Рождественский гусь

Когда я окончательно ушел на пенсию, мои дни стали похожими друг на друга, как листья одного дерева.
Я просыпался, шёл в ванну, взбадривал себя прохладным душем, к которому привык.
Готовил себе чай, бутерброд с сыром и садился у окна.

За окном торопились куда-то люди.
Разбрызгивая грязную снежную кашу, спешили легковушки, позвякивали и постукивали трамваи.
Я тоже когда-то спешил и боялся не успеть, но постепенно поток жизни вытеснил меня за ненужностью на берег.
Я врастал в покой и размеренность постепенно, незаметно. Работая на износ всю жизнь, я очень устал, и эта усталость примиряла меня с угасанием желаний.

И я никогда не думал раньше, что в этом есть особая радость – знать, что сегодня опять не будет новостей.
Уже с утра я точно представлял, чем будет наполнен мой день и чем будет занят мой вечер.

Когда я был молод, то даже не хотел допустить мысли о том, что когда-нибудь придет старость.
Сейчас вспоминаю, как смотрел на стариков тогда и мне становится даже немного смешно, ведь я отводил глаза от морщинистых лиц, как будто подспудно боялся, что это заразно. Что если приблизиться, прикоснуться к этому миру размеренного увядания, то можно стать таким же ветхим, как и они.

Когда мы с женой вышли на пенсию, как-то постепенно из нашей жизни ушли многочисленные друзья и приятели, дом опустел. Но нам было хорошо вдвоем, мы наконец-то почувствовали, что свободны и никому ничего не должны. Не должны устраивать банкеты, приемы, угождать нужным людям, расшаркиваться перед снобами и быть постоянно начеку, чтобы не упустить какую-то тайную интригу, которая бы могла привести к осложнениям в карьере.

Так получилось, что с ранней юности мы с женой посвящали работе львиную долю своих сил и практически всё своё время. Часто так бывало, что или я или она возвращались домой, когда другой уже спал и утром убегали задолго до рассвета.
Может быть, поэтому мы так и не успели друг другу надоесть.
Мы были с ней друзьями, соратникам и всё что я достиг в жизни, и чего добилась она, я думаю, было и нашим общим достижениям.
Я не помню ни одной серьёзной размолвки, ни одного крупного скандала, которые бы произошли у нас за совместную жизнь.
Мы понимали друг друга с полуслова и старались уступать даже в мелочах.

Я где-то читал, что альпинисты погибают чаще не во время подъёма на вершину, а во время спуска. Спадает напряжение, человек расслабляется, теряет собранность и начинает делать нелепые ошибки.
Наверно нечто подобное случилось и с моей женой.
Когда она вышла на пенсию, то сначала радовалась покою и тому, что можно наконец-то делать то, на что никогда не хватало времени.
Выращивать цветы на даче, гулять, вязать…
Но постепенно я заметил, что жена сникла и потеряла интерес ко всему.
Она пыталась найти работу, но пожилые специалисты, как оказалось, никому не нужны.
Ей отказывали раз за разом.
И она начала болеть.
Я пытался отвести её к врачу, но она, не желая меня расстраивать, говорила, что всё в порядке, нужно просто немного отдохнуть.
Однажды утром я так и не смог её разбудить.

На меня навалилась тоска.
Я был раздавлен одиночеством и только через три года я почувствовал, что на место острой душевной боли пришло спасительное отупляющее смирение.
Я понимаю, что спрятался за ритуалами, за тщательно взращиваемыми привычками, но менять ничего я не хотел.

Но когда приходит Рождество, мне как-то особенно одиноко.
Я вспоминаю, как жена каждый раз к Рождеству готовила гуся с яблоками.
Это блюдо было в нашей семье традиционным, обязательным и оттого запомнилось так крепко.
Вечером, в канун праздника, мы шли с ней в маленький костел на службу и, проникшись торжественно-радостной атмосферой праздника, возвращались к праздничному столу.
К нашей рождественской ёлке, пахнущей хвоей и лесом.
Мы не приглашали гостей в этот день, это был только наш праздник.
Во времена нашей молодости религиозные праздники не приветствовались, но это и к лучшему. Не нужно было играть в те игры, в которые модно играть сейчас. Когда чиновнику обязательно нужно быть набожным и напоказ изображать из себя святошу.
Ведь вера – это в душе, я в этом уверен.

