Православие - 10. духовная жизнь людей

                10.ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ.

                10.1.О цели жизни

Церковное учение говорит, что духовная жизнь человека это не только переживания духа и разума, но вся повседневная жизнь в силе общения с Богом.

Каждый поступок христианина, каждая его мысль, каждое слово и  дело, проявляющие его личность – должны быть духовными, то есть вдохновляемые и ведомые Святым Духом, чтобы воля Бога Отца могла быть исполнена так, как она была выполнена Его Сыном, который говорил:

«Итак, едите ли  пьете ли, или иное что делаете, все делайте во  славу Божию» (1 Кор. 10.31) .

Еще в Ветхозаветном Законе было указано «освящайтесь»:

«Я – Господь Бог ваш:  освящайтесь  и будьте святы,     ибо Я – Господь, Бог ваш свят» (Лев. 11.44).

К этой основной Божьей заповеди возвращается и призывает в Новом Завете апостол Петр:

«Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1Петр 1. 15-16).

Люди становятся святыми через участие в святости Самого Бога и в этом смысл единства с Ним.

 Все «призваны быть святыми» (Рим. 1.7), делаясь «причастниками Божественного естества» (2 Петр 1.4). Этот смысл Провозгласил Иисус в Своей Нагорной проповеди: «Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5.48).

Путь единения со святостью лежит «во Христе». Тот кто знает и духовно чувствует Иисуса Христа, тот знает и духовно чувствует Бога Отца (Ин. 8.19). Познавший и верующий в Сына, становится в неразрывном единстве с  Отцом (Ин.17; Еф. 2; Рим. 8).

«Если любите Меня, соблюдайте Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» ( Ин. 14.15).

Как я уже писал выше, преподобный Серафим Саровский, сущность христианской духовной жизни, а вместе с этим, и смысл жизни как таковой – видел в «стяжании Святого Духа Божия».

Без Духа Божьего человек не может быть по настоящему мыслящим существом, потому что человек есть: тело, душа  и Святой Дух.

Так как человек был сотворен по образу и подобию Божьему, то чтобы уподобиться совершенному образу Христа, сотворенного Богом, человек тоже должен быть храмом Духа Божьего.

Если человек не является таковым, то он делается «храмом» лукавого духа зла.
Третьего не дано!  Отсюда следует:

Либо человек находится в бесконечном процессе жизни и постижения единства с Богом властью Святого Духа,

Либо – в бесконечном процессе распада и смерти под властью разрушительной силы дьявола, возвращаясь в прах и небытие, из которых он был вызван Божественным Провидением.
Таковы Законы Православного предания.

Об этих Законах повествует Ветхий Завет в книге Моисея «Второзаконие»:

 «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы  жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле» (Втор. 30. 19). 

В Послании Нового Завета апостол Павел говорит о тех же «двух законах», действующих в жизни человека:

«Итак я нахожу закон, что когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Итак тот же самый я умом служу закону Божию, а плотию закону греха …закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти …Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир» (Рим. 7.21-24; 8. 5-6).

Каждый человек стоит перед выбором этих путей человеческого существования. Весь драматизм человека заключается в этом выборе.

В сущности казалось бы все просто: человек был сотворен Богом, а следовательно должен беспрекословно подчиняться его воле. Но простота эта кажущаяся. Любовь Божьего промысла при творении, наделила человека сознанием и правом выбора. Это единственное творение Божье на земле обладающее «осознанными правами выбора ».

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор . 6.12).

В этой глубоко осмысленной Библейской формулировке раскрыта суть «осознанного права выбора» , но одновременно и обозначены , как бы , его границы : «все , но не все» , да « позволительно» , но «не должно обладать мной» !

 Вот с этого момента и начинается вторая трагедия человека.

Напомню, что первая трагедия началась с «ветхого» Адама – первочеловека - ослушавшегося Бога и вкусившего запретный плод «добра и зла», тем самым Адам сделал выбор и лишился бессмертия.

Право выбора, превратилось для конкретной человеческой личности, в дело всей жизни.

