Прощание

               (М.М. Коцюбинський "Дорогою ціною")

- Это ты, Остап?
- Я, Соломия...
- Что же будет?
- А что будет? Пускай все сгорит без огня и дыма... Убегу... Пойду за Дунай, может там еще люди не пособочились... Вот видишь- поклажа... Будь здорова, Соломия.
- Бежишь... покидаешь меня... И останусь я одна со своим чертовым мужем... Нет, беги, беги, Остап... Если бы ты знал, что творится в горницах: господин носится по хатке, словно сумасшедший. "Бунтарь,- кричит,- волелюб! Он мне людей возмущает!.." Позвал приказчика: "Веди ко мне немедленно Остапа Мандрыку..."
- Так...
- "С живого сдеру шкуру, забью плетями... Я ему вспомню, волелюбу, Кодню..."
- Так...
- "В рекруты,- говорит,- отдам..." А госпожа белая-белая, мондраж ее бьет, а она руки заломила и: "Ромочка,- говорит,- бежим отсюда, иначе эти холопы забьют нас, как моего дедушку в Умани..." Беги, Остап, беги, душа моя... Словят- казнят изверги, живого не отпустят...
- Черт их дери... Не так ляха я боюсь, как злость берет на родной народ: засунул вол шею в ярмо* и плевать ему, тянет, хоть ты тресни... Эх, пойду туда, где воля, где другие люди... Будь здорова, Соломия...
- Перелазь, хоть попрощаемся.
   Остап перебросил через забор, за которым стояла Соломия, поклажу и вскорабкался на забор. На ночном звездном небе появилась стройная юношеская фигура, через минуту исчезнувшая в густых бурьянах по ту сторону забора.
- Матерь божья, ну и крапива здесь, все ноги попек. Где ты, Соломия? Ночья не видно.
- Вот я...- и перед Остапом появилась большая тень.- Пойдем к ставку, посидим под вербами.
   Остап с Соломией присели под вербами, но не могли ни о чем говорить. События, неожиданно приведшие их к разлуке, да и неизвестная будущность, бросившая свою тень на душу, слились в одно в этот момент, и, словно загрязнили сердечную глубину. Говорить мало- что скажешь несколькими словами?.. Говорить шире- зачем? На сердце не станет легче, судьбы не изменить... Да и некогда  уже... пора в путь.
- Куда же ты, Остап?
- Попасть бы на Черный путь, а там будь что будет... там укажут дорогу...
- Не ходи, мидый, через село, чтобы кто не увидел... Я во мгновенье переправлю тебя в лодке на тот берег, а там лесом, полем- и выйдешь на путь. Так безопаснее будет.
   Соломия подошла к ставку, прыгнула в лодку и начала шарудеть на днище.
- Проклятый дед отнес весло на пасеку. Ну и зря- обойдемся.
   Одним ловким движением Соломия прыгнула на берег, и с такой легкостью вырвала из камыша толстую длинную веслообразную палку, будто это была травинка.
   Остап сел в лодку, и Соломия оттолкнулась от берега. Лодка плавно закачалась на воде, и дальше тихо и ровно продвигалась по ставку над звездами, дрожащими на дне голубой бездны. Соломия с тихой печолью смотрела на Остапа и чувствовала, как поее лицу катилась слеза за слезой. Они молчали.
   Черный господский лес понемногу отдалялся, теряясь в мутных струях белого тумана.
   Лодка стукнулась о берег. Остоп взял поклажу и поцеловался с Соломией.
- Будь здорова... Смотри же, не забывай моего дедушку... Передай, пускай они не печалятся. Как-нибудь разберусь с собою.
- Хорошо, Остап, передам... Пускай сохранит тебя божья матерь... Прощай!
   Остап прыгнул на берег, легким движением забросил на плечи поклажу и скоро исчез в бурьянах, а на лодке еще долго стояла Соломия, облокотившись на палку у всматриваясь в бурьян, где вместе с Остапом исчезало ее счастье.
                Сентябрь 2010 года


*- хомут для волов


Рецензии