Вот уже 7 лет на Рождество я не накрываю стол и не ставлю ёлку, даже искусственную, которая у меня где-то есть в гараже или на даче, но наверно уже слежалась от времени и пришла в негодность. Ну и бог с ней, невелика потеря.

Да и зачем?..
Для себя одного я не хочу, а родственников близких у меня уже не осталось.
Детей у нас с женой не было.
Сначала напряженно учились, потом много переезжали из города в город, и поэтому не хотели связывать себя пеленками и детскими проблемами.
Когда жене исполнилось тридцать, она задумалась о детях.
Я не возражал в принципе, хотя понимал, что из-за моего рабочего графика буду ей плохим помощником.
Но потом выяснилось, что полуголодное студенчество и жизнь по общежитиям и съёмным квартирам не прошла бесследно.
У жены обнаружились какие-то женские болезни и чтобы иметь ребенка ей нужно серьёзно лечиться. Жена загорелась желанием и прошла первый курс лечения, но потом случилось так, что ей предложили новую должность, и она отложила лечение на потом.
А это «потом» так и не наступило, прошли все разумные сроки, и мы примирились с бездетностью.
Когда я остался один, то почувствовал, что может и зря мы в юности хотя бы не усыновили ребенка. Но сейчас уже было поздно.
Да и что делать с детьми, как с ними играть, о чем говорить, я даже себе не мог вообразить. Трудно сожалеть о том, что не можешь себе представить, и я даже сторонился детей, которые иногда с ребячьей непосредственностью хотели приблизиться ко мне, чтобы поиграть.

Однажды в предрождественский день я решил спуститься в магазин, который находился в цокольном этаже моего дома.
Спускаясь по лестнице, я заметил соседского мальчика лет семи-восьми, который сидел прямо на ступеньках и курил.
По тому, как он кутался в растянутый, грязный свитер было видно, что он сидит тут давно.
Даже завидев меня, он не прервал своего занятия, надеясь, что мне не будет никого дела до него.
Я и раньше часто замечал его в подъезде.
Когда становилось холодно, дети иногда играли не на улице, а на лестнице.
Взрослым как-то не было до этого дела.
Не волновали чужие ребятишки и меня.
Я знал, что мать мальчика, который сидел на лестнице, местная дворничиха, не прочь была заложить за воротник и предаться разгульным страстям с многочисленными кавалерами, а потому присутствие ребенка было явно лишним в доме.
Обычная история, каких я знал десятки и не удивлялся.

Но в тот день, завидев согнутую фигуру мальчика на лестнице, меня почему-то кольнуло чувство сострадания.
Неожиданно для себя я остановился и присел рядом на ступеньку.
- А я вот пытался бросить курить. Сердце, понимаешь… Но иногда хочется. Не угостишь, больно уж на душе паршиво сегодня?!

Мальчик молча достал из кармана брюк мятую пачку дешевых сигарет, достал одну и протянул мне. Я взял сигарету, коробок спичек, который лежал на перекладине лестничных перил и прикурил.

На лестнице сладко пахло предпраздничной стряпнёй.
Я спросил у мальчика:
- Слушай, а ты когда-нибудь ел рождественского гуся?
Он вздохнул и буркнул неприветливо:
- Какой ещё гусь, у мамки и курятина редко бывает, пельменей сварит когда, и то ладно.
А гуся я вообще никогда не пробовал, только в деревне живого видел. Страшный какой-то, как зашипит на меня, а я и сбежал.
Я решительно затушил сигарету и сказал:
- Где твоя куртка, пошли гуся покупать, у меня и приготовим.
Мальчик недоверчиво посмотрел на меня и произнёс:
- А ты знаешь, как его готовить? – но потом, видимо прислушавшись к голодному желудку, поспешно согласился:
- Куртка дома, но я туда не пойду, там мамка с хахалем, но я и так не замёрзну, закалённый, что тут до магазина добежать, два шага.

