Глава 3. Из Москвы - в Подмосковье. 1944 год

 
   ИЗ МОСКВЫ - В ПОДМОСКОВЬЕ, 1944 ГОД.
 Передо мной, приехавшим из небольшого уральского городка 11-ти летним мальчишкой, лежала огромная совершенно пустынная площадь, покрытая толстым слоем чистейшего снега. От Казанского вокзала через площадь в снегу пешеходами были протоптаны две дорожки. Левая из них вела на Ленинградский вокзал. С вещмешком за плечами, в котором находился весь мой сложенный мамой багаж, я пересёк площадь, нашёл пригородные кассы, недолго постоял очереди.

 Действуя в соответствии с инструкцией, полученной от мамы, купил билет на пригородный поезд Москва -  Клин до станции Фроловская. Довольно скоро состоялась посадка и поезд отправился. От Москвы до станции Фроловская, последней перед Клином, примерно 80 километров.

 Современные электрички со всеми остановками проходят это расстояние за полтора - два часа. В феврале 1944 - го пригородному поезду потребовалось на этот маршрут больше четырёх часов.

 Следуя всё той же маминой инструкции, от станции Фроловская я должен был пешком дойти до села Фроловское (примерно полтора километра) и узнать у местных жителей, где живёт мамина сестра, учительница Надежда Владимировна Лошакова.

 Село Фроловское оказалось почти полностью сгоревшим во время отступления немцев в декабре 41 – го. И первая же встреченная мной женщина показала, как найти Лошаковых. На пороге их жилища и был встречен тётей Надей и её детьми.

 Встречен был без удивления. Видимо, тётя Надя была предупреждена о моём предстоящем появлении письмом мамы. Строго говоря, жилище, которое я увидел, нельзя было назвать домом. Это была времянка, неприспособленная для жизни зимой, типа тех, которые в 60 – ые годы на Юге строили на дачных участках. А их довоенный дом сгорел вместе с другими домами села.

 Эту времянку тётя Надя строила в течение 1942 - 1943 годов, причём основной рабочей силой и «главным прорабом» стройки, говорила она, был её сын Генка, мой двоюродный брат (старше меня на полтора - два года). И всё же они смогли зимовать в своей времянке, так как в ней было главное для этого - печка. В жилище были примитивные топчаны для постелей, грубо сколоченный стол и два или три стула такого же «стиля».

 Тётя Надя назначила Генку мне в провожатые и наутро мы вдвоём отправились дальше. «План – график» движения на предпоследнем этапе моего пути предложила тётя Надя. Мы (Гена и я) должны были из Фроловского пригородным поездом доехать до Клина (примерно 10 км), затем так называемым «паровичком» из Клина по короткой ж.д. ветке - до городка Высоковск (ещё 10 км) и, наконец, из Высоковска пешком дойти до деревни Колосово (6 километров).

 В Колосово жила старшая сестра мамы М.В.Петропавловская. Чтобы одолеть эти примерно 26 километров пути нам потребовался весь световой день. Пригородный поезд из Москвы в Клин ходил тогда довольно редко, а «паровичок» из Клина в Высоковск и обратно вообще делал в сутки только две поездки. В тот день Генка и я были на посадке в «паровичок» самыми первыми пассажирами. Это был очень забавный вид транспорта.

 Он ходил по ветке узкоколейной ж.д. только от Клина до Высоковска и обратно. Весь «поезд» состоял из небольшого паровозика и одного большого вагона с двумя длинными скамьями внутри вдоль обеих длинных стен. Посередине вагона стояла железная печка.

 За ночь стоянки вагон промёрз насквозь весь, включая печку. Истопники для этой печки в составе поездной бригады не предусматривались. Но дрова около печки лежали. Пожилые  тётки – пассажирки, появившиеся в вагоне после нас, предложили Генке и мне тут же заняться разведением огня в печке.

 Ко времени отправления поезда печка уже хорошо топилась. В вагоне стало почти тепло. Доехав до Высоковска, и пройдя через малолюдный городок, мы по пустынной снежной дороге через обширные поля с редкими перелесками пешком пришли в деревню Колосово. Марию  Владимировну застали дома.

 Это была довольно суровая и «очень пожилая» женщина, какой по ученическим понятиям и должна быть директор школы.(Ей было тогда 43 года!) Она нас плотно накормила, расспросила меня о жизни в Орске, и уложила спать. Рано утром она разбудила нас, накормила, выдала нам санки, чтобы везти на них наши вещевые мешки, а не оттягивать ими плечи, и отправила нас в путь, а сама пошла на работу в школу.

  Мы шли в плотной зимней одежде, в валенках, таща за собой по очереди санки по неровной снежной дороге через леса и поля с пологими подъёмами и спусками, через безлюдные деревни. На месте большинства деревень стояли только печи.

 В деревне Владимировка, где жили бабушка Антонина Никаноровна и тётя Кланя (Клавдия Владимировна), мы были засветло. В тот день мы прошли пешком примерно 23 километра. Думаю, это неплохой результат для мальчишек голодной военной поры, одному из которых было меньше четырнадцати, а другому одиннадцать с половиной лет.


Рецензии
Мдасссс...
И это было.

Виталий Полищук   14.02.2013 13:36     Заявить о нарушении
Этот двухдневный маршрут (Москва - Фроловское - Клин - Высоковск - Колосово - Владимировка), сделанный в возрасте 11 с половиной лет, запомнился мне ярче, чем многие другие мои походы и поездки по самым "шибким" местам.

Владилен Николаев   17.02.2013 23:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.