 С одной стороны – мучительное «борение» между плотскими наслаждениями, которые услужливо предлагает развитое цивилизованное производство. С другой  - осознание, что материализованная благополучная жизнь, что-то не додает для души.

На каком-то этапе своей жизни человек начинает понимать, что ему не хватает каких-то сил для развития своей души. И тогда начинается поиск «неведомого».

Трагедия настоящего состояния человеческого общества - во всеобщем падении морали, греховности, упадка, жестокости, отсутствии  милосердия и доброты. В этом обществе конкретной личности бывает трудно точно сориентироваться, как жить в этом обществе, что делать со своим правом выбора.

Эту трагедию усугубляет то, что со всех информационных перекрестков сняты указатели правильной и прямой дороги.

А это просто  дорога возвращения к Богу, через Сына Его и Святого Духа.
Этот момент предугадан в Библии:

«Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы  оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8.3-8).

 Описывая грех, Священное Писание употребляет слова, в смысле которых первоначальное состояние праведности и добра.

Так, «падение» указывает на  движение вниз с достигнутого высокого состояния.

Слово «скверна» означает загрязнение былой чистоты.

«Прегрешение» – нарушение первоначальной истины.

Слова «разрыв» и «отчуждение» указывают на существование единства.

Какими бы словами не обозначается грех, смысл их один : грех это неестественное состояние для человека, всякое зло является паразитирующим качеством на том, что изначально было добрым.

В православном Предании грех не  считается естественной частью бытия.

Быть человеком  и одновременно быть грешником – это противоречие.

И, наоборот, быть истинным человеком, значит быть праведным, чистым, верным и добрым. Духовная жизнь и состоит в том, чтобы не грешить, быть подобным Богу и Его Сыну Иисусу Христу.

«Всякий делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нём нет греха. Всякий пребывающий в Нём, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, то праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, то от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола»      (1. Ин. 3.5-8).

Апостолы и святые на собственном опыте знали силу дьявола, направленную против человека, чтобы его разрушить. Но одновременно они хорошо знали и бессилие дьявола, ведущее к его собственном  конечному разрушению, если он сражается с человеком, который полон Святого Духа Божьего.

Православное учение утверждает, что среднего пути между Богом и сатаной не существует:

«Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Ин. 3.10).

Это означает, что в каждый конкретный момент, мы находимся либо с Богом, либо с сатаной, служа либо одному, либо другому.  Это состояние человека без полутонов: всегда только белое или - черное.

Окончательная победа принадлежит Богу и тем, кто с Ним, а сатана и его полчища будут в конце уничтожены.

За  этим простая логика: Творец ВСЕГО, будет Победителем ВСЕГДА! (даже в этих словах содержится убежденность: «все+го» и «все+гда». Слово «все» в русском языке еще означает и «конец/окончание»).

Но пока человек не признает, не почувствует всей реальности этого космического духовного противления сатаны  против Бога, борьбы  добрых и злых ангелов, он не может называться человеком, потому, что цель его духовной жизни – это победа над обманчивыми и злыми соблазнами  искушений диавола.

«Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас. Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешили; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин.1.8-9; 2.1—2) .

Слово «мир» в Библии употребляется всегда в двух значениях.

В первом значении «мир» есть выражение всего творения Божьего. Результат Его благой воли и объект Его любви.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него» (Ин.3.16-17).

Но кроме положительного видения «мира» в Божьей любви, существует и отрицательное, когда под словом «мир» понимается творение восставшее против своего Творца.

Эту  принципиальную разницу точно разъяснил Иисус Христос:

«Если мир (здесь «отрицательный») вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то  мир любил бы свое ; а как вы от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.» (Ин. 15.18-19).

Это разъяснение необходимо, так как чтение Библии требует определенной подготовки к пониманию чудесных выражений и библейских слов, за каждым из которых вековая мудрость прямой речи Бога и Его Единородного Сына, обращенной к нам, живущим сейчас, донесенная нам в Евангелии и Соборных Посланиях апостолов.

