Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация

«Заробiтчани». Миколайчук. «Иллюминация».

Рецензии на фильм «Така тепла така пiзна осiнь».
Рецензия на фильм «Полная иллюминация».
Пояснительная записка к «Заробiтчани».

Вводная часть.

Я попытаюсь выйти за рамки привычной модели, и  попробую написать, скорее, не просто рецензию, а общее переданное мне авторами кино впечатление. Для меня большое достижение –долгожданное окончание работы над моими «заробитчанами»- когда набор текста я проводил с марта 2011 года-но параллельно работал над другими «вещами»- искренне надеясь, что «это» когда -нибудь вызреет или выкристаллизируется в самостоятельное и цельное произведение, с сильными художественными образами и персонажами, автобиографическими деталями, самоиронией и простотой, которая не будет вызывать отторжения своим лукавством и игривой наивностью, самолюбованием и  душевным стриптизом. И именно увиденный мной вчера фильм, который прежде 4 или 5 раз начинал смотреть, но откладывал «на потом», как десерт (с 30.08.2010г.!) потряс меня до глубины души так, что я огорчился, сравнив свое творение с тем, что увидел  на экране- по силе -глубине –интонациям и смысловому наполнению.

Я честно признаюсь, испытал какую-то эмоциональную перегрузку. После «иллюминации» у меня была эмоциональная «перезагрузка»- потому что с моим интересом к генеалогии я увидел в американце  Вуда самого себя. Поэтому этот опус, скорее всего, фьюжн из того, что стоит того, чтобы быть изложенным  в том виде, как поделиться впечатлением, рекомендовать к просмотру фильмы, или просто вызвать интерес к прочтению мной написанного в «Заробiтчани».

Считаю, что это представит определенную ценность, поскольку по отдельности три разных, но близких по духу и содержанию поста не будут нести нужной смысловой нагрузки, и я посчитал нужным и возможным не дробить увиденное и почерпнутое и воспринятое на  отдельные составляющие элементы.

Мотивировочная часть.

Фильм «така..»- душераздирающий фильм. Фильм, с которым комплементарно нужно смотреть «полная иллюминация»- но ни в коем разе, не смотреть один без другого-это лишит вас «полноты картинки». Очередность имеет значение, так что сначала лучше посмотреть «иллюминацию». «Иллюминация» при ее достоинствах, скорее всего, фильм, который получился иначе, чем он должен был быть и задумывался-многое в нем чувствуется накипевшим, наболевшим и невысказанным в угоду полит -корректности. При том, что фильм «така тепла» по идеологическим соображениям несколько раз переснимали, отчего он вышел в свет позже, чем задумывалось-тоже силен своим «невысказанным потенциалом». Фильм  «иллюминация» без купюр и изъятий-скорее показательно стерилен-чтобы не вызывать на себя критики и лишних  проблем. Чувствуется, что фильм сделан с учетом  и точным соблюдением требований толерантности-  строго выдержан, чтобы показать поиграться на грани, болевых точках, таких как антисемитизм, Вторая мировая война, геноцид евреев-но не расставляя никаких акцентов-чтобы потом никто не упрекнул в предвзятости и ксенофобии. Поэтому два фильма-два тяжелорожденных, в муках, произведениях- в которых мы не увидим лаконичной простоты, а увидим эзопов язык образов-который позволит нам определить, что же авторы имели в виду на самом деле. И что хотели, что смогли в угоду того «что им позволили».

«Дикари».

Поэтому и интересен разный взгляд на и угол поднятия тех ли иных проблем в обоих фильмах. Причем Гела Баблуани при постановке фильма 2006 — "Наследство / L’H;ritage" про обычаи кровной мести в Грузии, где старик и юноша едут на верную смерть по Закавказским пыльным дорогам на рейсовом автобусе- показывает дикость, феодализм. И в то же время дикие обычаи вовсе преподносятся не как социальные атавизмы, а допускается романтизация и «оправдание», формирование «привлекательного образа смерти по правилам»-«кодексу чести», в то же время неминуемой, но и рассчитанной под уступки и договоренности «деда  везут на убой, потому то он пожил, и его не жалко».

