Поездка в Израиль

                Здравствуй, Святая  земля!
 
      Поехать  в Израиль  мне предложила Людмила Яковлевна Куренкова,  сокурсница по горному институту, с семьей которой  наша семья  была в большой дружбе. Для меня поездка была проблематичной. Причина  тому - болезнь Аси. Она недавно перенесла операцию, и я не считал возможным оставить её, хотя с нею оставались Илюша, Ира и внуки.  Но Ася оставалась сама собой: при любых перипетиях судьбы она хотела, чтобы я поехал. Рассуждала следующим образом:  «Ты за последнее время замучился возле меня, и я хочу, чтобы  поездка отвлекла тебя и стала отдыхом. Приедешь и о многом  расскажешь. Я  люблю слушать   твои  рассказы».

      Заграничный паспорт  оформил через  «Росуголь» и почти одновременно  получил приглашение от  моей двоюродной сестры Тани, которая жила в Израиле с 1990 года. Я тут же начал готовиться: читал литературу,  изучал карту, беседовал с теми, кто уже побывал на Святой земле. Изучал всё, что было свойственно моей натуре, словно мне предстояло после поездки написать отчет и решать сложную народнохозяйственную проблему. Сосед по дому предложил взять у него видеокамеру. Билеты заказаны  туда  и обратно. На время поездки оформил отпуск.   

      23 марта 1995 года я вылетел в Израиль. Через 3 часа 20 минут самолет компании «Трансаэро» приземлился в аэропорту имени Бен Гуриона. Как же близка от нас Святая земля!  В Сибирь и Кузбасс на перелёт  я затрачивал гораздо больше времени. Теплый, солнечный день, зеленые пальмы,  низкие строения, загорелые, легко одетые люди. Когда улетал из Москвы, у нас местами ещё лежал снег, а здесь температура воздуха плюс 25 градусов. Всё иное, чем у нас.

      Я взволнован, в душе неописуемый трепет. Ничего подобного не испытывал, впервые посещая Германию и Чехословакию, хотя любопытство переполняло меня и в этих странах. То были интересные, но чужие страны,  со своими Освенцимами и Терезинами. Там я не был уверен, что не  столкнусь с людьми, воспитанных на фашистской идеологии, уклоняющихся  от разговора о Холокосте.  А это - земля моих предков,  хотя и очень,  очень далеких. Мне казалось, что люди, оформлявшие документы в аэропорту, были    рады моему прилету.   

      Встречает Таня. Едем  к  ней  домой  на  такси.  Живет она в городе  Рамат-Гане ; тихой зеленой зоне, примыкающей к Тель-Авиву. Её семья снимает трехкомнатную квартиру. Живут вчетвером: Таня, её муж Олег, сын Владик и мама Тани, Мария Андреевна. Выходим из машины. Передо мной - двухэтажный дом на бетонных колоннах  с плоской крышей. Забором вокруг дома служит ровно подстриженный кустарник. Колонны настолько велики,  что под домом свободно устанавливается автомашина. Но они задуманы не для этого. Нужно отдалиться от земли. Видимо, строительство велось на болотистой местности. Вместо застекленных окон ; проемы,  закрытые жалюзями от палящего солнца и дождя.

      Внутри помещения, по периферии, - ещё одни стены, они окантуривают жилые комнаты. Там уже застекленные окна и двери.  Между наружной и внутренней стенами - коридоры, которые служат подсобными помещениями. Один из них  используется как портновская мастерская. Зимой эти коридоры сохраняют тепло, а летом  предохраняют от жары. Зима, правда, длится всего-то около двух недель. 

      На крышах таких домов установлены специальные панели для нагрева воды  солнечными лучами. Рациональность и экономия прослеживаются с первых же шагов, как только подходишь к дому. При входе  нажимаешь кнопку ; зажигается лампочка освещения. Она горит одну минуту и автоматически гаснет. Этого времени достаточно, чтобы открыть входную дверь. Израильские квартиры немыслимы без калориферных установок. Полы ; из керамической плитки, что вполне рационально при местном климате, холодными они не бывают. Описанный дом не характерен для современного строительства. Это уже  памятник старины. Рамат-Ган - престижный район, здесь проживают   обеспеченные люди, строящие для себя дома по последней моде. 

      Тане тридцать шесть, она окончила московский текстильный институт. Студенткой она работала на швейной фабрике «Радуга» швеёй, хорошо освоила мастерство портнихи. Для себя шила модные вещи, поражавшие окружающих оригинальностью. Перед отъездом работала преподавателем швейного дела в профтехучилище. Олег - программист. Достаточного опыта в своей специальности не имел,  так как в то время в СССР компьютеризация находилась в зачаточном состоянии.

      В Израиль они уехали  налегке: сын трех лет да два чемодана. Инициатором выезда был Олег. Первые полгода были стандартными для всех репатриантов: в ульпане (школа) изучали язык, который  оба  не знали.

      Через полгода наступило похмелье: обступили проблемы - языка, жилья, работы, устройства ребенка. Татьяна вспоминает о том времени: «Было так, что мы, подавленные ситуацией, даже не  разговаривали друг с другом». 

      Уже давно подмечено,  что переезд, изменение образа жизни  часто приводят людей к депрессии, особенно это касается мужчин. Они такие переломные моменты судьбы переносят очень тяжело. А женщины, в силу биологических особенностей,  ведут себя иначе: отодвигают в сторону свои дипломы,  амбиции и делают всё во имя спасения семьи. Идут на любую работу, воспитывают детей, зарабатывают на основной работе и стремятся ещё подхалтуривать, тащат на себе всё, включая своего мужа, которого надо и утешить, и понять, и поддержать, потому что он хороший специалист, но должен подучить язык. Женщины умеют не просто выживать, но и организовать нормальную жизнь. Именно такой оказалась Таня.

      Она пошла работать ; убирать квартиры. На первые деньги купила швейную машину и стала подрабатывать ремонтом одежды. У Олега с работой  большие проблемы: отсутствие  языка и квалификации. И он поступил учиться программированию на платные курсы в американскую фирму, обслуживавшую израильский рынок компьютерных услуг. Постепенно у Татьяны появилась  работа портнихи в небольшом, но престижном частном магазине готового платья, где она переделывала или подгоняла покупаемые вещи под рост покупателя.

      Здесь она познакомилась с необычной  формой торговли. Покупательница, как правило, знакомая хозяйки, заходит в магазин,  её  приглашают выпить чашечку кофе, идет неторопливая беседа: где была, что видела, что сколько стоит?  Затем хозяйка предлагает пройти в соседнюю комнату и посмотреть на «интересную» вещь.  И если покупательница соглашается на покупку, но ей надо что-то подправить,  тогда-то хозяйка и просит подойти Таню в магазин или подвозит ей вещь домой. Надомная работа её устраивала. Кроме того, она знакомится с состоятельными людьми, которым время от времени нужна портниха.

      Между делом Татьяна находит новую квартиру, и они переезжают. Появилась ещё одна  работа: дежурной на телефоне у владельца строительной фирмы в его доме, расположенном в трех минутах  ходьбы  от Таниного нового  жилья.  А ещё - уборка помещений два раза в неделю. Здесь у Тани появилась  проблема: где взять время на все эти работы? Трудится по 18 часов в день.  Она научилась оценивать свой труд в часах. Когда спрашивали:  «Сколько стоит эта работа?» - отвечала:  «Мой час стоит 20 шекелей». Пришлось пригласить маму пожить в Израиле.

