часть 7 Свобода, что это

Выбор цели
В нашей с вами жизни существует огромное количество ценностей.
Ценности бывают материальные, либо духовные.
С материальными ценностями все понятно, потому не будем повторять , всем известные истинны. А вот  второй тип ценностей, это очень большой массив. Из этого множества, какую то часть мы просто незнаем , еще  одну часть, игнорируем. Какую то еще часть , просто отвергаем, как неподходящую нашему образу  мыслей и жизненным устоям. И  только чему - то из этого  большого числа ценностей, мы отдаем предпочтение. Среди  всего множества  известных и неизвестных нам ценностей, одну , все мы воспринимаем  как наиболее важную. Что же это за ценность. Скажите, вы любите выполнять что - то , навязанное вам кем то? Или жить по чьей то навязчивой  подсказке ? Всегда оглядываться и  думать , а что об этом скажет , некто?  А как он отреагирует на мой поступок.  Конечно,  нет. Вот это и есть  та самая ценность , которую предпочитают все без исключения люди и даже целые государства. Эта ценность СВОБОДА.
Свобода говорить то, что ты хочешь. Думать о том, что тебе интересно.
Делать ,   то что тебе в данный момент хочется или ты считаешь нужным. Свобода , как  это сказано в классической философии- это осознанная необходимость.
Но всегда ли нам нужна эта самая свобода?
Умеем ли мы ею пользоваться  не нанося вреда самому себе и окружающему миру, в котором мы живем.        Это уже отдельная философская тема, но давайте ограничимся  узкими рамками процесса образования.     Допустим , сейчас идет время урока математики, а ученику  хотелось бы  порисовать или  петь, а кому то поиграть в мяч.  Как вы думаете, почему? Оказывается ответ прост. Ученикам это, а именно содержание урока математики просто  не интересно.
Второй вопрос, а почему?
Ответ  на поверхности, они не понимают  этой дисциплины.
Вопрос третий, почему не понимают, ведь 80% учеников все понимают, а эти нет. Может у них недоразвит мозг  ?  Или нет математических способностей , но ведь школьная программа не рассчитана на вундеркиндов.
При регулярности занятий, все ученики могут справиться с школьной программой по математике, так в чем же дело? Причина в  увлечении как  мы ее назвали главной и все понятной ценностью, а именно –свободой.         В самом начале обучения, ученик либо  ленился , или пропустил самое важное в этом курсе. Теперь любое новое занятие с объяснением и  с решением практических задач, для него – просто каторга. Погонять «пузырь», в спортивном зале, для него куда приятнее, чем работать мозгами. Так что , получается что свобода не всегда полезна? Конечно, если ей пользоваться не осознанно, кроме бед, она ничего в жизни не принесет. Это и в работе и в семейной жизни и в  обществе, на любой стадии его организации. Потому  превозносить  только свободу, без осознанной необходимости  -  это неверное решение.
Но  чем определяется эта самая осознанность?
Критериев к определению весьма и весьма много, но возьмем   самые понятные. Вы пришли в школу, для чего?         Для того что бы получить начальные знания которыми , вы сможете пользоваться в повседневной жизни. Например , читать и писать, грамотность –  это  не первоначальные, а приобретенные  в процессе использования навыке, некоторого профессионализма. Считать, например  собственные вещи, которые в вашем распоряжении, или деньги которые вам дают родители. Сами вы еще их  зарабатывать не умеете. Читать и считать вам нужно,  что бы познавать мир и  его законы. В мире , так уж получилось, множество условностей, которые от  частого использования стали законами. Эти законы, сплетаясь , образуют основные понятия и  правила жизни. Например , родители должны заботиться о собственных детях, если этот закон  игнорировать - мы получаем  проблему в жизни отдельного ребенка. Кроме того у общества появляется еще одна головная боль. Если например человек не заботится сам о себе, и заболев какой то заразной болезнью, не принимает мер к ее устранению, то находясь среди здоровых членов общества, он распространяет это заболевание  среди окружающих причиняя  им  страдание. Как вы считаете, такая форма свободы, приемлема  в нашей с вами жизни?
Но вернемся к образованию. Ребенок  не желает подчиняться законам обучения. Что должен сделать педагог, если конечно это  педагог , а не менеджер?
Педагог должен найти решение, как решить  возникшую проблему. Подобрать методику,найти подход к ученику.Заинтересовать его тем что  ему нужно освоить. И только после того как ученик поймет зачем это ему  , и как он сможет этим пользоваться, у него появится интерес к обучению , а следовательно и к жизни.
