Религия как философский суррогат
Здесь много дискутировали на темы религии, и я, прочитав интересную книгу, решил рассказать вам о новом взгляде на этот вечнозеленый вопрос. Что есть религия, Отчего так много атеистов, а она все не умирает, почему человек рано или поздно приходит к желанию бессмертия. Мы смертны, но человек, существо мыслящее и в душе считающее, что существует только он, а остальное только игра его воображения, не может смириться с такими простыми словами казака Ерошки из толстовских «Казаков»: «Умру и трава вырастет...». Наука тут бессильна. По ней бессмертия нет, а человек упорно не желает в это верить. Если же наука не справляется с бессмертием, то нам всегда остается религия или ее философский суррогат.
Речь пойдет о модной ныне богоискательской теории, для наименования которой придумано специальное слово: Possibilianism. Это неологизм, но вполне понятный, он происходит от слова possibility, то есть «возможность».
Поссибилианист говорит: «Наше невежество относительно мироздания слишком велико, чтобы прийти к атеизму, но также мы знаем слишком много, чтобы принять определенною религию. Противоположныйй вариант – агностицизм, утверждающий, что познать объективно окружающий мир невозможно и ставящий вопросы, правдивы ли традиционные религиозные представления. У поссибилианизма другая позиция – я тот, кто открыт к исследованию нового, того, что не принято во внимание, к изучению новых не рассмотренных еще возможностей. Держать в голове множество вариантов, не выбирая ничего определенного».
Иными словами: «Бог есть?». «Пока нет». И у основателя этого философского учения, американского профессора Дэвида Иглмена, огромная паства, - ему пишут люди со всех концов земли. А теория изложена в его книге, которая называется по-русски «В сумме». На русский язык книга была переведена и выпущена в свет для русскоязычной публики в 2009-м году издательством Додо, Livebook..
Скачать и послушать книгу можно на torrets.ru. Это сорок историй о смысле жизни и смерти, сорок взаимоисключающих версий Бога, о посмертном существовании и т.д. Вроде бы о самом главном, но Иглмен не относится всерьез к своим художественным умопостроениям. Это - фикшн и, в каком-то смысле, провокация: Бог у него то замужняя пара, то какой-то комитет, то это нечто размером с бактерию, в других историях его нет вообще, а есть его НЕ-существование. Насмешка над определённостью, будь то научная или религиозная определённость.
Это напоминает Хорхе Борхеса, который всю свою жизнь рассматривал теологические теории, чтобы в конце заявить: «Из-за того, что я так много занимаюсь Богом, люди могли подумать, что я в него верю. Но это не так». Выходит, что и поссибилианист - всё-таки человек науки и человек неверующий? Нет, не так. На этот вопрос Дэвид Иглмен отвечает совершенно определённо: «Я верю во ВСЁ-возможность. Я – не безбожник и не «божник». Я – «возможник».
Вот такая новая религия рождается на наших глазах: и даже не религия в привычном смысле слова, и не атеизм. Некий кентавр из философии и религии. Так, удобное прибежище для стареющего интеллектуала.
Валентин Спицин.
Свидетельство о публикации №211111801567