Заключение. Чертежи романа
Так почему бы нам не поиграть со Временем? Произвольно, заранее, нарежем целую пачку событий, эпизодов, а затем начнём переставлять их, - чем введём читателя в мир алгебраического пространства, где объекты вольны в перепрыгивании. Но время, текущее в этих событиях, - оно, вроде бы, должно остаться реальным, топологическим, однако, вышеописанные манипуляции портят его, оно "скисает"... Теперь оно, - когда-то реальное, внутрисобытийное время - само становится моделью, то есть, чем-то существующим лишь условно (как уже было сказано выше). Мало того, в процессе работы появляется сложность: чтобы принятая нами свобода переставления, перетасовки эпизодов не превратилась в хаос, - ибо это сделает повествование бесструктурным, - не поймёшь, о чём читаешь (алгебра же предполагает любые прыжки), - надо будет создать некое подобие гомеоморфного преобразования (основная аксиома топологии), - некую модель времени, когда эпизоды всё-таки следуют один за другим... Правда, с правом на перескоки (а это уже исключает топологию), - зато мы, творцы, получим подтверждение, что и межэпизодное время - тоже - не более, чем модель... Что его тоже, уж точно, нет, - а есть некие ступеньки, даже лесенки, построенные искусственно, чтобы хоть как-то уподобить этот рэг-тайм - непрерывности...
Приступим: начнём разбивки и определим, как будем склеивать кусочки, усложняя рисунок.
ЧАСТИ романа - их три - являются наиболее крупными объектами деления этого произведения, и своим расположение по отношению один к другому закладывают основную композиционную идею, которая затем будет развиваться. Осуществлена рокировка: хронологически более поздняя ЧАСТЬ ВТОРАЯ поставлена перед ЧАСТЬЮ ТРЕТЬЕЙ.
В ЧАСТИ ПЕРВОЙ все 34 эпизода расположены в строго хронологической последовательности, - то есть, последовательность их прочтения соответствует ходу описанных в них событий.
1 ( 1 ) [ 1 ].1
2 ( 2 ) [ 2 ]..2
3 ( 3 ) [ 3 ]…3
4 ( 4 ) [ 4 ]….4
5 ( 5 ) [ 5 ]…..5
6 ( 6 ) [ 6 ]……6
7 ( 7 ) [ 7 ]…….7
8 ( 8 ) [ 8 ]……..8
9 ( 9 ) [ 9 ]………9
10(10)[10]……….10
11(11)[11]………..11
12(12)[12]…………12
13(13)[13]………….13
14(14)[14]…………..14
15(15)[15]……………15
16(16)[16]…………….16
17(17)[17]……………..17
18(18)[18]………………18
19(19)[19]……………….19
20(20)[20]………………..20
21(21)[21]…………………21
22(22)[22]………………….22
23(23)[23]…………………..23
24(24)[24]……………………24
25(25)[25]…………………….25
26(26)[26]……………………..26
27(27)[27]………………………27
28(28)[28]……………………….28
29(29)[29]………………………..29
30(30)[30]…………………………30
31(31)[31]………………………….31
32(32)[32]…………………………..32
33(33)[33]……………………………33
34(34)[34]…………………………….34
В первом столбце - без скобок - даны обозначения того, как разделён текст ЧАСТИ ПЕРВОЙ (это обычная нумерация). Во втором столбце - в круглых скобках - дана последовательность эпизодов, выстраивающаяся при чтении ЧАСТИ ПЕРВОЙ (в данном случае, она совпадает с обозначениями деления ЧАСТИ ПЕРВОЙ - то есть, с простой нумерацией). В третьем столбце - в квадратных скобках - дана реальная хронологическая последовательность происходивших событий, описанных в ЧАСТИ ПЕРВОЙ (и эта последовательность совпадает с первыми двумя). Справа от трёх столбцов показано двумерное представление - график - связи хронологической последовательности (ось абсцисс) с последовательностью, возникающей при чтении (ось ординат). График выглядит как прямая с наклоном вниз слева направо - назовём его непрерывным витком спирали, закрученной по часовой стрелке (речь идёт о проекции части этого витка на плоскость).
