Подарок судьбы

   Вот ведь как бывает: вроде бы закончил дело, отложил его в сторону с чувством выполненного долга, а оно тебя – хвать за шкирку и не отпускает. Шалишь, говорит, от меня так просто не отделаешься. Ишь, бездельница, накропала то, что на поверхности памяти лежит, и успокоилась. Не-е-ет, милая! Помнишь пословицу: «Взялся за гуж, так не говори, что не дюж»? Потрудись-ка еще чуток. Серьезное дело не любит легкомыслия.

    Сейчас объясню, что за дело и кто меня «схватил за шкирку». Ну, не в полном смысле слова «схватил», а деликатно направил, возвратил на путь раскапывания истории рода Бельтеневых. Прислал мне однажды письмецо двоюродный брат Виктор Бельтенев из   Питера. Так и так, пишет, нашла мою фамилию в интернете какая-то вроде наша дальняя родственница по линии Бельтеневых. Можно, продолжает братец, я ее к тебе переправлю? Конечно, отвечаю, непременно переправляй. И вот получаю ее первое письмо, отвечаю, читаю ответ, пишу свой. В общем, пошло-поехало. Да как поехало! На всех парусах! Родственница оказалась просто подарком судьбы.

   Зовут ее Галина Васильевна Вишнякова. Родилась она в Мурманске, прожила там много лет, вырастила троих дочерей. После выхода на пенсию переехала на родину своей матери – в Устюжну. И чем, вы думаете, занялась полная сил пенсионерка на новом месте? Стала раскапывать историю своего рода. Родители ее мамы – Михаил Петрович и Александра Васильевна Богдановы. В местном краеведческом музее, по исповедальным росписям, узнала следующее. Пра-пра-бабушка, вольноотпущенная крепостная крестьянка Авдотья Ивановна Ростилаева родила сына Косьму от дворянина Ивана Теглева. Незаконнорожденным детям на Руси давали фамилию Богдановы (Богом данные), отчества у них не было. Так появился в миру Косьма Богданов. Один из сыновей Косьмы стал прадедом Галины Петром Кузьмичем Богдановым. А женился Петр Кузьмич на Евлампии Яковлевне Бельтеневой. В интернете Галина выложила фотографию, на которой запечатлены Петр Кузьмич с супругой Евлампией Яковлевной в окружении многочисленного потомства: девяти детей с мужьями, женами, детьми.

   Вот такое у нас оказалось дальнее родство. С Устюжной род Бельтеневых связан крепко-накрепко. Еще один мой двоюродный брат Борис Серебряков из Москвы прислал  фотографию существующего и поныне дома Николая Павловича Бельтенева (брата моего деда Бориса Павловича Бельтенева): Устюжна, ул. Богатырева, 21. И выдержки из книги А.А. Рыбакова «Устюжна. Череповец» (Вытегра. М., 1981), в которой приводятся следующие сведения (привожу цитаты):

    – «Имена иконописцев XV- XVI веков нам неизвестны… Первые документальные известия об устюженских мастерах относятся к началу XVIII столетия… В середине XVIII века старостой цеха иконописцев и позолотчиков был Василий Бельтенев».

    – «Интерьер собора Рождества Богородицы был богато убран при участии лучших московских мастеров конца XVIII столетия. Подновлял иконы в 1834 году устюженец Яков Бельтенев».

    – «После введения Городового положения 1870 года, которым вопросы застройки и благоустройства городов передавались в ведение городского самоуправления, проекты на сооружение жилых и хозяйственных зданий стали составляться на местах. Большая часть чертежей 1870 – 1880-х годов в Устюжне подписана Константином Бельтеневым. Позднее появляются проекты, подписанные Е. Бельтеневой…».

   В альбоме А.А. Рыбакова «Вологодская икона» рассказано об иконе Святого Преподобного Ефросина:

    – «На тыльной стороне, в центральной ее части, обнаружена авторская подпись, сделанная тонко положенными белилами: «Копия с древнейшей XVII века иконы Святого Преподобного Ефросина, Синозерского Чудотворца. Написана в 1912 году. Живописец Василий Константинович Бельтенев». (Написана икона в год празднования 300-летия со дня мученической кончины преподобного Ефросина)… При тщательном рассмотрении подписанной иконы хотелось бы отметить особенности принципов копирования образца устюженским иконописцем. Автор – живописец В.К. Бельтенев утверждает, что данная икона является прямой копией с древнейшей XVII века иконы, но налицо лишь отдельные признаки живописи XVII века – упрощенное изображение архитектуры и статичные позы старца Ефросина и Святой Троицы.

     Вместе с тем, фигура Преподобного Ефросина выполнена в реалистической манере, позем и темный лес на заднем плане изображены почти натуралистически. Таким образом, живописец В.К. Бельтенев соотнес в своем произведении образ Преподобного Ефросина с нормами восприятия искусства своего времени, через призму накопленного мастерства».

