Вятка моего вчера 4
Глава четвертая.
Я не знаю, какую улицу сегодня можно считать в нашем городе главной. Но раньше, в года моей юности, такая улица была - отрезок улицы Коммуны (ныне Московской) от гостиницы "Центральной" до Театральной площади.
Главной она считалась прежде всего потому, что все торжественные шествия и демонстрации традиционно двигались по ней от центральной площади города к улице Ленина.
Тот, кто жил на Коммуне, считался счастливчиком, потому что мог сидеть у себя дома и наблюдать за происходящим из окна или в любой момент, как только захочется, выйти на улицу и присоединиться к шествию, подхватить какой-нибудь
флаг или транспорант, и, стараясь попасть в ногу с демонстрантами, бодро и радостно прошагать хотя бы небольшую часть пути.
Советские трудящиеся любили демонстрации. Мужья, замахнув «соточку» перед выходом из дома и закусив солененьким огурчиком, с готовностью шли исполнять свой гражданский долг. В процессе добавляли еще немного горячительного и "ура!" кричали весело и громко, но невпопад и двигались вперед весьма нестройными и шаткими рядами.
А после майской или октябрьской демонстрации дома их уже ждал накрытый стол, пироги да шаньги, селедочка да капусточка, и, конечно, пельмени - самое любимое вятское блюдо. Наверное, не было семьи, которая бы в эти дни не накрывала праздничный стол.
Когда было уже очевидно, что официальные массовые демонстрации вот-вот отменят, я как-то имела беседу в школе №58 по поводу моей дочери, которая
отчего-то начала игнорировать уроки физкультуры.
- Но самое ужасное, - возмущенно прошептала мне классная руководительница, округлив глаза, - самое ужасное то, что она не ходит на демонстрации!
- Ну и что? Я тоже не хожу, - ничуть не смутившись, ответила я, - скоро никто не будет ходить, потому что демонстрации отменят.
Учительница посмотрела на меня с ужасом и не нашла, что возразить. Но как показала жизнь, я была права: праздничные парады канули в Лету, а вслед за этим, в 2005 году отменили самый главный когда-то советский праздник - День 7 ноября.
Однако представители старшего поколения, еще сохранившие бодрость и способность шагать в ногу, сильно ностальгируют по привычному праздничному распорядку и в некоторых семьях в этот день, как и прежде, пекут пироги и, садясь за стол, непременно вспоминают прошлое.
…Улица Коммуны была во времена нашей молодости главной еще и потому, что она считалась местом свиданий. Наденешь ситцевое платьице с накрахмаленной нижней юбкой, широченным лакированным поясом, туфли-лодочки, с помощью ножа загнешь ресницы так, что они начнут щекотать верхние веки, сделаешь начес из волос повыше -
и полный вперед!
А сердце-то, сердце бьется в груди словно птица в клетке, и кажется, что его удары слышат все прохожие и все смотрят на тебя с ног до головы и ты чувствуешь, сердясь на себя, что без всякой причины начинаешь краснеть, как алый мак.
Придет ли сегодня вечером сюда твоя симпатия? Удастся ли увидеть его, и с кем он попадется тебе навстречу? А вдруг с другой, со своей подружкой? Пройдешь по Коммуне и раз, и два, и три туда-обратно, и вдруг замечаешь, что на другой стороне вдалеке замаячила знакомая фигура. Ну, конечно, это он, и не один, а с другом, вот удача! А я с
подругой! Здрасьте! Как поживаете? И затевается разговор - ни о чем и обо всем, который и пересказать-то невозможно, но потом, лежа дома на диване, ты долго не можешь уснуть и вспоминаешь его во всех подробностях: что я сказала ему, что
он ответил...
Сегодня в Вятке нет такой главной улицы. Я не знаю, где влюбленные девочки поджидают своих парней - наверное, не комплексуя, они звонят на сотовый и сами назначиют свидание в каком-нибудь питейном заведении.
Но несмотря на перемены, магнетизм Коммуны-Московской сохранился и посегодня. Так на углу Коммуны и Володарского, в легендарном скверике, где в конце 80-х собирались неформалы, сегодня обитают вятские художники. Они облюбовали
невысокую ограду сквера как выставочный стенд для своих работ.
Эта импровизированная выставка работает круглый год: в дождь и в снег картины укрыты полиэтиленовой пленкой, а летом здесь, возле уличного кафе, всегда много народа - люди разных возрастов тусуются здесь с превеликим удовольствием, затевая с художниками разговоры о ценах, об искусстве, о ремесле, которое кормит. Иногда подкатывает дорогой автомобиль, и спешащие к кому-то на торжество нарядные дамы и господа,
не торгуясь, берут первый попавшийся вятский пейзаж. Это значит, кому-то из художников здорово повезло...
По всем признакам, эта часть улицы Московской должна бы быть пешеходной, нашим вятским Арбатом, какие есть не только в Москве, но и в Нижнем, Казани, Саратове и других городах. Но ее превратили чуть ли в сплошную автостоянку.
Машины стоят так плотно, что им и развернуться-то сложно.
А ведь, бывало, в ежегодный праздник «День города» вдоль всей дороги стояли длинные столы со всевозможными товарами, вятскими сувенирами, снедью, выпечкой и напитками. Почти при полном отсутствии дневных развлечений народ стекался сюда семьями, с детьми и фланировал туда-сюда, то и дело перекусывая растягаем, чебуреком или блинами и запивая еду чаем или кофе, а запасливые – пивом.
Свидетельство о публикации №211111701801