Мужское и женское проблемы созависимости

Когда-то очень давно, когда Земля только зарождалась, люди выглядели совсем по-другому. Каждое человеческое существо было двуполо и имело две головы, четыре руки и четыре ноги. Люди были совершенными созданиями и ничего не боялись. Их глаза смотрели в разные стороны, поэтому они вовремя замечали опасность и могли ее избежать. Их руки не уставали работать, а ноги могли бежать очень долго. Люди были сильными и могучими, они легко справлялись со всеми трудностями, запросто преодолевали любые препятствия. И главное им никто не был нужен для продолжения рода человеческого.



Люди были подобны богам, они не нуждались в помощи, защите и покровительстве. Когда Зевс увидел это, он разгневался и испугался, стал думать, как ослабить силу людей, и, наконец, придумал: он послал на Землю молнию, которая разделила каждого на две части. С тех пор у людей стало по одной голове, по две руки и по две ноги. Людей на земле стало намного больше, но сила их значительно уменьшилась. И с того времени, говорит Платон, донёсший до нас эту притчу, люди бродят по Земле и ищут свою половину, чтобы соединится с ней и снова стать сильными и неуязвимыми. Считается, что человек, нашедший свою половину, становится равным богу.

Когда мы знакомимся с этой притчей, то понимаем, что речь идёт о зависимости. Причём о зависимости на уровне физического слияния. Такое слияние вряд ли может быть комфортным, если воспринимать его буквально (сиамские близнецы). В то же время кто из нас не мечтает о взаимоотношениях, метафорически описанных Платоном?

Мы будем называть такую зависимость партнёрской, или экологичной, подразумевая тем самым, что в системе (семье) каждый достигает свои цели и вместе это делать гораздо эффективнее, чем поодиночке. И достижение каждым своих целей помогает достигать цели партнёру. Таким образом, формируется высокосинергетичная система, в которой взаимозависимость позволяет достигать эффекта синергии.

Карл Густав Юнг описал архетипы человека. Одни из самых известных — это архетип «анимы», женского начала в мужчине и «анимуса» — мужского начала в женщине. Любое явление описывается через форму и содержание. Если есть только форма, но нет содержания, то нет целостного явления; если есть содержание, но оно не оформлено, то целостное явление также не выстраивается.

Таким образом, соединение мужского (формы) и женского (содержания) необходимо для проявления целого. В представлении большинства людей мужское — это рациональное, логичное, прагматичное, последовательное. Это сила, агрессия, лидерство. А женское — иррациональное, интуитивное, непоследовательное, эмоциональное. Это слабость, мягкость, уступчивость. Женщина, будучи спокойной, расслабленной и как бы слабой, на самом деле очень сильна и мужчины знают об этом и боятся этого. Это интуитивное знание. Боятся потому, что не понимают проявления женского, т. к. это тайна, иррациональное, не поддающееся логическому объяснению. Поступки, логику женщины нельзя «разложить по полочкам». Все неизвестное является опасным, поэтому мужчины стараются в себе это подавить каким-то образом и стараются подавить это в женщинах, с которыми они встречаются в жизни, подсмеиваясь над этим, подтрунивая, говоря, что это «женская логика», считая это второстепенным, не важным, малозначимым. Таким образом, формируются отношения, которые мы будем называть зависимостью (созависимостью) конкурентной или не экологичной.

Хотя на самом деле, соединение линейности рационального мужчины и объемности иррационального женщины приводит к балансу. Соединение мужского с женским приводит к появлению новых качеств в системе (человек, семья, корпорация, общество), которых нет отдельно в мужском и отдельно в женском.

Если обратиться к хрестоматийному примеру спора между физиками и лириками, то можно предположить, что «физики» — это проявление мужского начала, а «лирики» — женского. И гармоничное сочетание этих качеств, например, у физика, позволяет ему делать открытия, доверяя своей интуиции, включая свое воображение, выходя за рамки научных представлений своего времени. Эйнштейн по этому поводу писал, что воображение гораздо важнее знания. В то же время без прагматического подхода к жизни ни один поэт или художник не сможет донести свои произведения до людей и, в конечном итоге, просто останется без средств к существованию в материальном мире. Очень часто бывает так, что мужчина делает что-то, следуя определенной стратегии, заранее спланированной, намеченной, уже известной. Женщина следует тому, что никакой стратегии у нее нет, но она действует не менее успешно. Она следует интуиции, иррациональным побуждениям, слыша нередко, что действия её не разумны и не поддаются никакому логическому объяснению. И вопреки «здравому смыслу» все же приходит к успеху. И не случаен феномен успеха женщин в бизнесе. Женщины создают совершенно новые бизнесы, которые с «разумной» точки зрения невозможны, но они опять же становятся успешными.

В то же время распространён сегодня феномен, когда женщина стремится конкурировать с мужчиной, проявляя свои «мужские» качества, стремясь к «равенству» или превосходству игнорирует свою женскую часть. И становится «мужчиной второго сорта», забывая о том, что мы «равные и разные». Часто такая женщина остаётся одна, либо формируются взаимоотношения с мужчиной в модели конкурентной зависимости (созависимости). Классический пример — жена-бизнесмен, муж-алкоголик, сын (дочь)-наркоман.

Мужское поведение, проявление мужского — это стратегии логики, точного планирования, известных образцов действия, и такие стратегии полезны и необходимы, когда находишься на знакомой территории, когда занимаешься чем-то известным и привычным.

А женское поведение, проявление женского — это стратегии интуиции, стратегии иррационального, «действия по наитию», решения сердцем в противовес решений, которые принимаются умом, и такие стратеги необходимы для хождения по неизведанным путям, для создания нового, для выхода за рамки привычного. И сочетание этих стратегий, сочетание мужского и женского, позволяет достичь целостности и позволяет проще, легче и радостнее решать любые задачи, жить, творить, достигать. Это и есть суть партнерских отношений внутри себя, когда человек принимает в себе и мужское и женское и гармонично развивает, проявляет эти стороны себя и использует те ресурсы, которые сокрыты в каждой из частей. Возвращаясь к притче Платона, находит свою половину внутри себя и находит свою половину во внешнем мире. Такая взаимозависимость позволяет партнёрам раскрывать свою божественную суть и реализовывать своё предназначение.

В дружных семьях, существующих много лет, мужчина всегда прислушивается к мнению женщины, уважает ее мудрость, ценит ее интуицию, а женщина чувствует себя как за каменной стеной, следуя стратегии силы, разума, логики, рациональности мужчины. Прямо отражая известное в народе выражение: «муж — голова, жена — шея». Одно без другого не может существовать. Такую же картину можно наблюдать в успешно развивающихся корпорациях, где гармонично сочетается рациональность мужского и интуитивность женского.

Всему миру известно, что Менделеев открыл свою таблицу во сне. Это может служить одним из примеров сочетания мужской и женской стратегии. Учёный долгое время проводил исследования и эксперименты (проявляя мужское) и в результате «чудесным» (иррациональным) образом таблица ему приснилась.

В основе партнерства лежит договор, и о чем бы этот договор не был, основной его позицией является равноправие сторон. Этот договор признает, что мы разные и мы равные. Женщина никогда не может быть одинаковой с мужчиной, это два разных мира. Мир рационального и иррационального, мир поэтики и прагматики, мир логики и чувств, мир бодрствования и сна, мир деятельности и покоя, мир ясности и тайны. Летящая птица — великолепная метафора партнерской взаимозависимости между мужским и женским, когда мужское и женское — это два крыла.

Фото: art.crazed
http://www.flickr.com/photos/37217398@N02/


Рецензии