Сказка на старый лад

Владим Ир Долгих


 





НОВОГОДНЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

 





Действующие лица:

Дед Мороз
Снегурочка
Емеля
Кикимора
Леший
Баба-Яга
Старуха Шапокляк
Кащей
Метель
Собачка

 

За тюлевым занавесом проглядывается лес. На авансцене – большой пень.
Вечереет. Слышна песня Лешего.

Леший: Как, во темном, во бору
Знаю каждую нору,
Ночью по лесу брожу
Да дорожки сторожу.
А на зорьке, во кусту,
Лапоточки все плету.
Лыки-то кленовые –
Лапоточки новые.
Ух! Угу-гух.

Леший.           (прислушивается) Нос мой, шишка еловая, чует дух человеческий.  ( кричит) Кикимора! Кикимора!
Кикимора: Чего тебе, Лешенька?
Леший: К лесу заветному карета мчится, сама из серебра, а полозья хрустальные. В карете кто-то сидит. Угу-гух! Чую, добром это не кончится. Что делать Кикимора?
Кикимора: Как что? Старый ты, Леший. Службу забыл свою? Подслушивать, подглядывать. Козни да пакости строить. А в лес заветный никого не пускать.
Леший: Умница-разумница. Спрячемся. Посмотрим, что за птичка сюда летит.

Звучит песня Снегурочки. Тюлевый занавес приподнимается. На фоне заходящего солнца идет Снегурочка. Из-за деревьев выглядывают зверюшки: зайцы, лисята, волчата и др. Звери бегут за Снегурочкой. Снегурочка на авансцене. Занавес опускается.

Снегурочка: Так вот куда привезли меня полозья хрустальные. В лес неведомый.
(оглядывается)
Здесь и должен ждать меня Емеля на своей печи. Да где же он?

Звучит песня Емели. На сцену выезжает Емеля на печи.

Емеля: Здравствуй, девица-краса, русая коса.
Не Снегурочкой ли тебя величать?
Снегурочка: И ты будь здоров, Емелюшка. Снегурочка я. Деда Мороза – внучка.
Емеля: Тогда садись на мою печь, я тебя дальше повезу.
Снегурочка: Нет, Емелюшка. Сначала я должна волшебный мешок Деда Мороза отыскать.
Емеля: Неужто украли мешок? Ай-ай-ай!
Снегурочка: Пропал мешок волшебный прямо из терема Деда Мороза. Сегодня хватились, а мешка – нет. Уж гадали мы, думали – кто бы мог это сделать. Ведь в этом мешке Дед Мороз для ребят новогодний подарок спрятал. Села я в карету серебряную с хрустальными полозьями – она меня в этот лес и привезла.
Емеля: Да здесь одна нежиль. Тут нечисть обитает. Но ты не бойся, Снегурочка, я тебя в обиду не дам, и мешок помогу отыскать. Жаль только, щуки со мной нет, а то мигом бы справились.
Снегурочка: Спасибо тебе, Емеля. Добрый ты, человек. Пойдем к карете серебряной. Палочку-выручалочку возьмем.

Снегурочка и Емеля уходят.
Появляются Леший и Кикимора.

Кикимора: Лешенька!
Леший: Аюшки!
Кикимора: Ну, слыхал?
Леший: Слыхал, прямо беда. Мешок волшебный идут, который…
Кикимора: Тихо. Говоришь много. Зови Хозяйку.
Леший: У-ух! Угу-гу! Зову я Бабу-Ягу, пластилиновую ногу. Ух! Ты, месяц – свети, ты, ветер – свищи, ты лес – шуми. Ой, ты, Баба-Яга, в ступе лети, помелом мети. Прилетай. Угу-гух!

Свист ветра. Солнце гаснет. Появляется месяц среди звезд. Музыка на появлении.

