Философские тетради. Часть 3-6

Данное произведение распространяется в электронной форме с ведома и согласия автора на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления. Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия автора НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

Философские тетради. Часть III-VI.

Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада «Учение Шри Чаитанйи», 1989 г. Краткие тезисы. Продолжение.

Йоги, занимающиеся физическими упражнениями и отождествляющие себя с телом, также возвышаются до трансцендентального служения Господу, если общаются с чистыми преданными.

Когда ты убиваешь животных не до конца, они страдают от великой боли, а причинять сильную боль другим живым существам – большой грех. Убийство животного само по себе – тяжкое преступление, но это преступление становится гораздо более тяжким, когда животное оставляют недобитым. Страдания, которые ты причиняешь животным, убивая их не до конца, ты должен будешь принять на себя в следующем рождении.

Люди, погрязшие в грехах, утрачивают страх перед совершением греха. Все энергии Господа духовны. Энергия, которая дает начало живым существам, называется духовной, тогда как другая энергия, которая покрыта невежеством и проявляется в материальной деятельности, называется материальной природой.

Первым и самым важным моментом является необходимость принятия истинного духовного учителя. Это знаменует начало духовной жизни.

Из-за своего пристрастия к материальным наслаждениям живое существо оскверняется материальным миром. Когда желание материального наслаждения одолевает живое существо и оно запутывается в материальной жизни, оно становится жертвой тройственных страданий материального существования.
Если человек пленен материальным наслаждением и даже если семя такого наслаждения находится в сердце обусловленной души, его можно залить потоком трансцендентальной деятельности, совершаемой в состоянии любви к Богу. Тогда непроросшее семя чувственного наслаждения не принесет своих плодов в обусловленную жизнь материального существования.

Господь Чаитанйа принимал каждого, кто был искренен.

Пением, музыкой и танцами занимаются только эмоциональные и сентиментальные люди.

Глупцы, не имеющие за своими плечами опыта аскез и епитимий, не должны пытаться изучать Веданту забавы ради.
Нужно все время держать свой ум в смиренном состоянии, считать себя ниже травы на дороге, быть терпеливее дерева, избегать малейшего стремления к почету и всегда быть готовым оказать почтение другим. Только в таком состоянии ума можно постоянно повторять философию Веданты или святое имя Бога.
Человек, изучающий трансцендентальную науку, должен следовать любым указаниям своего духовного учителя. Необходимо строго следовать всем указаниям истинного духовного учителя. Следуя им, человек может стать совершенным во всех отношениях.

Человек, слишком гордящийся своим т.н. образованием и не имеющий смирения, не ищет защиты у истинного духовного учителя. Он думает, что не нуждается в духовном учителе и может достичь стадии высшего совершенства своими собственными усилиями. Такой человек не подходит для изучения Веданта-сутры. Люди, очарованные материальной энергией, не следуют наставлениям ученической преемственности, а пытаются выдумать что-то свое, и т.о., сходят с пути изучения Веданты. Истинный духовный учитель должен всегда осуждать таких независимых спекулятивных мыслителей. И если истинный духовный учитель прямо указывает на глупость ученика, нельзя считать, что на самом деле это не так.

Мирские попытки отвлеченного познания – очередная разновидность глупости. Пока человек не способен понять космическое проявление как сочетание трех гун материальной природы, его следует считать одурманенным и запутавшимся в сетях двойственности этого материального мира. Человек, обладающий совершенным знанием Веданты, становится слугой Верховного Господа – хранителя всего космического проявления. Пока человек не станет трансцендентен к служению ограниченному, он не сможет обрести знание Веданты.

Тот, кто почувствовал вкус к повторению трансцендентальной вибрации, достиг цели Веданты.

Мантра способна мгновенно очистить обусловленную душу от материального осквернения. В этот век Кали, кроме повторения маха-мантры, ничто не может привести к такому же результату.
В этот век раздоров и лицемерия единственным средством освобождения является воспевание святого имени Господа. Нет иного пути.

В трех из четырех эпох (Сатйа-йугу, Трета-йугу и Двапара-йугу) люди были достаточно добродетельны, чтобы понять трансцендентальное, получив знание по цепи ученической преемственности. Но в нынешний век люди не проявляют никакого интереса к ученической преемственности. Вместо этого они изобрели множество способов логической аргументации и доказательств. Такие индивидуальные попытки познать высшую трансцендентальность (называющиеся восходящим методом познания), не одобряются Ведами.

Абсолютная Истина должна сойти на человека с абсолютного плана. Она не может быть познана восходящим методом.

Святое имя Господа (мантра Харе Кришна) – это трансцендентальная вибрация, поскольку она приходит с трансцендентального плана, из верховной обители Кришны.

В этот век логики, доказательств и разногласий повторение Харе Кришна является единственным средством для духовной самореализации. Поскольку освободить обусловленную душу может только эта трансцендентальная вибрация, она считается сущностью Веданта-сутры.

По материальным понятиям, имя, форма, качества, эмоции и действия личности считаются отличными от самой личности. Но на трансцендентальную вибрацию эти ограничения не распространяются, ибо она приходит из духовного мира. В духовном мире не существует различий между именем личности и качествами личности.

