21. В. И. Агошков. Кром. Поле. Счастье

21. В.И.Агошков. Кромское Поле.
 

ТРЕВОЖНОЕ СЧАСТЬЕ.
Рассказ М. Панфёровой

— Больно вспоминать, как я жила до революции 1917 го-да. Когда мне исполнилось два года, не стало матери. Отец, как мог, заботился о нас, но в царской России это было сделать трудно. Не успела окончить два класса сельской школы, как вы-нуждена была наняться в прислуги к местному врачу. Десяти-летней девочкой доила коров, мыла полы, стирала бельё. Делала всё, что мне приказывали. Поселили меня в сенях вместе с те-лятами, ягнятами. Там жила и зимой.

Когда подросла, работала у помещика Ф.В. Брусенцева. Замуж вышла за бедняка-крестьянина. Жили плохо. Семья со-стояла из 20 человек. Выхода из нужды не было. Шла империалистическая война. Мужа призвали в армию. В деревне прошёл голод. Казалось, горю не будет конца. В 1917г долетела радостная весть: в Петербурге революция. Началась гражданская вой-на. Погиб мой муж, защищая Советскую власть.

Осталась я одна с двумя детьми. Мне построили новый дом, назначили денежное пособие. В 1927г я стала работать председателем исполкома Ржавского сельсовета. Время было тревожное, кулаки противились коллективизации сельского хо-зяйства. В нашем селе колхоз создавался в 1929г.

Тогда я только что вернулась из Москвы, где находилась на 3-месячных курсах по повышению квалификации. Женщины-вдовы первыми подавали заявления в колхоз. Активное уча-стие, в коллективизации принимали члены Совета: Матрёна Лукьяновна Казимирова, Антон Афанасьевич Сальников, Яков Иванович Гапеев. Помню, создали мы колхоз «Красная Ржава», собрали семена для весеннего сева.

Тогда кулаки распространили слух, будто крестьян обманули, и коммунисты увозят зерно в Кромы. Некоторые поверили этой лжи. Меня окружили, требовали ключи от амбара, грозили расправой. Но враги просчитались. Сознательные односельчане не пошли на провокацию. При организации колхоза в Бельдяж-ках кулаки готовили убийство активистов. Зал был переполнен.

Члены Совета заняли места в президиуме. Все слушали выступающего. Вдруг в заднем углу раздался крик: «Бей комму-нистов!». Погас свет от керосиновой лампы. К столу с ножами и палками спешили кулацкие сынки. Пользуясь темнотой и сума-тохой, мы успели уйти. На другой день провели собрание, созда-ли колхоз. Не раз меня встречали на дорогах, но каждый раз я уходила невредимой. 18 лет работала я председателем исполкома, была членом райисполкома, работала председателем колхоза. В 1930г меня приняли в ряды ленинской партии. Могла ли я думать об этом до революции? Нет, конечно... (1971).
*


Рецензии