Философские тетради. Часть 3-9
Философские тетради. Часть III-IХ.
Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада «Учение Шри Чаитанйи», 1989 г. Краткие тезисы. Продолжение.
Какое бы положение человек ни занимал, если он знает все в науке о Кришне, или сознании Кришны, он может стать истинным духовным учителем, дающим посвящение и обучающим этой науке. Человек может стать истинным духовным учителем, если он располагает достаточными познаниями в науке о Кришне, сознании Кришны. Это никак не зависит от его положения в обществе или происхождения.
К человеку, будь он брахман, кшатрий, вайшйа или шудра, следует относиться не по его происхождению, а по его личным качествам.
Положение человека должно определяться его личными качествами, а не происхождением. Если человек родился в семье брахмана, но имеет качества шудры, к нему нужно относиться как к шудре. И наоборот.
Истинный духовный учитель не обязательно должен быть брахманом. Он должен обладать только одним качеством: быть сведущим в науке о Кришне, сознании Кришны. Одного этого вполне достаточно, чтобы стать духовным учителем.
К каждому, кто сведущ в науке о Кришне, независимо от его социального положения, следует относиться как к духовному учителю.
Главное качество истинного духовного учителя – это его знание науки о Кришне.
Трансцендентальное тело Верховного Господа Кришны состоит из вечности, знания и блаженства. Поклоняться Ему можно с помощью мантры Кама-гайатри. Словом гайатри называют звуковую вибрацию, которая может возвысить человека, освободив его от измышлений.
Мантра Кама-гайатри: «Клим Кама-девайа видмахе пушпа-банайа дхимахи танно нангах прачодайат».
Эту мантру ученик получает от духовного учителя, когда достигает определенного успеха в повторении «Харе Кришна».
Мантра гайатри и самскара, или посвящение человека в истинные брахманы, даются духовным учителем, когда он видит, что его ученик продвинулся в духовном знании. Но даже тогда Кама-гайатри при определенных обстоятельствах не должна произноситься.
Повторения Харе Кришна вполне достаточно для восхождения на наивысший духовный уровень.
Ведическая мантра Ом состоит из АУМ и описывает наши взаимоотношения с Верховным Господом, нашу деятельность, с помощью которой мы можем достичь высшего совершенства любви, и истинное положение любви на духовном уровне.
Проявление духовного экстаза: трепет, слезы, испарина, оцепенение, прекращение всякой деятельности тела от трансцендентального блаженства, заикание, высокое кровяное давление и безумие.
Эмоции проявляются благодаря телу, уму и наклонностям.
Телесные эмоции проявляются в позах и движениях.
Эмоции ума проявляются в виде красоты, блеска, цвета лица, запаха, речи, щедрости и терпения.
Эмоции наклонностей проявляются в виде развлечений, наслаждения, готовности и забывчивости.
Два вида эмоциональной деятельности – разлука и встреча.
Трансцендентальная разлука переживается столь сильно, что она на самом деле даже более экстатична, чем встреча.
Перед встречей у возлюбленных возникают определенного вида эмоции, которые вызываются к жизни трансцендентальными поступками с той и с другой стороны. Эти эмоции – влечение.
Материальная деятельность проявляется либо грубым материальным телом, либо тонким телом (умом).
Все, произведенное телом и умом, всегда несовершенно и тленно, тогда как трансцендентальная духовная деятельность всегда светла и чудесна.
Чистая трансцендентальная любовь – это эталон чистоты, свободной от материальных привязанностей и всецело духовной.
Привязанность к материи преходяща, о чем свидетельствует опьянение сексуальной страстью в материальном мире. В духовном мире нет такого опьянения.
Препятствия на пути к чувственному наслаждению являются причиной материальных страданий. Но эти страдания невозможно сравнить с духовной разлукой.
Материальная разлука бесплодна и затмевает ум человека, но ни того, ни другого нет в духовной разлуке. Это наивысшая стадия трансцендентальных любовных взаимоотношений. Этого состояния невозможно достичь без совершения трансцендентальной деятельности.
«Вожделение означает привязанность к наслаждению своих собственных чувств».
Мудрецы практикуют пранаяму (транс), управляя процессом дыхания, умом и чувствами с помощью практики мистической йоги. Так они пытаются слиться с Высшим Брахманом.
Люди наряжают внешнее материальное тело, потому что по своей глупости путают тело с душой.
Имперсоналисты рекомендуют метод ахам грахопасана, в котором человек поклоняется своему собственному телу как Верховному.