Мантра Харе Кришна специально предназначена для того, чтобы противодействовать оскверняющему влиянию века Кали.

В основном люди интересуются религией, экономическим развитием, чувственными наслаждениями и освобождением, но любовь к Богу превыше всего этого.
Когда преданный поклоняется святому имени, имя само распространяет свою славу в сердце преданного. Когда преданный достигает совершенства в повторении трансцендентальной вибрации святого имени, он достоин стать духовным учителем и освободить всех людей в мире. Повторение святого имени столь могущественно, что оно постепенно утверждает свое превосходство надо всем в мире. Преданный, повторяющий его, погружается в трансцендентальный экстаз, и в этом экстазе он то смеется, то плачет, то пускается в пляс.

Трансцендентальная экстатическая привязанность к Кришне, которая возникает в результате совершенного понимания того, что личность Кришны и Его имя тождественны друг другу, называется бхавой. Тот, кто достиг состояния бхавы, не осквернен материальной природой.

Признаки экстаза: плач, изменение цвета тела, безумие, ощущение утраты, молчаливость, заносчивость, исступленный восторг, кротость.

Обыкновенным людям присущи 4 недостатка, происходящие от их соприкосновения с материальным миром.

Обусловленная душа имеет следующие недостатки:
- она не может не совершать ошибок;
- она не может не находиться в иллюзии;
- она не может не иметь склонности обманывать других;
- она не может обладать совершенными чувствами.

Сутра относится к произведениям, в которых смысл и содержание выражены в очень сжатой форме с невероятной силой и без каких-либо ошибок и искажений.

Веданта – означает «конец ведического знания».

Земля, вода, огонь, воздух и эфир – 5 основных грубых элементов материального мира, а ум, интеллект и ложное эго – 3 тонких элемента.
Вся материальная природа делится на эти 8 элементов, которые в совокупности составляют низшую природу, или энергию Господа.
Другое название этой низшей энергии – майа, или иллюзия.

Высшая энергия – пара-пракрити. Этой пара-пракрити являются живые существа, которых в этом материальном мире великое множество. Это джива-бхутам.

Верховный Господь есть Абсолютная Истина, источник энергии, и следовательно, Он обладает Своими энергиями. Когда Его энергия проявляется не так, как должно, или когда она окутана тьмой, она называется майа-шакти. Материальное космическое проявление есть продукт этой майа-шакти.
Живые существа находятся, фактически, вне этой окутанной тьмой низшей энергии. Они обладают чистым духовным бытием, чистой духовной индивидуальностью, а также чистой умственной деятельностью. Все они находятся вне этого материального космического проявления. Когда живое существо попадает в этот материальный мир (из-за своего желания властвовать над материей), его изначальный ум, интеллект и тело покрываются материальной энергией. Когда оно вновь снимает с себя покрытие этих материальных низших энергий, его называют освобожденным. В освобожденном состоянии оно не имеет ложного эго, а его истинное эго вновь возвращается к жизни.
В освобожденном состоянии человек суть не материя, но духовная душа, частица бесконечного целого.

Духовная самореализация и трансцендентальное любовное служение Кришне – вот признаки стадии освобождения.

Существуют 3 разновидности энергий Верховного Господа: энергия самого Верховного Господа, живые существа, материальный мир, или майа. Он называется авидией, или невежеством, потому что очарованное этой материальной энергией живое существо забывает свое истинное положение и свои взаимоотношения с Верховным Господом.

Как бесконечно малые составные частицы Всевышнего живые существа называются дживами.

Живое существо является бесконечно малым, потому что оно покрыто невежеством, низшей энергией.

Только в освобожденном состоянии творческая потенция живого существа проявляется должным образом.

Тело не является живым существом.

Живое существо в своем изначальном конституционном положении есть чистый дух.

Произнося вибрацию (омкара) «Харе Кришна», человек может избавиться от скверны этого материального мира.

Когда произносится омкара, все то, что обычно видится материальным, в этот момент совершенного видения видится как духовное.
В омкаре следует видеть образ Всевышнего, находящийся в сердце каждого.
Познавая омкару, человек может освободиться от двойственности материального мира и обрести абсолютное знание.

Ведические мантры и гимны несут трансцендентальный смысл, потому что они начинаются со слога Ом.

«Брахман» означает «величайший», Верховную Личность Бога.

Цель Веданта-сутры – вновь установить утраченные отношения живого существа с Верховным Господом Кришной и дать ему возможность совершать преданное служение Богу и, в конечном счете, достичь высшей цели жизни, любви к Богу.

Просто принять статус саннйаси – это еще не значит освободиться от материальной запутанности.

Нет иного пути, кроме преданного служения. Без преданного служения никто не может освободиться от материальных пут. Особенно в этот век высочайшего освобождения можно достичь, просто повторяя «Харе Кришна».
Оставляя путь преданного служения и просто занимаясь поисками знания, человек не обретает ничего, кроме беспокойств, которые он испытывает, пытаясь понять различие между материей и духом.


Рецензии