Апостол Иоанн, в своем первом Послании, продолжает говорить о вражде между Христом и «миром» и дает христианам следующую заповедь:

 «Не любите мира, ни того что, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек .» (1 Ин. 2.15-17).

Такое же смысловое раздвоение есть и в слове «плоть».

С одной стороны «плоть» есть полнота человеческого существования. Поэтому о воплощении Христовом написано «И Слово стало плотью…», или, что в день Пятидесятницы Бог излил Свой Святой Дух «на всякую плоть» (Деян.2.17).

С другой стороны слово «плоть» используется как синоним безбожного и бездуховного состояния.

«…потому, что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8.5-8).

Говоря о «плоти», апостол Павел не имеет в виду человеческое тело и совершенно определенно даёт это понять:

«Разве не знаете, что тела ваши  суть члены Христовы?…Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.»    (1 Кор. 6. 15-20).

Смысловая двойственность  в словах «мир» и «плоть» разъяснена духовными учителями Церкви и чётко разграничена в её таинствах.

Человек, творение Божье – добро.

Физическое существование само по себе  - не зло.

Плотское тело человека не является дурным.

Злы лишь греховные страсти  и влечения, так как они используют плотское тело человека как самоцель, а тело его как объект идолопоклонничества и безбожных вожделений.

То, что Бог изначально желал сотворенному человеку  - быть в неразрывной связи с Ним, несомненно.

 Для поддержания такой Божественной связи  состояния человека, через Святую Церковь ему посылается сила   Святого Духа.

 Для утверждения этого изначального желания, Бог послал на землю Сына Своего Иисуса Христа. Чтобы не было сомнений, Сын Божий был рожден от земной Девы и  явился в человеческой плоти. Христос взял на себя искупление грехов мира сего и через своих учеников проповедует истинную цель человеческого существования на земле.
 
И, к сожалению, этот Божественный промысел во многих случаях  людскими судьбами не воспринимается.

Не желают такие творения следовать добрым намерениям своего Творца.

Появилась масса объяснений своего нежелания жить в страхе  Божиим, а  духовность своего существования в Церкви, как бы выносят за рамки повседневной жизни.

Всем нам надо понимать существенную истину – двух жизней «естественной» и «религиозной» не бывает!

Есть только одна истинная, подлинная, настоящая жизнь – жизнь с Богом Творцом, жизнь Церкви, всё остальное является смертью как духовной, так и физической.

Следовательно, люди не признающие свою принадлежность к Церкви Христовой, живут истинно и подлинно лишь в той мере, в какой они следуют Божьему Закону, «написанному в сердца их».

Смею добавить к этому Библейскому откровению, что информация «о следовании Божьему Закону написанному в сердцах», возможно, содержится в молекуле ДНК, ответственная за передачу информации о направлении развития  человека. И, значит,  фразу «написанному в сердца их» следует понимать, как генетическую память на основе современных знаний о геноме человека.

Те люди, которые считают себя членами Церкви, являются ими настолько, насколько они по настоящему разделяют её жизнь. И здесь, к сожалению, бывает, что человек формально  считается членом Церкви, но при этом продолжает жить по закону плоти, закону греха и смерти.

Подводя итог, можно сформулировать, что единственным содержанием духовной жизни человека является «стяжание Духа Святого» в «Ищите же  прежде Царства Божия и правды  Его» (Мф. 6.33).

Именно для этого, и только для этого, человек был сотворен Богом.

«Я говорю : поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти : они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. …Дела плоти известны ; они суть : прелюбодеяния, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. …поступающие так  Царствия Божия не наследуют. Плод же духа : любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.» (Гал. 5.16-23) .
 
И еще очень важно знать отношение Бога к своим любимым «чадам»:

«Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника;   нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского ; ибо все вы одно во Христе Иисусе.» (Гал. 3 26-28) .


                10.2.Заповеди Блаженства.


Основы духовной жизни человека наиболее четко и сжато изложены в Заповедях Блаженств.