Баба-Яга: Лечу, мои милые, мои хорошие.
Вот она – я, Баба-Яга. Пластилиновая нога.
Кто меня признает?
Я красива и умна.
Кто обманет, тот узнает,
Как я люта и сильна.
Пусть нога из пластилина.
Это, Леший, не беда…
Ой, ударило мне в спину –
Знать дают мои года.
Кто меня звал?
Кикимора: Ты – Хозяйка, мы – слуги твои верные.
Леший: Слуги – верные - неимоверные.
Баба-Яга: Ух, вы, мои лиходейчики. Ах, вы мо субчики - душегубчики. Что стряслось?
(достает сковороду и смотрит в нее)
Я ль на свете всех милее?
Всех румяней и белее?
Кикимора: Ты, конечно, спору нет.
Леший: Только беда у нас. Емеля со Снегурочкой по лесу бродят. Мешок идут.
Баба-Яга: Не дам искать мешок. Пусть вторую ногу сломают, но так мешок спрячу, что сама век искать буду – не найду. Ты, Леший, их пугай. Ты, Кикимора, помогай.
(Леший убегает)
Баба-Яга: Гасни, гасни, месяц ясный. Вы, зеленые огни, рассыпайтесь по лесам, заманите путников захожих в овраги глубокие.

Снова появляется Леший. Кричит.

Леший: Емелюшка, Емелюшка!
Ага. Один возвращается.
Баба-Яга: Прячьтесь все. Напугаем его наваждением лесным.
(прячутся).
Емеля: (выбегает)
Никого? Кто меня звал? Никак нечистая со мной в прятки играет? А я не боюсь никого… Ой, что  это там меж деревьев промелькнуло? Не подходи. Я такой храбрый, что и стукнуть могу.
Леший: (из-за дерева)
Угу-гух!
Емеля: Ой-ой!
(бросается в сторону от Лешего. Леший хохочет. Емеля натыкается на Кикимору)
Чур меня! Чур меня! Если бы со мной была щука… Я бы…
(Кикимора сзади закрывает глаза Емеле лапами/)
Ой, лихо! Свят, свят, свят… Наваждение лесное. (Баба-Яга щекочет его метлой, потом бьет по голове)
Караул! Убивают!
(убегает)

Баба-Яга, Леший, Кикимора выбегают, смеются вслед Емеле.

Баба-Яга: Ну, этому надолго заказано ходить в мои леса.
Кикимора: Хи-хи-хи. Пугливый какой.
Баба-Яга: Я ль на свете всех сильнее?
Кикимора: Всех сильней…
Леший: И грязней…
Баба-Яга: Что?
Кикимора
и Леший: Ты, конечно, спору нет.
Баба-Яга: Вы лучше подумайте, что со Снегурочкой делать будем?
Кикимора: Теперь ей из леса не выбраться.
Леший: Дед Мороз свой мешок волшебный не найдет.
Вместе: Празднику не быть.
(смеются)
Вот радость – то.
Леший: На сегодня моя служба закончена. И то. Устали по лесу бегаючи!
(уходят)
Голос
Снегурочки: Емелюшка, где ты? Ау-ау!
Баба-Яга: А я за девчонкой снежной пригляжу. Я ль на свете всех хитрее…
(прячется)
Снегурочка: (выходит)
Ау! Только что возле меня был, и вдруг исчез. Ау!

Леший и Кикимора из-за кулис голосом Емели: Ау!

Снегурочка: Откликается. Пойду, а то страшно одной в таком лесу. Огоньки разноцветные. Куда-то зовут меня. Завлекают. Страх какой. Пойду. Будь, что будет. Может, с Емелей что случилось? И вовсе я не одна. Вот сколько детишек со мной.
(к детям)
Не оставите меня одну? Поможете мне?
Но для этого вот что надо сделать: как только я скажу: «Гром гремит» - вы ногами по полу топайте. Как скажу: «Дождь шумит» - вы в ладоши хлопайте. А скажу: «Пчелы жужжат» - вы жужжите, как пчелы.
(репетирует с детьми)
Договорились? Тогда я пошла.

Снегурочка уходит. Звучит песня Деда Мороза. Из-за кулис выходит Дед Мороз. Сдвиг ширмы.