 Подача «полной иллюминации», по-моему убеждению и задумывалась изначально именно в таком ключе –показать не какие мы отсталые, а понять западному зрителю- почему мы не такие, как они, и при этом попытаться нас романтизировать. Мы для них - дикари и варвары, сидящие на плодородной земле и минеральном сырье. Поэтому, если смотреть на перестроечную «Така тепла», то выглядит Украина –та, радяньска, намного лучше, чем Львовский вокзал самостийной  в фильме «иллюминация»-здесь важно учесть не только национальный колорит и местечковые достопримечательности, а и экономическое неравенство регионов, в которых и инфраструктура развита неоднородно. Поэтому настоящее в срезе двух картин хуже прошлого.

Тема ксенофобии.

«Тепла» про узбечку, приехавшую с мужем из дальнего гарнизона средней Азии. Указывая на нее, спрашивает внучка- «она «цветная»?»- именно вопрос задан  типично на  американский (канадский) манер. «is she «coloured»? «вона кольорова у вас, чи як?»-стереотипизация мышления передана максимально точно.
Так же и в фильме иллюминация возмущенный Элайджа Вуд спрашивает, не выдержав не сдерживающих себя и е фильтрующих речь украинцев и заявляет: «я знаю , что означает это слово «жид»»- когда о нем  при нем говорят «за глаза», почитая за иностранца, не владеющего славянской лексикой.

Разный подход.

«Иллюминация»- то, что характерно для прагматичного американца систематизировать  -собирать, систематизировать, отводить конкретное место в ячейке, классифицировать по справочнику-заводить отдельный файл и досье. Важны даже  не сами близкие, а артефакты, с ними связанные- вот и есть механическое овеществление. Именно не духовное бессмертие, не живая человеческая жизнь и ее ткань и пастораль, а методичное рассовывание по карманам. Вместо того, чтобы видеть и воспринимать - фиксировать-  не жить ради самой жизни. Гости из Юго- восточной Азии бы все фотографировали и снимали бы на камеру, а американцы бы себе оставляли предметы от вставной челюсти до горстки земли с берега реки у украинского села. Смотря, кто каким каналом любит получать информацию. Кому-то нужно обязательно потрогать, пощупать, чтобы оставить впечатление, войдя в материальный контакт. Вуд относится к той категории людей, которые не убедятся, пока не попробуют все на себе. И эта огромная разница в постижении окружающего нас мира-кому то доводится быть самцом, кому –то его летописцем, а кому-то естествоиспытателем.

Чувство Родины- трогательное и беспощадное.

Вона де? Дома. Так а я де?- Спрашивает старик, говоря и одновременно успокаивая себя тем, где же он находится, несмотря на то, что даже не покидает пределов гостиницы.
«Спiльна доля нас зробила ближчими» говорит герой старик. Говоря про негра -черная работа, как его черная кожа.
Перекаливающая самоуверенность, с которой он покидал родное село -говоря «я ще и моцний и робити вмiю. Як зiгнусь, то не розiгнусь поки паном не стану». Когда я услышал- меня пробрало до костей- я понял, что написанные мной «Заробiтчани» про мои муки голода и поиски призвания, смысла выполняемой мной трудовой функции не стоят этой  маленькой и мощной по духу сцены- настолько эта минута действия в фильме сочна и убедительна, что может выглядит выигрышнее мной пережитого злоключения, описанного мной в прозе. Я не давал себе заветов- я не приносил себе юношеский максималистических клятв, что когда-нибудь заработаю.  И может быть поэтому я не настолько был выразителен в прозе.

Образа. Духовность.

Образа, просунутые в стекла. Вместо окон –образа. Николай Угодник- с подтекстом диалога, что кошки тяготеют к домам и местам, а собаки все же- к людям, говорит о том, что в этих домах, в этой расхристанной и  лежащей в разрухе и руине Украине- живет православный святой дух- он выглядывает из окон, вместо покинувших этих домов обитателей- граждан страны в поисках лучшей доли. Перед нами село-призрак, где мы видим только несколько «душ»- без расчета на миграционные процессы или восстановление, развитие и процветание-сами первые сцены говорят о том, что все трудоспособное население-все те, кто способны жестоко трудиться будут искать лучшую долю в другом месте.

