Авдотья - Рязаночка

 

                На Рязанщине воля-вольная,
                И закаты пылают огнянные,
                И луга за Окою привольные,
                Лишь татары – беда окаянная…
               


 С утра рязаночка Авдотья взяла лодку      
 И за Окою стала сено ворошить…
 Рязань была видна совсем неподалеку.
 В лугах тепло и сухо. Как прекрасно жить!..

 Вдруг сердце ёкнуло, а ветер донес дым,
 Какое-то движение, но плохо видно.
 Почувствовав беду, Авдотья, что есть сил
 Гребет обратно, только поздно, видно…

 Рязань разграблена, совсем уже пуста.
 Не слышно голосов, лишь тощая собака,
 Её завидев, спряталась в густых кустах,
 Изба пуста и не горит лампадка…

 Опять виной всему проклятые татары.
 Муж, сын и брат Авдотьи угнаны в полон.
 Проплакав все глаза, молясь пред образами,
 Решает путь держать в орду Ахмету на поклон…

 Как долго она добиралась к ханской ставке
 Не знаем, но стоптала множество лаптей,
 И, наконец, пришла, все удивляться стали:
 «Вот баба русская! Ведь сколько прошло дней!..

 «Чего ты хочешь, баба русская, Авдотья»?..
 Дивясь немало, спрашивал Ахмет.
 - «Хочу родных вернуть, без них тоскую я.
 Тебе же в них и надобности нет»!..

 - «Тогда сумей ты попросить головушку,
 Одну из трёх, но лишь одну, единую…,
 А не сумеешь, - когда выйдет солнышко,
 Срублю твою, срублю и не помилую»…

 - «Но я могу…, послушай царь восточный:
 Реши по правде, я же молодая женщина,
 И замуж могу выйти, сын родится, точно,
 А, значит, будет муж и сын, конечно, у меня…,

 А вот родного брата мне никто не возвратит.
 Поэтому Великий царь татар Ахмат
 Мне брата моего, лишь одного освободи,
 Так будет честно, ты же умный, говорят»…

 - «Ты правду говоришь, пусть так и станет,
 Раз уж такая мудрая, то так и поступай…,
 Возьми, сорви цветок. Пока он не увянет,
 Ищи своего брата. Всё, давай…, ступай…

 Да…, но когда этот цветок увянет,
 А ты же брата так и не найдешь,
 В степи тебе могила домом станет.
 Срублю я голову, и тут ты пропадешь»…

 Трясло Авдотью, долго плакала:
 «Не погуби меня ты, Земля-матушка,
 И помоги мне против хана клятого,
 Дай отыскать моего братушка»!..

 Услыхала её Земля-матушка,
 И цветы подала в руки веерком,
 И пошла искать брата Авдотьюшка,
 А цветы те звалися бессмертником…

 На закате к ней скачут всё конники:
 «Покажи-ка цветы, не увяли ли»?..
 Но свежи всё цветы, будто сорваны
 Лишь сейчас… Все ужасно дивилися…

 И нашла всех родных баба русская,
 А за ними выходят Елецкие,
 Следом Ряжские и Сапожковские,
 Вышли встретить Авдотьюшку песнями…

 Подивился хан: Экая женщина!
 И увАжил Авдотью - рязаночку,
 - Отпустил весь полон на Рязанщину,
 Хоть похоже всё это на сказочку…

 С той поры вновь Рязань обналичилась,
 Приукрасилась снова и наново…,
 И Авдотья с тех пор возвеличилась
 Все хвалили её, славой славили…


Рецензии
Вот это женщина! Ей даже сама природа помогла.
А как всё на самом деле было сказать трудно...
Дьяки летописи писали по велению церковных отцов да князей, как тем нужно было.
Спасибо, Саша, за сказочку!

Светлана Рассказова   28.10.2017 14:53     Заявить о нарушении
- Нету дыма без огня,
В мифах много правды...
Мифы к нам дошли не зря
Через все преграды...

Спасибо, Светлана... С улыбкой. Саша.

Александр Жданов -Добромыслов   29.10.2017 07:00   Заявить о нарушении