар. Одинокого Вороного?
Алтана. Да.
Сагдар. За неделю управишься?
Алтана. Папа, ты у меня самый лучший! Спасибо-спасибо-спасибо! Конечно, управлюсь.

Картина третья

Степь.
Одинокий Вороной, Артур.
Артур (со вздохом). Ну, ёксель-моксель.
Вороной. И тебе привет, добрый человек.
Артур. Что за бред? Говорящих коней не бывает.
Вороной. Разумеется, не бывает.
Артур. Даже ты. Вроде бы и взгляд умный, а говорить всё равно не можешь.
Вороной. Да-да, конечно.
Артур. Ну, чего ты ржёшь?
Вороной. Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, грозный который ахеянам тысячи бедствий содеял...
Артур. И как мне с тобой разговаривать? И о чём?
Вороной. Например, об искусстве.
Артур. А почему бы и да? Здравствуй, конь.
Вороной. Интересно, а кто с тобой некоторое время назад поздоровался?
Артур. Меня зовут Артур.
Вороной. Одинокий Вороной. Только зачем это я? Ты же ведь ни слова не понимаешь. Эх.
Артур. А давай я тебя просто конём называть буду?
Вороной. Да хоть “Аликом” или “половником”.
Артур. Будем знакомы.
    (Конь кивает).
Артур. Ёшкина мышь, ты же меня понимаешь.
Вороной. Какой ты молодец.
Артур (шарит по карманам). Чем бы тебя угостить?
Вороной. С этого и надо было начинать.

Картина четвёртая

Шатёр Кровавого Тимура.
Тимур, Приспешник.
Тимур. Теперь во всей степи осталось двое нас:
    я, великий воин, Тимур Неумолимый
    да враг мой злейший Сагдар Жестокий с дочерью своей.
Узнать бы кто украл мои победы?
Сначала над Шаррадом Тёмным
и следом над Неистовым Арданом.
Приспешник. Да-да. Украли-украли. Шаррада разгромила армия Жестого Сагдара, а воинство Неистового Ардана, поговаривают, что вырезал Тихий Булат.
Тимур. Булат, кошмар степи, таинственный
и, словно смерть, неотвратимый.
    Уж лучше пусть Ардан, чем мы.
Приспешник. Да-да. Умирать-то никому не хочется. Зато теперь остался лишь один Сагдар.
Тимур. Сагдар, Сагдар... Готовь дрова для погребального кострища,
    и для себя и для всех воинов своих.
Приспешник. Да-да. Убьём их всех, сожжём их всех. А эту несносную девчонку Алтану, я заберу к себе в рабыни.
Тимур. Забыть не можешь до сих пор
    как твои пять сотен копий
    разбила в пух и прах Сагдара дочерь
своими сотнями двумя?
Приспешник. Им просто повезло! И ещё они из-за угла напали!
Тимур. Из-за угла в степи? Ты мои брови насмешил.
    Иль истинной причины назвать ты не желаешь?
Приспешник. Им просто повезло. Ведь одно поражение на двадцать семь побед вполне приемлемый результат.
Тимур. Кто после поражений смог подняться,
    тот лишь сильней становится,
    но всё ж я больше не желаю ощущать
    сей горький вкус побед врагов моих.
    Поэтому нам нужен легендарный иноходец,
    свободный Одинокий Вороной,
    чтобы триумф лишь с нами знался.
    Приспешник, воинов возьми
    и в степь спеши и приведи коня.
    Но коль тебя постигнет неудача,
    то не сносить тебе башки своей.
Приспешник. Да-да. Приведу-приведу. Куда деваться? Я не хочу закончить как мои одиннадцать предшественников.

