Ленин в кино

Добавлено с официальной страницы Живого Журнала -
http://rusbrother.livejournal.com/2260.html

Не так давно мною была просмотрена лента "Ленин в 1918 году" - вторая часть дилогии о вожде мирового пролетариата. В ней Ульянов низводится от статуса полубога к простому смертному. Оно и понятно - культ массовости Владимир Ильич приобретет несколько позже. А пока пришлось довольствоваться довоенной классикой советского черно-белого кино.
Сюжет фильма выправлен в соответствии со стандартами нового исторического мышления, когда все, что было до революции - охватывало период так называемого смутного времени. Период эксплуатации закончился сразу же, как произошел Великий бунт, при том не буржуазный, а лишь Октябрьский. Ленин, будучи в Германии, бежит по зову сердца спасать свою одичалую Родину от диктатора Керенского, который и умеет, что артистически кричать, националистически выкидывая при этом правую руку. Целое сборище помещиков заседают в имениях, обсуждая лишь свою личную выгоду. Но длится это недолго. Возвращается Ульянов, который на лету предпринимает стратегию действий противоборства буржуям с их последующим поголовным выпиливанием. Прибыв в Питер, Ленин изначально селится в квартире рабочего Василия, являющего собой поразительное слияние помощника и секьюрити вождя в одном лице. В стенах этой самой квартиры проходит закрытое заседание Центрального Исполнительного Комитета большевиков, желающих раз и навсегда покончить с угнетением рабочего класса и освободить весь мир от произвола капиталистов. Что ж, цель весьма и весьма глобальная, если учитывать и то, что Ленин до конца своей жизни не отклонялся от установки совершить Мировую революцию, но ему помешал Сталин. Однако эта тема уже из другой оперы. Кстати заметить, что Иосиф Виссарионович также присутствует в фильме. Он навещает больного Ильича и имеет с ним самые теплые отношения. Оно и понятно - на дворе 1939 год - эра Сталинских чисток. Дабы широко показать легитимность перехода власти от Ульянова к Джугашвили, режиссером Михаилом Роммом эта позиция по приказу сами-знаете-кого широко освещена, при том сделана это в весьма добротной, ненавязчивой форме. Бухарин, с которым так яростно боролся Сталин, показан в фильме провокатором, членом группировки сопротивления, целью которой была ликвидация Ленина.
Давайте-ка поподробнее остановимся на столь значимой для всего мирового сообщества фигуре. В данной киноленте, изрядно пропитанной пропагандой социализма и его постулатов, Ленин показывается сначала как винтик огромной партийной машине, затем ее основным предержателем. Из фильма выкинуто абсолютно все, что могло поставить под сомнение его "простые до мозга костей" качества. Так, он спит на полу, накрывшись шторой, ест крестьянский хлеб, а, став Председателем Совнаркома, день и ночь обзванивает все линии, узнавая, что творится за пределами Кремля. У него в кабинете сидит бездомная девочка - остаток прежней России, о которой вождь мирового пролетариата просит позаботиться самым неустанным образом. То же самое в отношении всех других детей огромной державы. А что же до судьбы тех, кто просто не знал или не хотел знать о коммунистической идеологии? Таких Дзержинский совместно с Лениным и Ко приставляли к стене, чтобы впоследствии расстрелять, закрывая глаза на то, кто перед ними - старики ли, женщины, те самые дети, о которых Ленин приказал заботиться. Все они были агентами контрреволюции, всеми силами пытавшейся вырвать власть у молодой Советской России.
Кстати, немаловажным представляется и жизнь в те времена по оценкам "здравых современников", которых Сталин в свое время приказал также уничтожать, словно они были тайными агентами Запада. На дворе разруха, голод, а матросы сидят в театре, восторгаясь на предмет той самой роскоши, которой всего несколько лет назад могли разделить лишь влиятельнейшие чины российского государства. Узнав о расстреле царя Николая, публика восторгается и хлопает в ладоши, - дескать, наконец, додумались!
Ну а Ленин, что тут о нем можно еще сказать? - Человек, желавший дать стране все, но постоянно получавший подзатыльник за самую смелую мечту, ту, которую вряд ли удалось воплотить хоть одному из правителей тогдашней державы - сделать Россию свободной и великой! К сожалению, и тут куча осколков разбитого стекла под общим названием "Пропаганда" - того, без чего не обходился ни один советский фильм на политическую тематику.


Рецензии
Наводить хрестоматийный глянец - это пропагандистский трюк любой власти, стремящейся увести массы от реалий обыкновенного бытования. Вся история пронизана этим, но только не истинные страницы её и культурного пласта, которые говорят об обратном. Ленин в этом отношении не исключение. А даже более притягательная фигура с целью использования её в корыстных целях, как с этой, так и с противоположной стороны. Таким образом и запускается конвейер человеконенавистнической фабрики!

Валерий Буслов   02.06.2015 06:12     Заявить о нарушении