Как поступит менеджер. Предложит дополнительные платные услуги. Но не каждому  это  по карману, значит дальше будет тупик. Учиться  ребенок не сможет, работать только  физически. В жизни появятся  проблемы, которые могут  потянуть либо к наркотикам, либо к пьянству, это вызовет  целую цепь иных проблем, которые заканчиваются всегда одинаково.
Следовательно, нужна верная методика обучения. Кроме  методики , необходимо иметь профессиональные навыки и умения , а что бы это все было и работало, педагог постоянно должен учиться, самосовершенствоваться. Пополнять свой  умственный багаж. Учиться пользоваться этим  богатством. Конечно , если у педагога зарплата 4700рублей,ни о каком  творчестве речи быть не может.Любой  из нас с удовольствием уйдет либо в полицию, либо куда то еще, где платят больше. Ведь мы живем по законам  нашего общества, и один из них рекомендует заботиться о своих близких и детях.
Свобода личности – это не цель, а, скорее, открытый путь к возможностям для осуществления своей мечты и жизненной цели. Если человек знает, что делать со своей свободой, он будет счастлив, получив ее. При этом свобода может быть как внешняя, так и внутренняя. Внешняя свобода, или физическая — это отсутствие материальных препятствий. Т.е. заключенный в камере не свободен физически, а работник в офисе — свободен. Внутренняя свобода – это отсутствие сознательных и подсознательных ограничений, свобода выбора, принятия решений, воли. Такую свободу не ограничить решетками и замками, но только моральными установками, благовоспитанностью, принципами. Она проявляется в том, как мы делаем выбор. В течение всей жизни мы выбираем действия, слова, людей, отношения, дом, собаку, одеяло, под которым спим, утреннюю газету, мороженое в магазине. И если мы чувствуем, что делаем выбор, который нам нравится, то ощущаем, что живем хорошо. Мы довольны тем, что с нами происходит, не чувствуем, что чем-то ограничены. Психологи утверждают, что выбор у человека есть всегда, но то, что он выберет, зависит от того, насколько в нем присутствует эта внутренняя свобода.
Под свободой по молчаливому согласию понимается: все дозволено. Однако этого не может быть не только в обществе, но и в природе. Не свободен ни волк, ни лев, ни птица, ни человек. Хочешь летать, как птица, научись клевать зернышки и сидеть на проводах под током. Абсолютная свобода – праздная мечта, а не насущная потребность. И на пути ее стоит не другой человек, а законы природы и общежития. Тогда что же – толковище вокруг понятия свободы идет исключительно как предупреждение бандитам и криминальным авантюристам? Это странно. Ведь подавляющее большинство жителей планеты не мыслят себя ни бандитами, ни ворами, ни убийцами, произвол которых ограничивает к тому же уголовный кодекс. Вероломство реально в отношениях между нациями, но для этого существует международное право. Ребенок с первых лет усваивает правила поведения. Лучше или хуже, но он знает не только, как переходить улицу, но и как вести себя в компании сверстников, родственников или чужих людей. Вменяемому подростку в голову не придет согнать другого с его места в транспорте или в зале. Конечно, достаточно примеров агрессивного поведения, выяснения отношений в драке, но и тут либо действуют правила честного боя, либо в силу вступает закон. Не комментарием же к уголовному кодексу служит этот летучий и мирный афоризм. Согласитесь, когда мы встречаем свободного человека, мы меньше всего ждем от него агрессии. Да и понимаем под свободой нечто совсем иное, а не то, например, что этот человек не сидит в тюрьме и не подвержен социальному гнету. Напротив, очевидно, что при равных социальных условиях есть люди свободные и несвободные. То есть под свободой мы понимаем определенные свойства личности. Устойчивые сочетания слов: свобода мысли, свобода совести, свобода духа. Эти вещи достигаются в процессе саморазвития и никак не связаны с ограничением свободы другого. Такой свободный человек не опасен.
Внешняя свобода без свободы внутренней не только не благодатна, но часто вредна и обременительна. Например, известно, что молодой человек, вышедший из армии на гражданку, первое время ощущает дискомфорт. Нет ни строя с песней, ни дежурств, ни формы, ни субординации, ни приказов. Что делать с этой свободой? Каждое мгновенье самому принимать решение, как поступить и что делать, – эта задача не всем по силам. Так же тот, кто не прошел путь саморазвития, теряется при всякой ситуации выбора и с ума сходит от сложности мира. Чтобы хоть как-то существовать, он становится рабом стереотипов и, как правило, уютней всего чувствует себя в толпе. Оказаться в меньшинстве – для него трагедия. По отношению к меньшинству он испытывает инстинктивную неприязнь, а то и ненависть. Вот такой несвободный человек, да, представляет опасность для окружающих. От неуверенности в себе у него рождается агрессия.
