Пророческое Слово

(Машина времени из слов).

Содержание.

1. Составление слов из букв.
2. «Пророчества», составляющиеся из отдельных слов.
3. Пророчества из предложений, составляющихся из «неосознанно» произносящихся слов.
4. Пророчества по «осознанному» предложению (потоку слов).
5. Пророчества «изречением».
а. Фиксирование желания («самовнушение»).
б. Изначально наличествующие («внушение»).
в. Как «ответ» на вопрос.
6. «Пророческие» книги. По месту в книге (вариант пророчества «изречением»).
7. Пророческие книги как таковые.

*****
*****


1. Составление слов из букв.

Процесс.

Древний Рим.
Авгур становился с большим маятником в руках в центре круга, по краям которого были размещены буквы алфавита. В ответ на заданный вопрос маятник своими колебаниями указывал последовательность букв, слагавшихся в осмысленный ответ.

«...Луллий, после долгих часов ночного бодрствования и молитв, поднимаясь на гору Ранда на острове Майорка, испытал "просветление", увидев на листьях кустарника проступающие буквы. Ветви с листьями под воздействием дуновения ветра качались, образуя все новые и новые сочетания "букв". Так возник, по словам самого создателя, прообраз логической машины».


Противоречие:

Джинс:
Есть 100 обезьян и 100 пишущих машинок.
Сколько нужно вариантов, чтобы обезьяны, хаотично ударяя по клавишам, создали «Гамлета»?
Ответ:  N = 100^n = 10^2n.
n – число букв в «Гамлете».


Решение противоречия.

Вариант 1.
Возможно наличие только согласных букв. Между ними вставляются гласные «по смыслу». Так «вероятность» смысла увеличивается, какого-то «логичного» порядка в словах нужно меньше ждать.

Вариант 2.
Логическая машина Луллия.
Уход от отдельных букв к «словам», «понятиям» и т.д.

*****
*****


2. «Пророчества», составляющиеся из отдельных слов.

Буриме.
Играющими составляется фраза из слов, сообщаемых наугад каждым.

Игры сюрреалистов 20-х годов ХХ-го века.
Была получена фраза:
Глубинные, подсознательные, хаотические силы вырвались из бездны.


Тристан Тцара.
Разрезал отдельный лист на отдельные слова, перемешивал их, а затем извлекал из кучи «сырого материала» отдельные фрагменты по методу лотереи и соединял их.

Сам творец рассматривается как орудие, медиум, марионетка каких-то мировых сил.


Вариации «на тему».

Указываются:
страница;
строка;
номер слова в строке.
Берутся первые попавшиеся «n» книг.
Составляется предложение из «n» слов.

Указываются:
книга;
строка;
номер слова в строке.
Берётся «n» разных страниц книги.
Составляется предложение из «n» слов.

Берёте любимейшее стихотворение. Переписываете его. Разрезаете на отдельные слова.
Из отдельных слов составляется «пророчество». День за днём. Пока другое стихотворение не станет любимым.

*****

Важность наличия в мозгах слова как такового, «имени».

Племя Бака (Либерия).
В языке есть 2 имени для отдельных цветов.
(Например не отличают С от З).
При научении их английскому языку становятся «различимы» сознанием и другие цвета.


Как влияет на твоё Будущее твой словарный запас? Причём применяемый не только с другими, но и наедине с самим собой. Скажем – в Мечтах. Или в творчестве. Или в чём-то таком… В том, чтоб разобраться в себе. Чтоб передать знание о себе другому.
Скольким чувствам и чувствованиям в тебе не хватает «имени»? Сколько «имён» достаточно, что знать о себе «главное»?

Как твой словарный запас влияет на твои сны?

*****

Эффект Кучи (Один камешек, два, три… И вдруг… Куча…).
С каким словом «предложение» становится предложением, а не пустым набором слов? Предсказанием?
(Как в картах… Недобор… Перебор…).
В каком таком порядке это уже не «куча», а «строение»? И красивейшее строение, от коего голова кружится?

Какому «предложению» ты веришь не смотря ни на что?
Ни на то, внушаем ты или нет.
Ни на то, кто их, «предложения», произносит.
Ни на то, «хочешь или не хочешь».

*****
*****


3. Пророчества из предложений, составляющихся из «неосознанно» произносящихся слов.

Пример:
Дельфийский Оракул.

