Поступки

Летняя ночь пала на зеленый сад, и он задышал теплым ветром, зашептал шелестом листвы, зазвенел соловьиными трелями. Под ветвями шли двое мужчин и тихо разговаривали. Вот один, одетый просто, но опрятно, остановился и сел прямо на камень. Помедлив, второй сел рядом, не глядя собеседнику в глаза.
- Ты обязан сделать это, - в который уже раз повторил первый, пытаясь поймать его взгляд.
- Почему? Ну почему именно я должен это сделать? – с мукой в голосе проговорил второй, пряча лицо в ладонях. – Разве я мало сделал прежде? Я договорился с ними, взял эти гроши, что они мне предложили за тебя! Не проси меня сделать большее, я просто не могу!
И он беззвучно заплакал, роняя слезы в темную траву.
Первый положил руку ему на плечо, и тот вздрогнул.
- Я могу доверить это только тебе, - убеждающе произнес он мягким голосом. – Ты единственный из них можешь понять важность этого поступка. Остальные слепо слушают, не пытаясь вникать в то, что я говорю, или стараются при любой возможности вернуться в то состояние, из которого я их с таким трудом вывел. Даже сейчас, когда я попросил их охранять вход в сад, чтобы никто не помешал нам – они спят! И если я просто исчезну – они никогда не поймут того, о чем я говорил им. Ты – единственная моя надежда, что то, что я начал, не пропадет зря.
- Но я не способен на предательство! – заскрежетал собеседник зубами.
- Кто говорит о предательстве! – впервые повысил голос первый мужчина. – Ты просто исполнишь мою волю! Ты обязан это сделать, потому что только таким образом мы сможем спасти дело всей моей жизни. Ты даже не можешь себе представить, как много зависит от тебя.
- Но разве это нельзя сделать иначе? – По голосу второго было ясно, что он колеблется.
- Думаешь, я не обдумал все варианты?  - горько усмехнулся первый. – В моих странствиях, и потом, в пустыне – я не нашел ни одного другого пути. Порой мне даже казалось, что я игрушка в руках своего отца, но потом я заглянул в будущее, и мне открылось многое.
Второй неверяще взглянул в глаза собеседника. Кроткие, умные, они словно вобрали в себя мудрость веков. А вдруг он и правда видит то, что еще не случилось, в страхе подумал он.
- Мне заплатили, - заговорил он хрипло. – Но разве деньгами можно измерить то презрение и ненависть, что вызовет мой поступок? Да меня проклянут на всю жизнь! Моим именем будут называть самых гнусных предателей! Да я не смогу жить с этим!!!
- Знай одно – это я попросил тебя об этом. Когда-то тебе воздастся за послушание. Неужели для тебя есть что-то выше, чем мое желание и моя воля?
- Нет, учитель, - прошептал тот. – Я сделаю это, сделаю то, о чем ты просишь…
- Я не сомневался в тебе, ученик. Только ты готов был всегда слушаться меня до конца. Мой отец любил повторять, что каждому воздастся за его поступки.
- А мой говорил – увидел чужое, значит бери, - грустно улыбнулся второй.
- Ты не твой отец, - улыбнулся мужчина в ответ. – Как и я, увы. А теперь иди, я хочу побыть один. И помни – ты моя надежда.
Ученик молча растворился в ночи. Мужчина прикрыл глаза, и сидел в тишине, пока шорох шагов не заставил его открыть их.
- Долгих лет тебе жизни, - тихо произнес незнакомец, ощупывая глубокими темными глазами его лицо, чуть видное в лунном свете.
- Пришел сам. Какая честь, - без тени иронии ответил тот, кого называли учителем.
- Ты веришь своему ученику?
- Он все сделает как надо. Какая ирония – самый преданный ученик, и станет предателем.
- Замечательная игра слов, - согласился собеседник, чье лицо пряталось в тени. – Я пришел взглянуть на тебя еще раз. Жаль, в тот раз у нас не получилось диалога.
- Вспомни, как ты начал разговор, - пожал плечами мужчина.
- Да, я был неправ. Видимо, во мне еще говорит обида на твоего отца. Пойми – раньше при нем я был всем! А потом – лишился всего. И до сих пор не пойму, за что. Вот я смотрю на тебя и думаю – ведь ты намного моложе меня, и по сути – никто. Но есть в тебе что-то, чего я не понимаю. Эта честь, доброта, самоотверженность – откуда она? Откуда??
- Наследство, наверное.
- Ну не скажи! Твой отец по молодости творил такое, что до сих пор помнят, и будут помнить.
- Я говорю о матери, - кротко ответил мужчина. – Отец скоро будет здесь. Хочешь с ним поговорить?
- Ну уж нет, - выставил незнакомец ладонь вперед. – Поговорю, когда буду с ним на равных. Хотя почему мне кажется, что ты не дашь мне этого достичь? Прости, я ухожу. Твой лучший ученик возвращается.
- Учитель? – донесся из темноты робкий голос.
- Да, ученик?
- У меня к тебе последняя просьба…
- Проси, что хочешь.
- Позволь мне… перед этим… поцеловать тебя. Мне будет легче от мысли, что я последним из учеников коснулся тебя.
- Я позволяю тебе это, Иуда. И благодарю.


Рецензии