ч. 290 Жертвенное исключение

                § 290  Жертвенное  исключение.

  Настала    пора   поразмыслить   об   исключительных   людях,  проявивших  жертвенность   на   меркантильном,   прагматичном   и   своекорыстном   Западе.
 И   сразу   в   памяти   сердца  не  всплывает,  но  взлетает  самолет   с  вечным   французским   летчиком   и   писателем   Антуаном   де   Сент- Экзюпери.
 Создатель  замечательных   книг   «Маленький   принц»,   «Планета    людей»   и  других   шедевров,  в  том  числе   незавершенного   труда  «Цитадель»,   налетал    тысячи   часов   на   почтовых    рейсах   в    Южной  Америке.   Ко  времени  своего  подвига  он   перевалил   по   земным   жизненным   меркам  за  «второй   перевал»,  то  есть   за  40   лет,   поселился     временно  в   благополучном    внешне,  но  неблагодарном    Нью-Йорке.  Казалось  бы,   чего  ещё  желать  человеку?  Но   великий    человек   Франции  и  мира  подчинил   себя   неудержимому   жертвенному   порыву,   и    отправился  на   войну   за   освобождение   человечества  от  фашизма.
Сент -  Экзюпери   погиб   над    просторами   Средиземного   моря    незадолго   до   освобождения    своей   Родины     в   1944   году.
Гений    словно   растворился   меж   двух  стихий:   воздуха   и   воды,  чтобы  его   помнили  и  искали  вечно.
Искать  его   нужно  не  на  дне   моря,  а  в   глубине   своего   сердца    и  в   просторах  души.
 
   Подобной     героической    участи   удостоился    норвежский   писатель    Нурдаль   Григ,  погибший   в   42   года    во   время    налета   на  Берлин.
 
   Североамериканский    писатель   Эрнест   Хемингуэй    и   австрийский    мыслитель   Людвиг    Витгенштейн    начинали    свой    творческий   путь    почти   одинаково,  хотя  и   сражались   по   разную   сторону   окопов    1-й    мировой…
В   1918   году   юный    Хемингуэй    был   тяжело  ранен,    и   тогда   же   написал    один   из   главных    своих    романов   «Прощай,  оружие!»
Хемингуэй   с   конца   1-й   мировой   войны   до   конца   своей  жизни   являлся    не   только   замечательным   писателем,  но  и    общественным    деятелем.
Он  участвует   в   качестве   журналиста   в   войне    против   фашизма   в   Испании.
           Этому   противостоянию    сил    добра  и  зла     посвящен   его    роман   «По   ком  звонит  колокол».
 Писатель   всегда   был   с   людьми,   в   гуще   событий,  описывая   и   переплавляя   в  творческом   горниле    все,  что  изведал   лично   и   сполна   ощутил   на   себе.
 Потому   его   не  только   можно,  но   и  нужно   считать     жертвенной    личностью.
 
    …Молодой   австриец   Людвиг   Витгенштейн   в    окопах    все   той  же   1-й   мировой    написал   свой   знаменитый   «Логико-философский  трактат»,   вызывающий    и   поныне   неослабевающий    интерес    в   научном   мире.
  В   траншеи   философа,  ставшего    солдатом   добровольно,   повлекла   неосознанная  жертвенность,   ставшая   со  временем   оформленной,  утвердившейся   и    верно  направленной   и   направляющей .
  Разве    можно   было  в  начале     почти   губительной   для   западной    цивилизации   войны   сразу   понять, кто   прав,  а   кто  неправ.
   После   возвращения   с    фронта     Витгенштейн    в   самом   прямом    смысле   начинает   следовать   заветам   Христа.   Он   раздает   свое   приличное   наследство   нуждающимся    поэтам  Р.М.Рильке,  Георгу   Траклю,  Паулю    Целану   и   другим.
    Сам  же  мыслитель   направляет   свой   жертвенный   импульс   то  на  стезю   учителя   сельской  школы,  отдав  этому   поприщу  6   лет,  то,   совершая     поездку   в   Советскую   Россию,  на   которую    уповали   тогда   многие    подлинно   прогрессивные  люди,   и   которая,   конечно  же,  была  далека  от  совершенства.
   Хотя   жертвенные   попытки   мыслителя    были   не  всегда  удачны,  однако   он   до   конца  оставался  на  верном  пути    и,   умирая,   мог  с   полным   правом    произнести: «  У  меня   была   замечательная   жизнь!»
   
