На Европу краем глаза

"Мы никогда не живем, мы лишь надеемся, что будем жить." Вольтер.

Европа есть Европа, а Россия – Россия. «And never the twain shall meet», как писал суровый Редиард Киплинг. Никогда близнецы не сойдутся. Действительно, столько различий, что иногда мы друг для друга выглядим полными идиотами. Но порой не вредно и сравнить, «как это там у них» с «как это здесь у нас».

Мы с супругой, увы, бывшей, прилетели в столицу федеральной земли Нижняя Саксония Ганновер, и по дороге в Хильдесхайм, где живет наша дочь, проехали через эту столицу, примечая то, что непривычно нашему русскому глазу, натренированному на ухабистом шоссе Москва-Иваново с последующим многолетним пребыванием в последнем.

И вот что поразило с первых километров автобана. Густая сеть линий электропередач высокого напряжения. Они идут даже по городам. Впечатление, будто едешь по территории чудовищной марсианской электростанции. Настолько огромна энергонасыщенность, высок уровень потребления энергии. И куда ни посмотришь,- железобетонные столбы с вращающимися на них лопастями ветроэлектрогенераторов. Одна огромная электроимперия. Под столбами может быть все, что угодно, но каждый клочок земли вырабатывает энергию. Дармовую и неисчерпаемую. Из ветра. Уже практически почти четверть вырабатываемой в Германии электроэнергии.
Позднее мы проехали из конца в конец еще и Голландию. И там то же самое! Говорят, и в остальной «старой» Европе так же.
 
Европейцы умники, в отличие от нас, считающих, что выработка электричества из ветра «не выгодна», и дожигающих последние запасы топлива. Еще как выгодна. Их инженеры решили проблемы интеграции ветростанций в единую энергосеть континента, и это дало возможность сделать электричество главным видом энергии. Безопасным, универсальным и удобно управляемым, в отличие, например, от газа. Посмотрите на их кухни – это же шедевр автоматики! Впрочем, как и жилище европейца вообще.
Наши же руководители днюют и ночуют в Германии, даже на немецком сносно выражаются. Что, не видят? Не видят, что наша энергетика безнадежно отстала? Под «мудрым» руководством г-на Чубайса отрасль не только не освоила ни одной новой технологии, но и старые-то довела до ручки. Неуклонные повышения тарифов – вот политика этого специалиста по выносу доллоров в коробках из-под ксерокса. А Европа тарифы стабилизировала за счет использования энергии ветра. И, говорят, не только его.

Как и за счет каких источников мы собираемся покрывать всё возрастающие затраты энергии? Даже если энергетического кризиса удастся избежать, мир рано или поздно столкнется с тем, что запасы невозобновляемых сырьевых ресурсов - нефти, газа и угля - будут исчерпаны. Чем активнее мы их используем, тем меньше их остается и тем дороже они нам обходятся. По расчетам специалистов, при нынешних объемах добычи угля на Земле хватит лет на 300-400, а нефти и газа - максимум на 70 лет. К тому же опустошение земных недр и сжигание топлива уродуют планету и год от года ухудшают ее экологию. Одним словом, перед человечеством стоит задача освоения экологически чистых, возобновляемых, или, как их еще называют, нетрадиционных, источников энергии. Среди них лишь энергия Солнца и ветра поистине неисчерпаема и не вносит практически никаких изменений в природу.

В промышленно развитых странах нетрадиционная энергетика начала всерьез развиваться после нефтяного кризиса середины 1970-х годов. По данным Международного энергетического агентства, сегодня годовое производство электроэнергии за счет возобновляемых источников оценивается более чем в 200 млрд кВт.ч. Значительную ее часть дают ветроэнергетические станции, и роль их стремительно возрастает. Однако в 1960-1980-е годы ВЭС до прибыльности не дотягивали. Что же сделали развитые страны? Они дотировали отрасль на государственном уровне, как мы в свое время сельское хозяйство, с той лишь разницей, что у них результат был очень удачным. Мировая ветроэнергетика вышла на самостоятельную прибыль и существует без каких-либо дотаций, но при активном госрегулировании. Уже, к концу 2003 года общая мощность всех установленных в мире ВЭС достигала 35 000 МВт, в том числе в Дании - 3400 МВт, в Германии - 14 500 МВт, и сейчас увеличивается на 500-800 МВт ежегодно (эти страны занимают лидирующее положение в ветроэнергетической отрасли).
 