Картина пятая

Степь.
Вороной, Артур.
Артур. О! Опять степь. Привет, конь.
Вороной. И снова здравствуй. А где яблоко?
Артур. Ну чего ты тянешься? Взял я тебе вкусняшку, взял.
Вороной. Так чего же ждёшь?
(Артур угощает Вороного яблоком)
Вороной. Спасибо.
Артур. Безлюдно здесь.
Вороной. Вот и славно.
Артур. А так полноценного общения хочется.
Вороной. Эх, ты.
Артур. Нет, правда. Конь, ты не обижайся, но я не улавливаю всех тонкостей твоего ржания, чтобы полностью тебя понимать. С интонациями ещё более-менее ясно, но этого мало.
Вороной. Мало ему.
Артур. Может, ещё яблоко?
Вороной. Ты, что, яблоком моё расположение вернуть хочешь? Давай сюда. Спасибо, вкусно. Мало ему (фыркает).
Артур. Ты чего? Я же извинился.
Вороной. Извинился он.
Артур. Ты давай остынь, а я пока людей поищу.
Вороной. Я спокоен (фыркает). Сдались тебе эти люди.
Артур (кричит). Есть тут кто живой?
Вороной. Сильно сомневаюсь.
Артур (продолжает кричать). Ну, хоть, кто-нибудь.
Вороной. Пусть тебе повезёт.
(Появляется Странник).
Странник. Я пою вместе с ветром протяжные песни. (Задумчиво) А хорошо звучит.
Вороной. Как всё интересно.
Странник (замечает Артура). А ты откуда взялся?
Артур. А ты?
Вороной. Взялись тут оба на мою голову.
Странник. Таки забавный ты парень.
Артур. Да ладно?
Вороной. Так и улыбнуться тянет.
Странник. Да, правда. В степи. И без оружия. На святого ты не похож, на отшельника тоже и не безумен, вроде как. Может, ты певец или сказитель?
Вороной. Это он-то?
Артур. Не замечал за собой такого.
Странник. Кто же ты такой? Ты хоть меч в руках держать умеешь?
Артур. Только на компьютере.
Странник. Чего?
Вороной. Чего?
Артур. Не умею.
Вороной. Так я и думал.
Странник. Хм. Может, ты грамоте обучен?
Артур. Ещё со школы.
Странник. Хорошо. Будешь мои стихи записывать. А я тебя научу мечом владеть и защищать буду.
Артур. Тут же никого нет.
(Странник смеётся.)
Вороной. Это пока нет.

Картина шестая

Городской парк.
Бандиты, Аида.
Бандиты пьянствуют на капоте машины. Входит Аида в доспехах.
Аида (одноглазому бандиту). Сюда иди.
Первый бандит. Это что за краля?
(Одноглазый бандит бледнеет)
Второй бандит. Сама иди сюда. Мы тебя не обидим (хохочет).
Аида. Думал, не найду?
(Одноглазый бандит начинает лихорадочно копаться в салоне машины).
Первый бандит. Слышь, ты, штучка ряжена, совсем страх потеряла?
Второй бандит. Да она совсем чокнутая?
Аида. Погребальный костёр ждёт.
(Одноглазый бандит начинает лихорадочно копаться в багажнике).
Первый бандит. А чо? С тронутыми я ещё не пробовал.
Второй бандит. Ну, так самое время (хохочет).
Аида (поёт).
Тили-тили тили-бом.,
Тишина стучится в дом.
(Идёт к одноглазому бандиту, на пути встаёт первый бандит, Аида сворачивает ему шею одним движением)
Аида (достаёт меч и продолжает петь).
Я тебя везде найду,
Я к тебе всегда приду.
(Одноглазый бандит достаёт из багажника меч).
Аида (продолжает петь и зарубает второго бандита)
Будет ночь и будет день,
Ты погибнешь, ясен пень.
(Одноглазый бандит пытается защититься, но Аида зарубает его секунды за три).
Аида (вытирает меч об одежду одноглазого и забирает кошелёк). Что-то мороженого захотелось.
(Аида щёлкает пальцами, появляются духи и уносят тела бандитов).
Аида (задумчиво). Где бы его взять?
(Вбегает Артур с мороженым).
Артур. Вам идут доспехи.
Аида. Спасибо, я знаю.
Артур. Вы, наверное, из толкинистов.
Аида. Нет. А где вы мороженое взяли?
Артур (показывает). Там. Особенно пломбир рекомендую.
Аида. И ещё раз спасибо. (Уходит).
(Артур пожимает плечами. Появляется Майя).
Артур (протягивает Майе мороженое). Держи.
Майя. Не успеешь руки помыть, как ты опять со своим джентельменством.
Артур. Ты – девушка.
Майя. Я – друг.
Артур. Девушка-друг. Но девушка же.
Майя. Я тебя сейчас стукну.
Артур. Мороженым?
Майя. Мороженое жалко.
Артур. А меня?
Майя. А что с тобой сделается?
Артур. Добрейший ты человек.
Майя. А ты будто не знал?
(Пауза).
Артур. А потом мы со Странником отправились красть корову.
Майя. Повтори.
Артур. Оказывается, мне плавности не хватает.
Майя. Не знаю-не знаю. Вот гармонии, это да.
Артур. Разве? У меня же всё хорошо.
Майя. Скажи это своим бывшим.
Артур. Да этих девушек не поймёшь. То они с тобой соглашаются, то они с тобой спорят, то всё вместе и в одной фразе. Что с ними делать?
Майя. Будь с ними честным.
Артур. Лучше от этого не становится. (Задумывается). Странно, ведь из всех девушек я полностью честен только с тобой.
Майя. Так что там с коровой?
Артур. Мне дней десять снится одно и то же утро. Будит меня Странник, заставляет доить корову и делать творог, которым в меня бросает.
(Майя разводит руками).
Артур. Что поймаю и не раздавлю, то и есть мой завтрак.
Майя. Наедаешься?
Артур. Всё ещё голодным просыпаюсь. Но прогресс налицо.
Майя. Проверим (бросает Артуру мороженое).
Артур (ловит мороженое). Прошу продолжить трапезу.