Дед Мороз: Так и не нашел я мешка волшебного. Да в придачу внучку свою потерял. Эх, я, старик – Мороз, инеем оброс. Кто это так по лесу несется? Стой!
Емеля: Уф. Насилу остановился. Спасибо тебе, дед.
Дед Мороз: Емеля?
Емеля: Ну, я Емеля. И что?
Дед Мороз: Откуда и куда путь держишь?
Емеля: За щукой, дел, бегу, чтобы она помогла мне с нечистой силой справиться.
Дед Мороз: А сам-то что – ослабел? Щуку за себя выставляешь?
Емеля: Ничуть. Я только что из леса заколдованного. С нечистью лесной бой принял. Семерых уложил, а остальные сами разбежались. От страха, должно?
Дед Мороз: Верю, Емеля. Ты обманывать не станешь. А не встречал ли ты внучку мою, Снегурочку?
Емеля: Так ты – Дед Мороз, что ли? А чего сразу не сказал? В лесу твоя внучка, в карете серебряной, меня дожидается. Мы с ней на Новогодний праздник приглашены.
Дед Мороз: Значит, Снегурочку ты бросил?
Емеля: Ничуть. Это чудо лесное меня схватило и понесло. По лесам, по кочкам. Я кричу: Стойте! Стойте! Дайте мне подраться! Где там. Так и утащили, а то бы я их всех перебил. А к Снегурочке я тебя отведу. А-ну, печь, ступай к Снегурочке сама. Ать-два, ать-два, ать-два.

Дед Мороз и Емеля уходят. Тюлевый занавес приподнимается. На сцене логово Бабы-Яги. Зимний лес. Ночь. Звучит музыка. Появляются Леший с Кикиморой. Они с трудом тащят котел. Из-за выгородки выглядывает голова собаки. Баба-Яга дрессирует собачку.

Баба-Яга: Ты – Тигра! Запомни!

Собака кивает.

Баба-Яга: Ну, вот. Как Тигра рычит?

Собака молчит. Баба-Яга показывает.

Баба-Яга: Ну, давай!

Собака повизгивает и виляет хвостом.

Баба-Яга: Не виляй хвостом! Голос!

Собака тявкает.

Баба-Яга: Да не собачий, а тигриный!
(показывает)

Собака скулит

Баба-Яга: Ладно, перерыв.

Собака рада.

Баба-Яга: Некогда мне, надо зелье варить.
(выливает содержимое в котел. Приговаривает)
Кипи котел. Закипайте травы дурманные.
Варитесь кости жабьи, да лягушечьи.
Как под камушком горючим,
Как под кустиком колючим.
Лежит доска.

Кикимора и Леший повторяют: Лежит доска.

Баба-Яга: Под доской – точка
Ты плачь, тоска,
Ты рыдай, тоска,
Ты лети, тоска.
В высь – повысь
Ты кипи, тоска.
Зелье варись,
Дымкой дымись.

Баба-Яга, Леший и Кикимора танцуют.

Кикимора: Что варишь, Хозяйка?
Баба-Яга: Зелье оборотное. Когда спрыснешь им – оборотишь в зверя лесного, тварь ползучую, птицу поднебесную.
Леший: На кого варишь, беду готовишь?
Баба-Яга: На того, кто мне поперек дороги встанет.
Леший: Эй ты, Баба-Яга. Стоят у тебя поперек дороги, а ты не замечаешь.
Баба-Яга: Кто осмелился?
Леший: Снегурочка. Она огоньки лесные приручила. Они ее сюда и привели.
Баба-Яга: Беда. Леший. Коль скоро появится здесь девчонка, и нам скорый конец будет. Снегурочка краше меня. Ух!
Леший: Ты на свете всех сильнее.
Баба-Яга: Ай, не уговаривайте! Снегурочка румянее. Эх!
Кикимора: Ты на свете всех хитрее.
Баба-Яга: Ай, не тревожьте моего сердца. Ладно, попробую со Снегурочкой справиться. А вы мешок подальше спрячьте.
Кикимора: Мешок – этот Тигра – Злыдня стережет. Никого не подпускает.
Баба-Яга: Вот и хорошо.
(колдует)
Эй, метель, сестрица злая!
Ты лети поземкой ввысь,
Нечисть где сидит лесная
Незаметно опустись.
Метель: Из-за тучи, с поднебесья
Снег вали. Кругом не зги!
Закружитесь вихри снежны,
Завертитесь кругом. Жги!
Ветер жгучий снег срывай
И на встречу небесам
С гулом, оханьем, рыданьем
Войско снежное бросай.