      Затем Таня попробовала вместе со знакомой организовать своё дело  небольшую ремонтно-пошивочную мастерскую, но из этого ничего не получилось: очень большие налоги, а может быть,  не хватило организаторских способностей.

      Владика отдали в детский сад, где ребенок находился с 8 утра до часу дня. Такой порядок по всему Израилю. Еду следует приносить из дома. Садик сыграл большую роль в адаптации ребенка, и в первую очередь, в изучении иврита. Через некоторое время он знал иврит в три раза лучше,  чем мама и папа вместе взятые. К моему приезду Владик учился во втором классе школы, без каких- либо осложнений с языком,  даже помогал русскоязычным ученикам, приехавшим из России недавно. Появилась иная проблема: как его научить русскому языку? Владик свободно, без акцента разговаривал по-русски, но не знал букв и не мог читать русские тексты.

      После обучения у американцев Олег устроился работать в фирму  «SONY», которая  располагалась в тель-авивском 32-х этажном здании «Шалом». 

     Мария Андреевна приехала в Израиль в конце 1993 года,  получила гражданство и пособие в размере 1340 шекелей, что соответствовало 450 долларам США. На её прошение о праве жительства в Израиле последовал ответ:  «Предоставить Марии Андреевне Терец гражданство Израиля как вдове умершего мужа ; еврея  Гройсмана Льва Моисеевича...».

      В первый же день я направился сопровождать Таню по её делам. Мы прошли в соседний район,  который назывался Гиватаим, там размещался магазин, где работала Таня, и рядом - отделение банка, где её ждали со взносом за приобретаемую квартиру. Войдя в банк, я услышал громкие  возгласы сотрудниц: «Тания! Тания!». Я не мог понять, к чему бы это? Оказывается, с этого дня вступало в действие положение о взимании штрафов за несвоевременное внесение денег на счет продавца квартиры. И женщины, работницы банка, были рады Таниному появлению - яркое свидетельство того, что жители небольших  районов знают друг друга. Это в какой-то мере, напоминало  еврейские местечки. За время  небольшой прогулки к нам подходили какие-то женщины, говорили по-русски и на иврите. Я понял, что у Тани появилось немало знакомых.  Хорошая, своя портниха всегда нужна. 

      На второй день, к вечеру, я поехал в Тель-Авив на встречу с Олегом,  который должен был  после работы  показать мне город. Прошлись по набережной, полюбовались закатом солнца за горизонтом Средиземного моря, большими красивыми домами. Пляж пуст, ещё  не сезон.  Пешком пошли в один из пригородов Тель-Авива,  Яффо. Путь  длинный, но мне хотелось как можно больше увидеть.

      Это самый древний портовый город Средиземноморья. Ему около 5 тысяч лет. Его жители видели финикийцев, египтян, греков, римлян, первохристиан, у его стен стояли армии многих завоевателей, в том числе Александра Македонского и Наполеона. Именно отсюда апостол Петр повез миру идею христианства. Через этот порт завозили стволы кедров для строительства первого еврейского Храма. Сегодня о старине города  напоминают камни, изъеденные морскими волнами и ветрами, раскопки старинных улиц, да легенды о былом его величии. Город  реставрирован.    

      Подошли с Олегом к крутому берегу Средиземного моря, где построена мечеть. С высокой её башни на всю округу через  ретрансляторы  разносится  молитва  муллы, которая заглушает даже  шум морского прибоя. У самого обрыва стоят скамейки, где можно отдохнуть. Все  заняты туристами, некоторые - в одеждах православной церкви. Слышится итальянская, греческая, английская, испанская речь. Проходим по раскопкам старого города, где множество лавочек, торгующих картинами на любой вкус.

      Уже темно. Народу становится  мало. Пытаюсь спрятать видеокамеру. Здесь район, где в основном проживает арабское население. Олег посмеивается над моим беспокойством и говорит: «Это вам не Россия, здесь можно ходить всю ночь, никто не тронет». Так было в 1995 году.  Продолжает: «Арабское население дорожит проживанием в Израиле. Они обеспечены работой, пользуются всеми благами цивилизованного, современного общества. Им извне не дают спокойно жить. Подавляющее большинство не хочет возвращения оккупированных территорий Ливану, Иордании. Там уровень жизни значительно ниже».

      В первую половину  следующего дня Мария Андреевна приглашает пройти в парк. По нашим понятиям, это маленький скверик  с ухоженными, ежедневно поливаемыми деревьями, с детской площадкой и скамейками для отдыхающих. За парком ухаживает специальный рабочий-смотритель. Заметив на «своей территории» незнакомого человека, подходит ко мне и  знакомится. Он бухарский еврей,  живет, по его словам, неплохо, у него две работы: в парке, а также он делает на дому  чехлы для автомобильных сидений, товар не очень ходовой, хотя  этот промысел даёт ему ежемесячно доход в 14 - 16 тысяч шекелей. Спрашивает,  не обратил ли  я внимание на стоящий у входа в парк жигуленок, - так это его машина.

      Транспортировать в Израиль машину сложно, но он  всё же это сделал.  В округе он единственный, кто имеет автомобиль этой марки: не престижно. Недавно произошло большое событие в его семье - обрезание его сына. Торжество по этому поводу было отмечено обедом, на котором присутствовало более 100 человек. Сожалел,  что я поздно приехал, а то бы стал свидетелем этого обряда. Но, несмотря на свою благополучную жизнь, он долго и обстоятельно расспрашивал меня,  как там, в Узбекистане, с бизнесом и  не посоветую ли я ему возвратиться на Родину и заняться  своим делом.            

      После обеда я поехал  в Тель-Авив. Таня написала мне несколько  ивритских фраз русскими буквами и их значение на случай, если заблужусь. В здании «Шалом» есть две достопримечательности, которые меня заинтересовали,- музей восковых фигур и смотровая площадка на крыше здания. По музею меня сопровождал Олег, давая пояснения. Представлены фигуры почти всех видных деятелей Израиля, борцов за освобождение и создание государства, бытовые сцены  исторических событий, а также видные деятели различных государств, в том числе и Михаил Горбачев.   

      На смотровую площадку  я поднялся самостоятельно, без Олега.  Тель-Авив виден как на ладони. Начал съемки, двигаясь по кругу. Вслед за мной перемещалась пожилая пара. Старичок давал пояснения по-русски своей супруге, что я делаю. Я дал понять, что владею русским. Восторгу не было конца. Оказывается, они ленинградцы, сейчас переехали в Америку, где живет их сын с семьей. А в Израиль приехали в гости. И под очень большим секретом поделились, что это они сделали вопреки американскому закону, запрещающему тем, кто живет на пособие, выезжать за пределы Америки в турпоездки. Очень хвалились своей жизнью, рассказали, что почём в Америке, обратили моё внимание на свою одежду, которую им подарили в синагоге. Мне показалось,  что эти люди были  довольны своей старостью.