Картина седьмая.

Алтана, два воина, Приспешник, отряд воинов.
Две группы появляются с разных сторон.
Приспешник. Попалась!
Алтана (первому воину). Подержи коня.
Приспешник (своим воинам). Живьём девчонку брать!
Алтана (второму воину). Аккуратней с плащом (обнажает меч).
Приспешник. Я за подмогой! (Убегает).
(Алтана, словно в танце, убивает всех воинов).
Алтана (вытирает меч). Зачем я только зарядку утром делала? (Убирает меч).
(Входят Артур, Странник, Вороной).
Странник. В пять дней
Уместились
Три года.

Так может жизнь
Пролететь за
Мгновенье.
Артур. Суров ты, Странник.
Вороной. По мне, так ничего выдающегося. Ну, прожили три года за пять дней. Просто же.
Странник. И тебе спасибо.
Вороной. Справа.
Алтана. Какой конь.
Вороной. Да. Я хорош.
Странник. Ну, конь.
Артур. Вороной.
Вороной. Одинокий Вороной.
Странник. Приветствую
Тебя услада
Степных небес.
Артур. Здравствуй, красавица.
Вороной. Откуда такие манеры?
Алтана. И вам моё приветствие, почтительные незнакомцы. Назовите ваши имена.
Артур. Артур.
Странник. Странник.
Алтана. Это не имя.
Странник. Мне хватает.
Алтана. Имя.
Артур. А ваше?
Алтана. После. Имя.
(Воины подходят ближе).
Первый воин. Алтана?
Второй воин. Такая Алтана.
Странник. Странник.
Алтана. Имя.
Артур. У него есть право не говорить.
Алтана. У меня есть право знать.
Вороной. Только без страстей. Только без страстей.
Странник. Право?
Артур. Вроде бы мирная степь.
Первый воин. Ставлю на пять мгновений.
Второй воин. Три с половиной.
(Бьются об заклад).
Алтана (обнажает меч). Право клинка.
Странник (улыбается). Думаешь у мёртвого имя узнать?
Вороной (встаёт между Странником и Алтаной). Господа, но зачем же стулья ломать?
Алтана. Только из уважения к благородной красоте скакуна (убирает меч).
Вороной. Все слышали? Все слышали?
(Пауза).
Алтана. Приглашаю к огню наших шатров.