В лесу метель. Когда закончилась метель, на сцене – большой сугроб снега.

Леший: Мы Емелю обманули, обманули.
Кикимора: Мы Снегурку с пути сбили, с пути сбили.
Забираются на сугроб.

Баба-Яга: Славно метель поработала. Ишь, какие сугробы намела. Теперь Снегурке ни за что в наш лес не добраться.

Леший и Кикимора скачут по сугробу. Сугроб ойкает. Леший и Кикимора с испугу падают с сугроба в обморок. Из сугроба выбирается Шапокляк.

Шапокляк: Безобразие! По живым людям прыгают. И кто это сделал? Понятно! Значит, Метель меня в самую глушь забросила, к Бабе-Яге.

Леший и Кикимора пытаются испугать Шапокляк «Попалась»!

Шапокляк: Лариса! Научи-ка этих невеж, как со старшими разговаривают.

Лариска бегает за Кикиморой и Лешим. Те, с криками, бегут вон.
Баба-Яга бежит за ними: «Трусы».
Старуха Шапокляк возвращается на сцену.

Голос
Снегурочки: Ау, Емеля!
Шапокляк: Кто-то кричит. Наверное, заблудился человек.
Лариса! Веди на голос. Поможем человеку из чащи лесной выбраться.

Убегают и тут же возвращаются со Снегурочкой.

Снегурочка: Спасибо вам, бабушка. Выручили меня. Я за огоньками лесными шла, тут метель началась. Все тропинки замело. Спасибо вам.
Шапокляк: Не бабушка я, а женщина. А зовут мня Шапокляк. Может слыхали? Ну, раньше я все пакости строила всем подряд. Сейчас исправилась. Вот за это меня ребятишки на елку пригласили.
Снегурочка: Вот и хорошо. Я – Снегурочка. Тоже на елку Новогоднюю спешу. Да вот беда. Мешок волшебный у Деда Мороза пропал. А в нем подарок для детей.

Появляются Баба-Яга, Леший, Кикимора.

Баба-Яга: Предательница!
Шапокляк: Ничего подобного. Мы с Ларисой новую жизнь начинаем. А вот ты, Баба-Яга, плохо гостей встречаешь. Не кормишь, не поишь…
Баба-Яга: Ишь чего захотела. Сама впроголодь живу.
Снегурочка: Так это вы – бабушка Яга?
Леший: Ну. Она это и есть.
Кикимора: Сейчас мы вас будем есть.
(смеется
Баба-Яга: Заем в пору ночную по лесу бродишь, в мои владения заходишь? Аль не боишься меня?
Снегурочка: Ничуть.
Баба-Яга: Ишь ты! Храбрая какая.

Снегурочка идет.

Баба-Яга: Стой! Куда направляешься.
Шапокляк: А ты не пугай, не пугай. Пуганные. Куда надо, туда и идем. Верно, Снегурочка?
Баба-Яга: Не пойдете. Я вас не пущу. Под замок посажу. Собаку – Злыдню стеречь заставлю. Злыдня.

Появляется голова собаки.

Баба-Яга: Она у меня умница. Скажи чего.

Собака гавкает по-собачьи.