      По окончании работы с Олегом   пошли на рынок, это рядом со зданием «Шалом». Была пятница. Нам  поручили закупить продукты на неделю. В Москве в то время подобных рынков не было, и он произвел на меня большое впечатление: овощей и фруктов ; навалом в полном смысле этого слова. Самое дешевое мясо - филе индейки,  из фруктов ; апельсины. Цены снижаются по мере приближения закрытия рынка, с наступлением Шабата. Понятно, почему мы выбрали конец дня пятницы для закупки продуктов. С тремя полными сумками мы ехали в автобусе домой. Это было время пик,  в автобусе  много пассажиров. Неожиданно ко мне подошёл мужчина и начал меня о чем-то спрашивать. Разумеется, я ничего не понял. Олег ответил за меня. Оказывается, человек спрашивал  о сумках, стоящих у моих ног. Удивительная бдительность, арабы приучили быть всегда начеку. Посадка в автобус ; только через переднюю дверь, и это логично. Во-первых, продажа и компостирование билетов выполняется шофером, безбилетником стать невозможно. Во-вторых, происходит беглый осмотр багажа пассажиров. 

      В субботу решено  всей семьей побывать в парке отдыха,  расположенном в Рамат-Гане. Туда шли пешком. Я внимательно осматривал всё, что попадалось на пути. Интересное снимал. Отдыхающих было много. Посидели в беседке, погоняли мячик, закусили и потихоньку  направились домой.

      По дороге  я поинтересовался, почему одна из сторон парка отгорожена высоким бетонным забором?  Оказывается, за ним  расположен сафари, - по-нашему, зоопарк. Я изловчился и залез на забор. Перед моими глазами предстала необыкновенная картина. На свободе прогуливались  жирафы, зебры,  носороги и много иной живности, а по асфальтовой дорожке, по кругу, гуськом, ехали автомобили со зрителями. План следующего дня  ясен:  идем в сафари.

      Сопровождать меня изъявил желание Владик. У главного входа он вступил в переговоры с кассиром, требуя для меня льготного билета,  так как я - гость и пенсионер. Его доводы не были приняты во внимание. Я-то не понимал, о чем идет речь, и вмешаться в разговор не мог. Когда же  он пояснил смысл происшедшего, я отметил, что он уже понимает цену денег.

      Нас посадили в микроавтобус, и мы поехали по дороге среди зверей, периодически останавливаясь по просьбе пассажиров. Потом нас высадили из автобуса, и наши роли поменялись. Теперь звери находились в клетках, а мы на свободе прогуливались по парку. Я постоянно снимал на видеокамеру. Тут с нами произошел случай,  из которого можно сделать определенный вывод.

      Я потерял колпачок от видеокамеры. Оставив Владика с сумкой одного, я решил вернуться по дорожке, в надежде найти утерянный колпачок. Отойдя метров двести, я его нашёл и, радостный, возвращался. Выйдя из-за поворота, я увидел Владика, окруженного группой из арабских женщин с детьми и служителя зоопарка на мотоколяске. То, что это были арабские женщины, догадаться было не трудно - по платкам, покрывавшим их головы, и большому количеству детишек, что характерно для арабских женщин. Они что-то обсуждали. С моим приходом все разошлись, а Владик пояснил, в чём дело. Оказывается, арабские женщины обратили внимание на сумку, стоявшую возле Владика, и подозвали служащего зоопарка. Как же напуган народ в Израиле!  И не только евреи, но и арабы. Терроризм не нужен рядовым жителям арабского населения Израиля, - сделал я вывод в то время.  Как же надо было раскрутить арабское население, чтобы возникла теперешняя ситуация. В конце нашей прогулки мы снова сели в микроавтобус, и нас провезли через зону, где  на свободе гуляли львы.   

      Наступило время, когда надо было решить вопрос посещений достопримечательностей страны. Родственница моих знакомых, звали её Аня, жила в Рамат-Гане и работала в Тель-Авивском университете при музее «Бет-ха-Тфуцот» (музей диаспоры). В музее регулярно проводились  выставки, освещавшие разные аспекты еврейской жизни. Таня знала  Аню и, созвонившись,  договорилась о моей встрече с ней на автобусной остановке.  Встреча состоялась, и мы вместе поехали в университет. По дороге Аня рассказывала о годах, прожитых в Израиле. О том,  что сейчас семья неплохо  устроена, есть большая квартира, автомобиль и все работают. При этом не упустила момента пожаловаться на израильские законы, как это делают многие выходцы из СССР, на «плохое» правительство,  на коррупцию и ряд других недостатков.  Я счел возможным ей возразить. Напомнил  о том, что многое из того, что не нравится Ане, привезли приехавшие из Советского Союза.  Её дети  иначе будут воспринимать  окружавших людей.

      В фойе одного из корпусов университета Аня усадила меня за столик,  принесла кофе и пачку различных путевок, о которых стала мне рассказывать. Делала это профессионально, так  как часто приглашалась для проведения экскурсий  туристическими фирмами.  Путевки были двух фирм: Марины Воробьевой и  Марины Фельдман - лучшие фирмы Израиля. Выбрал поездки в Иерусалим, на Мертвое море, в Галилею, на Голаны,  по побережью Средиземного моря. От поездки в Эйлат отказался  из-за высокой стоимости. Также отказался поехать в Египет и Иорданию.  Далее Аня пригласила меня на экскурсию, которую она проводила. Для меня всё было интересно: и рассказ о синагогах в странах рассеяния, и история развития общин, их сосуществование в среде других религий в различных уголках мира.

      После экскурсии я не стал утруждать Аню вопросами,  как вернуться в Рамат-Ган, и вскоре  пожалел об этом. Выйдя с территории университета, начал снимать на видеокамеру, переходя с одной улицы на другую. И - потерял ориентир. Выбрав одно из направлений, я надеялся выйти к морю, а там  было ясно, куда надо двигаться. Пройдя более часа, я не достиг намеченной цели и понял, что заблудился. Записочку с Таниными словами, данные мне на случай потери ориентира, я оставил дома. Стал останавливать прохожих, но они не знали русского. Так  что  расхожее  понятие, что  «в Израиле, куда ни шагнешь, везде русские», не оправдалось.
      Я заходил в телевизионные ателье, часовые мастерские ; везде неудача.  Решил зайти в
гостиницу. Там ко мне отнеслись  внимательно, но русского тоже не знали. Мне предлагали говорить по-английски, по-немецки, по-испански и на идиш. Я напряг свою память и вспомнил достаточно слов на идиш, чтобы пояснить, кто я, к кому приехал и как мне добраться до улицы Пинхас Рутенберг в Рамат-Гане, где жила Таня. Казалось, всё стало ясно. Достали карту Тель-Авива, отметили красным карандашом номер автобуса и его остановку, где следует пересесть на другой автобус. Поблагодарив, я пошёл по указанному маршруту, проехал на двух автобусах и вскоре … снова  очутился в незнакомом районе. Слава Богу, вскоре встретил пожилого человека, который знал русский. Это был еврей из Белоруссии, проживающий в Израиле с 1945 года. Он уже с трудом вспоминал некоторые русские слова.  Оказалось,  в гостинице мне дали маршрут, по которому я попал на улицу Пинхас Рутенберг, но не в Рамат-Гане, а в Тель-Авиве.  После его пояснений я добрался наконец до дома,  когда темнело.

      Все туристические поездки начинались от площади у железнодорожного вокзала в Тель-Авиве,  куда  добирался на двух автобусах от своего дома или на одном - из Гиватаима.  По утром до вокзала меня согласился  подвозить хозяин, у которого Таня снимала квартиру. Звали его Ицик, - он американский еврей. Приехал в Израиль в двадцатые годы. Жил  с сыном, жена умерла. Было ему немного за шестьдесят, работал бухгалтером на предприятии, туда добирался до железнодорожного вокзала на своей машине, оставлял её на стоянке и далее ехал на поезде. Ицик был добрым, общительным человеком, постоянно заносил Олегу газеты, беседовал, сообщал новости. Хорошо относился к жильцам. Сдавал квартиру по цене ниже принятой.