И Евангелие и Церковь учат, что человек может войти в таинства Христа и Царства Божия только следуя учению Господа, выраженному в этих Заповедях:

«И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
Блаженны  нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неоправданно злословить за меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах : так гнали и пророков, бывших прежде вас.»       (Мф. 5. 2-12) .

Приведенные строки учения и есть Нагорная Проповедь Иисуса Христа, которую надо детально осмыслить.



                10.3.Блаженны нищие духом…


Первая Заповедь Блаженств есть первое условие духовной жизни.

Быть нищим духом, значит осознавать, что всё, что у тебя есть, получено от Бога, и что ты сам ничто без Его благодати.

Блаженная нищета в Евангелии от Матфея называется «духовной», является прежде всего состоянием ума и сердца, душевной настроенности. Она являет совершенную открытость перед Богом, без всякой гордыни и веру в силу собственного духа, собственных идей и мнений, свободу от «упорства своего сердца» (Иер. 23. 17) и «тщетных умствований» ( Рим. 1.21).

Только те, кто свободен от эгоистической любви к себе, способны воспринять благодать Божью – стать блаженными.

«…кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мир: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.» ( 1 Ин. 15-17).

Если подвести итог сказанному, то кратко это звучит : «нищета духовная есть смиренномудрие» ( Изд.отд. Московской  Патриархии 1990 г.) .



                10.4.Блаженны плачущие…


Человек, нищий духом, освобожденный  от духовных и физических вожделений  со скорбью смотрит на падшее состояние человечества.

Это ужасы нашего безбожного мира, находящегося в плену собственных тщетных вымыслов, мира, считающего себя богатым и процветающим, не нуждающемся якобы ни в чем, а в действительности:

«Ибо ты говоришь: « я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3.17).
 
Благословенная скорбь о грехе  является необходимой частью духовной жизни. Но в ней нет безысходности, но напротив: «Плачущиеся утешатся, то есть получат прощение грехов и успокоение совести.» (Изд.отд. Московской Патриархии 1990г.).



                10.5.Блаженны кроткие
 …

Кротость – необходимое качество духовной личности.

Пример этому дает Сам Иисус Христос:

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою  вас ; возьмите иго мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.» (Мф.11.28-29) .

Быть кротким – значит быть мягким, добрым, свободным от всякой гордости и мирского честолюбия.

Никогда не отвечайте злом на зло, всегда отвергайте любую возможность принуждения и насилия.

Иметь твердое и спокойное убеждение, что добро сильнее зла и рано или поздно, оно всегда побеждает.

Вот, что говорят Христовы апостолы, проповедуя кротость:

«Мудр ли и разумен, кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3.13-17).


                10.6.Блаженны алчущие и жаждущие правды…


Алчущие и  жаждущие правды – это те, которые подобно пищи и пития для тела, желают спасения для души через веру в Иисуса Христа, таково духовное учение Писания и святых.
 
«Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? Или что пить? Или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.» (Мф. 6.31-33).

 Удовлетворение и покой приходят от Бога, но они такого рода, что сами становятся источником новых исканий и жажды.

Этот покой глубоко динамичный, дающий человеку желание развития еще большего единения с Богом, богатства и полноты Божественного бытия.

«Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести высшего звания Божия во Христе. Итак, кто из вас совершенен, так должен мыслить…»   ( Флп. 3. 13-15) .



                10.7.Блаженны милостивые…


Быть милостивым – значит быть подобным Богу.

«И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячу родов, прощающий вину и преступление и грех…» (Исх. 34.6-7).

О том же говорит Иисус Христос в своей Нагорной проповеди:

«…любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как Отец ваш милосерд » (Лк. 6.35).

Быть милостивым, не значит оправдывать ложь или грех, или быть терпимым к глупости и злу, или проходить мимо несправедливости и беззакония, напротив,  надо иметь сострадание  к заблудшим и жалость к грешникам.

  При этом надо отказаться от всякого лицемерия, самодовольства и самооправдания по отношению к ним.