Гусь, на удивление, в магазине был, видимо подвезли к Рождественским праздникам.
Один, последний, чуток заветренный, но это была не беда для двух голодных мужиков, решивших в первый раз в жизни серьёзно заняться кулинарией.

После магазина, накупив кроме гуся всякой всячины, мы отправились ко мне, и целый вечер промучились над приготовлением злосчастной птицы.
Запихиваемые в тушку четвертинки яблок никак не хотели там оставаться и постоянно вылезали наружу.
Окорочка выпирали и не давали закрыться крышке казана, в который мы с горем пополам поместили гуся.
Хлопот с непривычки было много, но в итоге всё получилось довольно-таки неплохо.

Вечером мы с Костей, как, оказалось, зовут мальчика, зажгли свечи и радостно приступили к праздничной трапезе.
Немного стесняясь вначале, а потом уже запросто, как старому другу, Костя рассказал мне о школьных друзьях, о том, как летом ездили за город воровать яблоки в сады и однажды нарвались на злобную собаку. Взяв с меня клятву, что никому-никому не скажу, он таинственно поведал, что недавно они с одноклассниками стянули у пьяного мужика на остановке блок сигарет и бутылку вина и так напились в подвале, что домой на ночь не вернулись. Потом всех искали родители, а Косте повезло, мать даже не заметила, что его не было дома.
Воспоминания сыпались потоком, я слушал его, смотрел в сверкающие радостью детские глаза, и моё сердце сжималось от жалости.

С Костей мы подружились.
После школы он шел прямо ко мне.
Я кормил его обедом, потом мы делали уроки и играли.
Я накупил ему новой одежды, книжек и игр.
Он стал лучше учиться и однажды, смущаясь, попросил меня заплатить за частную секцию каратэ, которую давно посещал его школьный друг, а сам он только мечтал об этом виде спорта.
Я сам пошел к тренеру, чтобы договориться и посмотреть на занятия и неожиданно для самого себя назвался отцом Костика.
Позже я подумал, а ведь я столько в жизни упустил когда-то, так и не познавши радости заботы о ребенке.

Вечерами Костя уходил домой, к матери.
Она была занята собой и даже была рада, что кто-то посторонний взял заботу об её вечно неприкаянном отпрыске.
На старости лет я фактически стал отцом.
Я думаю, что если бы жена была жива, то она бы тоже приняла Костю.

Через год, после нашего с Костей знакомства случилась беда, Костина мать, крепко выпивши где-то, ночью уснула на улице. Утром, когда её нашли, она было уже мертва.
И я забрал Костю к себе.
Подняв все свои былые связи, я смог оформить опекунство над мальчиком на тётю, двоюродную сестру Костиной матери, потому что оформить документы на меня было невозможно. Мне 68 лет, я одинок, и не родственник ребенку.
Тёте судьба племянника была безразлична, но опекунским деньгам и некоторой сумме от меня лично она была рада. Поэтому препятствий она не чинила и процедура прошла быстро.

А недавно мы с Костиком решили бросить курить, причем предложил он сам.
Где-то прочитал, что курение сокращает жизнь и проникся.
Да и мне теперь помирать как-то совсем уже не хочется.


Рецензии
Очень человечный рассказ, и написан проникновенно-доверительно.
Читается легко, с удовольствием.
Жить хочется, когда есть, за что цепляться, есть смысл. Жена главного героя потеряла эту нить, результат не заставил себя ждать.Главный персонаж не закрылся внутренне, доброе сердце помогло обрести позднее, но настоящее счастье.Ведь быть нужным - это не мнимые ценности.
Переливы настроения от грусти и неопределённости до успокоенности и тихой радости звучат ощутимо, остаётся приятное послевкусие Рождественского Чуда.
Понравилось!

Светлана Климова   07.01.2015 07:31     Заявить о нарушении
Огромное спасибо) Я очень рада, что мой рассказ пришелся Вам по душе.

Ангелина Твардовская   09.01.2015 15:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.