Теперь есть смысл обратиться в структуре ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ, поскольку именно она идёт по хронологии следующей за ЧАСТЬЮ ПЕРВОЙ. Ряд из событий - весьма цельный, чтобы объединиться в одно повествование - рвём на три куска и рокируем в последовательности 2,1,3. (Была выбрана именно такая перестановка, потому что конец ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ - это конец романа; хронологически же - это середина, и если мы закончим серединой середины - рокируя ЧАСТИ в виде 1,3,2, - то мы вообще потеряем финал, исчезнет даже намёк на коду.) Самым же существенным - кроме рокировки - в структуре ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ являются достаточно длинные ряды из эпизодов, последовательность прочтения которых идёт параллельно с временной последовательностью событий.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.
1 ( 1) [ 15]………………15
2 ( 2) [ 16]……………….16
3 ( 3) [ 17]………………..17
4 ( 4) [ 18]…………………18
5 ( 5) [ 19]………………….19
6 ( 6) [ 20]…………………..20
7 ( 7) [ 21]……………………21
8 ( 8) [ 22]…………………….22
9 ( 9) [ 23]……………………..23
10(10)[24]………………………24
11(11)[25]……………………….25
12(12) [ 1]….1
13(13)[26]………………………..26
14(14) [ 2]…..2
15(15)[27]…………………………27
16(16) [ 3]……3
17(17) [ 4]…….4
18(18) [ 5]……..5
19(19) [ 6]………6
20(20) [ 7]……….7
21(21) [ 8]………..8
22(22) [ 9]…………9
23(23)[10]………….10
24(24)[11]…………..11
25(25)[12]……………12
26(26)[28]………………………….28
27(27)[13]…………….13
28(28)[29]…………………………..29
29(29)[14]……………..14
30(30)[30]……………………………30
В графике получилось три наклонные вниз слева направо линии (вплетённые одна в другую): 15-27, 1-14 и 28-30. Вплетения использованы, чтобы сгладить ту ступенчатость, которую неизбежно дают разрывы и перестановки; можно сказать, что только имея такой метод как "вплетение" мы и могли рвать повествование, ставя цель создать не один, а несколько витков спирали - с тем же наклоном ("по часовой стрелке"), что и в ЧАСТИ ПЕРВОЙ, - избежав при этом "противоходов" времени - элементарных ступенек, а затем и небольших маршей из ступенек, которыми мы займёмся в ЧАСТИ ВТОРОЙ (хронологически последней).
Сразу надо сказать, что все пять Глав ЧАСТИ ВТОРОЙ расположены в хронологической последовательности, - а значит, закручены "по часовой стрелке" и располагаются в одном, не порванном витке спирали. Такой банальный фон сделан с единственной целью - не запутать - или постоянно восстанавливать положение во времени - читателя, когда он будет "крутиться против часовой стрелки" внутри Глав.
Введение же "противохода времени" требует поэтапности (коль мы раскрываем метод, а не даём голый результат), - поэтапности, которая, исходя из самого смысла того, что мы строим, должна быть подана в последовательности, противоположной ходу чтения (а значит, и ходу Глав, - а значит, и ходу времени, - поскольку главы в ЧАСТИ ВТОРОЙ строго хронологичны).
Глава четвёртая - лучшее место для начала, потому что вместе с Главой третьей она создаёт только исходные, но ещё неработающие детали "механизма", - тогда как Главы пятая, вторая и первая демонстрируют и развивают уже получаемые эффекты. Глава четвёртая - это та же рокировка, разрезанного на три куска, повествования, которая положена и в основу деления всего романа на ЧАСТИ.
Глава четвёртая.
1(1)[1] …1
2(2)[3] ………3
3(3)[2] ……2
Основное, на что мы здесь обращаем внимание - это на коротенькую линию 3-2, имеющую наклон вниз справа налево. А значит, отбросив начало (1), можно использовать такие пары для построений витков спирали, идущих "против часовой стрелки".