Жрица (пифия) садилась на высокий треножник над расселиной в скале: ядовитые испарения, поднимавшиеся из расселины, приводили её в исступление, и, «исполненная духом» она вещала бессвязные слова, которые жрецы выдавали в виде прорицаний.

*****

Какой «собственный» пророчески-бессознательный процесс «придумать»?

Сны?

Южная Бразилия.
Племя готовится к битве. Вечером вождь обходит своих воинов и говорит им, что сегодня они должны увидеть хороший сон – иначе врага не одолеть.

*****

Открытия в снах.

Менделеев три дня и три ночи пытается комбинировать на тот момент известные химические элементы. Постоянная неудовлетворённость. Сон. И:
- Вижу во сне таблицу, где элементы расставлены как нужно.
(Но: первоначально элементы располагались не рядами, а столбцами; не было инертных газов, которые тогда ещё не были открыты и существование которых после открытия долго отрицалось Менделеевым; было предусмотрено место для нулевого элемента – эфира – «Ньютоний»).
По другим рассказам творческими муками он был объят «всего» 7-8 часов и сон был не ночным, а дневным.

Кекуле.
Сон о цепочках химических соединений. Сближения, извивания. И вдруг одна из цепочек-змей ухватила собственный хвост. Итог: открытие кольцеобразной структуры бензола.

Отто Леви, физиолог.
1903. Занимается проблемой переноса нервных импульсов через синапсы с помощью химических веществ.
1920. Сон. Пробуждение. Нанесение на клочок бумаги нескольких слов. Опять сон. Утром Леви не смог разобрать то, что написал. Следующая ночь. Опять пробуждение. И снова некая фиксация. Но теперь он разбирается в записи и обнаруживает, что это схема опыта, который показал бы правильность идеи, над которой он работал 17 лет назад.
1936. Нобелевская премия.

*****

…Творчество?

Творчество в снах.

Тартини, итальянский композитор.
Пишет скрипичную сонату. Никак не может закончить. Однажды во сне ему явился дьявол и предложил в обмен на душу показазать окончание. Тартини соглашается. Пробуждение в эсктазе. Рождение «Дьявольских трелей».

Бетховен.
Карета. Сон. Во сне сочиняет музыкальную пьесу. Пробуджение. В голове – факт сочинительства, но не само сочинение. Опять карета. Опять сон. И опять сочиняется та же пьеса. Но теперь, проснувшись, он смог «переложить сон на бумагу».

Римскому-Корсакову приснились музыкальные образы «Снегурочки», а Вагнеру во сне родилась увертюра к «Золоту Рейна».

Пушкин.
Всегда держал на ночном столике возле постели чернила и бумагу,
- Я иногда вижу во сне дневные стихи, во сне они прекрасны. В наших снах всё прекрасно, но как уловить что пишешь во время сна. Раз я разбудил Наташу и продекламировал ей стихи, которые только что видел во сне… Два хороших стихотворения, лучшие, какие я написал, я написал во сне.

Маяковский.
- Я два дня думал над словами о нежности одинокого человека к единственной любимой. Как он будет беречь её? Я лёг на третью ночь спать с головной болью, ничего не придумав. Ночью определение пришло:
Тело твоё
буду беречь и любить,
как солдат, обрубленный войною,
ненужный,
ничей,
бережёт
свою единственную ногу…
Я вскочил проснувшись. В темноте обугленной спичкой написал на крышке папиросной коробки «единственную ногу» и заснул. Утром я часа два думал, что за «единственная нога» написана на коробке и как она сюда попала.

Слухи:
Лафонтен сочинил во сне басню «Два голубя», а Вольтер – первые строфы «Генриады».

*****

Бессознательность творческого процесса..

Может быть я не ограничусь этим, я пока не знаю: куда слово нас понесёт, словно ветер, туда и надо идти.
Платон.

Мысли сами брызжут у меня из черепа, как струи фонтана. Это абсолютно бессознательный процесс.
О.де Бальзак.

Поэт, когда садится на треножник Музы, уже не находится в здравом рассудке, но даёт изливаться своему наитию, словно источнику.
Платон.

Когда Бог отнимает у меня свою десницу, я сам не понимаю того, что написал.
Я.Бёме.

Надпись на одном из сонетов Альфиери:
Случайный. Я не хотел его писать.