Звуковая дорожка.

«Тиша навкруги» -песню поет «от винта» в современной обработке тоже здорово. Песня звучит в контексте всего художественного произведения эффектно и  органично.
Фоном всего произведения служит музыка группы «Ленинград»- матерный СКА-вместо искомого фолка.  Именно музыкальный фон показывает,  что Запад не зацикливается на «русский» и «украинец»- для них мы все «русские». Чего стоит «евротрип»- где Братислава показана под звуки «Вставай, страна!». Западные славяне-восточные славяне-одно и то же-для беспечного зрителя, которому не до кросс-культурных различий.

Свiдомiсть.

«Его сознательность еще спит»- так указано про расшифровку  постера фильма «полная иллюминация» в Украине.
Как актера, его преследуют образы и штампы сыгранных им ролей. Элайджа Вуд -образ повзрослевшего ребенка –вундеркинда, во многом, благодаря образам эльфа, подростка -маньяка из «Города грехов». То есть серьезный не по годам и повзрослевший ребенок приехал в Украину к неповзрослевшей нации- что показана «руина»- Украина показана в неприглядном свете.

Покаяние и искупление.

Символично, когда главный герой говорит, что не разогнется на говерле, пока его не простит родная земля. И в этом покаянии круг, казалось бы замкнулся-все должно возвратиться на свои места.

Делится расчувствовавшийся старик, что когда покидал полуслепым родную землю –его провожал Мелетий-Лесь Сердюк. То сейчас, обретя во враче -консультанте  помощь через пятьдесят лет-от  сына того жебрака Мелетия, что сейчас он уже сам слепой полностью. «Слепой»- наслоение смыслов ослепший, слепнущий- уже дома, вернувшись на Родину. Заработав состояние, но ослепший, не обретший покоя душе, потеряв дочку, тревожно и бесцеремонно говорит о том, что «приобрел все богатства мира, а душу потерял»

(продолжение следует..)

