И опять о рыбке из пруда

Слово труд давно и прочно вытеснено из педагогического лексикона. Ему на смену пришли мотивация, восприятие, мышление и другие лексические обозначения различных процессов и залогов, обеспечивающих получение знаний и «компетенций». И. хоть сейчас стало принято считать ученика субъектом процесса обучения (что само по себе не может не радовать) все же не назван, а потому непонятен остается инструмент, с помощью которого субъект должен эти самые компетенции добывать. Ибо «создавать мотивацию», «соответствовать восприятию», «развивать мышление» и так далее - должен, согласно последнему слову науки, именно учитель. А ученик (простите, «обучающийся») видится в предлагаемой парадигме только потребителем этих блистательных элементов образовательной услуги.
Очень это как-то не субъектно с его стороны.

Недавно меня огорошили сногсшибательной претензией. После почти пятнадцати лет преподавания мне вменили… ведение урока английского языка на английском языке. «Это трудно, - сказали родители и потрясли в воздухе еще и учебником, где –безобразие- все задания были написаны тоже на английском языке. Я попыталась объяснить, что кому непонятно, все может исправить с помощью словаря, заодно обогатив свой недостаточный лексический запас, что так идет процесс обучения. «Но это же очень долго», - сказали родители. Я спросила, есть ли в группе, кто-нибудь, кто владеет иностранным языком. Я хотела обратиться к опыту этого человека, который – на сто процентов – не мог получить это умение легко. Но в группе не оказалось ни одного владеющего иностранным языком. Более того, они обиделись, так как посчитали, что я собираюсь их унизить.

Н-да…

«Умственный труд едва ли не самый тяжелый труд для человека. Мечтать —-легко и приятно, но думать — трудно. Не только в детях, но и во взрослых людях мы чаще всего встречаемся с леностью мысли. Мальчик скорее готов проработать физически целый день или просидеть без мысли над одной и той же страницей несколько часов и вызубрить ее механически, нежели подумать серьезно несколько минут. Мало того, серьезный умственный труд утомляет непривычного человека быстрее, чем самый сильный труд физический. Это явление объясняется физиологическими законами работы нервного организма и восстановления его сил, так дорого обходящихся экономии тела. Но если не нужно надрывать сил человека в умственной работе, то необходимо не давать им засыпать, необходимо приучать их к этой работе. Организм человека должен приучаться к умственному труду понемногу, осторожно, но, действуя таким образом, можно дать ему привычку легко и без всякого вреда для здоровья выносить продолжительный умственный труд .Вместе с этой привычкой трудиться умственно приобретается и любовь к такому труду, или, лучше сказать, жажда его. Человек, привыкший трудиться умственно, скучает без такого труда, ищет его и, конечно, находит на каждом шагу.» Это Ушинский, Константин Дмитриевич, классик. Статья «Труд в его психическом и воспитательном значении».

Я не виню этих родителей. Когда учились они, классики уже были основательно забыты. Сегодня родителей государство вот так побуждает … требовать услугу с педагога. Завтра наступит эра чипизации мозгов.

Кстати, в той же статье Константин Дмитриевич упоминает о жалкой роли учителя в  семье, где не ценится труд.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.