Вольному - воля!

                ВОЛЬНОМУ  -  ВОЛЯ!

В  журнале «Наука и жизнь», №10 за 2011 год, стр.51-59, под рубрикой  «Трибуна учёного»  опубликована  очередная статья А. Ципко  «О причинах живучести коммунистических воззрений в России» с подзаголовком  «Возможная логика исследования». А исследовать-то и нечего. Всё очевидно. Причина – извечное стремление людей к справедливости и, соответственно, неприятие и возмущение несправедливостью. Даже обезьяна (недавно были проведены такие опыты), которой дали один банан не стала производить действия, за которые другой обезьяне дали два банана, пока тоже не получила два банана. А Вы – исследования, исследования! Может, Вам и денег дать, да побольше, на Ваши исследования?
         «Сталиномания проистекает от непреодолённых коммунистических воззрений, следствием чего является атрофия чувства сострадания, неспособность впустить в душу чужую боль» (стр.51). Чистейшей воды враньё! Коммунистические, как и христианские, воззрения оформились именно в умах людей с обострённым чувством сострадания, чужой боли, обострённым чувством справедливости и убеждением, что значимость и ценность каждого человека определяется не материальными, а духовными богатствами, высокой нравственностью. Не зная истинных причин разделения людей на богатых и бедных, не видя возможностей построения реального справедливого общества, христиане переложили решение этих задач на мифическое всесильное существо – бога, якобы создавшее для душ умерших праведников справедливое общество – рай – на небе, поставив своей задачей нравственное совершенствование людей, сулившее попадание в рай после смерти. В этом смысле коммунистическое учение является  развитием христианских идей, преодолевшим естественную, обусловленную временем их ограниченность и поставившим целью создание справедливого общества при жизни людей.
           Власть предержащие периода возникновения христианства и других религиозных учений, поставивших себе целью духовное, нравственное совершенствование и отказавшихся от борьбы за построение реального справедливого общества, довольно быстро разглядели возможность их использования для укрепления своего господства. Ведь одними из постулатов этих учений являются – непротивление злу насилием и – несть власти, аще не от бога. Поэтому, совершенствуйтесь нравственно, молитесь, культивируя покорность любым властям. Власть предержащие помогали и помогают  в сооружении многочисленных храмов, поскольку эксплуатация и всяческое унижение нравственно совершенных кроме прибыли доставляет им и особенное удовольствие.
            «Но ей (власти – А.М.) .. надо отдавать себе отчёт в том, что упрочение этих (коммунистических – А.М.) иллюзий прямо или косвенно ослабляет её легитимность, подрывает духовные опоры с трудом достигнутой стабильности.» (стр.51). Какие духовные опоры? Где Вы их увидели? Нынешняя стабильность опирается на груду развалин духовности, на бездуховность. Кому, кроме власть имущих, нужна эта стабильность воровства, повсеместной коррупции, массового насилия и вопиющей несправедливости?
           «В массе-то своей россияне мало знают об объективных причинах распада советской экономики, о её коренных изъянах и изначальной неконкурентоспособности, о подлинных причинах краха СССР» (стр.51). Подлинная причина краха СССР – жажда богатства правящей верхушкой Советского Союза времён престройки и входящих в его состав республик и  жадность, и глупая доверчивость народных масс. Об «изъянах и изначальной неконкурентоспособности» советской экономики всю правду сказала премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер на заседании Американского Нефтяного института в Хьюстоне в ноябре 1991 года: «Советский Союз – это страна, представлявшая серьёзную угрозу для западного мира. Я говорю не о военной угрозе. Её, в сущности, не было.  .. Я имею в виду угрозу экономическую. Благодаря плановой экономике и сочетанию моральных и материальных стимулов, Советскому Союзу удалось достигнуть высоких экономических показателей. Процент прироста валового национального продукта у него был примерно в два раза выше, чем в наших странах. Если при этом учесть природные ресурсы СССР, то при рациональном ведении хозяйства у Советского Союза были вполне реальные возможности вытеснить нас с мировых рынков. Поэтому мы всегда предпринимали действия, направленные на ослабление экономики Советского Союза и создания внутренних трудностей». После этих слов грош цена Вашим, Ципко, и других  «видных учёных-экономистов»  исследованиям, можете выбросить их в корзину или использовать в качестве туалетной бумаги.
