1-XV Режим дня, или Приподнята завеса Мистерии

                XV

  Пока никаких особенных гостей в Амагальтусе не наблюдается, хозяйка проводит время как обычно. С тою лишь разницей, что теперь часто диктует Ане или другому писцу, мальчику-бальнеатору Кробилу, свои заметки. Они их записывают сначала на церы, а потом уже на свиток папируса.

  В деревне Присцилла просыпается рано, в первом или втором часу. Встаёт и направляется в термы, моется в тепидарии, стойко переносит труд эпилятора, принимает процедуры растираний и умащений в унктории. Проходит в домашнее святилище и молится, а в праздники совершает соответствующие необходимые обряды, возлияния и жертвоприношения.

  Не видя ничего страшного в том, чтобы порою проводить какие-то ритуальные действия, положенные только мужчинам: по меньшей мере у себя дома она считает себя выше предрассудков и суеверий.

  Завтракает чаще сидя. После утренней трапезы отправляется на прогулку пешком, иногда верхом, по своему обширному поместью.

  От большого господского дома отходит мощёная дорога, сначала на восток, почти параллельно линии берега, потом поворачивает на север и прямой линией ведёт к новой арке. Это Центральная дорога или дорога Статуй. Возле её поворота стоит небольшая ионийская ротонда-беседка. Обычно ко времени прогулки Фабии там собираются желающие поприветствовать знатную домину, поговорить с ней. Жители близлежащих деревушек, городка Новые Верцеллы, мелкие колоны. Некоторое время Присцилла уделяет им, часто помогая деньгами бедным горожанам.

  В полдень ещё одна, самая плотная в течение дня, трапеза – прандиум. Затем молодая госпожа может почитать, побеседовать с прокуратором о делах. Часу в девятом-десятом обед, после чего возможна ещё пешая или в носилках прогулка. Следом за этим посещение терм, с более продолжительным омовением последовательно в калдарии, лаконике, иногда судатории, тепидарии и фригидарии, зато в унктории в этот раз Фабия ограничивается только ароматическими притираниями.

  До наступления первой стражи девушка ужинает, совсем чуть-чуть, выпивая не больше половины секстария вина, своих виноделен. Немного отдохнув, идёт в ларарий прославлять и благодарить Всевышних, Демонов, Героев и предков, проводя за этим занятием порю около часа.

  Затем выходит на террасу насладиться вечерней свежестью и понаблюдать закат Божественного светила, полюбоваться темнеющими облаками или светлым ликом Богини Луны, послушать сверчков и шум моря.

  Ложась в постель, перед тем как уснуть, иногда вздохнёт или даже пустит слезинку, думая о своей безответной любви…

  Таков примерный день Фабии Присциллы на её любимой вилле. В Городе он проходит, разумеется, по-другому. Вставать обычно приходится позже, часу в пятом. После небольшого омовения в термах и молитвы в ларарии, где постоянно курится фимиам и горят лампады, молодая домина, зачастую пропуская завтрак, располагается в атриуме, где проходит салютатио. Утреннее приветствие разного рода – однако ж не разделяемых патронессой на разряды и очереди – просителей, клиентов, среди которых больше женщин. Фабия их так и называет – «клиентки».

  В праздники посещает представления в театрах и амфитеатрах и, само собой, торжественные религиозные мероприятия.      

  В полдень обильный прандиум, после которого также чтение, деловые разговоры с управляющим и диспенсатором или сон. Вслед за этим обед, и потом около получаса уходит на выбор платья, обуви, украшений и столько же на то, чтобы всё это надеть. Если Присцилла идёт гулять пешком, то в солнечный день велит брать зонтик. Но чаще прогулку по Городу молодая красавица совершает в паланкине.

  Во время которой может посетить подруг и молодых, зрелых, а когда и преклонного возраста, мужчин. У коих позволяет себе остаться иногда часа на два: в дни, когда она свободна от службы в храме. Но чаще дневные визиты кратковременны, они лишь предваряют вечерне-ночные встречи.