    ...В   данной   главе   не   будет   упоминания   таких    выдающихся     деятелей   культуры    как   Пабло   Неруда,  Марио   Варгас    Льоса, Мигель   Анхель   Астуриас,   Тилак,   Рабиндранат    Тагор,  Лу   Синь,  Кэндзабуро    Оэ.
  Мастера   искусств   угнетенного   Юга    и   униженного    Востока     просто    обязаны   быть  на   страже   интересов  своих   народов,   иначе  они   становятся   предателями…
 
    Между   тем   в  США  и   других   странах  Запада   существовал   и,  вероятно,   ещё   продолжает   жить    и   бороться     Внутренний  Восток.
   Это   определение   сообществу   честных   людей   Запада   дал   великий   мыслитель   России    20-го   века   Александр   Сергеевич  Панарин.
    Пожалуй,  в   первую  очередь     в   ряду    жертвенных    личностей    следует   назвать     крупнейших     писателей-   реалистов    США.
     Джон    Стейнбек    помимо   других    замечательных    произведений   создал    потрясший   Северную   Америку    роман  «Гроздья   гнева»,   повествующий   о   тяжком   иге   «Великой   депрессии»,   поразившей    богатейшую     страну   мира.
      Ввиду   так   называемого   «кризиса    перепроизводства»    миллионы   людей   были  обречены   на   голод   и нищету.
Роман   Стейнбека    пытались   запретить  в  США,   кичащихся   своим    демократизмом.
Преследовался   и  сам   Джон   Стейнбек   за   якобы   клевету    на   «великую   американскую   мечту».
    Активно    проявлял   жертвенность    и   такой   выдающийся   мастер   прозы   и   публицистики   как   Теодор   Драйзер.
 В   своих   романах    «Финансист», «Титан», «Стоик»,  а   также   в   грандиозной     эпопее   «Американская   трагедия»,   литератор    беспощадно    вскрыл   язвы    американского   образа   жизни.
    Североамериканский    писатель-коммунист   Эптон  Синклер   написал   картины   жесточайшей    эксплуатации   рабочих   на  бойнях      Чикаго (роман   «Джунгли»),  угольных    шахтах (роман   «Король-уголь»), нефтяных   промыслах (роман «Нефть»).
   
    Яростным  противником    империализма   и   войн,  неизбежно   порождаемых   им,  был  выдающийся  писатель  Франции    Анри   Барбюс,  главным     произведением    которого   является    антимилитаристский     роман   «Огонь».
   Барбюсом   было   также   создано   много   ярких   рассказов   и   роман   «Ясность».
   Анри   Барбюс   сам   прошел   через   горнило   бессмысленной  войны,  этой   лютой   схватки   нескольких   государств – хищников,  жертвами   которых   стали   миллионы   людей   во  всем  мире.
   В   одной   из   глав   своего  небольшого   по   объему,  но  весьма  значимого   по   содержанию    романа    писатель   говорит    о   жертвенной    роли,  которую    поневоле    уготовали    парижские  дельцы    жителям   Сенегала   и    других    африканских    колоний    Франции,  первыми    бросая    их  в    прорыв,  под    сокрушительный     огонь    германской    артиллерии. 
Великий   австрийский  поэт   Райнер   Мария   Рильке   дружил   и  переписывался    с   выдающимися    русскими   людьми.
 Известна   его   многолетняя   дружба   с   великим   русским   поэтом   Мариной     Цветаевой.
 