Порадовавшись за европейцев, едем дальше. Вот центр Ганновера. Сели в уличном ресторанчике перевести дух. Ни одного троллейбуса. Кстати, не видели их потом и в Голландии. Зато трамвай процветает. Он даже превратился в некий гибрид трамвая и метро. И в Ганновере, и в Гамбурге, и в Амстердаме комфортабельные сцепки не из двух, как у нас, а из четырех и более вагонов размером много больше ивановских. Ходят с интервалом менее минуты, ходят полупустые, и никто не плачется, что «не рентабильно». Ибо полагается, что городской транспорт – не бизнес, а часть культуры. Как чистые и освещенные улицы, дороги (кстати, платных дорог нет, это изобретение наших плутократов!) или туалеты на каждом шагу. К тому же, трамвай для движения потребляет много меньше электрической энергии, чем троллейбус, у которого затраты на трение значительно выше.

Продолжая тему о транспорте, заметим, что автобусы и в Германии, и в Голландии все сплошь муниципальные. Никаких шабашников, сшибающих деньгу на «пассажирских перевозках» нет и в помине. И льготы  детям до 15 лет, старикам старше 65 лет имеются. Пенсионеры за месячную карту, например, платят почти вдвое меньше: 28,50, а не 48,80 евро.
 
Автобусы ходят строго по расписанию, с небольшим интервалом. Билет действителен 1 час, т.е. вы можете с одним билетом доехать до любого конца города, а порой и успеть вернуться назад.

Почему же и тут мы едем поперек дороги? Не потому ли, что наши чиновники не любят работать? Ведь насколько проще свалить все свои заботы и должностные обязанности на «рынок», оставив себе одну, но приятную работу – запускать ручки в бюджет по самые плечи. Получать баснословные деньги за ничегонеделание.

Городской транспорт в Германии не только работает как часы, но проявляет потрясающую человечность. Сам наблюдал, как выходил из автобуса инвалид-колясочник. Автобус наклонился, чтобы пол сровнялся с тротуаром. У них это предусмотрено. И никаких «социальных такси» - инвалиды такие же люди, а не отбросы, как у нас.

Средняя зарплата в Германии составляет до вычета налогов и отчислений 38866 евро в год. Эту цифру обнародовало Статистическое ведомство ФРГ в Висбадене, обобщив данные за прошлый год. В статистике учтены зарплаты всех жителей страны, работающих по найму на полной ставке в обрабатывающей промышленности, торговле, банковском и страховом секторах. В месяц получается 3238,83.

Вот так выглядят цены на некоторые продукты в Нижней Саксонии как в абсолютных величинах, так и в виде процента от средней зарплаты. Сравнить с российскими каждый может сам, поделив российскую цену этого же продукта на среднюю зарплату в Ивановской области 4 тыс.643 рубля, или на свою. Кому что больше нравится.

Наименование продукта Цена за кг, евро Процент от средней зарплаты, %

Свинина                1,99                0,063
Вырезка свиная                2,49                0,077
Куриные окорочка копченые 2,79                0,086

Колбаса:
- вареная                4,90                0,151
- копченая                7,90                0,243
- салями                6,48                0,200

Сыр голландский                3,50                0,108
Филе осетровых                13,90               0,429
Сливы                1,00                0,031
Перцы                1,98               0,061
Томаты                1,49               0,046
Окорок (ветчина)                9,90               0,306
Хлеб черный                1,68               0,052
Арбузы                0,39               0,012

Вина, цена за бутылку
Наименование напитка Цена за бутылку, евро Процент от средней зарплаты, %

Водка русская московская, 0,5 л         5,99                0,185
Вина европейские марочные, 0,75 л    2,79 – 4,49        0,086 – 0,139
Портвейны, 0,75 л                1,39 – 1,85        0,043 – 0,057

Кстати, то, что здесь (а пока еще мне осталось здесь жить неделю) еда невкусная – неправда. Очень и очень вкусная. И хлеб не черствый, вранье все это. Это я как один из самых привередливых гурманов утверждаю. Германия – истинный рай для желудка.