Столь же безосновательно А. Ципко приписывает нынешним патриотам левого толка противопоставление: «… или величие России – или уважение к правам человека»  (стр.56-57). История Советского Союза (реального социализма) свидетельствует, что рост его экономического и военного могущества сопровождался расширением прав его граждан, ростом уважения к правам человека. Реставрация  же капитализма в СССР, объявленного нынешними власть предержащими и их прихлебателями  «магистральным путём развития всего человечества» сопровождается  очевидным всё более циничным пренебрежением правами малоимущих и неимущих со стороны богатых и власть предержащих. Повседневная жизнь буквально переполнена примерами.
           Кстати, не подобает доктору философских наук ставить знак равенства между категориями   «капитализм» и  «рыночная экономика». Они далеко не равнозначны. Рыночная экономика существует везде, где имеет место возмездный обмен излишков (или специально произведенных для обмена) продуктов труда между отдельными (обособленными) производителями. Степень обособленности этих производителей не играет определяющей роли, она может быть самая разная. Определяющий признак наличия или отсутствия рыночной экономики – именно возмездность обмена. То есть тот факт, что свой продукт я отдаю только в обмен на другой продукт, заключающий в себе, в идеале, примерно такую же величину общественного необходимого для его производства времени, что и мой. Или же в обмен на всеобщий эквивалент – деньги. С этой точки зрения рыночная экономика имеет место быть и при рабовладельческом строе, и при феодальном, и при капитализме, и при социализме. Но в каждом из них, и на разных стадиях их развития рыночная экономика имеет свои специфические особенности, обусловленные степенью развития общественных и производственных отношений. Рынок в США, например, сто лет назад и сейчас, конечно же, не идентичны.
        Ещё один перл: «.. сталиномания наносит удар по престижу России, побуждает сомневаться в моральной состоятельности современной российской нации. Представляете, как выглядит в глазах современного европейца государство, где до сих пор в почёте лидер, по вине которого пошла под нож не только национальная элита, - миллионы прошли через муки ГУЛАГа, миллионы вымерли от искусственного голода?!» стр.51. Отвлечёмся от повторов диссидентских измышлений. Современные европейцы, не заботясь, как они будут выглядеть в глазах россиян и других народов Земли, совсем недавно разбомбили Югославию, Ирак, Ливию и только чуть более 60-ти лет назад прекратили неприкрытый грабёж своих колоний. В значительной степени освобождению от колониальной зависимости  народы обязаны Советскому Союзу. Так почему русские должны стыдиться своей истории или ощущать свою неполноценность перед европейцами, история которых ничуть не менее, а даже более драматична и кровава, чем российская, а тем более советская?
         И, как всегда, А. Ципко пытается всё валить с больной головы на здоровую. Например, на странице 59 он пишет: «… Неужели не понятно, что нынешняя умирающая русская деревня, массовый алкоголизм, уничтожающий мужское население Центральной России, - это результат насильственной коллективизации?!». Его не смущает даже временной лаг в 70 лет между причиной и следствием. На самом деле одна из причин (основная) этого явления – принудительная ликвидация под видом реформ коллективных сельскохозяйственных предприятий, начатая Горбачёвым, продолженная Ельциным и его последователями.
         Умозаключения А. Ципко тем более удивительны, что он не лишён способности адекватно воспринимать  действительность. Вот что он пишет на стр. 53-54: «Надо видеть правду. Население   РСФСР никогда бы не пошло ни за Ельциным, ни за  «Демократической Россией», если бы вожди антиаппаратной оппозиции честно сказали людям, что хотят реставрировать рыночную экономику, покончить с социальными гарантиями советской системы, распустить колхозы и совхозы, закрыть нерентабельные промышленные предприятия, возродить безработицу и т. д. … Никогда так не были зримы причины победы большевиков в России, как сейчас, в условиях чудовищного роста различий в доходах населения, зашкаливающей за все разумные пределы поляризации общества. … Но ведь сейчас раскол между офшорной олигархией, у которой и деньги, и дома, и дети в Лондоне, и санитаркой, живущей на семь тысяч рублей в месяц в Тамбове, куда больше, чем между сахарозаводчиком и его рабочим в царской России. ….
Все видят, что те, кто наверху озабочены прежде всего своими личными, семейными интересами. И этот обнажённый эгоизм нашего правящего класса свидетельствует, что и у него на самом деле нет веры в будущее своей страны. ... Но и сейчас происходит массовая десоциализация, "расчеловечивание» народа, в первую очередь молодёжи, которая не только живёт вне национальной истории и вне национальной культуры, но, кажется, лишена способности реагировать умом и душой на гуманитарные проблемы».
Довольно объёмная статья А. Ципко в популярном журнале не представляет научного интереса. Это – демонстрация желания автора ещё раз вылизать власть предержащим известное место. Что же, вольному – воля, лижите!

      14 ноября 2011г.          Александр Мальчуков.
Тверская обл., г. Андреаполь.


Рецензии