Заключение. Чертежи романа

Повествование неотделимо от течения времени: композиционные части неизбежно накладываются на реально текущее время читателя. Сами же композиционные части (описывающие жизнь с её жёстким ходом событий) - моделируют в себе - своё, внутреннее время, которое оказывается действительно лишь моделью, потому что его дозволено писателю рвать на кусочки, затем эти кусочки переставлять - выстраивать из них иные последовательности, создавая некое псевдо-время, действующее только внутри данного повествования. Такого времени никогда не было в реальности (даже если описываемые события, положим, существовали документально), - но поскольку "книжное время" неизбежно ложится на реальное время, за которое читатель пролистает книгу, это придуманное время сливается с реальным, и мы уже не сможем их расцепить… Однако, в таком приёме худо-бедно чувствуется инструмент влияния - на время, что ни на есть, самое реальное: ведь те узоры из композиционных кусочков, сложенные из различных типов последовательностей, смоделируют поворот вспять, создадут водоворот или какие-то синкопы времени, от которых  самое, что ни на есть, реальное Время читателя засомневается: осталось ли оно всё ещё прежним одномерным топологическим анизотропным пространством? Или есть на нём, скажем по-простому, морфизм алгебраического пространства, которое существует лишь внутри таких приборов как человеческий мозг или компьютер? (Так подумало бы Время, будь оно математиком).
Так почему бы нам не поиграть со Временем? Произвольно, заранее, нарежем целую пачку событий, эпизодов, а затем начнём переставлять их, - чем введём читателя в мир алгебраического пространства, где объекты вольны в перепрыгивании. Но время, текущее в этих событиях, - оно, вроде бы, должно остаться реальным, топологическим, однако, вышеописанные манипуляции портят его, оно "скисает"... Теперь оно, - когда-то реальное, внутрисобытийное время - само становится моделью, то есть, чем-то существующим лишь условно (как уже было сказано выше). Мало того, в процессе работы появляется сложность: чтобы принятая нами свобода переставления, перетасовки эпизодов не превратилась в хаос, - ибо это сделает повествование бесструктурным, - не поймёшь, о чём читаешь (алгебра же  предполагает любые прыжки), - надо будет создать некое подобие гомеоморфного преобразования (основная аксиома топологии), - некую модель времени, когда эпизоды всё-таки следуют один за другим... Правда, с правом на перескоки (а это уже исключает топологию), - зато мы, творцы, получим подтверждение, что и межэпизодное время - тоже - не более, чем модель... Что его тоже, уж точно, нет, - а есть некие ступеньки, даже лесенки, построенные искусственно, чтобы хоть как-то уподобить этот рэг-тайм - непрерывности...
Приступим: начнём разбивки и определим, как будем склеивать кусочки, усложняя рисунок.
ЧАСТИ романа - их три - являются наиболее крупными объектами деления этого произведения, и своим расположение по отношению один к другому закладывают основную композиционную идею, которая затем будет развиваться. Осуществлена рокировка: хронологически более поздняя ЧАСТЬ ВТОРАЯ поставлена перед ЧАСТЬЮ ТРЕТЬЕЙ.

В ЧАСТИ ПЕРВОЙ все 34 эпизода расположены в строго хронологической последовательности, - то есть, последовательность их прочтения соответствует ходу описанных в них событий.

1 ( 1 ) [ 1 ].1
2 ( 2 ) [ 2 ]..2
3 ( 3 ) [ 3 ]…3
4 ( 4 ) [ 4 ]….4
5 ( 5 ) [ 5 ]…..5
6 ( 6 ) [ 6 ]……6
7 ( 7 ) [ 7 ]…….7
8 ( 8 ) [ 8 ]……..8
9 ( 9 ) [ 9 ]………9
10(10)[10]……….10
11(11)[11]………..11
12(12)[12]…………12
13(13)[13]………….13
14(14)[14]…………..14
15(15)[15]……………15
16(16)[16]…………….16
17(17)[17]……………..17
18(18)[18]………………18
19(19)[19]……………….19
20(20)[20]………………..20
21(21)[21]…………………21
22(22)[22]………………….22
23(23)[23]…………………..23
24(24)[24]……………………24
25(25)[25]…………………….25
26(26)[26]……………………..26
27(27)[27]………………………27
28(28)[28]……………………….28
29(29)[29]………………………..29
30(30)[30]…………………………30
31(31)[31]………………………….31
32(32)[32]…………………………..32
33(33)[33]……………………………33
34(34)[34]…………………………….34

