Историк - не профессия, а состояние души. Продолже

Глава 20. Salvete, caesari.
Я снова в Константинополе. В Стамбуле, то есть. Мой дорогой друг Алексий пригласил меня погостить у него. Что ж, я люблю у него бывать. Мы договорились встретиться в кафе на первом этаже отеля «Стамбул». Я прибыл на рассвете, прогулялся по улицам туманного города, полюбовался Босфором и отправился в «Стамбул».
Алексия еще нет. Должен признаться, я по нему соскучился! Что ж, подожду. И где его носит?
В кафе почти никого нет. За столиком сидят две девушки и пьют чай. От нечего делать принимаюсь их рассматривать и прислушиваться к их диалогу.
- Я вчера у Митридата отобрала книгу про Империю, - говорит одна из них по-русски. Русские?
- И как?
- Его комменты мешают мне читать. Там написана куча гадостей про Нерона и Траяна.
Так, это уже интересно.
- А возле домината куча плюсиков!
Еще интереснее!
В зале кафе появляется араб в аутентичной одежде. Он подсаживается к девушкам и тоже обращается по-русски:
- Карина, Дарья, вы почему не в номере? Я волновалься!
- Юсуф, - возмущается одна из них, - мы же не можем вечно там сидеть! И вообще, когда мы пойдем гулять по Константинополю?
- Стамбулу, - поправляет араб.
Что это за люди?
- Юсуф, не нервничай, - ласково говорит вторая девушка. - Я пойду принесу тебе чай.
Она встает, отправляется к стойке (официантов здесь нет) и возвращается с чашкой чая. Сегодня мне «везет». Когда она проходит мимо меня, спотыкается, и чашка горячего чая опрокидывается прямо на мою рубашку. Блеск.
Она стоит с пораженным видом и не знает, что мне сказать. Я шиплю от боли и издаю какое-то восклицание на латыни - к счастью, цензурное.
- Ой, простите!
Хорошо, что я знаю русский.
Ее подруга подбегает к моему столику и обеспокоенно смотрит на меня.
- Обожгло?!
- Все в порядке, - отмахиваюсь я. Настроение испорчено. Я буду в таком виде встречать Алексия?
- Ваша рубашка! - сокрушается та, что пролила чай. - Хотите, я постираю? Вы в отеле живете?
- Нет, - угрюмо отвечаю я. Их друг-араб появляется рядом с задумчивым видом. Я принимаюсь промакивать рубашку салфеткой. Они стоят рядом, не зная, что делать.
- А почему вы говорите на латыни?
Я поднимаю голову. И латынь знают? Кто это вообще такие?
- Вы римлянин? - тихо спрашивает араб.
Что-то не то.
- Да.
Девушки пораженно переглядываются, и одна из них тихо спрашивает:
- Какой век?
Вот это да. Что, так видно?
- Третий. Наша эра.
Немая сцена. Затем девушки перешептываются и радостно изрекают:
- Salve, caesar Diocletianus.
Вот это да. Меня узнали.
- Кто вы такие?

Нас прерывает внезапно появившийся Алексий. Он подходит к столику и с удивлением взирает на это столпотворение.

Глава 21. Мы меняем дислокацию
Невероятно, невероятно! Цепь потрясающих совпадений!
Мы встретили еще двух знаменитостей - императора Диоклетиана и - ура, ура, ура! - Алексия I Комнина!
Диоклетиан такой пафосный, угрюмый и циничный. А Алексий - ну просто красавец! Высокий, стройный, с черными волнистыми волосами до плеч и царственным выражением лица. Веселый, оптимистичный и предельно вежливый. Они с Гаем хорошие друзья. Думаю, их можно добавлять в нашу сумасшедшую компанию.
Наше знакомство с тетрархом началось с того, что Даша случайно вывернула на него чай. Вот бедняга! Пока мы решали, что делать с потерявшим презентабельный вид Гаем, появился наш любимый византиец, который сразу со всеми познакомился и разрулил ситуацию. Теперь мы идем в какой-то из наших номеров (где чей номер, мы так и не можем понять, потому что Саладин с Митридатом периодически, как они выразились, влияют на геополитику), где, прихватив у горничной утюг, Даша собирается отстирывать результаты своего ляпа. Ну не Диоклетиан же будет это делать! Он ее уже успокоил, что рубашку он надел только утром.
По дороге Алексий травит байки про первый крестовый поход. Мы с Дашей хохочем до упаду, а Саладин обеспокоенно поглядывает на византийца. Что его так насторожило?
- Карина, - осеняет вдруг Дашу, - а что мы скажем Евпатору?
- Меня этот вопрос тоже интересует, - говорит Юсуф.
- Девочки, у вас что, коллекция древних правителей? - весело спрашивает Алексий.
- Евпатор? - хмурится Диокл. - Антиох, что ли?
- Ээ... Нет, Митридат, - с неохотой признаюсь я.
- Печально, - уныло произносит Диоклетиан. 