Картина восьмая

Тимур.
Степь. Шатёр Кровавого Тимура.
 (Вбегает Приспешник с обломком стрелы в спине.)
Тимур. Как смеешь ты сюда являться
один, живой и без коня?
Иль ты укажешь мне причину,
благодаря которой, может быть,
тебя в живых оставить я решу.
Приспешник. Я не щадил себя, когда бежал к тебе, о, Гроза степи.
Тимур. Мой меч и я считаем оба,
Что рост твой надобно
на голову укоротить.
Ни одного препятствия сему
не обнаружил я в речах твоих.
Приспешник. Владыка, на нас напали сагдаровы бандиты. Их было в десять раз больше!
Тимур. Погибнуть смертью храбрых ты не смог?
Подохни же на плахе! Эй, палачи!
(Входят палачи).
Связать его, переломать все пальцы,
Вывернуть колени, кожу с плеч содрать,
А раны солью и песком посыпать.
(Палачи засучивают рукава).
Приспешник. Я жить хочу!
Тимур. А мне какое дело? Схватить его
И медленно со смертью познакомить.
(Палачи подходят к Приспешнику).
Приспешник. Одно слово, Непобедимый. Я жив лишь потому, что должен указать тебе, Разящий, какой стороной они повели к Сагдару твоего Одинокого Вороного.
Тимур. Лекаря ко мне!
(Палачи пожимают плечами и уходят).
Приспешника он подлатает пусть.
Да поскорей, а то там палачи скучают.
Коня готовьте, мой доспех походный
до блеска начищайте. Я своей рукой
аркан на шее Вороного затяну,
а свою картину я допишу по возвращеньи.

Картина девятая

Сагдар, Алтана, Артур, Странник.
Холм возле стоянки войск Жестокого Сагдара.
Артур. У вас замечательный повар.
Алтана. Самый лучший. Да, папа?
Странник. И мои благодарности тоже передайте.
Сагдар. Что мы всё обо мне, да обо мне.
Артур. Не может быть.
Алтана. Ещё как может.
Сагдар. (Страннику). Отведайте ещё вина, почтеннейший.
Странник (принимает). Благодарю.
Сагдар. Оставим молодёжь наедине.
Странник (понимающе улыбается). Действительно. Прогуляться не помешает, а то что-то меня в сон клонить начало.
(Странник и Сагдар уходят).
Алтана. У тебя такой красивый конь.
Артур. У меня?
Алтана. Отдай его мне.
Артур. У меня нет коня.
Алтана. Мне не отказывают.
Артур. Честное пионерское.
Алтана. Шутить вздумал? Уверяешь непонятными словами? А как понимать то, что этот «не твой конь» слушается только тебя? А другие к нему даже подойти не могут? А я хочу себе такого коня! Этого коня!
Артур. Он никогда не станет твоим.
Алтана. Станет-станет.
Артур. Ни моим, ничьим.
Алтана. Да что ты говоришь? Что-то не выглядите вы с конём чужими друг другу.
Артур. Он – друг.
Алтана. Говорила же! Он твой конь.
Артур. Он – друг.
Алтана. Заладил ведь. Я и так с детства знаю, что кони – наша величайшая драгоценность, наши помощники и опора, бессловесные спутники и ловцы ветра.
Артур. Он – друг.
(Появляется Сагдар).
Сагдар. Уже договорились?
Артур. О чём?
Алтана. Непонятливый он. Говорит, что конь не его.
Артур. Где Странник?
Алтана. Папа.
Сагдар. Доча.
Алтана. Прости, папа.
(Алтана отходит в сторонку и садится на траву).
Сагдар. Он спит.
Артур. Как вы могли?
Сагдар. Я этого не хотел, но я не хочу терять своих воинов в битве с таким мастером.
Алтана. Мастером?
Сагдар. Доча, тебе крупно повезло, что он не ответил на твоё право клинка. Ты видела как он пил вино?
Алтана. Ну, видела.
Сагдар. Ничего ты, доча, не видела. (Артуру). Но и не дать ему последнего боя, я тоже не имею права, поэтому его везут в сторону заката, где он очнётся через день.
Артур. Какое благородство.
Сагдар. Не дерзи, юноша. Отдай своего коня моей дочери и я не слышал этой интонации.
Артур. У меня нет коня.
Сагдар. Алтана, ты слышала? Конь – твой.
Артур. У меня есть друг. (Кричит). Беги, конь!
(Сагдар бьёт Артура в солнечное сплетение. Слышны шум, ржание, крики «Ушёл, дьявол!»).
Сагдар (прибежавшим воинам). Идём на восход. Связать мальчишку. Если конь и правда его друг, то сам к нам вернётся.