Поражают воображение магазины. В «нашем» Хильдесхайме, городе даже по нашим масштабам небольшом, магазин пива уставлен ящиками с бутылками сотен различных марок. Уверяю, за всю жизнь не попробуешь все. Жизни не хватит. Всего же в Германии производится пива более 5 тысяч сортов и марок.

Бутылки почти исключительно стеклянные, сдать их никаких проблем не представляет. И бутылочка алюминиевая или пластмассовая принимается по 0,25 евро. Именно по этой цене, ни больше, ни меньше! И везде. В тех же магазинах. Ну кто будет выкидывать или жечь? Нигде нет гор мусора, бутылки на улицах не валяются как у нас. И для экологии хорошо, и для кошелька. Почему бы нам это не перенять? В отличие от нацизма, шабашей под свастикой, камлания с портретом Гитлера перед телекамерами,- уж эта-то германская идея пошла бы нам на пользу.

Универмаги удобные, товары исключительно фирменные, продажа подделок сурово карается. И продавцы, и покупатели настолько вежливы и предупредительны друг к другу, что даже не верится, что это всего лишь магазин, а не приемная английского посла.

Практикуются изощреннейшие способы привлечения покупателя: от простых уценок до специальной системы баллов на автозаправках,- накопив баллы, можно получить бесплатно товар по выбору.

В городах нет шума даже у автобана. Зелено, много уютных и недорогих (разумеется, ну очень не по нашим деньгам!) уличных кафе. Вечерами города превращаются в огромные увеселительные заведения. Европейцы не борются за выживание, а просто живут.

И нет ничего, похожего на наш навязший в зубах «ЖКХ». Люди снимают квартиры у домовладельцев, которые содержат дома в образцовом порядке без всякого вмешательства президента или бундестага.

Особого внимания заслуживают автобаны - скоростные трассы, пронизывающие Германию вдоль и поперек. Это – совершеннейшее произведение инженерной мысли. Автомобили мчатся по автобану со скоростью снаряда, более 200 км/час. Разглядеть встречного невозможно. Такое движение в России было бы просто невероятно. Для этого требуются особые качества водителей. Немцы крайне вежливы и законопослушны на дорогах: всегда пропускают пешеходов, даже если те переходят улицу в неположенном месте. И уж никак не может быть как у нас, когда водители гонят на полной скорости на пешеходный переход.

Что примечательно – дороги, проложенные через безлесные равнины и поля, обсажены деревьями. И нет пыли. Когда, кто и как ее убирает – не видно. И из-под колес впереди мчащегося авто ни грязь, ни камни не летят. Вот у нас, на Волгоградских г-н Грошев «отремонтировал» дорогу. Чтоб ему икалось. Насыпал щебня без всякого покрытия. Как проедет машина – пыль столбом висит полчаса. Белье нельзя вывесить! Да и, опять же, каменная взвесь – сильнейший канцероген. А тут на улицах чистота, машины мчатся с сумасшедшей скоростью, а пыли нет!

Мусорные контейнеры стоят по видам мусора. А контейнеры для битого стекла – еще и по цвету. Склянки переплавляются в новую посуду. Об этом даже на бутылках пишут. В Германии все идет в дело.