Сиддха-деха – очистившаяся душа, достойная того, чтобы служить Верховному Господу.
Эта духовная личность абсолютно свободна от всей материальной скверны.
Материальное сознание живого существа, оскверненного материально, переносит его в другое материальное тело. В момент смерти человек думает материально и потому попадает в другое материальное тело.
Когда человек находится в своей чистой духовной личности и думает о духовном любовном служении Верховному Господу, он переносится в духовное царство, чтобы вступить там в общение с Кришной.
Обретя свою духовную личность и думая о спутниках Кришны, человек может стать достойным того, чтобы перенестись в духовное царство.
Высшим эталоном образованности является знание науки о Кришне. Эталоном материального образования является чувственное наслаждение, но высшим критерием духовной образованности является знание науки о Кришне.
Самым прославленным нужно считать человека, который известен как сознающий Кришну.
В материальном мире каждый стремится к трем вещам:
- увековечить свое имя;
- прославиться на весь свет;
- иметь определенную выгоду от своей материальной деятельности.
Материальное имя, слава и выгода принадлежат лишь временному материальному телу и со смертью этого тела всему этому тоже приходит конец. Только по своему невежеству человек стремится к имени, славе и выгоде, которые связаны с этим материальным телом. Человек, чья слава так или иначе связана с телом, достоин сожаления. То же самое можно сказать и о том, кто знаменит своим развитым духовным сознанием, но при этом не имеет ни малейшего понятия о высшем духе, Вишну.
Подлинная слава приходит к человеку тогда, когда он достигает сознания Кришны.
«После многих рождений и смертей тот, кто действительно пребывает в знании, предается Мне, видя во Мне причину всех причин и причину всего сущего. Но очень редко встречается такая великая душа» (Бг.7.19).
Всем преданным Бога сопутствует освобождение и трансцендентальная жизнь.
Очень многие изучают Веды, но тот, кто всегда думает о Верховной Личности Бога в своем сердце – лучший из них.
Обладателем самого драгоценного сокровища и самым богатым человеком на свете является тот, у кого есть любовь к Радха-Кришне.
Человек, склонный к материальным чувственным наслаждениям или любящий материальное богатство, не считается действительно богатым.
Если человек находит свое прибежище в Верховной Личности Бога, т.е. поднимается на высшую ступень любви к Богу, то ему больше не к чему стремиться. Хотя такие преданные могут получить от Господа все, чего бы они ни пожелали, они ничего не просят у Него.
Мучительнее всего жизнь в разлуке с чистым преданным Господа. Если в обществе нет преданных Господа, люди в нем очень сильно страдают, а общение с другими людьми становится мучительным.
Когда тот, у кого нет возможности общаться с чистым преданным, пытается обрести свое счастье в обществе, дружбе и любви, лишенных сознания Кришны, его положение следует считать самым удручающим.
Общение с чистым преданным желаннее, чем сама жизнь, в разлуке с ним невозможно даже секунду быть счастливым.
Лучшим среди всех освобожденных душ следует считать того, кто насквозь пропитан преданной любовью к Радхе и Кришне.
В обусловленной жизни душа пленена сексом.
Те, кто гонится за материальными наслаждениями (бхукти), поклоняются полубогам и достигают их планет, наслаждаясь там материальным счастьем. Одни из них становятся деревьями, а другие достигают райских планет, где наслаждаются материальным счастьем.
Порядок получения наставлений от Сверхдуши: извне Ее можно не увидеть, но изнутри Она говорит с преданным.
Тому, кто искренне занят служением Господу, Господь подсказывает изнутри, причем он действует т.о., что человек, в конечном счете, может достичь высшей цели жизни.
Все воспринимаемое космическое проявление заключено внутри Сверхдуши.
Хотя это материальное космическое проявление является лишь производным от огня, воды, воздуха и земли, оно кажется реальным. На самом деле, все духовные и материальные миры, равно как и живые существа, покоятся в Сверхдуше. Поэтому Она есть высшая истина.
«Тот, кто достиг высот в преданном служении, видит Сверхдушу, Кришну, который есть Душа всех индивидуальных душ» (Шримад-Бхагаватам, 11.2.45).
С материальной точки зрения экстаз любви к Кришне, который испытывает преданный – просто сумасшествие.
Ванапрастха – отказ от семейной жизни.
Саннйаса – обет отречения от мира.
Свидетельство о публикации №211111901313