Снегурочка: А мы с бабушкой Шапокляк не одни. С нами друзья.
Кикимора: Друзья? Не видно что-то.
Леший: Обманщица. А еще Снегурочка.
Снегурочка: А вот сейчас увидите. Помогите мне, дети.
Гром, греми!
(дети топают ногами)
Леший: Ой, зимой гром гремит.
Снегурочка: Дождь, шуми!
(дети хлопают в ладоши)
Кикимора: Дождь пошел. Чудеса!
(испуганно)
Ой-ой. А я дождичек люблю.
Леший: А я грома не боюсь. Ой-ой.
Баба-Яга: Ну что на это скажешь, Снегурочка?
Снегурочка: Это еще не все. Ну, пчелы, жужжите.
(дети жужжат)
Леший и
Кикимора: Ой-ой-ой. Пчелы зимой. Ой, больно. Ой кусаются. Убери пчел.
Снегурочка: Не будите нам мешать?
Леший и
Кикимора: Не будем, не будем.
Баба-Яга: Снегурочка, научи меня с пчелами дружбу водить. Страсть, как мед люблю.
Шапокляк: Ты зубы-то не заговаривай. Отдай мешок волшебный.
Баба-Яга: Не имею такового. Поклеп на нечисть лесную!
Снегурочка: Баба-Яга, зачем вам этот мешок? Отдайте. У вас же сердце доброе.
Баба-Яга: Не доброе.
Снегурочка: Мягкое.
Баба-Яга: Не мягкое.
Шапокляк: Не ломайся, Баба-Яга, отдай. Тебе же спокойнее буде.
Снегурочка: А я вам за это зеркальце подарю.
(подает зеркало)
Баба-Яга: Ой, сердце так и тает, так и тает. Наверно, тоже из пластилина. Ладно. Давай зеркальце. Ай да подарок! Я ль на свете мягче всех?
Леший и
Кикимора: Ты, конечно. Вот успех!

Гремит гром. Всполохи. Тревожная музыка.

Баба-Яга: О. Вот она беда-то на Змее-Горыныче, верхом мчится. Сейчас Кащей явится. Вас увидит…
Что мне делать с вами?
Придется тебя, Снегурочка, превратить в птицу поднебесную. А ты, старуха, в сугроб ныряй.
Шапокляк: Ну, ну. Осторожней. Опять на мне топать будете?
(прячется)
Баба-Яга: Ладно уж.
(колдует. Снегурочка превращается в птицу)
А вы чего стоите? Делайте свое дело.
Леший и
Кикимора: (поют)
Греет, греет, меня солнце
Пуще летнего зимой
Меня Лешенька жалеет (куплет Кикиморы)
Пуще маменьки родной.
Леший: Мы с Кикиморой ругались
С осени до осени
Как на елку записались
Хулиганить бросили.

Гром гремит второй раз. Появляется Кащей Бессмертный.

Кащей: Я так и знал. Бездельники. Песни распеваете?
(принюхивается)
Чем это пахнет? Кто у тебя Яга?
Баба-Яга: Да кому же быть, Кащеюшка? Кто сюда забредет, в глухомань накую?
Кащей: А это еще что за чучело?
Шапокляк: (из-под сугроба)
Сам ты чучело!
Кащей: Что? Кто сказал, что я чучело?
Баба-Яга: Так ты сам и назвал себя чучелом.
Леший и
Кикимора: Чучелом, чучелом.
Шапокляк: Апчхи.
Кащей: Кто сказал «Апчхи»?
Кикимора: Это я, Кашей… Простыла, должно. А это наша новая подружка – Крыска – Лариска.
Кашей: А что она умеет делать? Пугать? Бить?

Кашей протягивает Лариске палец. Лариска кусает: «АМ».

Кашей: Ой-ой-ой. Ты чего кусаешься? Ты кого кусаешь? Меня? Бессмертного?
Баба-Яга: Ну вся в тебя, Кащеюшка.
Кащей: Больно. Ладно, пусть злодействует. Мешок хорошо спрятала? Ой, что это?
(собака схватила Кащеев плащ и тянет к себе. Все хватаются за Кащея и тянут. Борьба. Собака отпускает плащ – все падают. Собака лает).
Баба-Яга: А вот Тигра – Злыдня и сторожит мешок. Вчера она у меня шляпку съела. Пришлось новую заказывать. Кикимора, дай ей чертополоху.
Кикимора: Так что же случилось, Кащей?
Кащей: А вот что.
(берет блюдо, катает по блюду яйцо)
Баба-Яга: Это же Дед Мороз с Емелей на печи катят. Уже по нашему лесу едут.
Кащей: Вот именно. А вы? У, нечистая сила. Сейчас же – марш навстречу Морозу.
Леший: Ага. С Дедом Морозом не потягаешься.
Кащей: Сам знаю. А вы хитростью возьмите. Притворитесь. Учить вас? В глушь лесную заманите. Обернитесь вы волчонком, лисом, зайчиком, бельчонком. А Мороза обвести, в лес дремучий завести.

