Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация. Продолжение

Мова.

«Кiнь- по нашому буде кiнь, а не «horse». Похожее заявление, которое делает героиня фильма «четыре листа фанеры», где к ней обращаются на русском языке, а она говорит «мовте людьскою мовою»-но то, что в обсуждаемом нами фильме  это показатель самоидентификации и сознательности, то во втором фильме, скорее, открытая неприглядная русофобия. Разница между фильмами десять лет 1981 «така тепла» и 1991-когда снимая подобные фильмы, заполняли образовавшийся идеологический вакуум - пытались что -то противопоставить. Потом Кучма  писал книгу «Украина не Россия». Путем доказательства от обратного. Украина не может обрести себя через противопоставление. Украина это Украина, а «не- другая какая-нибудь  страна».

Когда  смотришь фильм «така тепла», то не отпускает чувство, когда мы видели, как американский ветеран торопится к могиле на Арлингтонском кладбище в начале фильма «спасение рядового Райана», когда ноги становятся ватными, подкашиваются, он куда- то спешит. Или такое же в фильме «сволочи» в конце фильма, когда старик ищет место на заброшенной учебной  базе, чтобы найти место, где они с другом уединялись для общения, через пятьдесят дет после окончания ВОВ-где они наконец обретут друг друга снова. Это фильм «така тепла»- в котором ты обретаешь. И это главная величина и мысль-связывающая фильмы «така тепла» и «иллюмиация»- обретение Родины. Разгадки, ответа на свои вопросы-все в одном- в себе самом. Мы тщетно ищем ответы, которые покоятся в самих нас, для которых не стоило преодолевать океаны и не спать ночей, но даются с таким непомерным трудом.

Разница в фильмах.

Сюжетные линии- что первый сам эмигрант «така тепла», а второй про историю потомка эмигрантов, который приехал «разобраться» на месте -«иллюминация».  Но в обоих фильмах-тема приезда в Украину. Первый советский фильм-второй голливудский-прибавьте 24 года разницы между съемками.

Слезовыжималки в обоих фильмах.

 По части трогательных сцен изобилуют оба. Так скажем, в «иллюминации» сильная сцена, когда они говорят женщине, что война закончилась. Когда она боится следовать с ними на авто, и так и не садится в машину, и они едут за ней шаг в шаг на авто. Потом, когда он набирает щепотки земли у пруда в кулек.

В этом фильме  «така тепла» «кричать "Кру"»- хотя песня особенно сильна в исполнении Василя Жданкина, в хоровом исполнении  она невообразимо великолепна. Особенно наворачиваются слезы от фразы, когда внучка спрашивает где мужики все, в поле- ей отвечают «на полях , и на стенах»- все полегли в ВОВ. Сразу вспоминаешь песню «на полях не полегли когда-то, а превратились в белых журавлей»..

Проблема в другом. Первый фильм -это украинское поэтическое кино, второе –«trip movie». Первое -ориентировано на какую- то экзальтацию, полет мысли, воспевание родной земли, второе- просто рассказ о дорожных приключениях. В первом фильме показана Украина с ее местечковым колоритом, обрядами, которыми славится Буковина –второй отсталость, хуторянство, забитость и никчемности современной Украины- государства третьего сорта-под которое выделили место на политической карте. В фильме «полная иллюминация» это постоянно подчеркивается.

Несмотря на непростые отношения между украинским и израильским народами  во время Богдана Хмельницкого, тема этих отношений постоянно является предметом фальсификация и манипуляций, однако отношения украинцев в стране, где еврейский народ занимает третье место по численности, нельзя охарактеризовать, как враждебное, несмотря даже на имевшиеся контакты с вермахтом и Гитлером митрополит греко- католической церкви Андрей Шептицкий организовывал массовый вывоз евреев через Венгрию, тем спасая их от геноцида и насильственной смерти. Поэтому однозначно говорить о какой то тенденции, подобной той трагедии, которая является рефреном  и основой всей фабулы фильма, связанной с подлым поступком деда во время ВОВ- не является характерным и массовым причинением «обид».

Сайт «заробитчане» ищет сюжет про успешных соотечественников для помощи в проекте адаптации их за рубежом. Культурный и социальный феномен –жизнь наших соотечественников за границей, которая достойна самого пристального внимания, изучения и  освещения - люди с разными судьбами, на нелегальном или полулегальном положении. Почти каждая судьба –это полу-трагедия. Нужно развенчать миф о сладкой жизни- ведь добившихся успеха –только подлинные единицы. Когда я узнал, какая работа победила на конкурсе-  я искреннее удивился, но не позавидовал тому,  я просто удивился. Ну и какая здесь мораль-нам не нужны сказки, отупляющие, жвачки для мозга –их пруд пруди-нужны драмы.