      В машине мы пытались беседовать. Ицик хорошо знал идиш, который и был мне предложен для общения. Я стал вспоминать слова, слышанные в детстве от бабушки и родителей. Кое-что, на примитивном уровне, стало получаться. Больше рассказывал я о доме, семье, детях,  внуках. Где и как работал. О жизни в России.            

      Из Тель-Авива,  в комфортабельном автобусе  «Volvo» с кондиционированием воздуха  и  экраном  для  просмотра  видеофильмов, едем в  Иерусалим. Автобус полон туристов. Из России я один, остальные - почти все американцы, выходцы из СССР.  До Иерусалима всего 64 километра.  Ближе к городу автобус начинает подниматься  в гору.

      Экскурсовод обращает наше внимание на то, что в далекие времена евреи должны были хотя бы один раз в году подняться  для моления в Храм. Особо подчеркивая слово «подняться»,  отводя ему двойной смысл: физического восхождения на Иудейские  горы  (на 800 метров) и духовный подъем  человека. О Иерусалиме я знаю  мало, хотя перед поездкой кое-что прочел,  да и о еврействе, имею смутное представление. Так уж сложилась судьба. Большая часть жизни у меня прошла при Советской власти, проповедовавшей атеизм.

      Посещение Израиля я воспринял  эмоционально. Каждая фраза об этой древней земле производила  неизгладимое впечатление. То, что я стою на Святой земле и предо мною Иерусалим, я воспринимаю как чудо. Мною  овладевает желание кричать во весь голос: «Люди, как жалко,  что  вы не знаете, что такое Святая земля! Послушайте и посмотрите вокруг, порадуйтесь вашему познанию. Ну, а с теми, кто не сможет увидеть и услышать, я поделюсь  сведениями об Иерусалиме  святом городе  для евреев в веках».               

      В Вавилонском Талмуде написано мудрецами: «Десять мер красоты было отпущено миру: девять - Иерусалиму  и одна - остальному миру». И это действительно так. Все зависит от того, кто на город смотрит. Святость Иерусалима для евреев основывается на их религии, традициях,  истории. Еврейский народ, изгнанный римлянами с родной земли, никогда не забывал  об Иерусалиме.  Из года в год, из века в век  евреи повторяли:  «В следующем году - в Иерусалиме!»  Иерусалим стал для них символом страстного и непреклонного желания вернуться на свою землю. Именем этого города  пророки  заклинали народы, о нем с нежностью твердили повседневные молитвы, его воспевали еврейские поэты в самых отдаленных уголках земли. Вот как писалось в одном из псалмов: «Если я забуду тебя, Иерусалим,  пусть отсохнет моя правая рука. Пусть мой язык прилипнет к гортани моей, если не поставлю Иерусалим во главу веселья моего». Интересна судьба этого небольшого города, не сравнимого ни с одним городом мира.   

      Царь Давид  в 1003 г. до н. э. превратил Иерусалим  в столицу своего  государства и религиозный центр  еврейской нации. Его сын Шломо (Соломон),  сорок лет спустя, построил там Храм.  Империя Соломона простиралась от Евфрата до Египта.  В 586 г. до н. э.  вавилоняне  захватили Иерусалим, разрушили  Храм и пленили всех жителей. Через пятьдесят лет Вавилонское царство было разгромлено персами. Царь Кир позволил евреям вернуться на родину, гарантировав им свободное существование. На месте разрушенного Храма был построен новый - Второй Храм. Город восстановили и окружили  стенами.

      В 332 г. до н. э. Иерусалим захватил  Александр Македонский. После его смерти в город вошли  египтяне, а затем он попал под власть Сирии. Император Антиох  IV Эпифан  осквернил Храм и попытался уничтожить еврейскую религию. Это привело к восстанию Маккавеев. Под руководством Иехуды Макаби евреи разгромили селевкидов, заново освятили Храм в 164 г. до н. э.  и восстановили еврейскую независимость. В 63 г. до н. э. Иерусалим был захвачен римлянами и перестал быть столицей независимого еврейского государства, превратясь в административный центр римского протектората.   

      Царь Ирод (37- 4 гг. до н. э.)  добился определенной самостоятельности еврейского государства как союзник римлян. Он расширил и укрепил город, учредил в нем многие культурные и учебные заведения, воздвиг много красивых зданий и перестроил Храм.

      После смерти Ирода произвол римских прокураторов привёл к восстанию - первой Иудейской войне (66 г. новой эры). Четыре года Иерусалим оставался независимым от иноземного правления, но затем римляне захватили город и разрушили Храм.  Еврейская независимость была ненадолго восстановлена в период восстания  Бар-Кохбы (третья Иудейская война, 132 - 135 гг.), но римляне снова подавили восстание. Евреям было запрещено селиться в Иерусалиме, он  был  перестроен по римскому образцу.
 
     В течение полутора столетий Иерусалим оставался провинциальным городом. Его положение изменилось, когда византийский император Константин  в 335 году построил на месте предполагаемого захоронения  Иисуса храм Гроба Господня, сделав город центром  христианства.
 
     В 634 году в Палестину вторглись арабы, а через четыре года халиф Омар овладел  Иерусалимом. Впоследствии на Храмовой горе была воздвигнута мечеть Куббат ас-Сахра (теперь мечеть Омара), город стал резиденцией халифов. Однако затем правящие династии сменили  место своего пребывания на Дамаск  и  Багдад. Иерусалим потерял стратегическое и экономическое значение.
 
     В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим,  вырезали проживавших в нем евреев и мусульман, превратив город в столицу своего государства. В 1187 году Иерусалим был освобожден Саладином от крестоносцев.
 