Картина десятая

Майя, Артур.
Кафе.
(Входит Майя).
Майя. Вот негодяй.
(Входит Артур).
Артур. Здравствуй, красавица.
Майя. Ты мне зубы не заговаривай.
Артур. И в мыслях не было.
Майя. Ой, ли?
Артур. Ни в одном глазу.
(Пауза. Майя пристально смотрит на Артура).
Майя. Тогда рассказывай.
Артур. На чём я остановился?
Майя. Странника увезли в степь, конь сбежал, а тебя связали.
Артур. Ага. Меня связали, бросили на телегу, а сверху набросили рогожу.
(Пауза.)
Майя. Ты продолжай-продолжай.
Артур. А потом я проснулся.
(Пауза).
Майя. Каков подлец. Сначала обрывает рассказ на самом интересном месте, потом обещает досказать при встрече, а когда я прихожу, меня ждёт такой «сюрприз».
Артур. Мне нужен твой совет.
Майя. Ты с ума сошёл, да?
Артур. А когда я нормальным был? Адекватным – да, а про нормальность речи не было.
Майя. Просто слов нет.
Артур. И это тоже. (Улыбается.) Поможешь?
Майя. Ты серьёзно?
Артур. Да.
Майя. Я пойду.
Артур. Один совет, только один совет.
Майя. Почему?
Артур. Ты же добрая.
Майя. Наглец.
Артур. Я просто тебя знаю.
Майя. С тебя ужин.
Артур (улыбается). Куда деваться?
Майя. И шоколад. Мой любимый.
Артур. Хорошо.
(Пауза).
Майя. Какой-то ты подозрительно покладистый.
Артур. Мне очень нужно с тобой посоветоваться.
Майя. Всё так серьёзно?
Артур. Да. И (пауза). Нет. Потом (пауза). Сейчас нужен твой совет. Я не знаю, что будет твориться в той степи, когда она мне снова приснится.

Картина одиннадцатая

Аида, Странник, два воина.
Степь.
(С разных сторон появляются Аида и два воина везущие телегу со спящим Странником).
Первый воин. Ты смотри, какая милашка.
Аида (начинает петь). Две тени в ряд на фоне тьмы.
Второй воин. Это в каком войске с перепугу женщин брать стали?
Аида (продолжает петь, обнажает меч). Поют и улыбаются.
Первый воин (смеётся). Обалдеть, она и, правда, собирается с нами биться.
Второй воин. Детка, ты это брось. Мы из войска Сагдара.
Аида (продолжает петь). Поют, как были влюблены (зарубает первого воина).
Второй воин (обнажает меч). Умри!
Аида (продолжает петь). И на ветру качаются (зарубает второго воина).
(Аида вытирает меч, щёлкает пальцами, появляются духи и уносят тела воинов. Аида будит Странника).
Аида. Хватит спать.
Странник (отмахивается). Уйдите все.
Аида. Вставай, самое интересное пропустишь.
Странник (сонно). Без меня разберутся.
Аида. Ты в это веришь?
Странник (просыпается). Надо идти. (Пауза). Слушай, а может ты сама?
Аида (показывает на восход). Тебе туда.
Странник (со вздохом). Туда. (Спокойно). Так. Меч со мной. Благородно.
(Аида и Странник расходятся в разные стороны).
Степь.
(Появляется Артур).
Артур. Степь, хорошо-то как.
(Появляется Вороной).
Вороной. А меня поприветствовать?
Артур. Конь, дорогой, как я рад, что с тобой всё хорошо.
Вороной. А разве со мной иначе может быть?
Артур (со смехом). Опять тянешься. (Шарит по карманам). Сейчас-сейчас. (Угощает Вороного яблоком).
Вороной. Благодарствую. Где тебя неделю носило?
(Появляются Тимур, Приспешник, отряд воинов).
Приспешник (тихо). Как мне повезло, что этот конь и в самом деле здесь.
Тимур. Приветствую тебя, о, одинокий путник.
Я вижу, ты сбежал из лап Жестокосердного Сагдара.
Артур. Здравствуйте. А вы откуда знаете?
Вороной. И откуда вас всех принесло?
Приспешник (тихо воинам). Окружить и приготовить арканы.
(Воины начинают потихоньку окружать Артура и Вороного).
Тимур. Удачи луч твою дорогу озарил,
Когда на ней меня ты повстречал.
Отдай коня – и милостью своей
Позволю я тебе быть среди воинов моих,
Когда весь мир к моим ногам падёт.
Артур. Что вы все к несчастному коню привязались?
Конь. Поправка. Я вполне счастливый иноходец.
Приспешник (воинам). Готовьтесь.
Тимур. Невежда! Коль не слыхал ты пророчества Аштара,
В котором сказано, что тот, кто сможет оседлать
Как ночь чернеющего Вороного, тому судьба даст сил
Сначала степь, а после мир под своей властью утвердить.
Артур. А вы коня спросили?
Вороной. Вот именно. Зачем мне мир, когда есть степь и ветер? (Оглядывается). Не нравится мне это.
Тимур. Ещё чего? Спросить коня? Да ты ль в своём уме?
(Воинам)
Коня и этого безумца заарканить! Связать покрепче!
Их ко мне в шатёр везите.
(Воины накидывают арканы на Вороного и Артура, связывают их и уносят. Тимур и Приспешник уходят).