Однако, сперва мы попробуем манипулировать минимальными - элементарными - линиями обратного наклона, не удлиняя их, не пристраивая друг к другу. Этому и посвящена Глава третья.
В Главе третьей все четыре эпизода расположены хронологически, но каждый эпизод составлен из двух половин (* - это вторая половина, как она поставлена в тексте) - притом, что вторая половина по ходу событий предшествует первой. Так задаются эпизоды-перевёртыши, в которых сначала описывается более позднее событие, а затем более раннее (эти перевёртыши и лежат в основе дальнейших построений).
Глава третья.
1(1)[2]….2
*(2)[1]..1
2(3)[4]……..4
*(4)[3]……3
3(5)[6]…………6
*(6)[5]……….5
4(7)[8]…………….8
*(8)[7]…………..7
Мы получили четыре мини-витка "против часовой стрелки", и поскольку заранее не собирались их увязывать, то каждый эпизод - то бишь, каждая пара - были взяты событийно независимыми по отношению к другим эпизодам, - то бишь, парам - Главы третьей; их объединяет только описываемое время года - да и то очень слабо (поздняя весна переходит в начало лета).
А теперь - в Главах пятой, второй и первой - мы такие спирали строим более основательно: эти витки спирали "против часовой стрелки" усложняем построением из двух перевёртышей, - не считая случаев, когда виток начинает или заканчивает Главу (тут виток содержит только один перевёртыш). Кроме того, мы увеличиваем общее количество витков.
Глава пятая (2 витка спирали).
1 (1) [4] ……………4
* (2) [3] …………3
2 (3) [2] ………2
* (4) [1] ……1
3 (5) [6] …………………6
* (6) [5] ………………5
Глава вторая (3 витка спирали).
1 ( 1) [ 6] …………………6
* ( 2) [ 5] ………………5
2 ( 3) [ 8] ………………………8
* ( 4) [ 7] ……………………7
3 ( 5) [ 3] …………3
* ( 6) [ 1] ……1
4 ( 7)[10] ……………………………10
* ( 8) [ 9] …………………………9
5 ( 9) [ 4] ……………4
* (10)[ 2] ………2
Глава первая (4 витка спирали).
1 ( 1) [ 7]…………..7
* ( 2) [ 1]..1
2 ( 3) [ 9]………………9
* ( 4) [ 6]…………6
3 ( 5) [ 4]……..4
* ( 6) [ 2]….2
4 ( 7)[10]………………..10
* ( 8) [ 8]…………….8
5 ( 9) [ 5]……….5
* (10)[ 3]……3
6 (11)[12]……………………12
* (12)[11]………………….11
Сразу надо оговориться, - чтобы избежать нареканий о недоведении дела до конца: выстраивать цельную линию наподобие той, что в ЧАСТИ ПЕРВОЙ, но с противоположным наклоном, - такой цели у нас не было. Подобная линия не работает (не создаёт объёмности прозы, не усиливает погружения в материал), - ибо в нашем мире чтение (поглощение информации) происходит в том же направлении, в котором и течёт время. А если ветер дует в нос, использовать его силу, чтобы двигаться против него, можно только перекладывая паруса.
Построенное так повествование - по моим ощущениям - приятно каверкает время. Оно, взятое из когда-то реальных 80-ых (похожих на корабль, лежащей на дне, - а ты смотришь сквозь прозрачную воду, сверху), - вот то самое время, которого нет, и в памяти о котором можно и прыгать, и ползти, и вперёд, и назад, - становится частью времени, жёстко текущем сейчас... А время, текущее сейчас, не уносит меня дальше и дальше от тех событий, а само - теряет свою неумолимость и становится способным вяло перемещать меня в обратном направлении, или даже прыгать, туда-сюда, держа меня на руках как младенца.
Свидетельство о публикации №211111700962