     Мамлюки, военная олигархия Египта, правили Иерусалимом  с 1250 года. Они воздвигли  прекрасные здания, однако превратили город  исключительно в мусульманский религиозный центр, не заботясь о его экономическом развитии, разоряя жителей налогами.
      В 1517 году Иерусалим был завоеван турками. Их владычество продолжалось четыре века. Султан Сулейман  возвёл новые городские стены, существующие поныне, расширил водоснабжение. После смерти Сулеймана константинопольские власти перестали интересоваться Иерусалимом, который к XVIII веку пришёл в  упадок.   
      Во второй половине XIX века начался новый подъем Иерусалима. К этому времени на свою древнюю землю начинают возвращаться евреи. Одновременно пробуждается интерес к Святой земле и у  европейцев.
     В 1917 году британские войска вошли в Иерусалим. Турция потерпела поражение в первой мировой войне. С 1922  по 1948 год Иерусалим был административным центром, из которого англичане управляли Палестиной по мандату Лиги наций. Город стал бурно развиваться. Была застроена большая территория вне стен Старого города, получившая название Нового города.
      14 мая 1948 года, по истечении срока британского мандата и в соответствии с резолюцией ООН от 29 ноября 1947 года, государство Израиль провозгласило свою независимость. Иерусалим был объявлен столицей возрожденного еврейского государства.
      На следующий день группа арабских стран начала совместные военные действия против Израиля. Война за независимость закончилась соглашением о прекращении огня. Иерусалим оказался разделенным на две части. Демаркационная линия пересекла город с севера на юг. Восточный Иерусалим, включая Старый город,  отошел Иордании, а западная и южная части  остались за Израилем.
      После победы в Шестидневной войне произошло воссоединение  Иерусалима, Израиль получил свободный  доступ к еврейским святыням, которые были закрыты для них с 1948 по 1967 год.
      В 1980 году Кнессет утвердил «Основной Закон об Иерусалиме», определяющий права и обязанности Израиля в отношении столицы - святого города трех религий. Святые места всех религий оберегаются от осквернения, и к ним гарантируется свободный доступ.
      Для христиан Иерусалим является местом, где жил, проповедовал, умер и воскрес Иисус. Основными христианскими святынями являются храм Гроба Господня, Гефсиманский сад,  место Тайной  Вечери  и  Виа Долороза с четырнадцатью остановками Крестного пути. Согласно учению ислама, пророк Мухаммед был чудесным образом перенесен из Мекки  в  Иерусалим  и  из него вознесся на небо. Основными святыми  местами мусульман являются мечети Омара и Эль-Акса. Иерусалим является третьим, после Мекки и Медины, святым городом ислама.
      Оставив автобус на стоянке,  входим  в Старый город через Сионские ворота и попадаем в Армянский квартал. В свое время римляне проложили через город две главные магистрали ; с севера на юг и с востока на запад, что поделило город на четыре квартала. Ныне это Еврейский, Мусульманский, Христианский и Армянский кварталы.  Несмотря на традиционные наименования кварталов, их население никогда не было однородным. В магазинчиках продаются сувениры, удовлетворяющие человека любого вероисповедания.   
      Проходим в Еврейский квартал, восстановленный после его разрушения, когда этой территорией владела Иордания. Доминирующим архитектурным сооружением квартала была синагога Хурва, построенная  более 400 лет назад и разрушенная в 1948 году. Сейчас легкая памятная арка указывает на её былое местоположение. В квартале проживают наиболее религиозные евреи, строго соблюдающие законы Торы. Нам рассказали, что однажды квартал навестила  знаменитая певица  Мадонна. Была суббота, и потому ей не было уделено должного внимания. Певица возмутилась: «Я же Мадонна!  Меня знает весь мир!». Ей ответили: «У нас Шабат, никто не смеет нарушить заповедь Бога». Мадонна обиделась и заявила, что больше никогда не приедет в Иерусалим. Для этих евреев двойных стандартов быть не может.  Впоследствии Мадона нарушила своё обещание.
      Подходим к зданию, которое должно символизировать единение трех религий. Первый этаж ; синагога, здесь захоронен царь Давид, саркофаг покрыт синим покрывалом с шестиконечной звездой. Второй этаж - помещение Тайной  вечери, рядом - мечеть.
     Археология - одна из почетнейших специальностей в Израиле. Есть что искать. Начиная с девятнадцатого века, ведутся интенсивные раскопки на территории Старого города и вокруг его стен. Слой за слоем открывается прошлое.  Кардо, римская и византийская торговая улица. После расчистки и реставрации многие помещения нижнего яруса Кардо отданы под современные лавки.   
      Подходим к самому трепетному месту - к западной стене разрушенного Храма - Стене  плача.  Перед стеной - большая  площадь. После рассказа обо всех событиях, связанных с Храмом, мы разделились на две группы: мужчин и женщин. Слева  небольшое помещение  синагога. Захожу туда. У входа - стол, за которым сидит несколько человек. Их роль - чтение молитвы по просьбе пришедших к Стене. Подхожу к столу. Меня о чем-то спрашивают. Я не понимаю иврита и потому ответить не могу. Меня берут за руку и наматывают на неё ремешок с тфелином - это маленькая кожаная коробочка, в которую заложен текст молитвы. Набрасывают талес - белая ткань с черными полосками - и читают молитву. Я не знаю, о чём в ней идёт речь, но в моём сознании только одна мысль: просьба к Богу об Асином выздоровлении. После молитвы я подхожу к  Стене, опираюсь об неё ладонями  и прошу Всевышнего помочь  Асе преодолеть болезнь.
      Дальше мы проходим по святым местам христианства и выходим из Старого города. Нас ожидает автобус, и мы едем в музей Катастрофы европейского еврейства, - «Яд ва-Шем». Это музей-памятник шести миллионам евреям, погибшим в огне фашистского мракобесия. В его структуру входят: галерея детских рисунков, Зал имен погибших, Аллея праведников, спасавших евреев от смерти, архив,  Зал  памяти  с  высеченными на  его полу названиями лагерей    смерти, Детский мемориал и Долина уничтоженных общин. Каждый народ жив своей памятью, это чтут в Израиле. Когда-то  пророк Исай сказал:  «И тем, кто не вернется, тому я дам память и имя ; «Яд ва-Шем».   Здесь, на площади Варшавского гетто, перед музеем,  каждый год зачитываются имена погибших. А вся страна застывает на минуту молчания, отдавая память жертвам Катастрофы, с уверенностью в том, что это никогда не повторится, потому что есть еврейское государство, способное защитить себя. 
     В музее я взял несколько анкет, которые заполняются  на евреев, погибших во время Холокоста. Эти анкеты отправляются из любой точки мира для их регистрации в списках мемориала. Возвратясь в Москву, я заполнил  анкету на бабушку, погибшую на Украине в гетто. Отправил бланки анкет на английском языке  своим двоюродным братьям в Австралию и Америку.
      Подъезжаем к зданию израильского парламента - Кнессету. Но туда нас не пустили:  приехал российский министр иностранных дел Козырев, и помещение готовили для встречи. Так что просто  проехались по улицам нового Иерусалима. Он раскинулся новыми кварталами на прилегающих к древним стенам холмам и долинам. Осмысляя увиденное и прочитанное об Иерусалиме, я понял, что один день для знакомства  с таким городом - это несерьезно.
     Следующая поездка - на Мертвое море. Шоссе, по которому едем, проходит по пустыне. Через пятнадцать минут езды  первая остановка. Небольшой старый домик, построенный турками, в котором разместился магазин, там можно перекусить и укрыться от палящего солнца. Рядом - полуразвалившийся колодец, где, как утверждала экскурсовод,  останавливался Иисус и произносил свои проповеди. Несколько палаток арабов-бедуинов. Арабы предлагают прокатиться на верблюде. 