                ***

   Галя Вишнякова значительно пополнила список документальных сообщений, «перелопатив» толстенные тома официальных бумаг, хранящихся в музее.

1. Список дворян, потомственных и личных, владеющих недвижимым имуществом в городе Устюжне:

- Наследники губернского секретаря Павла Андреевича Бельтенева – плановое место с деревянным двухэтажным домом и надворным строением – 1 200 руб.
- Он же – четверть планового места земли, половина каменного двухэтажного дома и надворное строение – 2 000 руб.
- Сын губернского секретаря Николай Павлович Бельтенев – плановое пустопорожнее место земли – 150 руб.
- Наследники губернского секретаря Павла Андреевича Бельтенева – плановое пустопорожнее место земли – 30 руб.

2. Материалы для оценки городских недвижимых имуществ Новгородской губернии (г. Устюжна, 1903 г., том IX):

                - Бельтенев Павел Андреевич, губернский секретарь, наследник.                (Местоположение дома не указано).
                - Бельтенев Николай Павлович, купец. Угол Краснохолмской и Пречистенской: каменный 2-х этажный дом; 2-х этажный деревянный флигель; одноэтажный деревянный флигель, лавка кондитерская.
                - Бельтенева Екатерина Лукинична, мещанка. Улица Вознесенская: 2-х этажный деревянный дом.
                - Бельтенева Елизавета Тимофеевна. (Местоположение дома не указано).

3. Материалы для оценки земельных угодий Новгородской губернии. Устюженский уезд. 1897 г.:

                - Чернянская волость. Усадьба Александровская Почетного гражданина Николая Павловича Бельтенева.
                - Хрипелевская волость. Усадьба Дятлово сына чиновника Николая Павловича Бельтенева с женой.
                - Соболевская волость. Усадьба Раменье сына чиновника Бориса Павловича Бельтенева.

                ***

    А потом свет Галина Васильевна приехала к нам в Уфу в гости со своей средней дочкой Ниной – мастерицей плести чудесные вологодские кружева. Провели мы вместе десять дней. Моя программа была достаточно скромной: накормить, обуходить, пригласить на одно из застолий девочек из «Анданте» (кодовое название приглашения «на вакбеляши», а на самом деле песни «до упаду»). Сестра Ира Ахметшина с детьми Аллочкой и Булатом взяли на себя  обязанности экскурсоводов по достопримечательностям града Уфы и его окрестностей: поездка в Красноусольск к святому источнику с окунанием в ледяную воду, походы в Горный музей, Археологический музей, Театр оперы и балета. Помимо этого заводные гости бегали днем по Уфе, посетили Нестеровский музей. Думаете это все? Никак нет. Они нашли в лице одной из «андантинок» Ирочке Темновой замечательного массажиста и не преминули воспользоваться ее услугами.

  Восторги, восторги, восторги! Уфа – чудо! Красота! Чистота! Музеи – высший класс! Театр – потрясающе! Поездка в Красноусольск – нечто незабываемое! А как девочки поют! Коллекция картин и яшм в нашей квартире – обалдеть! Мы польщено улыбаемся и стараемся еще больше. Ну а все остальное время – разговоры, разговоры… Передо мной выкладываются документы: в залежах музея, в брачных списках за 1867 год есть запись:

    1867 г. 15. 01.
     Жених – Василий Тимофеевич Лускарев, 22 года.
     Невеста – Марья Яковлевна, 18 лет, дочь устюженского купеческого сына Якова Андреевича Бельтенева.
      Венчались в Покровской церкви.

   При моем активном участии (кивании головой) Галя выстраивает родственную цепочку: « Марья Яковлевна – сестра моей прабабушки Евлампии Яковлевны. Староста иконописного цеха Василий Бельтенев имел сына Андрея. У Андрея – сыновья Яков, Павел, Константин. Может, их было больше, но сведений нет. Отсюда следует, что наши с тобой пра-дедушки были родными братьями». Я сомневаюсь: «Яков и Павел – братья, согласна. Но тебе Яков –  пра-пра-дедушка, а мне Павел – пра-дедушка. Как так?» Ответ получаю разумный: «Разброс между детьми достигал иногда двадцати лет. Вот и попали братья в разные поколения для их потомков».

    Садимся к компьютеру. Галя вытаскивает из недр интернета еще один документ: «История Устюженской женской гимназии (1875 – 1918 г.г.). Читаю интригующий экзерсис:

   «… Чувствительные гимназистки осуждали жену учителя реального училища Якова Андреевича Мальского (он преподавал естествоведение в гимназии до 1914 года), которая, оставив двух детей, сбежала с Борисом Павловичем Бельтеневым, устюженским певцом, учившимся в Италии».