Мы -этнические украинцы имеем моральные обязательств перед своей землей -защищать ее, оберегать и приумножать ее славу. Не где –то за ее рубежами, без нас наша земля не справится. Только участие. Только не только сохранение себя как белой вороны в стае черных ворон, и не только для того, чтобы научить те народы, с которыми мы сосуществуем и взаимодействуем своим танцам и паре словечек на говiрке.  Чем такие сказочные истории хороши -они только тешат самомнение, но это не то, что бывает неправдоподобным в теленовостях об истории успеха. Такие случаи единичны и не составляют общего правила. Лучше фильма, показывающего трагедию заробитчан нету! «Тепла» -яркий образчик украинского поэтического кино.

Фильм настолько пропитан любовью к родному краю, к своей земле. Фильм напичкан ею,  что буквально детонирует. В фильме нет штампов, нет ставших модными провокации и продакт –плейсмента, в котором угадывается все то, тем грешат современные киноделы, чтобы оставить свой след или просто «наследить», или просто «отбить» вложенные в проект деньги.

 Когда- то давным- давно, когда деревья были большими, снимали такой культурный феномен, как «украинское поэтическое кино». Именно «украинское» и никакое другое- которые слишком тонко оголяло и показывало человеческую натуру, его любовь к родному краю –все то, что каждый сегодня  хочет из себя выжать, вытравить, зачеркнуть и изгадить, получив паспорт другой страны, и решив навсегда покончить со своим хуторянством. Лучше учиться на чужих ошибках, чем бесконечно переделывать себя под страну пребывания.

Резолютивная часть.

Я не знаю более убедительной  и одновременно трогательной -«зворушливоi» истории  в плане драмы «возвращения к истокам» или «невозвращения», чем «така тепла». Не американская  Драйзера и не канадская трагедия. Наша,  собственная, украинская трагедия. Интересно рассуждать обо всем, о таких сложных вещах, не имея собственного опыта постижения, не имея и не представляя полной картины унижений и терпения и преодоления с которым сталкивается любой, кто ищет и находит работу и думает на ней о другой, которая ему кажется более удачной и подходящей. Конечно, и мне хотелось бы создать подобное произведение.

Сергей Параджанов считал Ивана Миколайчука очень талантливым. Но «заробiтчани»- это мой личный опыт, и моя жизнь в срезе жизни других людей, в части восприятия мной города, в котором родился, и  в котором считал, что мне будут благоволить обстоятельства, я буду удачлив, и я вырвусь из рутины, смогу также «согнуться, и не разогнуться, пока не стану» кем- то, а получается, что просто «имел опыт», «получил практику» и такое, что- то попутное осталось, что десятилетие копилось в себе, чтобы потом однажды назрело и наболело «в выговориться», описав это в своих произведениях.

Мои «заробiтчани»- это, скорее, заробiтчанин в произведении-сам я, один-одинехонек. Я хотел показать судьбы многих людей, искривленные неправильным пониманием жизни, ее ритма, устройства и ценностей, попытка социальной адаптации моих близких родственников в срезе трудоустройства. Даже  в самой просто трудовой функции можно показать и увидеть отношение человека к труду, делает ли он его в тягость, и любит ли он  просто получать бабло, или быть полезным людям. Я был плохим агентом потому что, прежде всего, старался не преуспеть, и не заработать, а решить проблемы других. Именно поэтому я был беден. Но я не могу сказать, что «я был беден и.. несчастлив». Несчастлив я был бы только тогда, когда я не был в ладу с собой, и утратил бы чувство доверия, глубоко расположения, которое у меня было с людьми, с которыми мне приходилось работать. И хочется искренне верить, что я останусь таким как я был не только в моих книгах, но и в их памяти тоже, под своим, или под вымышленным именем.

Скажите, а вы помните агента недвижимости по имени..? Да был такой, землю русскую любил..