И почти невозможно встретить на автобане или на улице полицейского. Видел полицейского всего один раз, в пробке на амстердамском автобане. Полицию заменяют многочисленные автоматические устройства, фиксирующие нарушения правил водителями и выписывающие штрафы. Штрафы немалые, за превышение скорости, например, запросто можно лишиться прав. А сдать на права здесь стоит полторы тысячи евро, или еще на 300 больше, если не сдашь за один раз. Поэтому даже недавние наши соотечественники мгновенно это просекают, и быстро становятся шелковыми. Излечение от многовекового хамства просто-таки волшебно мгновенное. Правда, в Германии ни чиновники, ни полицейские не берут взяток, что для России просто невероятно. Поэтому не можем мы применить у себя их «лекарство».

Кстати, за две недели ни в Германии, ни в Голландии нам не довелось увидеть и человека военного. Хотя наша ненавязчивая пропаганда все уши прожужжала страшилками про «агрессивный блок». Ну нет там десантных дивизий и военных объектов в городах. Вероятно, что где-то они все же существуют, но чтобы так, как у нас - каждый второй на улице в погонах, - такого им и в самом страшном сне не приснилось бы.

Сейчас индустриальные страны Европы в глубочайшем кризисе, вызванном неумной политикой расширения Евросоюза, когда принимали всех, кому не лень было плюнуть в сторону бывшего «старшего брата». Сейчас устроителей этого экономического кошмара, всех этих Шредеров и Шираков, народы вежливо попросили, но как теперь избавиться от толп желающих жить как немцы, а работать как в «лагере мира и социализма» - не знает никто. Однако несмотря на тотальную безработицу, нет у людей стремления «послужить», нет милитаризма, показного патриотизма, пухнущего как на дрожжах чиновничества. Впечатление такое, что чиновников мало, и им, к тому же, до тебя нет никакого дела, пока ты сам к ним не обратишься. Никто не устраивает каждодневных «разрушений до основания», не печет в административном раже сонмы законов по сто штук в неделю. Люди живут спокойно, не считая деньги в кошельке соседа, у которого «в руке толще». Ну полная противоположность тому, что у нас.

И из президента здесь бога не делают. Большинство даже его имени не знает. И на телевидении ему пиар по сто тысяч раз на дню не устраивают. Нет лизоблюдства в душах. Только порядок и взаимное уважение.

Особо скажу о германском Сбербанке. Я вот, готовясь к поездке, два дня стоял в очереди в нашем, ивановском, что у бывшего магазина «Малыш». На проспекте Ленина, не к ночи будь помянут. Чтобы снять деньги со счета. Так оператор у нас пишет гору бумаг, бегает за бланками, тратя на одного клиента по часу и больше. В первый день так и не достоялся. И вообще, ходить в наш Сбербанк – занятие не для слабонервных. Вот юноша, стоявший впереди меня в первый день, не выдержал, потребовал жалобную книгу, и что-то потом туда долго писал, всхлипывая и утирая слезы. А в Германии все устроено гениально просто. В любой час дня и ночи приходишь в банк. Если он закрыт – вставь свою карточку в замок, и дверь откроется. В мягко освещенном зале стоят автоматы. Охраны никакой. По крайней мере, не видно. Снять и положить деньги – минутное дело. Вот бы и нам так! Правда, с нашими нравами к каждому автомату придется приставить по милиционеру с автоматом, а к тому еще одного, из отдела внутренней безопасности. Вдруг окажется «оборотнем в погонах». А так – небо и земля. И жалобной книги не надо, и глаза сухие.

И по части исторической памяти здесь все в порядке. Вы когда-нибудь встречали у нас в городе памятник погибшим? Нет, не «героям фронта и труженникам тыла», а просто ни в чем не виноватым солдатушкам, которых гнали на бойню как скот. Нет, нам наш «патриотизм» такого не позволит. Нас приучили мыслить «етапно», как говаривал мой покойный дядя Еша, пришедший с войны калекой. А для них, немцев, каждый человек дорог. И скромные памятники эти стоят в каждой деревушке, вот, у меня прямо под окном, например.