      От Иерусалима до Мертвого моря все время спускаемся вниз,  так как уровень этого моря ниже уровня  океана нашей планеты на 400 метров. Кругом гористая местность. Остановка у фуникулера, поднимающего на гору, где раскопана крепость Масада, павшая в 73 году после трехлетней осады римлянами.  Эта крепость была последним оплотом восставших евреев в первой Иудейской войне. Она была построена царем Иродом как крепость, где было два дворца, склады, несколько водохранилищ, бани и синагога - самая старая из найденных синагог. Римляне, ворвавшиеся в крепость, обнаружили, что все защитники и их семьи предпочли покончить с собой, но не превратиться в рабов. Сегодня Масада стала символом  решимости евреев быть свободным народом в своей стране. В присяге армии обороны Израиля записаны такие слова клятвы: «Масада никогда не повторится».  Спускаемся к Мертвому морю. Все, что о нём говорится, обязательно содержит слово «самое». И это справедливо. Самая соленая морская вода, до 30 процентов соли, самая низкая точка на земле, самое высокое содержание кислорода в окружающей среде и самое низкое содержание аллергенов в воздухе,  самое высокое  атмосферное давление, самый низкий уровень солнечной радиации  загорай без опасения. Поверим словам экскурсовода. Уникальные грязи, которые используются в лечебных целях и в косметике, известны всему миру.   
      Несмотря на начало апреля, я рискнул искупаться в Мертвом море. Вода холодноватая, но это мелочи по сравнению с чувством  прикосновения к чуду природы. Чтобы наши впечатления о Мертвом море были более яркими,  нам рассказывают о том, как римский император Веспасиан, чтобы убедиться, что люди в море не тонут, велел бросить в море несколько человек.  Для чистоты опыта им завязали руки. Император был доволен исходом ; не утонули.
      А вот ещё впечатляющая история. Теодор Герцель, основоположник сионизма, предложил использовать перепад уровней Мертвого и Средиземного морей для получения электроэнергии, что обеспечило бы  энергией весь Израиль с избытком. Сродни нашему ленинскому плану «ГОЭЛРО», только с небольшой поправкой: «Капитализм плюс электрификация всей страны».
      Пора возвращаться домой. Наш автобус вскоре останавливается у придорожного указателя. На нем написаны слова «Содом» и «Гоморра», напоминающие, что именно здесь были два города,  разрушенные за то, что их жители вели себя непристойно и навлекли тем самым божий гнев. Памятью о тех событиях осталась жена Лота, превращенная в соляную скалу за то, что посмела, вопреки Божьему запрету, оглянуться на гибнущий город. 
      Но не только Мертвым морем примечательна Иудейская пустыня. Сегодня киббуцы (поселения с определённым укладом жизни) превратили  некоторые  её участки в плодороднейшие зоны  земледелия.  Несколько урожаев  винограда, персиков, красного перца собирают они  в год. Зона Мертвого моря объявлена заповедной зоной, где обитает множество животных. Армия обороны Израиля прекращает учения во время перелета птиц. Поясняют, что для жителей   это зона отдыха и общения с природой. 
      Для меня эта фраза была не совсем понятной. Как  можно любоваться пустыней?  Оказывается, можно, если любить свою землю. Для еврея пустыня - это символ свободы. На Синайской горе, окруженной пустыней, возник Иерусалим с Храмом - место общения евреев с Богом. В пустыню уходили правдоискатели и пророки, разгневанные неправедностью царей, она превратила евреев из  племени рабов в гордый,  свободолюбивый народ. Именно здесь Бог вручил Моисею скрижали с  десятью заповедями,  которые стали основой морали почти всех народов мира, и дал им Тору, законы которой накрепко связали еврейский народ, не позволив ему смешаться с другими народами, раствориться в мире, исчезнуть во время тысячелетних скитаний.   Во все времена Тора ежедневно напоминала евреям, кто они и где их дом.    
      В нескольких километрах от Мертвого моря раскинулась Иерихонская долина, с самым древним городом в мире Иерихоном, которому  более десяти тысяч лет.  Руководительнице нашей поездки  пришло в голову  заехать в этот город  (палестинская территория). В 1995 году это было вполне реально, шёл мирный процесс решения изральско-палестинской проблемы. Остановившись на развилке дорог, шофер запросил по мобильному телефону  у погранпункта армии обороны Израиля разрешения въехать на палестинскую территорию. Ему отказали, на территории неспокойно.  Нам оставалось только прослушать экскурсовода и посмотреть  некоторые сюжеты по телевизору об этом удивительном месте на земле. 
      В прошлом  в  Иерихоне стояли роскошные дворцы еврейских царей. Иерихонскую долину влюбленный римский император Марк Антоний подарил Клеопатре, - и это был настоящий царский подарок.  А более чем за тысячу лет до этого стены Иерихона пали от звуков труб израильтян, пришедших  на обетованную землю из египетского рабства после сорокалетних скитаний по пустыне.
      Следующим  пунктом  моего знакомства с Израилем стали предместья озера Кинерет и Голаны. Путешествие двухдневное, с ночёвкой в гостинице города  Тверии. Сначала заезжаем в Иерусалим и пополняем автобус экскурсантами. А далее едем  строго на север. Путь дальний,  до Кинерета ; около двухсот километров. Едем, местами очень близко, вдоль границы с Иорданией. Всё спокойно, людей не видно. Это спокойствие во многом зависит от действия правительств Египта и Иордании.
      Следует вспомнить, что поначалу руководство палестинского движения базировалось в Египте. Вооруженные люди находили себе применение в постоянных провокациях на границе с Израилем, втягивая Египет в вооруженные столкновения. После ряда неудачных попыток уничтожить Израиль не кто иной, как Абдель Насер,  на определенном этапе, изгнал вооруженных палестинцев из Египта, положив конец пограничным инцидентам. Палестинцы перешли в Иорданию.
      Теперь бесконечные провокации последовали на иордано-израильской границе. Для короля Хусейна начались проблемы. На его территории появились неуправляемые вооруженные люди, что становилось опасным  не столько для Израиля,  сколько для независимости Иорданского королевства. Пришлось повторить действия египтян. Компания по разоружению и выдворению воинствующих людей превратилась в широкомасштабную военную операцию с использованием артиллерии и танков. Спокойствие на границе было достигнуто изгнанием воинствующих палестинцев.      
      Боевые отряды палестинцев перебазировались в Ливан. В результате была спровоцирована междоусобная война  мусульман и христиан, что разорило некогда наиболее благополучную страну на Ближнем Востоке. Из-за пограничных обстрелов израильских пограничных районов Ливан теряет часть своей приграничной территории. Слабое ливанское правительство не в состоянии справиться с палестинской организацией «Хазболла»,  как это сделали в свое время египтяне и иорданцы. Палестинские экстремистские боевики по существу  захватили  приграничные  с Израилем  районы. Их поддерживают Сирия и Иран. 
     …В автобусе ко мне подходит женщина лет сорока и просит разрешения сесть  рядом.  Тут же поясняет, почему пересела: «Я сразу определила, что вы из России, вроде  свой человек в этой среде американцев».  Спрашиваю, по каким признакам она сделала такой вывод?  «По разговору и манерам.  Американцы слишком громко разговаривают, да и говор уже не тот. Я даже думаю,  что вы москвич». Познакомились.
      В Израиль она приехала в гости к своей дочке,  которая учится в Московском  историко-архивном университете. Изучает иврит и в настоящее время проходит стажировку в Иерусалимском университете. Интересуюсь её впечатлениями. Дочке не нравится, она полагает, что ей мало уделяют внимания. Процесс обучения отличается от российского, он слишком упрощенный. Прошёл  месяц, как она в Израиле, а уже соскучилась по Москве.
      Подъезжаем к южному берегу озера Кинерет, имеющему и другие названия:  Тивериадское,   Галилейское. Иногда его называют морем за обилие пресной воды и временами строптивый характер:  величина волн достигает нескольких метров. Водная поверхность озера на 210 метров ниже уровня моря. Озеро пополняется пресной водой реки Иордан, собирающей потоки таящих снегов с горных вершин. Оно является основным источником пресной воды  в  Израиле.   
      Останавливаемся в небольшом населенном пункте Хамат Гадере. Здесь вотчина киббуцев, деятельность которых имеет два направления: разведение крокодилов  и эксплуатация радиоактивных источников. Заходим на мостки и созерцаем  крокодилов. Завезли их сюда кибуцники  из Африки. Здешний климат оказался благоприятным для проживания животных. Предприимчивые люди организовали крупную ферму, которая сегодня вырабатывает 25 процентов  мирового производства крокодиловой кожи.               