В отличие от свободного человека, он нуждается в кумире и испытывает удовольствие от поклонения силе. Согласно стереотипным представлениям большинства, для него и Пушкин – кумир. Но для того чтобы считать Пушкина кумиром, совсем не обязательно его читать. Между тем, быть может, самым главным в натуре Пушкина является как раз то, что он называл тайной, внутренней, то есть истинной, свободой: «На лире скромной, благородной Земных богов я не хвалил И силе в гордости свободной Кадилом лести не кадил. …Любовь и тайная свобода Внушали сердцу гимн простой…»
Нет, для человека свободного приведенный в начале колонки афоризм выглядит глупой и докучной нотацией человека, который ничего не понимает в свободе. У настоящей свободы нет ограничений, кроме внутренних, воспитанных правил, которые в процессе саморазвития человек сам себе положил.
Одно из распространенных современных определений звучит так: свобода — это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
Отсюда можно предположить, что логика свободы человека – это такая упорядоченность его сознания, поведения, познавательной и преобразующей деятельности, а также организуемых им процессов и состояний в природе и обществе, которая обеспечивает ему наибольший возможный в данных стартовых условиях уровень свободы существования. Здесь возникает вопрос – как формируются интересы, задачи, ценности в данном конкретном обществе? Кто и с какой целью это делает?
     Если обратиться к истории человечества, к тем временам, когда существовало рабство, то общество в социальном плане укрупнено можно было разделить на две категории - хозяева и рабы. Здесь очень важно понимать, что хозяин – это любой свободный человек даже низшего сословия, ремесленник или землепашец, пусть даже и не владеющий рабами на данный момент времени, но имеющий такую возможность. И раб - человек, всецело принадлежащий хозяину. Хозяину принадлежит не только все имущество, результаты труда раба, но и его воля, его судьба, в конце концов, жизнь и здоровье раба находится полностью во власти хозяина.
     И здесь можно разделить по психологическому принципу самих рабов. Одна категория, это те, которые стремятся обрести свободу, не смотря ни на какие условия содержания, пусть даже самые комфортные, с точки зрения рабского труда. Другая категория рабов, это те, которые не представляют себе другой жизни, чем той, которую влачат, пусть даже самую тяжелую и нечеловеческую. И если раб второй категории служит хозяину не на изнурительных работах в полях или на строительстве, а выполняет работы по дому, практически, вхож в семью, то он и мыслить не может изменить свою судьбу. Мало того, эти рабы всячески порицают и не принимают призывы к свободе и независимости тех, кто к этому стремится. Можно сказать, что свобода пугает этих людей, они не представляют свое существование вне тех законов, по которым они живут.
     Исходя из рассуждений о психологии раба, можно сделать вывод, что рабство – это внутреннее состояние личности, человек внешне относительно свободен во всех отношениях. Он может принимать те правила общества, которые ему навязываются, а может от них отказаться. Может принять свое внешнее рабство, посчитать, что это судьба, рок, что существуют некие законы, которые сам человек не вправе менять, но обязан выполнять и принять как данность, а может сделать все, чтобы избавиться от рабских оков, возможно даже ценой своей жизни. Выбор всегда остается за человеком, вне зависимости от давления внешней среды на личность. То же самое касается и выбора хозяина - можешь иметь рабов, а можешь выполнять работы своими силами, силами своей семьи или наемными работниками за соответствующее вознаграждение.
     И здесь мы возвращаемся к вопросу о формировании ценностей и целей в обществе.
В то время для развития общества крайне необходима была дешевая рабочая сила. Государства-завоеватели расширяли свои территории, которые затем необходимо было осваивать. В силу того, что людей не хватало, зрелые работоспособные мужчины, как правило, воевали, то наличие рабов было выходом из создавшейся кризисной экономической ситуации. Это было провозглашено как ценность, закреплено законодательно и если обратиться к определению свободы личности в начале нашей работы, то можно предположить, что максимальная свобода личности в тот период времени – это позиция хозяина и наличие у него рабов. Здесь мы подходим к пониманию рабской психологии. Первая категория рабов, которая стремилась к свободе и независимости на самом деле стремились избавиться от внешнего рабства и в дальнейшем занять позицию хозяина, т.