    При   посещении   России,  случившемся    в  начале    20- го   века,   Рильке   произнес   слова,  ставшие    крылатыми  на   все  времена: «Если   все   страны  граничат  друг с   другом,  то  Россия  граничит   ещё  и с   Богом …»2            
 И   это  сказано  человеком,   родившимся   и    возросшим     в    одной   из   самых   благополучных   стран   Европы  и  мира,  человеком,  с   детства    ходившим   по   вымытой   до    зеркального   блеска   брусчатке   мостовых    и   спавшим   не   под   крышей,  созданной   из    соломы   или   осиновой   дранки,  а   под   черепицей.
 Несмотря   на   свое   большое   для   короткой   по   земным  меркам   жизни (Рильке   умер  в   50  лет   от  малокровия),   Рильке   может   считаться   великим   за   одну    эту   фразу.
 
   Сразу   же  после   окончания    1-й   мировой  войны    молодой  ученый    Освальд   Шпенглер   облюбовал   один   из   чердаков   Мюнхена.  Там   он  в   течение    четырех   лет   с   1918   по  1922   годы,  невзирая   на   нужду   и  лишения,   порою в  самом   прямом   смысле   питаясь   хлебом   и  водой, создал   одну   из   величайших   работ   по  историософии,  название   которой    говорит   о   многом  -  «Закат   Европы».
Несмотря  ни   на  что,  Шпенглер   не   пошел   на  службу  к  нацистам,  пытавшимся   вооружиться   его  идеями  для   восстановления   мощи  всепожирающего   Запада.

   Нельзя не сказать ещё об одном исключтеьном жертвенном мыслителе, соотечественнике и современнике Шпенглера.
Его звали Вальтер Шубарт, он  был известным философом, он искренне верил, что Европа и мир могут спастись только славянской душой. Точнее, русский душой. Вальтер  Шубарт родился в 1897 году. Уже зрелым человеком/ ему было 36 лет/, вследствие своих прорусских убеждений бежел из фашистской Гераманиии в Ригу. Бежал вместе с женой, русской эмигранткой Верой Марковной Шубарт, которой он и посвятил свою главную книгу «Еврпа и дуща Востока». Увы, судьба мыслителя оказалась поистине трагичной. В Советской России он сгинул в жерновах Гулага. Он считал, что задача России – вернуть душу человеку. Как раз из глубины своих беспримерных страданий она будет черпать столь же глубокое познание людей и смысла жизни, чтобы возвестить о нём всем народам Земли. Русский обладает для этого теми душевными прдепосылками, которых сегодня нет ни у кого из европейских народов.

   В    30-х   годах   19-го   века  от   Р.Х.  в  США   возникло   движение   аболиционистов, то  есть   сторонников   отмены   рабства.
 Одним   из   его   ярчайших   действенных   представителей   был   Джон  Браун,   погибший   вместе   с    сыновьями    и   своим  небольшим   отрядом   в    28  человек   при  захвате   арсенала   в   городке   Харперс – Ферри.  Это   случилось     в   1859   году.
 Аболиционизм  набирал  силу,  особенно   на севере   США.  Жертвенным   исключением   здесь   явились   белые  люди, ставшие   на  защиту   темнокожих.

   В   ряду   жертвенных   исключений   стоит  немало   людей  европейского  происхождения,   которые   посвятили   свои  жизни   изучению   и   защите   дикой   природы    всех   материков.
 Это:   Жак  Ив  Кусто, Джеральд  Даррелл,  Конрад  Лоренц.
В 1987   году   ушел  из   этой  жизни   выдающийся    шведский    писатель,   кинодокументалист   Ян  Линдблад  (1932 – 1987).   Ученый   болел  с  8  лет   диабетом,  родился  в  бедной   семье.  Однако,  будучи  с  детских   лет  хилым   и  болезненным,  он  стал  заниматься   акробатикой   и   сумел   немного    поправить  свое  здоровье.
В  1954   году   Линдблад     поступил  на   биологический   факультет    Стокгольмского   университета.
Стал  снимать   первые  фильмы   о   природе  Швеции,  совершил   поездку   в   Южную  Америку.
За     свою  недолгую   жизнь   им   было   написано    10   замечательных    книг: « Путешествие   к    красным   ибисам», « В   совином  царстве», « Мой   зеленый   рай», «Белый   тапир   и   другие   ручные  животные», «Мир   книги   джунглей».
 В  1980   году   у   писателя   отказали   почки,  и    родная  сестра    пожертвовала   свою   почку   брату,   ради    продолжения   его   жертвенного   труда    по   сохранению   дикой   природы.
 Впрочем,  природа  не   бывает    дикой,   зато     потребительскому   безумию  человека,  кажется,  не   будет   предела.
 Из   печати   выходят   книги: « Тигры – наша   самая   захватывающая   сказка», « Мои   тропические   миры».
 Последним   трудом   Яна   Линдблада   была  книга « Человек -  ты, я   и    первозданный »
 