Картина двенадцатая

Странник, Сагдар, Алтана, воины Сагдара, Аида.
Степь.
(С разных сторон появляются Странник и Сагдар с Алтаной и своими воинами).
Странник. Тем утром
Роса была
Особенно холодной.
Алтана. Там сумасшедший.
Сагдар. Не думаю.
Странник. Мгновение
И вечность
Едины перед строками.
Алтана. А кто ещё один против целого войска выйдет?
Сагдар. Слухами о нём степь полнится.
Странник. Протяжные песни
Пою вместе с ветром,
Вместе со степью пою.
Алтана. Неужели сам?
Сагдар. Всем ждать меня. Я сам.
(Сагдар подходит к Страннику).
Странник. Здравствуй, повар.
Сагдар. Здравствуй, Странник.
Странник. Споём клинками.
Сагдар. Приступим.
(Странник и Сагдар бьются на мечах. Входит Аида с чашкой горячего шоколада. Пауза. Потом Странник и Сагдар продолжают биться).
Аида. Справишься?
Странник. Конечно.
Аида. Да я про войско.
(Странник выбивает меч у Сагдара).
Странник. В следующий раз убью.
Сагдар. Я знаю.
Странник. Ты хорошо готовишь.
Сагдар. Заходи в гости.
(Пауза).
Сагдар. Скажи, это ты?
Странник. Я?
Сагдар. Тихий Булат.
Странник. Нет, я лишь начинающий поэт.
(Пауза).
Странник (показывает на Аиду). Вон Тихий Булат.
Аида. Аида, будем знакомы.
Сагдар. Сагдар.
Аида. Дела зовут и шоколад закончился (уходит).
Сагдар. Тихий Булат – это девушка?
Странник. Как тебе не стыдно. Тихий Булат – это её меч.
(Пауза).
Странник. Зачем тебе Одинокий Вороной?
Сагдар. Мне незачем. Дочери достойного скакуна захотелось.
Странник. Правильно. Вижу, ты сам можешь стать степным владыкой и без Вороного.
(Пауза).
Странник. Оставайтесь здесь, а утром идите на восход. Будет славная битва (уходит).
(Алтана подъезжает к Сагдару).
Алтана. Папа, почему ты его отпустил?
Сагдар. Его удержишь.
Алтана. Да я бы его!..
Сагдар. Доча.
Алтана. Нет, папа. Это будет моя битва. (Зычно воинам) Чуток передохнём и сразу идём следом.
Сагдар. Какая ты у меня большая стала, доча.