  Возвращаясь с прогулки, а дом её, кстати, на Марсовом поле, во Фламиниевом Цирке, между Портиком Помпея и новыми Термами (термами Нерона), Фабия может для разнообразия посетить эти последние, а не домашние. В общественных ей доставляет немалое удовольствие ловить на себе множество загорающихся желанием жадных глаз. Да и самой приятно незаметно посматривать на крепкие мускулистые мужские тела и их достоинства.

  Итак, посетив термы, в большинстве случаев всё-таки свои собственные, и чуть-чуть закусив после кубка вина, Присцилла или уходит в гости, точнее, уезжает на носилках или, реже, принимает подруг, знакомых, любовников у себя. Впрочем, для четырёх человек её дом открыт всегда: брата Квинта и трёх подруг, для каждого из них есть даже отдельная комната.

  По чётным числам молодая женщина в середине первой стражи приходит в святилище Великой Матери Богов, хотя на первой части службы, для прошедших одно только первое посвящение, её присутствие необязательно. Бывает, она пропускает эту половину богослужения или вообще не приходит в храм, так как службы чередуются: один вечер лишь обычная, другой – раз в четыре дня, точнее, по четвёртым числам месяцев – после простой ещё и расширенная, или ночная. Начинающаяся вслед за обычной примерно со второй стражей.

  Непосвящённым, интересующимся её содержанием, жрица Фабия Присцилла может поведать следующее, что не будет профанацией, разглашением таинств. Ради читательниц
и читателей настоящих записей она даже рассказала чуть больше. Поблагодарим же её и помолимся Кибеле, чтобы не гневалась за это на свою молодую усердную служительницу.

  Сначала куреты-привратники обходят собравшихся с особым ритуалом, проверяя, все ли прошли второе посвящение и могут присутствовать на предстоящих тайнодействиях. Затем Старшие брат или сестра вопрошают адептов, готовы ли они сегодня принять духовно Идейских Нимф и Дактилов, проводят молитву, помогающую это сделать. После этого следуют лёгкая трапеза и возлияния Диндимене, руководимые корибантами; снова краткая молитва (одного адепта за всех). Верующие духовно настраиваются и ощущают присутствие в целле Блаженных: Нимф и Дактилов. Что необходимо для проведения главного священнодействия, самой священной службы, столь угодной Великой Идейской Матери. Не оставляющей без внимания своих адептов и ниспославшей им такую форму поклонения, что приязненна и Богине, и дарует наслаждение верующим… Надев туники, служители Реи простираются ниц, слушая краткую завершающую благодарственную молитву Старших брата или сестры. Которые, закончив её, поднимают и благословляют всех отслуживших ночные Мистерии. После чего расширенная служба считается законченной, прихожане постепенно расходятся по домам.

  Когда и Присцилла отправляется из святилища домой, а когда, после простой службы, может остаться у кого-нибудь на ночь. Тогда, встав пораньше, она едет домой досыпать, и уже в носилках, по пути, снова уснёт. И может не заметить, как слуги аккуратно переложат её на любимое мягкое ложе.


Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2011/11/19/283


----------------
151) бальнеатор – раб-банщик, трудившийся в бане, термах.
152) церы – вощёные, т.е. покрытые воском, дощечки для письма, отдельные или скрепленные как блокнот.
153) термы – банный комплекс. Включал раздевалку, отделения для помывки горячие, тёплые и холодные и помещения для растирания и умащения – ункторий (элеотезий). Холодное (с бассейном) – фригидарий (нечто вроде предбанника), тёплое – тепидарий. Горячие: лаконик – с большим мелким бассейном, калдарий – чаще с раковинами (а не с ваннами), судаторий – с влажным паром.
154) эпилятор – раб-массажист, удалявший волоски с тела господина.
155) ионийская – т.е. выполненная в ионийском ордере, одном из трёх распространённых стилей античного классицизма. Также существуют дорический ордер и коринфский, наиболее предпочитаемый р. архитекторами и заказчиками.
156) колон – свободный (не раб) крестьянин, обрабатывающий чужую землю, арендатор.
157) секстарий – др.р. мера объёма жидкостей, прибл. 0,54 литра.
158) Демоны – Бессмертные рангом пониже Божеств (не страшилища, не тёмные силы) и повыше героев.
159) салютатио – лат. «приветствие» – утреннее приветствие. Клиенты (и другие, например, желающие ими стать), приходили к своему покровителю, патрону, с какими-либо просьбами, засвидетельствовать почтение и прочее. Система отношений патрон – клиенты, покровитель – зависимые, появилась едва ли не вместе с самим Римом. Клиенты получали материальную, юридическую и иную помощь, патроны – известность как щедрые могущественные покровители, какие-то услуги и т.д.
160) Фламиниев Цирк – здесь: административный район (округ) города Рима. По инициативе Октавиана Августа Рим был разделён на четырнадцать районов, чуть позже каждый из них получил своё название. Данный район – по внушительному сооружению – Цирку Фламиния.
  В цирках в Др. Риме проводились в основном ристалища – конские бега, одно из самых популярных зрелищ, а также, естественно, и другие игры и представления.
161) Портик Помпея – огромный портик, возведённый Помпеем. Гней Помпей Магн (Magnus – Великий) (106 – 48 до н.э.) – выдающийся р. полководец и гос. деятель, участник первого триумвирата (вместе с Гаем Юлием Цезарем и Марком Лицинием Крассом), затем противник Юлия Цезаря в гражданской войне. Рядом с портиком были – также носившие имена Помпея – театр и курия. Театр (первый каменный в Риме) в описываемое время функционировал, а вот курию Август приказал замуровать как место убийства Юлия Цезаря, своего приёмного отца. Кроме того, в Портике Помпея находилась картинная галерея с шедеврами античной живописи.
162) термы Нерона или (в тексте также встречается) Новые термы – построены в 62 г.
163) по чётным числам – вообще, у др. р-н чётные числа не считались благоприятными для праздников и других религиозных и общественных церемоний. Но, во-первых, культ Кибелы был перенят; во-вторых, видимо, дальновидные его р. основатели решили, что таким образом поклонники Богини, как р. граждане, участвующие в обязательных ритуалах в честь других Божеств, в эти дни будут зато располагать свободным временем.
164) первое посвящение – степень посвящённости поклонников Божеств во всех культах различна. Прихожане низших степеней посвящения не могли присутствовать на некоторых службах и при определённых ритуалах, не знали тайный смысл многих обрядов, мистерий и т.д. Мистерии – священные таинства, тайнодействия, обряды с тайным смыслом, неясным для профанов, т.е. непосвящённых.
165) куреты – юноши – Божественные хранители Зевса-младенца на острове Крит (куда Зевса спрятала от отца мать Рея (Кибела)), впоследствии – жрецы критских и иных культов Зевса и Реи.
166) адепт – посвящённый поклонник, служитель Божества.
167) Идейские Нимфы и Дактилы – Нимфы – второстепенные Богини, обитающие в лесах, рощах и т.д., в т.ч. на горе Иде. Дактилы – второстепенные Божества, обитающие на склонах горы Иды (во Фригии в Малой Азии или на Крите), служители Идейской Матери – Кибелы. Гора Ида священная, поскольку на ней сочетались Кибела и Сатурн, родители таких главных Богов, как Юпитер, Юнона, Нептун, Аид и Церера.
168) корибанты – жрецы Матери Богов.
169) целла, или наос – центральная часть (зал) храма, его главное культовое (самое просторное) помещение.


Рецензии
Очень интересно про мистерию написано! ... Даже захотелось... то есть, замечталось. Вот бы построить храм и возродить культ Великой Матери Богов!..

Неизвестный Читатель 6   20.02.2012 19:10     Заявить о нарушении
Да, было бы прекрасно!

Публий Валерий   21.02.2012 06:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.