Рецензия на фильм Мандерлей http://www.proza.ru/2012/02/05/837
Рецензия на фильм Резня. Семья и школа http://www.proza.ru/2012/02/05/836
Рецензия на фильм Вдребезги http://www.proza.ru/2012/02/05/833
Рецензия на фильм Боевой Конь http://www.proza.ru/2012/02/04/1657
Рецензия на фильм Шапито-Шоу http://www.proza.ru/2012/02/04/1653
Рецензия на фильм Там, где течет река http://www.proza.ru/2012/02/03/2004
Рецензия на фильм Кузены http://www.proza.ru/2012/02/03/1830
Рецензия на фильм Опасный метод http://www.proza.ru/2012/02/03/1827
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 3 http://www.proza.ru/2012/01/31/744
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 2  http://www.proza.ru/2012/01/31/739
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 1 http://www.proza.ru/2012/01/30/1806
Рецензия на фильм О чем еще говорят мужчины http://www.proza.ru/2011/12/30/948
Рецензия на "Фантом. Самый темный час".
Рецензия на "Миссия невыполнима. Протокол Фантом" http://www.proza.ru/2011/12/29/1031
Рецензия на фильм Елки- 2. Счастливы в жизни личной http://www.proza.ru/2011/12/23/1787
Рецензия на О чем я говорю, когда говорю о беге http://www.proza.ru/2011/12/18/2127
Рецензия на фильм Человек, который изменил все http://www.proza.ru/2011/12/18/2024
Павич. Со склона. С горки вниз.. http://www.proza.ru/2011/12/14/1344
Желаю любить одну бабу. Рецензия на фильм http://www.proza.ru/2011/12/09/1509
Рецензия на Страшные истории любви. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/09/1461
Рецензия на Страшные истории любви. Папа может! http://www.proza.ru/2011/12/08/1790
Рецензия на фильм Бабло. Сказание о тугой мошне http://www.proza.ru/2011/12/08/907
Рецензия на Жизнь после Бога. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/07/1274
Рецензия на Жизнь после Бога http://www.proza.ru/2011/12/06/1971
Десерт на блюде. Взорванный Кремль http://www.proza.ru/2011/12/12/1106
Кровная месть в современном кино. Наследство. Аджами. Профессионал. http://www.proza.ru/2011/12/06/1575
Рецензия на Волхв. Пост модернизм. Часть 4 http://www.proza.ru/2011/12/06/1236
Рецензия на Волхв. Реалити -шоу 1953 года. Часть 1 http://www.proza.ru/2011/12/02/1776
Рецензия на Волхв. Самоидентификация. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/03/625
Рецензия на Волхв. Разбор полетов. Часть 3 http://www.proza.ru/2011/12/05/49
Высоцкопродавцы. Спасибо, что оживили! http://www.proza.ru/2011/12/04/1185
Рецензия на фильм Высоцкий. Часть 1-http://www.proza.ru/2011/12/03/1263
Русский киногеноцид. Продолжение рецензии на Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1840
Рецензия на фильм Дом. Тихий Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1731
Рецензия на фильм Вы не оставите меня http://www.proza.ru/2011/11/24/1856
Рецензия на фильм Красный гаолян http://www.proza.ru/2011/11/24/1503
Рецензия на фильм Бой с тенью 3 http://www.proza.ru/2011/11/20/1479
Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация. Продолжение http://www.proza.ru/2011/11/18/1685
Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация http://www.proza.ru/2011/11/18/1682
Три Богатыря и Украинофобия http://www.proza.ru/2011/11/17/1663
Хохлы -коллаборационисты и демонстрация мускулов http://www.proza.ru/2011/11/16/1814
Стереотип украинца в новом русском кино http://www.proza.ru/2011/11/11/1859
Кино-жратва и кино-жатвы http://www.proza.ru/2011/11/06/1529
Рецензия на фильм Мельница и крест http://www.proza.ru/2011/11/12/1491
Рецензия на фильм Война Богов http://www.proza.ru/2011/11/11/1679
Рецензия на фильм Борис Годунов 2011  http://www.proza.ru/2011/11/10/26
Рецензия на фильм Елена http://www.proza.ru/2011/11/08/1553
Рецензия на спектакль Цареубийцы http://www.proza.ru/2011/11/03/1778
Рецензия на фильм Последнее воскресенье. Продолжение http://www.proza.ru/2011/10/31/1609
Рецензия на фильм Последнее воскресенье http://www.proza.ru/2011/10/31/1598
Кино для неразборчивых http://www.proza.ru/2011/10/28/1824
Рецензия к фильму Прохиндиада-2 http://www.proza.ru/2011/10/26/892
Рецензия на фильм Ромовый дневник. Недолитые литры http://www.proza.ru/2011/10/25/1476
Рецензия на фильм Рейдер http://www.proza.ru/2011/10/25/1470
Рецензия на спектакль Александр Пушкин с Безруковым http://www.proza.ru/2011/09/24/1284
Комсомольцы грубого помола. Рецензия на Редкие земли http://www.proza.ru/2011/09/20/1200
Рецензия к книге Песнь камня http://www.proza.ru/2011/08/01/1000
Новая русская киноэротика- Куда же нам, убогим? http://www.proza.ru/2011/06/23/1458
Сделал великими нас-не Горбачев, но Пугачев http://www.proza.ru/2011/06/21/1169
Узаконенная порнография. Не тем местом работаете http://www.proza.ru/2011/06/18/423
Осторожно-зло в кадре! Зато волшебство! http://www.proza.ru/2011/06/17/1107
Звуковые дорожки к Богу. Древо Жизни http://www.proza.ru/2011/06/12/788
Сандвич из тел. Эйфория http://www.proza.ru/2011/05/01/1225
Техника скрадывания. Пустой дом http://www.proza.ru/2011/05/01/1171


Рецензии