Мы заходим в номер. На кровати - два моих сокровища: Митридат и нетбук. Излишне говорить, что нетбук был взят без разрешения.
- Митридат, - объявляю я, - у нас гости!
Евпатор неожиданно для всех закрывает нетбук и встает с кровати поздороваться. С каких это пор он вежливый? Похоже, промывка мозгов подействовала.
- Это Алексий Комнин, византийский император, - представляю я гостя.
- Ромейский, - мягко поправляет меня василевс.
- А это... - я указываю на Диокла и не знаю, говорить ли, что он - римский император.
- А это Гай Аврелий Валерий Диоклетиан,  - заканчивает Митридат, - надеюсь, порядок я не перепутал! - и вполне доброжелательно жмет Диоклу руку.
Ух, обошлось. Митридат сегодня добрый?
- Откуда ты меня знаешь? - удивляется Гай.
- Да твои фотки в каждом учебнике по истории древнего Рима! - смеется Митридат. - А что это с твоей рубашкой? На тебя напали убийцы с чаем?
- Да это Даше просто не нравится доминат, - весело заявляет Алексий. - Это форма протеста такая.
Наша компания взрывается дружным хохотом. Так и знала, что подружимся!
Даша отправляется в ванную с синенькой императорской рубашечкой, Диокл с Митридатом пускаются в обсуждение домината, я принимаюсь слушать неутомимого рассказчика Алексия, а Саладин с медитативным видом сидит по-турецки на полу и пьет какао с корицей (в отличие от нас, он умеет пронести чашку по лестнице и ничего не разлить).
Даша выходит из ванной и начинает сушить рубашку утюгом.
- Друзья, - неожиданно спрашивает Комнин, - а вы дорого за отель платите?
- Немало, - угрюмо отвечает Митридат.
- Так может, переехали бы ко мне? - подмигивает Алексий. - У меня дом большой, разместитесь со всеми удобствами и бесплатно! Ну, и веселее, конечно, будет.
Митридат, уже заметивший, как я смотрю на Алексия, особого восторга не выказывает. Но тут византиец применяет запрещенный прием:
- Эх, видел бы ты, Митридат, какая у меня библиотека...
Евпатор мгновенно загорается энтузиазмом, так как библиотеки ему как раз и не хватает.
- Я надеюсь, мы в таком случае не доставим тебе неудобств, уважаемый Алексий? - спрашивает Саладин, оторвавшись от какао.
- Да что ты, Юсуфчик, - улыбается Комнин, - я же сам это предложил! Я живу один, мне скучно, я пригласил Диоклетиана, а он тут нашел на свою голову очередные приключения! Мне стыдно будет не воспользоваться таким шансом! Да и потом, я вас по Константинополю...по Стамбулу поводить могу.
- Я так понимаю, мы сегодня уже никуда не пойдем, - вздыхает Митридат.
- На сегодня у вас запланирован переезд! - авторитарно объявляет Алексий.
- Как, уже? - удивляется Даша.
-Уже! Потому что в отеле плата тарифицируется за ночь. Если до ночи вы съедете, платить за сегодня не придется!
- Хитрый Алексий, - смеется Юсуф.
- Да собирайтесь уже, - зевает Алексий. - Я столько всяких вкусностей закупил, как подумаю о них - желудок сводит!
Митридат упаковывает самое главное - мой нетбук, и заявляет, что он собрался, на что я с победной улыбкой выгребаю из-под кровати гору его шмоток, накануне мной же туда и закинутую. Для Митридата это был полный баттхёрт.
Начинаются сборы. Алексию очень весело. Диоклетиан пытается помочь запихнуть в чемодан все книги Митридата; ничего не получается, Гай предлагает на них попрыгать, Евпатор протестует... Саладин и Даша аккуратно складывают вещи в чемодан. Я собираю евпаторовские шмотки по двум номерам и тихо проклинаю все на свете. В общем, все смешалось в доме Облонских!
Ближе к обеду мы все-таки справляемся со складыванием вещей, Митридат применяет свою дипломатическую гибкость к недовольному портье, мы вызываем такси и отправляемся во владения Алексия Комнина.

Глава 22. Мда...
Мы переехали в дом византийского императора Алексия Комнина. У него красивый дом и замечательная библиотека, я готов бы сидеть там часами, но...
Алексий чем-то на меня похож. Энтузиазмом, что ли, своим. Неутомимостью. Веселостью. И все в таком же духе.
В том-то и вся проблема, что при этом в нем есть то, чего не хватает мне. Он добрый, мягкий, спокойный, рассудительный, заботится о друзьях и на фоне меня выглядит совершенно не эгоистом. И все время находит именно то, что в данным момент интересно слушателям.
Я бы тысячу раз не обратил на это внимания, если бы только не...
Ну почему ты все время с ним рядом? Почему ты постоянно слушаешь его философские монологи и рассказы о византийской политике? Почему ты его называешь «милый Алексий» и почему, ну почему ты так на него смотришь?!
О боги, я ревную, да, я страшно, дико, бешено ревную! Что мне делать?..

Глава 23. Мда!
Сегодня была замечательная прогулка по Константинополю. Ну, то есть, по Стамбулу. Алексий - просто потрясающий экскурсовод. И просто -потрясающий! Он столько всего знает, так интересно рассказывает, да и вообще, он такой обаяшка! Это я так, по-дружески. Хотя Юсуф все равно как-то странно смотрит. Они с Митридатом, похоже, не в восторге от нашего постоянного общения с Алексием.
Юсуфа следует успокоить. Я люблю его и только его, и ему нечего опасаться на этот счет. Алексий, конечно, лапочка, но к Саладину у меня серьезные чувства, и давно.
А вот Евпатору не мешало бы, выражаясь плебейским языком, попуститься! Эти его периодические замашки а-ля «царь царей» уже  (сколько там? Карина знает, я нет) много лет неактуальны. Так что если не хочет в очередной раз потерпеть поражение, пусть учится думать не только о себе! Сказать ему, что ли, об этом? А то ведь не догадается, sancta simplicitas.
Завтра у нас очередная экскурсия с симпатичным византийским гидом. А пока что пойду-ка я спать.


Рецензии