В первом столбце - без скобок - даны обозначения того, как разделён текст ЧАСТИ ПЕРВОЙ (это обычная нумерация). Во втором столбце - в круглых скобках - дана последовательность эпизодов, выстраивающаяся при чтении ЧАСТИ ПЕРВОЙ (в данном случае, она совпадает с обозначениями деления ЧАСТИ ПЕРВОЙ - то есть, с простой нумерацией). В третьем столбце - в квадратных скобках - дана реальная хронологическая последовательность происходивших событий, описанных в ЧАСТИ ПЕРВОЙ (и эта последовательность совпадает с первыми двумя). Справа от трёх столбцов показано двумерное представление - график - связи хронологической последовательности (ось абсцисс) с последовательностью, возникающей при чтении (ось ординат). График выглядит как прямая с наклоном вниз слева направо - назовём его непрерывным витком спирали, закрученной по часовой стрелке (речь идёт о проекции части этого витка на плоскость).
Теперь есть смысл обратиться в структуре ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ, поскольку именно она идёт по хронологии следующей за ЧАСТЬЮ ПЕРВОЙ. Ряд из событий - весьма цельный, чтобы объединиться в одно повествование - рвём на три куска и рокируем в последовательности 2,1,3. (Была выбрана именно такая перестановка, потому что конец ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ - это конец романа; хронологически же - это середина, и если мы закончим серединой середины - рокируя ЧАСТИ в виде 1,3,2, - то мы вообще потеряем финал, исчезнет даже намёк на коду.) Самым же существенным - кроме рокировки - в структуре ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ являются достаточно длинные ряды из эпизодов, последовательность прочтения которых идёт параллельно с временной последовательностью событий.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.

1 ( 1) [ 15]………………15
2 ( 2) [ 16]……………….16
3 ( 3) [ 17]………………..17
4 ( 4) [ 18]…………………18
5 ( 5) [ 19]………………….19
6 ( 6) [ 20]…………………..20
7 ( 7) [ 21]……………………21
8 ( 8) [ 22]…………………….22
9 ( 9) [ 23]……………………..23
10(10)[24]………………………24
11(11)[25]……………………….25
12(12) [ 1]….1
13(13)[26]………………………..26
14(14) [ 2]…..2
15(15)[27]…………………………27
16(16) [ 3]……3
17(17) [ 4]…….4
18(18) [ 5]……..5
19(19) [ 6]………6
20(20) [ 7]……….7
21(21) [ 8]………..8
22(22) [ 9]…………9
23(23)[10]………….10
24(24)[11]…………..11
25(25)[12]……………12
26(26)[28]………………………….28
27(27)[13]…………….13
28(28)[29]…………………………..29
29(29)[14]……………..14
30(30)[30]……………………………30

В графике получилось три наклонные вниз слева направо линии (вплетённые одна в другую): 15-27, 1-14 и 28-30. Вплетения использованы, чтобы сгладить ту ступенчатость, которую неизбежно дают разрывы и перестановки; можно сказать, что только имея такой метод как "вплетение" мы и могли рвать повествование, ставя цель создать не один, а несколько витков спирали - с тем же наклоном ("по часовой стрелке"), что и в ЧАСТИ ПЕРВОЙ, - избежав при этом "противоходов" времени - элементарных ступенек, а затем и небольших маршей из ступенек, которыми мы займёмся в ЧАСТИ ВТОРОЙ (хронологически последней).

Сразу надо сказать, что все пять Глав ЧАСТИ ВТОРОЙ расположены в хронологической последовательности, - а значит, закручены "по часовой стрелке" и располагаются в одном, не порванном витке спирали. Такой банальный фон сделан с единственной целью - не запутать - или постоянно восстанавливать положение во времени - читателя, когда он будет "крутиться против часовой стрелки" внутри Глав.
Введение же "противохода времени" требует поэтапности (коль мы раскрываем метод, а не даём голый результат), - поэтапности, которая, исходя из самого смысла того, что мы строим, должна быть подана в последовательности, противоположной ходу чтения (а значит, и ходу Глав, - а значит, и ходу времени, - поскольку главы в ЧАСТИ ВТОРОЙ строго хронологичны).