Наша душа не в состоянии воспарить из своего обиталища до таких высот. Ей надо покинуть его и, закусив удила, вознестись вместе со своим обладателем в такую высь, что потом он сам станет удивляться случившемуся, подобно тому как это бывает при военных подвигах, когда в пылу сражения отважные бойцы совершают такие рискованные вещи, что придя потом в себя, они первые изумляются; и точно также поэты часто приходят в восторг от своих собственных произведений, и не помнят, каким образом их озарило подобное вдохновение; это и есть то душевное состояние, которое называется восторгом и исступлением.
М.Монтень.

*****

«Осознанная бессознательность».

Н.Бор.
Мой метод работы состоит в том, что я стремлюсь высказать то, что, в сущности, и высказать ещё не могу, ибо пока не понимаю этого сам.

*****

Случайные открытия.

1669. Открытие фосфора (Х.Бранд).
1729. Деление тел на проводники и изоляторы (С.Грей, Виллар).
1745. Лейденская банка (конденсатор; П.Мушенброк).
1786. Животное электричество (Л.Гальвани).
1789. Обезболивающее действие веселящего газа (Г.Дэви).
1800. Электролиз воды (Карлейль, Никольсон).
1808. Поляризация света (Э.Малюс).
1820. Связь электричества и магнетизма (Х.Эрстед).
1887. Фотоэффект (Г.Герц).
1895. Рентгеновские лучи (К.Рентген).
1896. Радиоактивность (А.Беккерель).
1928. Пенициллин (А.Флеминг).
1934. Эффективность медленных нейтронов (Э.Ферми).

*****
*****

4. Пророчества по «осознанному» предложению (потоку слов).

Фрейд заставлял своих пациентов говорить всё, что придёт в голову. И «ловил» их ошибки, оговорки и всё такое подобное.

Эпименид:
Гадал не о том, что произойдёт, а о том, что произошло, но осталось незамеченным.

(Можно ли «погадать» о том, что могло быть, но никогда теперь не будет? Или что никогда не будет, так как не может быть никогда?)


Шпренгер в «Молоте ведьм» свидетельствует, что в то время, в Средние века, была некая разновидность «гадателей», толковавшие будущее по словам людей.


*****

Вы ведёте дневник.
То, как и что вы фиксируете, освобождает вас от Прошлого, приятно «убивает» Настоящее или создаёт Будущее?


*****

Что я могу узнать о человеке по произносимым им словам? Его отношение к тебе? Причём не только в Настоящем, а и в Будущем, о котором тот, другой человек, даже и не догадывается?

*****
*****


5. Пророчества «изречением».

а. Фиксирование желания («самовнушение»).

Записки, сжигаемые под «бой курантов».

Психологически это что вроде «узелка памяти». То есть просто фиксируя «что-то» мы это «что-то» лучше запоминаем и это запомнившееся с большей вероятностью «вспомнится» и будет «руководить» тобой.
(Не зря «боишься» чистого листа бумаги – то, что будет там написано, может изменить тебя непоправимо).

Если же это всё ещё и «ритуализировать», то есть создать или усилить «значимость», то желание хочешь не хочешь будет чаще всплывать в мозгах и взывать к своему осуществлению.

*****

Исполнение желания.

В реальности.
(Не всегда в реальности чувства, следующие за осуществлением – сразу или чуть позднее – и устойчивы, и соответствуют предчувствуемому).

В снах.
(Африка.
К путешественнику подходит туземец:
- Ты должен заплатить мне пеню.
- За что?
- Мне снилось, что ты убил моего раба.
- Но раб-то жив!
- Жив. Но ты же его убил).

В творчестве.
(Вера в творческую ситуацию.

Бальзак нетерпеливо перебивает друга, рассказывавшего о болезни родственника:
- Вернёмся к реальности – поговорим о Евгении Гранде.

Когда сам я перечитываю написанное мною, то мне порой начинает казаться, что говорит сам Катон, а не я.
Цицерон.

Реальны во мне лишь те иллюзии, которым я даю жизнь на своих полотнах. Всё прочее – зыбучие пески.
Э.Делакруа.

Я знаю, когда я пишу хорошо: когда пишу и как будто пером вытаскиваю из бумаги живые голоса людей.
В.Шукшин.

Не такая это работа, Алек, корабли строить. Тут надо Бога бояться и так свою работу делать, как если бы ты себе в собственную грудь рёбра вставлял.
У.Фолкнер.

