К чему приводит обида?

Болезнь Паркинсона — достаточно редкое заболевание и знакомо далеко не каждому, хотя многие об этом слышали.
Это тяжелое неврологическое заболевание, приводящее людей к инвалидности и смерти. Постепенно человек утрачивает способность нормально двигаться.
Может быть спастическая форма и тогда человек начинает двигаться, как не смазанный маслом «дровосек» из «Волшебника изумрудного города». При второй форме наблюдается тремор. Руки начинают дрожать так, что невозможно пить из стакана.

Неврологи точно знают очаг поражения — мозжечок.
Ядро, величиной с булавочную головку или ногтевую пластинку мизинца, которое отвечает за свободное движение.
Причин  поражения много: склероз, травмы, воспалительные болезни центральной нервной системы.
Лечение лишь на время ослабляет симптоматику, не приводя к здоровью.
Нас же интересует здоровье. Только оно!!!
 Утратив здоровье, человек вдруг начинает его ценить.
Он начинает понимать, какое счастье быть здоровым.
Утрата здоровья — это не наказанье божье, как многие всерьёз полагают, а знак того, что жизнь, которую человек ведёт, не нравится ему, не устраивает его. 
Её нужно менять, иногда чуть подправить («косметический ремонт»), иногда крупные серьёзные изменения («капитальный ремонт»). Изменения человека, как правило, пугают, так как лишают стабильности. Если при головной боли мы можем обойтись «косметическим ремонтом» или «лёгкой уборкой», то болезнь Паркинсона требует серьёзного пересмотра существующего положения вещей.

Я расскажу две истории, два клинических случая из моей практики.

История первая.

Невролог направил мне женщину с истерическим неврозом. Не может ходить, не может глотать.
Начинаем беседу.
Прекрасная семья, двое детей. Она не работает, сидит дома. Всё хорошо. Случается перестройка и мужу не платят деньги на заводе, но он ничего не меняет, ждёт, когда «рак свистнет».
Она устраивается бухгалтером-экономистом в фирму (у неё прекрасное образование) и начинает кормить семью, думая, что это временно.
Через три года она работает уже в двух фирмах, через пять в трёх.
И всё прекрасно. Модель прежняя — у нас идеальная семья.
И всё бы ничего. Так можно и до старости дожить, но муж говорит нашей красавице: «Я ухожу от тебя. Я тебя не люблю».
Собрал чемоданы и ушёл.
Она в слёзы. Побежала к психологу.   Молодая девушка только после Университета  сказала, что  ей радоваться нужно, а не плакать!
Она поняла, что никто ей не поможет. Горюя, продолжала работать — семью надо содержать.
Потихоньку  стала приходить в себя. Поняла, что жизнь не кончилась, что "небо не упало", что она справится. 
Тут Он возвращается (через 4 месяца). Говорит, что это была ошибка, что он её любит, что жить без неё не может. Они стали жить вместе, а как иначе?
Образ идеальной семьи нужно поддерживать. Они ничего не изменили, ни о чём не говорили. Стали жить, как жили.
Это только в сказках: «стали жить-поживать, да добра наживать».
В реальной жизни наша героиня, идя на работу, подскользнулась, упала и ушибла плечо. Обратилась за помощью. Стала лечиться, а ей всё хуже и хуже. Рука повисла как плеть. Стала плохо ходить. И тогда невролог отправил её ко мне.
Наш невролог  после тщательного осмотра и  сопоставления всех данных поставила ей диагноз: болезнь Паркинсона, спастическая форма.
Мне порекомендовала отправить её неврологам, потому что её ждёт группа инвалидности со всеми вытекающими последствиями.
Я спросила  эту прекрасную женщину — «Что Вы будете делать, если поправитесь?». Она сказала: — «Разведусь, а сейчас я болею, кому я нужна?» 
Она думает, что не может развестись, потому что болеет, а на самом деле болеет, потому что не может разрешить ситуацию с мужем.
Наши пациенты часто путают причину и следствие!
От психотерапии она отказалась. Неврологи её взяли на учёт. Она получает медикаментозную помощь бесплатно.

История вторая

Вторая история со счастливым концом.
Ко мне обратился мужчина- руководитель  крупного  медицинского учреждения, с просьбой помочь справиться с волнением перед выступлением.
Ему предстояло проводить юбилей организации, которую он возглавлял уже лет 20, а выступать не мог- дрожали руки, голос.
Когда я его увидела, я подумала, что у него рак в конечной стадии, так он был худ. Глаза ввалились, взгляд из небытия. Одной ногой в могиле.
Я знавала его раньше.
Высокий красивый мужчина, 49 лет. На вопрос- " что случилось", он поведал мне историю болезни.
Он пять лет на учёте у неврологов с болезнью Паркинсона. Каждые три месяца приходится менять препараты, потому что старые не помогают.
Сначала наращивают дозы, а потом и вовсе перестают помогать.
Я спросила: — «На кого вы так обиделись пять лет назад?»
Он  очень удивился и спросил в ответ, откуда я это знаю, и рассказал уже совершенно другую историю про жизнь, где были две страшные обиды, которые он носит в себе до сих пор.
Он скрытный,  сдержанный, деликатный человек.
Я предложила ему психотерапию, думая, что придётся уговаривать часа полтора. Руководители такого ранга не очень жаловали лечение в отделении неврозов психиатрической больницы.
Он согласился сразу, потому что действительно был на грани жизни и смерти. Психотерапия была долгой и успешной. Через год этот мужчина снова стал молодым красивым и цветущим. Он отказался от неврологических препаратов.
Единственно, что напоминало о прежнем недуге — лёгкий тремор в правой руке. Я думаю, если бы он пришёл сразу, то последствий можно было избежать. А так осталось напоминание о том, что бывает, если действуешь себе во вред.

Понятно, что с такой обидой жить нельзя, и поэтому он медленно умирал. Ноги перестали нести его на работу. Здесь интересно ещё следующее: почему именно мозжечок, а не желудок, не печень, не рука? Именно ноги несут нас вперёд. А дорога вперёд была ему закрыта. Он закрыл её себе, нося обиду на несправедливость со стороны высшего руководства. Ответить им он не смел.

Я рассказала эти истории, чтобы быть более убедительной в рассказе о психологической составляющей любого, даже самого тяжелого и непонятного заболевания. Он — этот компонент есть всегда, но мало кто его видит. Вспомним женщину из первого примера. Ей проще оставаться больной, чем признать факт, что её семья уже далеко не идеальна.

Фото: sergis blog
http://www.flickr.com/photos/srgblog/


Рецензии