Картина тринадцатая

Артур, Тимур, Приспешник, Вороной, Странник.
Степь. Шатёр Кровавого Тимура.
Тимур. Готовься степь к владычеству Тимура.
Оно неотвратимо как закат,
Как времени  стрела, как…
(Входит Приспешник)
Приспешник. Владыка...
Тимур. Как смел меня отвлечь ты?
Приспешник. Владыка, к вам безумец.
Тимур. Безумен целый мир.
Приспешник. Но этот вызывает вас на бой.
Тимур. Воистину, безумен он
Иль умереть в бою желает.
Что ж пусть войдёт.
(Входит Странник).
Странник. Здравствуй, Кровавый Тимур. Мне нужны Одинокий Вороной и его друг.
Тимур. Тебя приветствую, безумец неизвестный.
Странник. Безумец?
Приспешник. Ещё какой.
Тимур. И ради них ты смерти не боишься?
Странник. С ними весело.
(Вбегает воин).
Воин. Владыка, горе, Вороной сбежал!
Тимур. Догнать! Вернуть! И поскорей!
Охрану Вороного умертвить сейчас же!
Воин. Будет исполнено, о, Гроза степи (уходит).
Странник. Ну, раз Вороной сбежал, то, может, просто отдашь мне Артура?
Тимур. Ужель ты так наивен? Нет!
Я зол! Я кровь пролить желаю!
И в роли жертвы ты пребудешь!
Приспешник! Приведи мальчишку,
Пусть видит он, как за него умрут,
А после сам умрёт от моего клинка.
Приспешник. Сейчас-сейчас, Непобедимый (уходит).
Странник. Так хочется чаю
Сделать глоток
Перед боем.
Тимур. Я зол! И я великодушен.
Эй! Принесите чаю!
Пускай пригубит напоследок.
(Появляется воин с чаем, подаёт его Страннику, уходит).
Странник (отпивает чаю). Благодарю.
(Приспешник приводит связанного Артура).
Тимур. Узри несчастный, как безумец сей
Своею гибелью напрасной
Клинок мой обагрит.
Артур. Странник, ты с ума сошёл?
Приспешник. А я о чём?
Странник. Да я за Вороным пришёл и за тобой в нагрузку.
Артур. Уходи. Вороной уже сбежал. Не волнуйся за меня.
Приспешник. Ещё один безумец.
Странник. Да я спокоен. Сейчас убью этого Тимура и пойдём (обнажает меч). Приступим?
Тимур (обнажает меч). Убить меня? Сдаётся мне,
Пределов твоему безумию не видно.
Меня ещё никто в бою не побеждал.
Странник. Это поправимо (нападает на Тимура).
(Странник и Тимур бьются на мечах).
 Тимур. А ты неплох, весьма неплох, безумец.
Но знай, что смерть твоя близка.
(Вбегает воин. Тимур и Странник прерывают бой).
Воин. Тревога! Войска Сагдара на подходе!
Тимур. Приспешник, разберись!
Приспешник. Будет исполнено, Неудержимый (уходит вместе с воином).
Тимур. Ты так спокоен, незнакомец,
Будто ты и есть гроза степи Булат.
Артур. Кто это?
Странник. Это он о Тихом Булате.
Артур. Странное имя.
Странник. Просто после него становится тихо-тихо. Даже духи шёпотом разговаривают.
Тимур. Так ты не он. Ты просто обезумел (нападает на Странника).
Странник. Конечно, не он. И вообще. Сколько можно называть меня безумцем?
Тимур. Иных названий для того,
Кто умертвить меня намерен я не знаю.
Странник. Да за такой чай, что ты подаёшь своим гостям, тебя давно убить пора.
Тимур. Сейчас ты сам умрешь!
Ведь никому из всех, живущих ныне
Меня убить никак нельзя!
Странник. Мне можно. Я уже двести лет как умер (убивает Тимура).
Тимур. Картина незаконченной осталась.
(Пауза) жаль.
Артур. Это ж надо.
Странник. Бывает.
(Появляется Аида).
Аида (берёт Странника за руку). Пойдём, там такая заварушка намечается.
Странник. А чем тебя эта не устроила?
Артур. Здравствуй.
Аида. Здравствуй, (освобождает Артура) там, действительно, неплохой пломбир. (Страннику). Пойдём-пойдём, здесь не так интересно.
Странник. Но я же не оставлю здесь Артура.
Аида. Пойдём, сейчас Вороной прибежит.
Артур. Иди, раз надо.
(Странник и Аида уходят).
Артур (отпивает чаю). Прав был Странник.
(Вбегают Приспешник и Алтана).
Приспешник. Владыка, нас теснят. (Замечает мёртвого Тимура). Не может быть.
Алтана. Кто посмел? Я его сама убить хотела!
(Вбегает Вороной).
Вороной. Бежим!
Артур. Зачем ты вернулся?
Приспешник (нападает на Алтану). Умри!
Алтана. С дороги! (Одним движением убивает Приспешника). Это мой конь!
Вороной. Он ещё спрашивает? (Хватает Артура, забрасывает себе на спину, убегает).
Алтана (пускает вслед стрелу). Раз не мой, значит, ничей!