      С крокодиловой фермы мы направились в небольшой городок с еврейским названием Кфар Нахум, который на латинском языке имеет название  Капернаум. Считается, что именно в синагогах этого города  Иисус, читая свои проповеди,  встретился с рыбаком  Симоном, которого  он назвал Петром,  который  впоследствии покинул пределы своей родины и стал основателем христианской церкви.  Недалеко от этого города, на одном из холмов, Иисус произнес знаменитую Нагорную проповедь. Сегодня на этом  месте стоит церковь. По берегам озера Кинерет - прекрасные города, в которых жили евреи с тех пор, как  пришли на землю Ханаанскую.   
 
     Только к вечеру добрались до города Тверия, расположившегося на берегу озера. Тверия   один из лучших  курортов в мире - излюбленное место отдыха израильтян. Был построен царем Иродом две тысячи лет назад  и назван в честь римского императора Тиберия. О горячих радиоактивных водах, излечивающих больных, было известно с незапамятных времен. К сожалению, до сегодняшних дней не сохранились памятники глубокой старины этих мест  из-за множества землетрясений. Но для еврея Тверия остается величайшим памятником религии, культуры и истории. Он - один из четырех святых городов. После разрушения Второго Храма в Иерусалиме Тверия стала главным духовным центром иудаизма. Здесь был написан Иерусалимский Талмуд - многолетний труд  ученых, собравший воедино религиозный и житейский опыт еврейского народа; была изобретена в VII веке система огласовок ивритского алфавита. В Тверии находятся могилы величайших талмудистов  Раби Акивы, Шимона - чудотворца, Рамбама.  С этим городом связан большой этап развития религиозной поэзии. 

      Разместились в гостинице и плотно поужинали за шведским столом.  Несмотря на поздний час, нам предлагают поехать в Хамат Гадер, покупаться в сорокаградусных сероводородных радиоактивных источниках, называемых «ручьи пророка Ильи». Это раскопанные римские бани. Дрожь проходит по телу, когда задумываешься о том, что здесь две тысячи лет назад восстанавливали свое здоровье римляне, в том числе римские императоры. А задолго до них, как упоминается в Талмуде, набирал силы царь Соломон. Я около двух часов  плавал  в водоеме, перемещаясь от фонтанирующего источника до небольшой плотины, через которую переливалась вода. Вернувшись в гостиницу около часа  ночи, я долго не мог заснуть,  довольный и взволнованный происшедшим. Подумать только, я купался в источнике, где в свое время купались царь Соломон и император Нерон!  Это  сказка.

      На следующее утро мы поехали на Хермон - это горная вершина, которая до середины лета покрыта снегами. От подножия на верхнюю точку можно подняться на фуникулере. Здесь много военных - ливанская граница рядом.  Тот, кто не взял теплые куртки, жалели об этом.

      На обратном пути заезжаем в город Цфат, освященный еврейскими мистиками и каббалистиками, прославившийся  толкователями  Торы  и  мудрецами. По фразам и отдельным словам, по расположению букв и их  численному соответствию они строят свою картину мироздания и поясняют ход событий.   

      Город часто называют Голубой Цфат, так как  стены, окна, двери, ставни в нём покрашены в голубой цвет. Это своеобразная маскировка. Как гласит одна  легенда: «Дьявол,  летающий над городом, видит голубое и думает, что это водная гладь, и отступает». Жители уверены, что знаками с изображением ладони руки можно избавиться от сглаза. Голубой цвет должен напомнить людям о близости неба и его постоянном вмешательстве в земную жизнь. Флаг Израиля имеет голубой цвет.  Цфат славится множеством  синагог, в том числе и старыми, построенными в шестнадцатом веке выходцами из Испании. Каждая из них имеет свою историю. Так, синагога Лури - единственная синагога в мире, не имеющая на входе мезузы - деревянного пенала, в который заложено написанное благословение. 

     Цфат - город художников, рисующих картины больше на религиозные темы, но и на светские тоже. В городе постоянно действуют выставки картин, занимающие целый квартал. Подавляющее большинство жителей  - глубоко верующие люди. В семьях  множество детей и небольшой достаток,  но жители фанатично исполняют заветы Библии. Отдают дань уважения и внимания скорбным дням и от души, с размахом, веселятся в праздники. Благодаря таким людям, хранящим веру и традиции, еврейскому народу удалось выжить и не исчезнуть с лица земли. 

      Моя следующая поездка - в Галилею. Верхняя Галилея в далекие времена представляла труднодоступный район, который  служил убежищем для беглых рабов и  недовольных правителями  людей со всех концов Иудеи. Здесь начинались  многие восстания против завоевателей. Сегодня это - цветущий район, вносящий весомый вклад  в обеспечение Израиля сельскохозяйственной продукцией. Немало вывозится  отсюда и в другие страны, и делают это в основном киббуцы. 

     Галилея - родина кибуцного движения, которое зародилось  впервые в мире в 1911 году.  К слову сказать, в Израиле сейчас два вида сельских поселений: мошав  кооперативное сельскохозяйственное поселение, где каждая семья ведет собственное хозяйство,  и  киббуцы - коллективное хозяйство. У членов киббуца нет частной собственности, зарплату каждый получают одну и ту же,  хотя работает каждый в меру своих сил. Здесь сумели совместить коммунистический принцип с капиталистической сущностью государства, и очень успешно. Если на заре существования киббуцев основой их экономики было сельское  хозяйство, то в последние годы они стали заниматься также промышленным производством, торговлей и сферой обслуживания. Киббуцы не только производят и реализуют сельскохозяйственные продукты, но и активно сотрудничают с учеными в деле модернизации и повышения продуктивности всех отраслей сельскохозяйственного производства.

      Сегодня Израиль занимает  ведущее мест в мире по  использованию передовых технологий в сельском хозяйстве. А если вспомнить, что на протяжении веков изгнания евреи не имели права ни владеть землей, ни права её обрабатывать, то следует им воздать многократную хвалу.  При разговорах о сельском хозяйстве в Израиле часто цитируют  обращение известного философа Вольтера к французским евреям: «Как можно быстрее возвращайтесь в Иудею. Обрабатывайте эту убогую пустыню, как её обрабатывали некогда. Награда за труд не будет щедрой, но у вас будет вино и много финиковых пальм, оливковых деревьев и стада. Упорный труд сделает плодородной землю, доведенную до упадка её владельцами из Константинополя и Малой Азии»... И действительно, упорный труд превратил земли ханаанские в  плодороднейшие земли. И есть желание у евреев превратить Израиль в «страну, текущую молоком и медом», как сказано о том в Торе   три с половиной тысячи лет  назад.

      С большим сожалением и горечью мы выслушивали рассказы местных жителей о почти ежедневном обстреле, начиная с 1967 года, еврейских поселений с ливанской территории. Стреляли из «катюш» из бункеров, построенных с помощью советских специалистов. На полях работали по ночам, а днём укрывались  в бомбоубежищах, но из своих поселений не уходили. В 1982 году Верхняя Галилея подвергалась   круглосуточному зенитному обстрелу. Прекратить обстрелы удалось непросто, ценою многих жизней.   

      Кармель, в переводе Божий виноградник, - это гора в нижней Галилее,  протянувшаяся вдоль средиземноморского побережья севера страны. В этой местности  растет лучший в Израиле виноград, делается лучшее вино. Здесь  началось наше знакомство с городами средиземноморского побережья Израиля.   