      Да, силен был, видно, дедушка по части женского полу. В списке преподавателей гимназии нахожу Марию Николаевну Бельтеневу – преподавателя истории, географии, естественной истории. Вот уж, наверное, осуждала Мария Николаевна «беспутного дядюшку».

   Не успеваю в полной мере «переварить» прочитанное, а Галя продолжает:

         «В архиве музея сохранилась программа концерта от 30 августа 1910 года в пользу бедных учениц гимназии, в котором участвовали В.У. Сипягина-Лилиенфельд, С. Морозов, Б.П. Бельтенев. В Народном доме Устюжны давались благотворительные концерты, в которых Борис Павлович пел под аккомпанемент известной концертирующей пианистки Веры Уаровны Сипягиной. Она была дружна с Помпеем Батюшковым, младшим братом поэта и с Куприным, часто гостившим у Батюшковых. У Батюшковых в тех краях было несколько имений. Кроме известного  Даниловского, было еще и Раменье, в котором жили дедушка и бабушка Константина Николаевича, и где, в возрасте 35 лет, похоронена Анна Петровна – бабушка поэта. Раменье потом было продано Б.П. Бельтеневу. Но это еще надо проверить».

   Оказывается, названий Раменье много: в Новгородской области (когда-то это был Устюженский уезд) их два – Новое Раменье и Старое Раменье, находящиеся километрах в двух друг от друга. Но они от Устюжны далековато расположены – почти пятьдесят километров. Соболевская волость – сейчас это Устюженский район – будет поближе: всего в двух километрах от города. Мы заинтересовались этимологией слова «раменье». Выяснили: раменье – густой лес, примыкающий к полям; «рама» –  окраинная область, граница, пашня, примыкающая к лесу. Понятно, почему так много по России раскидано поселений  под названием Раменье, Рамынь.

    Галя достает тетрадочку, в которой записано краткое сведение еще об одном Бельтеневе: «Бельтенев Василий Дмитриевич. 1909 год. Поручик артиллерийской бригады». Все. Никаких пояснений. Его, увы, «пристегнуть» к кому бы то ни было из перечисленных Бельтеневых нам не удалось.

    На этом галины подарки не закончились. Она разыскала название одного из фантастических рассказов Б.П. Бельтенева: «Поляна кошмара», напечатанного в журнале «Вокруг света». Уже после ее отъезда я уточнила исходные данные: Борис Бельтенев. «Поляна кошмара». Рассказ. Рис. Икара. «Вокруг света», 1928г., №16. Теперь предстоит поход в Республиканскую библиотеку с намерением раздобыть текст рассказа.

   На рояле осталась лежать привезенная неутомимой исследовательницей статья: «О пряниках и конфеКтах». Страницы истории». В ней увлекательно рассказывается о кондитерских делах старой Устюжны, начиная с XVI века и кончая началом XX века. Цитаты:

    «В Устюжне конфеты изготовляли в кондитерской сына губернского секретаря Николая Павловича Бельтенева, расположенной на углу Краснохолмской улицы и Пречистенского переулка (здание не сохранилось). Мастера здесь работали кустарным способом, использую для приготовления продукции простейшие приспособления – металлические формы, мраморные доски, кондитерские ножи, а также прессы для производства леденцов. Конфеты имели форму розеток, различных ягод и звездочек. Для этого на слое сухого просеянного крахмала делали необходимые оттиски и выливали в них горячую сладкую массу. После остывания конфеты чистили специальными щеточками. Если продукции нужно было придать форму квадратиков или ромбов, то густеющую массу просто разрезали специальными ножами…

   … Устюжане и гости города с удовольствием посещали кондитерскую Бельтенева, где можно было купить готовую продукцию и сделать необходимый заказ. Позднее секреты изготовления устюженских конфет были забыты. Кондитеры Бельтенева и Матреша-конфетница стали единственной предысторией мастеров советского райпищепрома и РПК «Молога». Е. Воротынцева, научный сотрудник».

                ***

   Ну вот почти и все. Галя уехала. Переписка продолжается. Целенаправленная переписка, правда не без вкраплений бытового содержания.  Приведу ее последнее письмо:


      «Ещё раз привет! Сижу дочитываю книгу П. Шабанова " Как пройти в библиотеку Ивана Грозного"  и там читаю, что Софья Фоминична она же Зоя Палеолог бывала в Вологде и ездила она не одна а со своей свитой (знающими людьми), а ведь ездила она из Москвы в Вологду, а тогда один из путей проходил через Устюжну. Вот и возможность появления тут Бельтеневых, вероятность их появления из числа её свиты очень высока. Читаешь и душу радует, возможно и все было не так, но хоть помечтать немного интересно. Сегодня говорила с одной знакомой по поводу Раменья, там сейчас деревня, но в Соболево она порекомендовала мне очень знающего библиотекаря, вот ей и позвоню на неделе. Возможно они там с детьми собирали сведения о крае и что-то интересное есть в их архивах. Пока».


Рецензии