Мы, как какой-то писатель говорит, оставляем кусочек мяса в чернильнице.
Л.Толстой.

Можешь ли ты, как я, помимо своей воли, чувствовать воображаемые страдания?
О.де Бальзак).

В Мечтах.

*****

Дают такой совет «мыслителям» - если приходит «гениальная» мысль, то попытайтесь зафиксировать её на бумаге. Часто фиксация оной приводит к осознанию её, мысли, как «глупости».

Если зафиксировать своё желание во всей его полноте, то может быть оно или исчезнет – удовлетворённое или осознанное как лживое – или засияет всеми цветами Радуги.

Можно ли понять до конца то, что не умеешь высказать?
М.Блок

*****

б. Изначально наличествующие («внушение»).

По специальным табличкам с изречениями.
У римлян были распространены специальные таблички, покрытые таинственными изречениями, - жребии, предсказывающие судьбу.
Многочисленные предсказатели, сидевшие на перекрёстках и у дверей храмов, предлагали их прохожим для гадания.

Вещие дощечки.
Цере. Этрусский город примерно в 40 км от Рима.
Имел храм с оракулом, дававший предсказания по «вещим дощечкам» с написанными на них словами. Дощечки из ларца вытаскивал ребёнок.
(Герактит - Вечность есть играющее дитя, которое расставляет шашки: царство над миром принадлежит ребенку).
Подобные оракулы были в Пренесте, Фалериях и Патавии.

(Как влияет то, КТО пророчит?
То есть с одной стороны – одно дело когда ты «пророчишь» о себе (ты или «готов», или «хочешь» что-то «услышать»), другое – о другом.
С другой – вопрос чистоты пророчащего. То есть пророчили или девственницы, или невинные дети, или перед «процессом» нужно было пройти ритуал очищения).


Гороскопы.

*****

Как влияет на Будущее внушаемость?

Н. Спанос. Исследование поведения человека в гипнозе (1982)
(по Р. Хоку «Секреты выдающихся экспериментов»).
Влияние словом.
В зависимости от того, как сформулировано внушение, человек интерпретирует своё поведение как добровольное или принудительное.
Например: «Ваша рука легка, и она поднимается» или «Поднимите вашу руку». В первом случае испытуемые чаще интерпретировали как принудительное, чем во втором случае.

Чем выше вы погружены в воображаемую ситуацию, тем в большей степени испытуемые интерпретировали своё поведение как принудительное.
(Спанос: чувствительность человека к гипнозу коррелирует с его общей тенденцией погружения в другие виды деятельности, такие как чтение, музыка или мечтания).

Пример того, как люди могут предпринимать определённые действия под гипнозом потому, что они думают, будто должны это делать.

2 группам студентов читают одинаковые лекции. За одним исключением – в одной было сказано, что в состоянии гипноза возникает спонтанное «окостенение» руки.
Обе группы вводятся в состояние гипноза.
Итог: некоторые студенты из 1-й группы вели себя так, как будто у них «окостенела» рука; во 2-й группе ни одна рука не окостенела.

Переход в более внушаемое состояние.
(Диас, Альварес, 1997)
10 человек очень трудно поддающихся гипнотическому внушению.
Выполнение серий упражнений, разработанных специально для того, чтобы научить реагировать таких людей на гипнотическое внушение. Успешное выполнение упражнения – подкрепление (вознаграждение).
Итог: После «курса» 6 из 10 испытуемых успешно реагировали на гипнотическое внушение.

*****

в. Как «ответ» на вопрос.

Древний Китай.
Вопрос пишется на куске бумаги, который сразу же сжигается на алтаре храма, а жрец пишет ответ на песке.
С.А. Токарев «Религия в истории народов мира».

По Вергилию кумейская пророчица Сибилла писала свои пророчества на древесных листьях и раскладывала эти листья на полу в своей пещере. Когда вход отворялся, ветер рассеивал их, и нельзя было восстановить смыл Сибиллиных слов (Энеида III, 441-452).

(Дальше – дело «твоё» - составить из одних и тех же слов что-то светло-гениально-счастливое, или тёмно-глупо-несчастное. Или ещё какое).

*****

Тесты. Чем отличаются от «пророчеств», но «наоборот»? В том смысле, что не ты задаёшь вопросы «Судьбе», а «Судьба» тебе?
(Тесты-экзамены пред самим собой влияют «психологически», пред «кем-то» - реально).