      Городу Акко более четырех тысяч лет. Его существование упоминается в Библии. В седьмом веке до н.э. город был захвачен ассирийцами, а затем  римлянами, присоединившими его к Римской  империи. Городом, в разные  времена, владели византийцы, персы, арабы,  крестоносцы, мамлюки, турки,  англичане. Здесь был убит один из братьев Макковеев  Ионатан.  Сражался с римлянами Баркофа.  Римский император Тит познакомился с еврейской принцессой Береникой. Здесь бывали: Юлий Цезарь,  султан Саладин-великолепный, короновался Ричард-Львиное сердце.      

      В теперешние времена археологи государства Израиль, начавшие раскопки в городе, обнаружили цитадель крестоносцев. В её залах проходили торжества, церемонии и религиозные действа, советы и приемы,  один из которых был устроен в честь  знаменитого путешественника  Марко Поло. Потолки этого зала - древнейший образец готической архитектуры средневековья - восхищают посетителей.  Раскопан  подземный ход от цитадели к морскому порту, через который в 1291 году бежали рыцари крестового воинства.

      С этого времени начинается возрождение Акко.  Паша Эльжазара восстановил и украсил город башнями  и мечетями, превратил его в недоступную крепость. Наполеону в 1799 году не удалось захватить город.  Однако в результате интенсивной осады город был разрушен, и его значимость утрачена. Наша туристическая группа  прошла по нескольким улицам, заселенных арабами. Мы отметили недостаточную чистоту, множество детей, которые с любопытством рассматривали прохожих,  и мужчин, сидящих за столиками и играющих в кости.

      Падение Акко дало толчок развитию соседнего города Хайфа. Сегодня это - третий по величине город страны. Начиная рассказ о городе, вам обязательно сообщат расхожую в Израиле фразу о том, что: «Иерусалим молится, Тель-Авив развлекается, а Хайфа работает». Хайфа - рабочий город с малыми и большими заводами, крупнейший порт в Средиземном море, центр всей промышленности страны. Здесь построены современные жилые кварталы,  уютные  парки, тенистые  скверы.               

      Примечательностью Хайфы является Храм новой религии - бахаизма, возникшей почти 100 лет назад в Иране. Но приверженцев этой религии  жестоко преследовали  власти, и потому они вынуждены были  уйти в Палестину,  где  создали  в Хайфе свой религиозный центр. Сегодня бахаизм имеет миллионы последователей. Их основной тезис: «Земной шар есть одна страна, а человечество - его граждане». Это самая мирная  религия в мире,  проповедующая  согласие и дружбу,  верящая, что красота спасет мир. На фоне сегодняшнего противостояния на планете, это звучит наивно. Но в это хочется верить. Храм окружает красиво спланированный парк, его  позолоченный купол  хорошо виден с отдаленных точек города. Внутри всё выглядит очень скромно, полы зала устланы коврами, много цветов. Нет помпезности. Сюда может войти любой, условие только одно - надо снять обувь. Это сделать не трудно. Значительно сложнее найти свои ботинки на выходе,  если одновременно с вами это делают  более ста человек. Вот и пришлось мне не менее двадцати минут искать свою обувь. Хайфа, по израильским меркам, - город молодой, несколько сот лет. Осмотрев с холма морской порт  и проехав по улицам города, мы продолжили наше путешествие.               

      Подъезжаем к большому амфитеатру и развалинам - это то, что откопано археологами от некогда большого красивого города Кейсария,  построенного около двадцати столетий назад царем Иродом. Город был центром пребывания римских прокураторов - наместников Рима в Иудее. Наиболее одиозная фигура,- это Понтий Пилат.  В Кейсарии началась Иудейская война, а большой амфитеатр, построенный на открытом воздухе, стал местом уничтожения десятков тысяч пленных евреев, самыми жестокими способами. Их запускали в клетки со львами, заставляли участвовать в гладиаторских боях, постепенно уничтожая друг друга. Раби Акива был казнен сдиранием клочьев кожи. Крестоносцы  разрушили город и на его месте построили новый, сделав из него крепость на средиземноморском побережье. Сегодня Кейсария -  музей под открытым небом. Не восстанавливается, так как провозглашен евреями проклятым местом. Кейсария - свидетельство жестокой истории еврейского народа.   

      Нетания - небольшой зеленый городок, где расположена ювелирная фабрика, изделия которой известны во всем мире. Мастерство ювелиров в Израиль привезли  выходцы из Германии, бежавшие от фашистского режима в тридцатые годы. Они привезли с собой и большое желание иметь  около своего жилища хотя бы немного зелени, старательно выращивая её в  условиях засушливого климата.      

      В одну из суббот, а это совпало с первым днем праздника Песах, я отправился в синагогу города Гиватаима на утреннее богослужение.  Здание современной архитектуры, без каких-либо украшений. Приходят семьи с детьми, в праздничных одеждах. Зал полон прихожанами, и мне с трудом удалось занять свободное место в последнем ряду. Служба шла в строгом соответствии с принятой традицией, с торжественным выносом Торы и чтением соответствующей главы. В конце богослужения в зале появилось много детей-дошкольников. Через несколько минут я понял, что это было не случайно. Раввин горстями начал разбрасывать по проходам конфеты, а дети кинулись их собирать. Это действо  оживило обстановку. Выйдя на улицу, я увидел детишек, сидевших на ступеньках входной лестницы. Они вытаскивали из карманов конфеты и пересчитывали доставшиеся лакомства.

      Посещение Израиля произвело на меня неизгладимое впечатление. Оно породило необыкновенное ощущение, доселе мною неведомое.  Я прикоснулся к истории человечества, к десяткам всемирно известных людей и событий. У человека впечатлительного, с воображением, а я, видимо, являюсь таковым, зародилось желание  более глубоко изучить Библию и Талмуд.

      Еврей на протяжении более пяти тысячелетий был соучастником многих событий, все видел,  описывая свою историю, касался истории многих народов мира. Появилась желание изучить многострадальную историю еврейского народа. Такая возможность мне представилась после завершения моей трудовой деятельности и благодоря большой культурно-просветительской работе, проводимой в Москве разными еврейскими организациями. Всё это стало возможным потому, что Российское правительство проводит курс на возрождение культур всех народов, проживающих в России.


Рецензии
На сердце пролилась печаль и светлая грусть от того, что я мысленно перенеслась в Израиль и снова побродила по улочкам Гиватайма, я там жила на улице Какаль........ И ходила по этим же маршрутам... Обходила весь Тель-Авив, и пешком в Яффо... Какой же он прекрасный в своей древности, несокрушимый, история там замерла в каждом повороте старых улочек, мостиков, знаков. Люблю Израиль... А как прекрасен Иерусалим, он золотой! В полном смысле... Там удивительно сияет солнце, отражается в облицовке зданий, в тонированных окнах домов и возникает полная иллюзия золотистого свечения! Мечтаю снова поехать и увидеть то, где не удалось побывать! Прекрасная страна и я от всей души желаю мира ее гражданам! Спасибо вам за роскошную экскурсию, за изложение исторических фактов - столько информации!

Татьяна Лези-2   01.02.2013 13:20     Заявить о нарушении
Здравствуйте Татьяна! Рад каждому доброму слову об Израиле. Мой рассказ - личные ощущения - для одних, это неизгладимые воспоминания, для других - открытия. Место, где сохраняется язык и культура древнейшая народа.
Большое спасибо за внимание. Всего наилучшего, приятных воспоминаний и хорошего настроения. С.И.

Соломон Гройсман   01.02.2013 17:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.