Прощать делающим неправду и причиняющим зло другим, понимая, что они в первую очередь разрушают самих себя, свою человеческую природу.

Произносить с полной ответственностью : «…прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6.12) .

По словам Христа, духовный человек милосерд, потому что сам нуждается в милосердии и зная, что он сам грешник всецело зависит от Божьей помощи прощения.

Милостивый человек должен быть милостив и сам к себе.

Нельзя легко относиться к своим грехам и не воспринимать Божье прощение как само собой разумеющееся; не истязать себя угрызениями совести и нездоровым, невротическим переживанием своей виновности; не заниматься придирками к самому себе, что мертвит духовную жизнь; но – вверяться милосердию Божьему.

Какой бы степени духовного развития человек не достиг, его молитвой всегда остается главная молитва Церкви: «Боже, милостив буди мне, грешному!».

В заключение перечислим дела милости:

« Дела милости телесной следующие : алчущего напитать, жаждущего напоить, одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде, посетить находящегося в темнице, посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти, странника принять в дом и представить отдых, погребать умерших в убожестве (в бедности, нищете) .

Дела милости духовной следующие : увещеванием обратить грешника от ложного пути его, неведующего научить истине и добру, подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или, в случае незамеченной им опасности, молиться о нем Богу, утешить печального, не воздавать за зло, которое сделали нам другие, от всего сердца прощать обиды» ( Изд.отд. Московской Патриархии , 1990г.) .



                10.8.Блаженны чистые сердцем…


В Нагорной проповеди Господь сказал:

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло ; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно.» (Мф. 6.22-23).

Можно сказать, что чистые сердцем – это люди, которые способны ясно видеть реальность Божьего присутствия.

В духовном Предании Церкви чистота сердца  определяется как необходимое условие для единства с Богом. Святой апостол Павел об этом писал:

«Для чистых все чисто ; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1.15).

«Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященном и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» (Тим.2.21-22).

Не следует смешивать понятия «чистое сердце» и «чистосердечие».

«Чистота сердца – это не совсем то же, что чистосердечие. Чистосердечие или искренность, согласно которой человек не показывает лицемерно добрых расположений, не имея их в сердце, но добрые расположения сердца проявляет в добрых поступках, есть только низшая ступень чистоты сердца.

Этой чистоты человек постигает постоянным  и неослабным подвигом бдения над самим собой изгоняя из сердца своего всякое незаконное желание и помышление и всякое пристрастие к земным предметам и непрестанно сохраняя в сердце памятование о Боге и Господе Иисусе Христе верой и любовью к нему. Чистые сердцем узрят Бога, т.е. получат высочайшую степень Вечного блаженства» ( Изд.отд. Московской Патриархии , 1990г.).



                10.9.Блаженны миротворцы…


В Евангелии от Иоанна говорится:

«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам …(Ин.14.27) Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир» (Ин.16.33).

 Эти слова Спасителя говорят о том самом мире, который апостол Павел перечисляет среди «плодов Духа Святого2 (гал.5.22), это  и есть «…мир Божий, который превыше всякого ума» (Флп. 4.7).

Миротворцы – это люди, имеющие мир с Богом в них самих и излучающие его на всех окружающих.

Он освобождает человека от всякого беспокойства и страха; от заботы о том, что есть и пить, или во что одеться ; сердце, наполненное этим миром, неподвластно смущению или робости даже в самых ужасных обстоятельствах, даже в страдании и смерти.

И только пребывающий в таком мире может вдохновенно сказать:

«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий  день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем» (Рим.8.35-39).

Такая самозабвенная отдача себя в выражении любви Божьей, предусматривает, в том числе и противостояние злу.

Более того, как говорит Иисус Христос, тем, кто «исповедает Меня пред людьми» (Мф.10.32) необходимо и некое самоотречение, чтобы избежать антагонизма и потрясений между людьми.
 
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф.10.34-39).

В этом учении Христа подчеркивается необходимость беззаветной преданности Ему, бесстрашно брать свой крест и отдавать свою жизнь   за Господа, проявляя этим любовь и мир Христовы.