е. получить возможность иметь собственных рабов. Вторая категория рабов, в силу собственных страхов, неуверенности и нежелания нести ответственность за свою судьбу, за преобразования в ней, в качестве компенсации, вынуждена была принять рабство не как гнет и унижение, а как общественную ценность, даже цель – добросовестно служить хозяину, быть исполнительным, преданным и именно в этом виделся ими смысл жизни, их добродетель. Важно отметить, что рабская психология в том виде, как мы описали, имела быть место, практически на всех этапах развития общества, вплоть до настоящего времени. Рабство меняло свои формы, меняло названия, но смысл всегда оставался прежним. Не смотря на то, что пришло время, когда рабство, крепостное право и другие формы владения человеком человека отжили, рабская психология сохранилась в головах людей. М.М.Пришвин: «Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой. Может быть, бороться с нуждой и крайней необходимостью гораздо легче, чем со свободой. В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот приходит свобода, и люди не знают, что с ней делать».
Даже Руссо, давая советы польскому народу на счет его государственного устройства, заявляет: "Свобода — пища добросочная, но трудная для переварения; нужны крепкие желудки, чтобы ее вынести".
     Что же мы можем наблюдать в современном мире, как изменилось мышление человека, какие представления о свободе личности существуют сегодня? Можно увидеть, что на самом деле все осталось как прежде в мышлении человека. Рабская психология жива и сегодня, причем, ничуть не изменила свою силу, актуальность и значимость для современного общества. Мало того, можно предположить, что внешнее давление стало еще более интенсивным и направленным конкретно на психику человека, на его личность. В первую очередь, это обусловлено все большей структурированностью общества, увеличением социальных слоев и прослоек, появлением все новых и более сложных иерархических лестниц. Во-вторых, не просто увеличение социальных институтов, а расширение прав и возможностей контролирующих органов, регламентирующих жизнь и деятельность человека. И последнее, что можно сказать в данном аспекте, это ужесточение законов и правил, которые ограничивают свободу человека. Все это делается с позиции заботы о человеке, его безопасности и даже справедливости, что все равны перед законом, да и вообще, все люди равны, имеют одинаковые права и обязанности. На самом деле, это все делается для управления людьми, причем без учета их личных качеств и индивидуальных особенностей. Все равны. Это справедливость в своей высшей реализации. Но мир несправедлив, поскольку люди не равны, у них как разные потребности, так и разные возможности. И чем больше эта разница, тем интенсивнее работают контролирующие органы по управлению человеком. Вне зависимости, будь то религиозный институт или прокуратура, все они, провозглашая лозунг о равенстве, стремятся к одной цели – подчинить личность и нивелировать индивидуальности человека. На систему работают все уровни социальных институтов, начиная с семьи. Воспитывая ребенка, родители навязывают ему свои ценности, в детском саду ребенку прививают правила социализации, в школе дают обязательные знания, без учета способностей и желания ребенка. Идя дальше по жизненному пути, человек уже имеет сформировавшиеся принципы существования в социуме, знает законы устройства мира, в котором он живет.
     И мы видим, что рабская психология никуда не делась, она процветает и даже приобретает все более извращенные формы. Мы можем наблюдать те же две категории рабов. Первая – это люди, стремящаяся к личностному развитию, независимости, свободе от социальных оценок, влияния и давления окружающей среды. В отличие от древних времен, сегодня это сделать значительно сложнее, т.к. если раньше раб мог сбежать, уйдя на другие территории, становился свободным и условно, был хозяином своей воли, то сейчас общество простроено так, что бежать некуда, нет территории, в которой отдельно не распространяется давление внешней среды. Разница только в сущности давления, но смысл остается прежний, один контролирующий институт дублирует действия другого. Вторая категория людей, это, так называемые, массы. Им свобода не нужна. Она у них, по большому счету, есть, но своя, особенная свобода в несвободе. Они так же, как и в древние времена считают высшей реализацией своей деятельности служение господину. Этих людей устраивает все, у них есть хозяин, который о них заботится, по своему защищает, создает иллюзию безопасности и благополучия. Для подобной категории людей создаются все максимально удобные условия их рабства – алкоголь, телевидение, средства массовой информации работают на этих людей, религиозные институты, не смотря на то, что, практически, все развитые государства мира светские, имеют значительное влияние на массы. Эта категория съест все, что хозяин им подаст, кроме одного – им не нужна реальная личностная свобода. Свобода подразумевает ответственность за себя, за свою жизнь, за принятие и осуществление в жизнь принятых решений.