Задержу еще ваше внимание на впечатлениях от наших поездок в Амстердам, Зальцхеммендорф, в Гарц, и в столицу всех моряков Гамбург. Там есть что посмотреть, и чему поучиться.

Итак, Амстердам – город абсолютной свободы. Он же столица сыроварения, родина Рубенса и русского флота, мировой поставщик льноволокна (фуры с ивановскими номерами тут не редкость, русский-то лен только на мешковину годится), и т.д., и т.п.

Вы знаете, чем пахнет Голландия? Коровьим навозом. Как смеются сами голландцы, в Голландии коровы красивее женщин. Как переезжаешь германо-нидерландскую границу, лучше окна не открывать. Амбре еще тот. Коровы с обеих сторон автобана в неимоверных количествах. Молочные продукты лучшие в мире.

Но не это поражает в Амстердаме. И даже не то, что там давно легализованы наркотики. Нет, поражает расовая гармония. Глядя на гуляющую публику, можно подумать, что ты в Индии или Сенегале. Но, в отличие от нашей благословенной страны, там нет нацизма. Совсем нет. Если кто и бреет башку, то только по прямому назначению – от бытовых насекомых. Но уж никак не из ненависти к инородцам.

Дети разных народов вместе дефилируют по прекрасным древним улицам Амстердама. Амстердам – не Кондопога. Рестораны и кафе индийские, китайские, да какие угодно. Вот бы нам такое веротерпение.

Зальцхеммендорф – это уже на юг. Минеральные источники. И на них построен великолепный водолечебный комплекс. Бассейны с теплой и холодной водой, окруженные античными статуями, различные виды водного и подводного массажа, бювет, комнаты ингалляции и сауны. И все за 9 евро на целый день. Страждущие и просто желающие расслабиться валом валят со всей округи.
 
Почему бы что-то подобное не создать и в нашей ивановской области? Воды минеральной у нас сколько хочешь. Как устроено – приезжайте сюда, посмотрите. Дело прибыльное и людям полезное. Неужели не найдется предприимчивого и неленивого человека?

Гарц. Горный туристический регион. Ну горы и штольни, в которых обитали те самые семь гномов из сказки Гофмана (я даже пару камушков тайком прихватил),- этого у нас, увы, нет. Но вот королевские охотничьи замки (в них теперь рестораны) любовно сохраняются. И кухня особая. Ну применить бы эту стратегию нам в Плесе! Показать нечего, так кухня хотя бы эксклюзивная. Это туристов притягивает.

Гамбург. Нет, не Реппербанн, знаменитая «улица красных фонарей». Fischmarkt, не менее знаменитый рыбный рынок. Тоже явление поучительное. По выходным на нем можно купить любую рыбу, которая водится на планете, причем за полцены, да еще и в обстановке всеобщего веселья, с песнями и прибаутками, с сумасшедшими и неожиданными скидками.

Хорошо бы так же, раз в неделю, устраивать такие же театрализованные торговые шоу, торгуя, например, каким-то фирменным ивановским товаром. Дурь не предлагать, не текстилем. Хорошо подумать – найдешь чем.

Вот такой получился взгляд на Европу краем глаза. Сижу и дописываю статью, а в это же время из Интернета качается все, что душа пожелает. Кстати, газету нашу здесь по Интернету запросто читать можно. Вы знаете, какой здесь Интернет? Рядом с компьютером коробочка с двумя усиками, радиодоступ. За пять минут хоть кому поставят, не нужен ни телефонный кабель, ни «тарелка». Скорость бешеная, больше, чем у нас по выделенке. За ночь можно скачать 10 гигабайт. Столько и не требуется. А главное, можешь качать хоть круглые сутки, денег за трафик платить не надо. Заплатил 50 евро в месяц (деньги по здешним зарплатам пустяковые)  – и качай. А в Иванове трафик 2000 р. за 700 мегабайт.

И что это у нас всё не как у людей?!


Валентин Спицин.
Хильдесхайм, Нижняя Саксония.
2007 г.


Рецензии