   В   ряду   исключительных   жертвенных    личностей   Запада   не   просто  стоит,  а  сражается,   действует  великий   норвежский   ученый      Фритьоф   Нансен.
Мало   того,  что  он   совершил  выдающиеся  научные  открытия  в  области   полярных   льдов,  но  он  весьма   способствовал    обретению    Норвегией   независимости   от   Швеции.    Только   в   1905   году,   во    многом   благодаря   усилиям   учёного    его   родина  получила   суверенитет.
 Однако   самой   главной   заслугой    Нансена     можно   посчитать   его   поистине  безмерную   и   бескорыстную  любовь  к  России.
После   «бесполезной   бойни»,  каковой   Фритьоф    считал   Первую   мировую войну,  он  стал   энергичным  сторонником  Лиги  Наций,  в   которой   долгое   время    представлял   интересы   Норвегии.   Документально   зафиксировано, что  благодаря   его   усилиям   смогли   вновь  обрести   кров   437   тысяч   человек,  обездоленных   военным   катаклизмом.
 
   Как    известно,  в   начале   1920-х   годов  Антанта   решила   задушить   большевистский   режим   экономической   блокадой,   которая,  в  первую   очередь   отразилась    на   простом   населении.   Нансен,  два   года    проживший   в  Поволжье,   демонстрировал  с   трибуны   Лиги Наций   фотоснимки   исхудавших   полумёртвых   детей  и  требовал  у   могущественных   стран   Запада   прекратить   массовое   убийство.
Несгибаемость  учёного   привела   к   созданию   Комитета   помощи   голодающим,   где первую  скрипку   сыграла   его   родина,  Норвегия,   внеся   начальный   и   очень крупный  взнос   для    поддержки   страдающей  России.
 
   В   1933  году   Нансен   получил   Нобелевскую премию  мира   и    потратил  её…  на  строительство  сельскохозяйственных   станций  в  Саратовской   области  и  на  Украине.  По  самым   малым   подсчётам,  в  итоге  его  деятельности   удалось  спасти   от   голодной   смерти   шесть с  половиной   миллионов   россиян.   Именно   поэтому   на  склоне   жизни (а  умер  учёный  в   1930-м    году)  Фритьоф  Нансен   стал  национальным  героем  не  только  в  Норвегии,  но и  в России.

   Великий   немецкий   философ   Фридрих   Вильгельм   Йозеф   Шеллинг    прожил   долгую  и   полноценную   жизнь.  Он    создал   немало   замечательных  трудов: «Идеи   к  философии   природы», «О   мировой  душе», «Система   трансцендентального идеализма», «Философия   искусства», «Мировые   эпохи», «Философия    мифологии», «Философия    откровения» и  др.  Шеллинг   был   отцом   пятерых   детей.   Шеллинг   встречался   с  братьями  Киреевскими,  П.Я.Чаадаевым, В.Одоевским, М.Бакуниным  и   другими   выдающимися   русским   людьми.  Есть  сведения,  что  он  не  только с  уважением  относился   к  Православию,  но  и  хотел  принять   это  вероисповедание.
Однажды   в  разговоре  с  Одоевским   Шеллинг   сказал: «Чудное   дело  ваша   Россия,   нельзя  определить,   на   что она  назначена  и  куда   идёт  она,   но  к чему-то  важному  назначена».
Мельгунову  Шеллинг   тоже  объяснялся  в   любви  к   России.