Господь убеждает людей жить в мире друг с другом, оставив Ему Суд Божий.

«Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром»      ( Рим. 12 18-21).

 
                10.10.Блаженны изгнанные за правду…



Истинные христиане всегда будут преследуемы за веру в Христа.

Они преследуемы вместе с Ним и подобно Ему, за правду, исповедуемую ими, и добро ими делаемое.

«Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел . Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня» ( Ин. 15.18-21).

Эти гонения могут проявлять в самых разных формах поведения, отношения, насмешек, обидных замечаний. Но всегда они будут бессмысленными, несправедливыми, жестокими, беспричинными.

Но при этом добропорядочные христиане должны опасаться ложного «комплекса преследований», принимать за это наказания за собственные слабости и грехи. Апостольские писания ясно предупреждают:

«Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Петр. 2.19-21). Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас …Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую честь» (1Петр. 4.14-16).

 Христиане должны принимать страдания радостно, с милостью к тем, кто их причиняет, как Христос, Который умирая на Кресте, сказал: «Отче, прости им…» (Лк.23.34).

«Но вам слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак,  будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте и прощены будете; давайте, и дастся вам» (Лк. 6.27-38).

Но вместе с тем, этой заповедью блаженства от христианина требуются следующие качества:

правдолюбие, постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение. За терпеливое и безропотное перенесение гонений им обещается Царство Небесное. (изд.отд. Московская патриархия , 1990г.).


                10.11.Радуйтесь…


Истинная христианская радость – это не обычное земное понимание, удовольствие или приятное времяпрепровождение.

Это ни с чем не сравнимая «радость …в вере» (Рим.15.13), радость знания Божьей любви, «но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь…» (1 Петр. 4.13) .

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею, через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться  в последнее время. О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ» (1 Петр. 1.3-8).

Из этого послания апостола Павла, следует, что духовная радость тесно связана с духовным страданием.

При этом одно, тесно связано с другим, так как радость во Христе, приходит вместе со страданием во Христе.

С грехом приходит  скорбь над грехом, но одновременно и радость спасения под благодатью Божией и победы над грехом.

Внимательное прочтение Послания к римлянам Святого апостола Павла дает очень понятное объяснение причин радости христианина.

В нем говорится, что «преступление Адама» (Рим.5.14) вызвало, то что «непослушанием одного человека сделались многие грешными» (Рим. 5.19), но «…ветхий наш человек распят с Ним (с Иисусом Христом), чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6. 6).

 Далее следует очень важный вывод: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув…уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим.6.9).

И люди «ныне, умерши для закона, которым были связаны, …освободились от него, чтобы …служить  Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим. 7. 6).

 Это означает, что Ветхозаветные Законы, данные людям через Моисея перестали действовать, с пришествием Христа.

Рождение Иисуса Христа, являет рождение «закона заповедей» Христовых (Рим.7.7.), и если до этого греха не существовало «без закона грех мертв» ( Рим.7.8), «но когда пришла заповедь, то грех ожил» (Рим.7.9) и стал обольщать людей.

 И люди стали, говоря языком Послания : «…не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим.7.15-16). 

В послании очень подробно рассказывается о проблеме противостояния греху.

 С одной стороны «тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим. 7.25), но спасение заключается для тех людей «которые живут не по плоти, но по духу …жизни во Христе Иисусе»   (Рим.8.1-2).

Послание доносит до нас, что «…мы не должники плоти, чтобы жить по плоти» (Рим.8.12) и «посему, живущие по плоти, Богу угодить не могут» (Рим.8.8).

«Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не передавайте членов ваших (т.е. тело) греху, в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших   из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим.8.12).

В победе над самим собой, победе духа над телесным и заключается духовная радость христиан, радость мучеников от сердца ставшими послушными тому образу христианского учения, которому предали себя (Рим.6.1).


Создано
Юрий Дремов
пос. Развилка
18.11.2011г.


Рецензии