Рецензия на фильм Мандерлей http://www.proza.ru/2012/02/05/837
Рецензия на фильм Резня. Семья и школа http://www.proza.ru/2012/02/05/836
Рецензия на фильм Вдребезги http://www.proza.ru/2012/02/05/833
Рецензия на фильм Боевой Конь http://www.proza.ru/2012/02/04/1657
Рецензия на фильм Шапито-Шоу http://www.proza.ru/2012/02/04/1653
Рецензия на фильм Там, где течет река http://www.proza.ru/2012/02/03/2004
Рецензия на фильм Кузены http://www.proza.ru/2012/02/03/1830
Рецензия на фильм Опасный метод http://www.proza.ru/2012/02/03/1827
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 3 http://www.proza.ru/2012/01/31/744
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 2  http://www.proza.ru/2012/01/31/739
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 1 http://www.proza.ru/2012/01/30/1806
Рецензия на фильм О чем еще говорят мужчины http://www.proza.ru/2011/12/30/948
Рецензия на "Фантом. Самый темный час".
Рецензия на "Миссия невыполнима. Протокол Фантом" http://www.proza.ru/2011/12/29/1031
Рецензия на фильм Елки- 2. Счастливы в жизни личной http://www.proza.ru/2011/12/23/1787
Рецензия на О чем я говорю, когда говорю о беге http://www.proza.ru/2011/12/18/2127
Рецензия на фильм Человек, который изменил все http://www.proza.ru/2011/12/18/2024
Павич. Со склона. С горки вниз.. http://www.proza.ru/2011/12/14/1344
Желаю любить одну бабу. Рецензия на фильм http://www.proza.ru/2011/12/09/1509
Рецензия на Страшные истории любви. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/09/1461
Рецензия на Страшные истории любви. Папа может! http://www.proza.ru/2011/12/08/1790
Рецензия на фильм Бабло. Сказание о тугой мошне http://www.proza.ru/2011/12/08/907
Рецензия на Жизнь после Бога. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/07/1274
Рецензия на Жизнь после Бога http://www.proza.ru/2011/12/06/1971
Десерт на блюде. Взорванный Кремль http://www.proza.ru/2011/12/12/1106
Кровная месть в современном кино. Наследство. Аджами. Профессионал. http://www.proza.ru/2011/12/06/1575
Рецензия на Волхв. Пост модернизм. Часть 4 http://www.proza.ru/2011/12/06/1236
Рецензия на Волхв. Реалити -шоу 1953 года. Часть 1 http://www.proza.ru/2011/12/02/1776
Рецензия на Волхв. Самоидентификация. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/03/625
Рецензия на Волхв. Разбор полетов. Часть 3 http://www.proza.ru/2011/12/05/49
Высоцкопродавцы. Спасибо, что оживили! http://www.proza.ru/2011/12/04/1185
Рецензия на фильм Высоцкий. Часть 1-http://www.proza.ru/2011/12/03/1263
Русский киногеноцид. Продолжение рецензии на Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1840
Рецензия на фильм Дом. Тихий Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1731
Рецензия на фильм Вы не оставите меня http://www.proza.ru/2011/11/24/1856
Рецензия на фильм Красный гаолян http://www.proza.ru/2011/11/24/1503
Рецензия на фильм Бой с тенью 3 http://www.proza.ru/2011/11/20/1479
Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация. Продолжение http://www.proza.ru/2011/11/18/1685
Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация http://www.proza.ru/2011/11/18/1682
Три Богатыря и Украинофобия http://www.proza.ru/2011/11/17/1663
Хохлы -коллаборационисты и демонстрация мускулов http://www.proza.ru/2011/11/16/1814
Стереотип украинца в новом русском кино http://www.proza.ru/2011/11/11/1859
Кино-жратва и кино-жатвы http://www.proza.ru/2011/11/06/1529
Рецензия на фильм Мельница и крест http://www.proza.ru/2011/11/12/1491
Рецензия на фильм Война Богов http://www.proza.ru/2011/11/11/1679
Рецензия на фильм Борис Годунов 2011  http://www.proza.ru/2011/11/10/26
Рецензия на фильм Елена http://www.proza.ru/2011/11/08/1553
Рецензия на спектакль Цареубийцы http://www.proza.ru/2011/11/03/1778
Рецензия на фильм Последнее воскресенье. Продолжение http://www.proza.ru/2011/10/31/1609
Рецензия на фильм Последнее воскресенье http://www.proza.ru/2011/10/31/1598
Кино для неразборчивых http://www.proza.ru/2011/10/28/1824
Рецензия к фильму Прохиндиада-2 http://www.proza.ru/2011/10/26/892
Рецензия на фильм Ромовый дневник. Недолитые литры http://www.proza.ru/2011/10/25/1476
Рецензия на фильм Рейдер http://www.proza.ru/2011/10/25/1470
Рецензия на спектакль Александр Пушкин с Безруковым http://www.proza.ru/2011/09/24/1284
Комсомольцы грубого помола. Рецензия на Редкие земли http://www.proza.ru/2011/09/20/1200
Рецензия к книге Песнь камня http://www.proza.ru/2011/08/01/1000
Новая русская киноэротика- Куда же нам, убогим? http://www.proza.ru/2011/06/23/1458
Сделал великими нас-не Горбачев, но Пугачев http://www.proza.ru/2011/06/21/1169
Узаконенная порнография. Не тем местом работаете http://www.proza.ru/2011/06/18/423
Осторожно-зло в кадре! Зато волшебство! http://www.proza.ru/2011/06/17/1107
Звуковые дорожки к Богу. Древо Жизни http://www.proza.ru/2011/06/12/788
Сандвич из тел. Эйфория http://www.proza.ru/2011/05/01/1225
Техника скрадывания. Пустой дом http://www.proza.ru/2011/05/01/1171


Рецензии