   Конечно, в   этом   ряду   нельзя  не   увидеть   великого  немецкого мыслителя   Карла   Маркса.  В  связи  с   реставрацией   капитализма  в   России   эта  личность стала   своего  рода   устрашающим  «жупелом», но  ведь  именно  при  посредстве  марксизма,  этого   учения,  рожденного  на   Западе,  были   освобождены  от  империалистов   многие  страны  Востока  и  Юга.   
Часто  нынче   упрекают   Маркса  в   том,  что  он   якобы   ни  дня  не   работал   по  своей  специальности,  то  есть  не  участвовал  в   буржуазном  судопроизводстве  в   должности   адвоката.  Адвокат   по-русски  защитник.  Разве   учение   Маркса  при  всех   его  недостатках   не  служит  защищающим   документом   для   угнетённых   всего мира, и  в   то же   время  обвинительным  вердиктом  для   обезумевших  от   прибыли  частных   собственников?
Маркса  вполне   можно   упрекнуть  в   русофобии  и   вообще  в   ненависти  к   Славянам.   Да,  у него   есть   немало   статей,  направленных   против   царского   правительства,  но в   то же   время в одной из статей он   говорит  о  том,   что  Россией   в   то  время   по  существу   управляли   немцы.

   Разоблачению  поистине  чудовищной   власти  «золотого   тельца»  над  умами  и   душами  людей  посвящали  свои  произведения   великие  писатели   Франции   19-го   века:    Оноре   де   Бальзак,  Виктор   Гюго,   Ромен   Роллан,  Эмиль   Золя.

   Милосердием  и   состраданием   к   униженным  и   оскорблённым   пронизаны   романы   великого   англичанина   Чарльза   Диккенса,  с   малолетства   испытавшего   нужду   и  лишения   на  собственном  опыте.
Писатель часто выступал по общественным вопросам. Это органически сочеталось с литературным творчеством Диккенса, которое от начала и до конца было проникнуто пафосом борьбы против различных форм социальной несправедливости.
Как известно, публицистические мотивы весьма значительны в романах Диккенса. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он нередко откладывал перо романиста, чтобы написать статью или выступить с речью. Гражданское чувство, общественный темперамент были органически присущи Диккенсу. Вся его публицистика проникнута живейшим интересом к тому, что составляет предмет наибольшего значения для современного общества.

   С самого начала литературной деятельности Диккенс провозгласил своей задачей служение интересам общества, в первую очередь простого народа. Выступая на банкете 25 июня 1841 г.. Диккенс рассказал о побудительных мотивах, двигавших его творчеством: «Мною владело серьезное и смиренное желание — и оно не покинет меня никогда — сделать так, чтобы в мире стало больше безобидного веселья и бодрости. Я чувствовал, что мир достоин не только презрения; что в нем стоит жить. и по многим причинам. Я стремился найти, как выразился профессор, зерно добра, которое Творец заронил даже в самые злые души. Стремился показать, что добродетель можно найти и в самых глухих закоулках — что неверно, будто она несовместима с бедностью, даже с лохмотьями...»
Эта человеколюбивая настроенность свойственна как романам, так и публицистике Диккенса. И романы и публицистика Диккенса преследовали одну цель: возбуждать ненависть к» всем проявлениям общественной несправедливости и учить людей добру.
Диккенс сознавал, что столь большие нравственно-воспитательные и просветительные задачи не по плечу одному человеку. Поэтому на протяжении почти всех лет литературной работы он собирал вокруг себя литераторов, способных под держать его стремление создать литературу, воздействующую на сознание народа. Отсюда же постоянное стремление Диккенса иметь орган печати, который обращался бы к широчайшим слоям общества.


1 Барбюс А. Огонь. Ясность. М.: «Художественная  литература»,1980.- с.60.
2 Рильке. Р. М. //Избранное. М.: «Искусство»,1994.- с.320.


Рецензии
Как у вас все научно и добродетельно! С параграфами... сила!

Игорь Маслов   25.11.2011 11:51     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Игорь. Ну не совсем у меня научно, ибо нет имманентности и трансцендентности, перцепций и антимоний, а также прочих философских терминов. Пытаюсь писать, чтоб было понятно всем людям, хоть и ен всегда выходит. С уважением, Сергей.

Сергей Владимирович Жуков   25.11.2011 11:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.