Картина четырнадцатая

Артур, Вороной.
Степь.
(С Артуром на себе и со стрелой в спине, входит Вороной, опускает юношу на землю, садится).
Вороной. Оторвались?
Артур. Зачем ты вернулся?
Вороной. А поблагодарить?
Артур. Я бы справился.
Вороной. Сколько самомнения.
Артур. Мне бы ничего не было.
Вороной. А ты проверял? Царапины не в счёт, а если ты здесь умрёшь, то там ты не проснёшься.
Артур. Понимаешь, ни-че-го.
Вороной. Я-то тебя понимаю.
Артур. Понимаешь же.
Вороной. В отличие от некоторых.
Артур. Ты же ранен.
Вороной. Удивительно, правда?
Артур. Сейчас я тебя перевяжу.
Вороной. Поговорим об искусстве.
Артур (перевязывает Вороного). У тебя жар.
Вороной. Хотя нет. Не успеем.
Артур. Может, скорую вызвать? Проклятье! Какая в степи скорая?
Вороной. Знал бы ты какие чудесные песни поёт наш степной ветер.
Артур. Не смей! Даже заболеть не смей!
Вороной. Бежишь с ним наперегонки, а он смеётся и поёт.
Артур. Эй! Ты чего хрипишь?
Вороной. И ты подхватываешь песню и пускаешься в пляс.
Артур. Будет, тебе всё будет. И яблоки, и сахар, и свежий хлеб - только поправляйся.
Вороной. Я, между прочим, очень даже хорошо танцую.
Артур. Дружище...
Вороной (поднимается). Сейчас покажу (танцует, падает).
Артур. Зачем? (Утирает слёзы). Мне бы ничего не было. (Обнимает Вороного) Зачем?
Вороной. Эх... (умирает).

Картина пятнадцатая.

Артур, Майя, Аида.
Фотовыставка.
Майя. Ты совсем обнаглел?
Артур (бесцветным голосом). Когда?
Майя. На работе тебя нет, на звонки не отвечаешь, в сети не появляешься. Что с тобой?
Артур. Ничего.
Майя. Так я тебе и поверила.
Артур. Со мной, правда, ничего не случилось.
Майя. То-то ты весь цветёшь и сияешь. Если бы не твоё обещание придти на фотовыставку, то я бы тебя неизвестно когда увидела бы.
(Пауза).
Майя. Надо же. Ты даже улыбнуться решил. Попытка провалена. Колись давай.
Артур. Вороной. Зачем он так?
Майя. Я всё поняла.
Артур. Не дави.
Майя. Выговорись. Я, как друг, имею право знать.
Артур. У меня есть право не говорить. (Пауза). И нет права вернуться.
Майя (награждает Артура пощёчиной). Ну, хоть сюда вернись.
Артур. Только ради тебя.
Майя. Ох, не нравится мне это.
Артур. Мне тоже не нравится финал этой истории. Нашим детям я её не расскажу.
Майя. Чего?!
(Входит Аида).
Аида (Майе). Тихо (берёт молодых людей под руки и подводит к фотографии, уходит).
Артур. Не может быть!
Майя. Что такого необычного в коне и всаднике, который стоит рядом?
Артур (улыбается). Я знал!
Майя. Да здравствует ясность.
Артур (обнимает Майю). С ним всё хорошо! Видишь, это прошлогодняя фотография! Он успел!
Майя. Объясни.
Артур. Смотри, это Странник и Вороной.
Майя. Расскажи всё самого начала.
Артур. Обязательно. Сначала тебе, а потом нашим детям расскажу.
Майя. Ты серьёзно?
Артур (смотрит Майе в глаза). Да.
Майя (улыбается). Думаешь, им понравится эта история?
Артур (улыбается). Смотря как расскажу.


Рецензии