     Однако современные рабы периодически осознают свое рабство, понимают свою несвободу, переживают когнитивный диссонанс, но поскольку позитивной компенсации не происходит, то это их еще более фрустрирует. Они могут ругать государство, быть недовольными законами и действиями отдельных контролирующих органов и социальных институтов. Но при этом они не могут решиться действовать, как правило, за словами не следует никаких действий. Что делает их похожими с древними рабами? Современные рабы, понимая свою ущербность и неспособность к свободному волеизъявлению, воспринимают жестко любые призывы к личностной свободе, так же преследуют свободных или стремящихся к свободе людей, критикуют само понятие свободы, т.к. это категорически расходится с их жизненной позицией. Они делают все, чтобы устранить инакомыслие, все, что может потревожить или всколыхнуть существующее положение дел, т.к. стабильность, пусть и рабская – это то, что необходимо этим людям. Свободный человек ценит, уважает свою свободу, дорожит ею и при этом уважает стремление других людей к личностной свободе, максимальной реализации своих возможностей. Свободный человек принимает свободу других людей, раб же не может реализовать свою свободу, отсюда не позволяет это сделать другим. 
     Что же происходит с людьми, стремящихся к независимости, личностной свободе, желающих снизить внешнее давление? Как было сказано, что убежать, практически, невозможно. Мы помним, что в древности понимание свободы было связано с возможностью иметь собственных рабов, но и в современном обществе ничего не изменилось. Зачастую стремление к личной свободе в нашем обществе связано с возможностью навязывать собственную волю, именно так происходит реализация свободы личности. И здесь опять срабатывает рабская психология, стремление иметь собственных рабов, иметь возможность декларировать свое существование, предлагать, а иногда и настаивать на правильности собственного жития. Создаются собственные школы, учения, философии, образовательные учреждения или программы к ним. В меньшем масштабе это могут быть преподаватели, учителя, которые, как они считают, владеют истиной. В качестве компенсации, это могут быть руководители небольших организаций, где вводятся собственные правила или на еще более низком уровне, демонстрация свободной личности реализуется в семье, когда не признаются общие законы и правила, вводятся свои, а рабами становятся члены семьи.
     В своей работе мы предполагаем, что полной свободы личности не только существует, но и существовать не может по определению, всегда есть внешние факторы, которые будут оказывать давление и лишать личность некоторых степеней свободы. И рабская психология, которая заключается в том, что личность стремится или подчиняться, или подчинять, одного без другого не бывает, как существовала в древние века, так и продолжает существовать в современном мире. Некоторые современные рабы, стремясь к свободе, поднимаются вверх по иерархической лестнице, наивно полагая, что чем меньше над тобой людей, оказывающих свое влияние и больше под тобой, на кого ты влияешь, то ты обретаешь если не полную, но хотя бы достаточную свободу. Но только поднявшись вверх, на самой вершине пирамиды, люди понимают, что чем выше они поднимались, тем не свободнее становились. Думается, что любой верховный правитель, будь то президент, премьер-министр или король какой-либо страны, на самом деле, является самым зависимым человеком от внешней среды. В.В.Козлов, профессор ярославского университета, как то на одной из своих лекций сказал, что если хочешь стать независимым от толпы, бесполезно подниматься над ней, нужно из этой толпы выйти, стать вне ее.
     Осознанность своей жизни, выбор своих действий всегда остается за человеком. Это и есть истинная свобода личности. Как и раньше, он может сам решить – стремиться к свободе или оставаться рабом, порабощать, или не иметь рабов. Человек так же свободен в выборе – подчиняться или подчинять. Рабская психология сидит в каждом, но именно тот, кто осознает свою жизнь, делает выбор вне влияния и давления окружающей среды и оценки социума, кто может контролировать своего раба, тот и может считать себя максимально свободным в современном обществе.
Ислам считает свободу естественным правом человеческого существа. Жизнь лишается смысла, если в ней нет свободы. Когда человек теряет свободу, умирает его внутренняя сущность, даже если внешне он продолжает жить: есть, пить, работать, выполнять другие действия, которые предписывает ему жизнь.

«Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого».
Свобода передвижения

Каждый человек имеет право беспрепятственно передвигаться в своей стране и за ее пределами. Выезд из страны и возвращение обратно – естественное право человека. Фактически, этого требует сама жизнь, потому что при помощи переезда людям часто приходится решать проблему заработка, трудоустройства, учебы или получения иных преимуществ.

Свобода выбора места жительства

Право самостоятельно определять свое место проживания имеет каждый человек, способный самостоятельно обеспечить такую возможность. В то же время, государство также должно предоставить место для проживания тем, кто не способен сам себе его обеспечить, чтобы такие люди жили хотя бы с минимальными удобствами.
«Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга» (Коран, 49:12).

Выслеживание ущемляет права других, нарушая неприкосновенность жилища и подвергая риску персональную свободу его обитателей.

Ислам настолько трепетно относится к неприкосновенности дома, что отменяет право на возмещение ущерба или на вознаграждение семье пострадавшего, если было совершено проникновение в дом другого человека.

Как передает Абу Хурайра, Пророк Мухаммед сказал: «Кто заглянет внутрь чьего-либо дома без разрешения, выбейте тому глаз, и не будет за это компенсации». Хотя глаза человека неприкосновенны, и обычно ислам требует денежного возмещения от того, кто нанес увечье, это правило отменяется, если пострадавший пользовался своими глазами в нарушение прав другого.

Свобода на владение имуществом

Право собственности означает, что человек может распоряжаться тем, что имеет, и извлекать из своего имущества любые не запрещенные законом выгоды. Существуют разные типы собственности и разные законные способы ее приобретения.

Типы собственности

Собственность или владение бывает двух видов: частная и общественная. Частная собственность имеет место, когда нечто принадлежит частному лицу, и это лицо имеет исключительное право на извлечение из нее выгоды.

Ислам гарантирует индивидууму право собственности. Это один из фундаментальных принципов исламской экономики. Он признает естественные следствия частной собственности, такие как необходимость ее защищать и оберегать от захвата, воровства и неправомерного присвоения.

Ради обеспечения неприкосновенности частной собственности ислам устанавливает строгое наказание за правонарушения в отношении имущества.


Рецензии
Вячеслав !

Я, как и Вы, свободу воспринимаю, как осознанную необходимость.

И еще скажу: - Будь моя воля, я сделал бы все, что бы привлечь
к учительствованию самых умных, самых образованных и самых
достойных людей.
Уверен, что полиция, в этом случае, просто отдыхала бы.

P.s. У нас с Вами схожие резюме на первой странице. Вы не находите?

С уважением,

Александр Кузнецов 6   16.08.2012 00:27     Заявить о нарушении
Александр
Это наверно потому, что оба мы служили в Армии. И у вас как и у меня корни здоровые. Мои предки вышли из Золотой Орды. Одна часть сразу служила России.Вторая Кабардинская после Грозного Ивана 4 на время отошла, но всегда при любых обстоятельствах Дог был превыше личного. Можете в легендах нашей семьи почитать Дедушка Абдулла. Думаю Вам понравится.

Вячеслав Кудяков   16.08.2012 22:59   Заявить о нарушении
Прочитал.
Действительно интересный рассказ.
С уважением,

Александр Кузнецов 6   17.08.2012 23:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.