Чем отличается всё это от вопросов-загадок в сказках, разрешение которых открывало герою путь к чему-то? Изменяло его Судьбу. На грани. Так как если б не разрешил загадку – голова с плеч.

*****
*****


6. «Пророческие» книги. По месту в книге (вариант пророчества «изречением»).

Библия.
Коран.
«Энеида» Вергилия (применялась в данном качестве вплоть до Возрождения).

Задавался вопрос. Книга открывалась и читался первый попавшийся отрывок, в котором искали ответ на свой вопрос. Или пророчества.

Описание «процесса»:
Желая убедиться в справедливости этих аргументов, Годефрид наугад открыл книгу псалмов: «Посмотрим, что скажут обо мне собратья, коль я вернусь» - и прочел: «Обо мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино» (Псалом 68:13). Он заключил: «Имеются в виду каноники, меня осуждающие, и по вечерам, когда они выпивают, я стану их псалмом». Это соображение решило дело, и Годефрид вступил в монахи.
А.Я. Гуревич «Культура и общество средневековой Европы».

*****
*****


7. Пророческие книги как таковые.

Примеры.

*****

Ветхий Завет.
Пророческие книги - Божественные Откровения, данные пророкам относительно судьбы основанного Богом царства.

16 Пророческих книг (по объёму):
4 великих: Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил;
12 малых: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия.

*****

Конфуцианские книги.
Прочитывались как собрание зашифрованных пророчеств о судьбах грядущих династий.

*****

Книга Перемен. XII-VI в.в. до н.э.
Исходный текст состоят из 64 гексаграмм – 6 линий в двух вариантах – Инь и Янь (2^6 = 64).

««Книга Перемен закрывает явное и открывает тёмное. Даёт название различным вещам»».

«Предсказания, согласно Книге Перемен, содержат некоторые намёки онтологического описания мира.
Мышление централизуется в форме общих понятий, происходит отход от произвола субъективного разнообразия».
«Для комментаторов гексаграммы перестали быть только «предсказаниями», они стали выполнять функции 64 категорий мира в движении к универсальному единству. Итог: комментарии как часть Книги Перемен становятся понятийным истолкованием мира, его динамических принципов и места человека в нём».
Группа чешских авторов «История философии в кратком изложении».

*****

Сивиллины книги.
Собрание греческих пророчеств, «применявшихся» в Древнем Риме.
Как считается первоначально состояли из пророчеств кумской сивиллы. С добавлением в будущем пророчеств других сивилл.
В 405 году были сожжены по приказу Стилихона (правителя Западной Римской империи).

*****

Нострадамус. «Центурии».
Книга пророчеств об будущем Европы. Состоит из 100 катренов, 970 четверостиший.

*****


Можно ли назадавать на будущее столько личных вопросов и «получить» на них столько же «ответов», чтоб составить из них собственную книгу «пророчеств»?
Более того – не просто «составить», расположив соответственно, а и увидеть свою жизнь как на ладони – то есть с «качественным» объяснением и того, что было в Прошлом и с тем, что будет в Будущем.

*****

Можно ли исправить-подправить Будущее чтением? В том числе – «качеством» читаемого?
Как повлияли на твоё Будущее книги, которые ты прочёл в детстве? Вообще прочитанное – и количественно, и качественно?
Какое Будущее создаётся тем, что ты сейчас читаешь?
Сколько тебе осталось прочесть?

Платон в «Государстве» не зря так серьёзно относился к тому, что читает человек. Вплоть до «запретов».

(Каждый из поэтов высказал много прекрасного, но много и очень плохого, а раз дело обстоит так, то, утверждаю я, большие знания для детей здесь опасны.
Платон.

Наши стражи, воспитываясь на изображениях порока, словно на дурном пастбище, много такого соберут и поглотят – день за днём, по мелочам, но в многочисленных образах, а из этого незаметно для них самих составится в их душе некое единое великое зло.
Платон.

Я пишу книги и потому знаю весь тот вред, который они производят.
Л.Толстой.

Добродетель
И шутку над пороком ставит в грех.
Байрон).

*****

Замороженные слова Рабле. В «пророчествах» - чтоб под этим словом не подразумевать - они словно оживают. И живые влияют на твою жизнь.


*****


Рецензии