Все убегают.

Кашей: (один)
Никого не пощажу. Всех одолею. Ой. Что это? Опять?

Шапокляк тянет Кащея к себе. Кащей падает.

Кащей: Мама! Помогите! Ни за что один не останусь. Я с вами…
(убегает)

На сцене появляются Дед Мороз и Емеля.

Емеля: Быстро мы домчались.
Дед мороз: А где же Снегурочка?
(кричит)
Снегурочка. Внученька. Ау!
Емеля: Гляди, Дед Мороз, синица вьется возле нас. Видно, птица не простая. Поймать бы надо.
Дед Мороз: Погоди, Емеля.
(взмахнул рукой)

Из-за дерева появилась Снегурочка.

Дед Мороз: Снегурочка! Нашлась!
Шапокляк: (из-за сугроба, освобождаясь)
Этот Кащей все бока истоптал.
Емеля: А кто это?
Снегурочка: Познакомьтесь. Это бабушка Шапокляк. Она мне очень помогла. А мешок я так и не нашла.
Шапокляк: Минуточку. Лариса что-то сказать хочет. Так, так, так. Мешок волшебный у Тигры – Злыдни. Вот так.
Емеля: А вот и Тигра. Сейчас я у нее мешок отниму.

Собака с лаем бежит за Емелей.
Снегурочка: Постой, Емелюшка. Я, кажется, придумала, как мешок добыть. Добром да лаской надобно. Детки, помогите мне еще раз. Давайте научим собачку лаять. Как собачка лает?

Дети показывают.

Снегурочка: Поняла, собачка? Не поняла… Что же делать?
Собачка, собачка, как тебя зовут?
Шарик?
(собачка мотает головой)
Бобик?
(тот же жест)
Рекс?
(тот же жест)
Давай тебя назовем… Тузиком?
(ласково)
Тузик!

Собака радостно лает, виляет хвостом и отдает мешок.

Снегурочка: Спасибо тебе.

Появляются Кощей, Баба-Яга, Леший и Кикимора.

Кащей: Так не честно. Эх, судьба-злодейка. Снова опоздали, проиграли. И так всю жизнь!
Дед Мороз: За то, что вы мешок волшебный украли, праздник Новогодний сорвать хотели – сидеть вам в глухомани этой веки-вечно.
Снегурочка: Не сердись дедушка. Не такие они и злодеи, как показаться хотят. Баба-Яга, например, спасла меня от Кащея.
Кащей: Предательница!
Баба-Яга: Сердце у меня мягкое, пластилиновое.
Снегурочка: А Кащей просто боится один остаться. Вот и напускает страха на всех.
Кащей: Чего я боюсь? Снег? Один остаться? Ничего я не боюсь.
Все: Мы больше не будем.
Дед Мороз: Верю. Прощаю вас. А нам со Снегурочкой на елку к детям пора.
Леший: А подарки?
Дед Мороз: Ну что, внученька, порадуем наших новых друзей?
Снегурочка: Порадуем, дедушка.
Дед Мороз: Быть по-твоему.
(достает из мешка маленькую елочку)
Кикимора: Елочка.
Леший: Ух-ух! Ах-х!
Баба-Яга: У нас в лесу такое не растет.
Кащей: Теперь и в нашем царстве праздник. Новый год.
Спасибо тебе, Мороз.
Дед Мороз: (глядя на скрывшуюся нечисть)
Вот и славно. Вот и хорошо.
Снегурочка: (к зрителям)
А у нас с вами своя елка, большая да нарядная.
Емеля: (выскакивая)
Я знаю.
Шапокляк: (выскакивая)
И я знаю.
Оба: Сейчас, ребята, мы вас проводим.

Спускаются в зал, ведут детей к елке.


Рецензии