Глава четвёртая - лучшее место для начала, потому что вместе с Главой третьей она создаёт только исходные, но ещё неработающие детали "механизма", - тогда как Главы пятая, вторая и первая демонстрируют и развивают уже получаемые эффекты. Глава четвёртая - это та же рокировка, разрезанного на три куска, повествования, которая положена и в основу деления всего романа на ЧАСТИ.

Глава четвёртая.

1(1)[1] …1
2(2)[3] ………3
3(3)[2] ……2

Основное, на что мы здесь обращаем внимание - это на коротенькую линию 3-2, имеющую наклон вниз справа налево. А значит, отбросив начало (1), можно использовать такие пары для построений витков спирали, идущих "против часовой стрелки".
Однако, сперва мы попробуем манипулировать минимальными - элементарными - линиями обратного наклона, не удлиняя их, не пристраивая друг к другу. Этому и посвящена Глава третья.

В Главе третьей все четыре эпизода расположены хронологически, но каждый эпизод составлен из двух половин (* - это вторая половина, как она поставлена в тексте) - притом, что вторая половина по ходу событий предшествует первой. Так задаются эпизоды-перевёртыши, в которых сначала описывается более позднее событие, а затем более раннее (эти перевёртыши и лежат в основе дальнейших построений).

Глава третья.

1(1)[2]….2
*(2)[1]..1

2(3)[4]……..4
*(4)[3]……3

3(5)[6]…………6
*(6)[5]……….5

4(7)[8]…………….8
*(8)[7]…………..7

Мы получили четыре мини-витка "против часовой стрелки", и поскольку заранее не собирались их увязывать, то каждый эпизод - то бишь, каждая пара - были взяты событийно независимыми по отношению к другим эпизодам, - то бишь, парам - Главы третьей; их объединяет только описываемое время года - да и то очень слабо (поздняя весна переходит в начало лета).

А теперь - в Главах пятой, второй и первой - мы такие спирали строим более основательно: эти витки спирали "против часовой стрелки" усложняем построением из двух перевёртышей, - не считая случаев, когда виток начинает или заканчивает Главу (тут виток содержит только один перевёртыш). Кроме того, мы увеличиваем общее количество витков.

Глава пятая (2 витка спирали).

1 (1) [4] ……………4
* (2) [3] …………3

2 (3) [2] ………2
* (4) [1] ……1

3 (5) [6] …………………6
* (6) [5] ………………5


Глава вторая (3 витка спирали).

1 ( 1) [ 6] …………………6
* ( 2) [ 5] ………………5

2 ( 3) [ 8] ………………………8
* ( 4) [ 7] ……………………7

3 ( 5) [ 3] …………3
* ( 6) [ 1] ……1

4 ( 7)[10] ……………………………10
* ( 8) [ 9] …………………………9

5 ( 9) [ 4] ……………4
* (10)[ 2] ………2


Глава первая (4 витка спирали).

1 ( 1) [ 7]…………..7
* ( 2) [ 1]..1

2 ( 3) [ 9]………………9
* ( 4) [ 6]…………6

3 ( 5) [ 4]……..4
* ( 6) [ 2]….2

4 ( 7)[10]………………..10
* ( 8) [ 8]…………….8

5 ( 9) [ 5]……….5
* (10)[ 3]……3

6 (11)[12]……………………12
* (12)[11]………………….11

Сразу надо оговориться, - чтобы избежать нареканий о недоведении дела до конца: выстраивать цельную линию наподобие той, что в ЧАСТИ ПЕРВОЙ, но с противоположным наклоном, - такой цели у нас не было. Подобная линия не работает (не создаёт объёмности прозы, не усиливает погружения в материал), - ибо в нашем мире чтение (поглощение информации) происходит в том же направлении, в котором и течёт время. А если ветер дует в нос, использовать его силу, чтобы двигаться против него, можно только перекладывая паруса.

Построенное так повествование - по моим ощущениям - приятно каверкает время. Оно, взятое из когда-то реальных 80-ых (похожих на корабль, лежащей на дне, - а ты смотришь сквозь прозрачную воду, сверху), - вот то самое время, которого нет, и в памяти о котором можно и прыгать, и ползти, и вперёд, и назад, - становится частью времени, жёстко текущем сейчас... А время, текущее сейчас, не уносит меня дальше и дальше от тех событий, а само - теряет свою неумолимость и становится способным вяло перемещать меня в обратном направлении, или даже прыгать, туда-сюда, держа меня на руках как младенца.


Рецензии