По фильму Остаться в живых

РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ УВИДЕННОМ

   «Остаться в живых» или «Пропавшие» (Lost) – фильм, который у всех смотревших его вызывает бурю эмоций, а вернее – догадок. Что в нем – реальность, что - вымысел  и намек на что-то существующее, но… мистическое? Как поняла этот фильм я? Вот об этом и расскажу. А правильно ли мое понимание  или нет – это уже другой вопрос.

  С бытующим мнением «постановщики фильма сами не знали, что хотели сказать - просто держали зрителя в напряжении» я категорически не согласна. Может, с самого начала они и не знали, но все, что им было нужно – они нам поведали, и получившийся в итоге  фильм - великолепен. Не коммерческий (хотя и принес авторам огромную  прибыль), не развлекательный (хотя и вызывал непреходящий интерес зрителя на протяжении всех серий), не фантастика (хотя в нем много такого, что в реальности представить себе невозможно), не приключенческий (хотя жизнь каждого его  героя полна приключений), не… 

  Какой же это фильм? Я бы назвала его  философским и психологическим,  с элементами мистики и аллегории, где мистика – не самоцель, а аллегория - способ помочь зрителю задуматься о своей жизни, о жизни вообще, о ее разных смыслах, о добре и о зле, о жизни во времени и о существовании в вечности, о нашем предназначении. Вот об всем этом я и напишу – так, как я это поняла.

   Начну с важного эпизода из последнего, 6-го  сезона – того самого, до которого многие зрители не дошли, отпав по дороге. Для меня он – один из самых значимых, многое объясняющий.

   На некотором Острове в очень давние (мы даже не знаем, в какие ) времена жила Женщина, выброшенная в результате кораблекрушения на берег. Она жила одна  и охраняла источник Света, находящийся в глубокой подземной пещере, спрятанной в глубине Острова – за бамбуковой рощей. Той самой, с которой начинается фильм (Джек Шеппард открывает глаза и осознает, что он выжил после авиакатастрофы), и которой фильм заканчивается (тот же Джек на том же самом месте закрывает глаза и умирает).

   От кого Женщина охраняет Свет? – От людей, которых тоже выбросило на остров море, по ее оценке - «плохих» людей,  жаждущих  найти этот Свет и использовать его в своих корыстных целях. Что это за Свет? Цитирую слова Женщины: «Он яркий и теплый. Важно охранять его, чтобы его никто не нашел. Частица этого Света есть в каждом человеке, но человек всегда хочет больше, чем имеет. Если Свет погаснет здесь, на Острове,  Остров погибнет, а Свет погаснет для всего человечества». «Свет – это жизнь и смерть, это  возрождение. Это источник, сердце Острова».

   Женщина, хранительница Света – обычный  человек. Из благих побуждений (а человек всегда и все делает только «из благих побуждений») она убивает Клавдию – жертву очередного кораблекрушения - сразу же после того, как принимает у нее роды. Женщина не хочет, чтобы родившийся ребенок ушел к другим людям и стал «плохим» (намек на грехопадение человечества?), но чужой ребенок ей нужен, как преемник – тот, кто будет после нее новым Защитником Острова. Рождаются  близнецы: первенец Джейкоб и его брат, так и оставшийся для зрителей без имени. Тот, второй - безымянный, рождается  «особенным», получившим  дар видеть мир мертвых, считывать и понимать знаки судьбы. Он менее послушен, лжив, но зато и более умен - более любим Женщиной, которую братья считают родной матерью.

   Итак, желание Женщины сохранить добро вынуждает ее совершить убийство? Удивительно, не правда ли? С самого начала добро и зло не только сражаются в фильме, но и постоянно переплетены кровными узами – они близнецы, которые не могут уничтожить друг друга (так устроила Женщина!),но они, хоть способны жить долго, не бессмертны. Каждый Хранитель Света должен когда-то найти себе преемника, прежде, чем уйти в мир иной. Безымянный брат, наделенный особым даром, случайно узнает о своем истинном происхождении и уходит от Женщины к людям на Острове. Люди эти несовершенны, они жадны и корыстны, но среди них есть умные – они нашли способ подобраться к Свету и изучить его. Эти люди находят особые места повышенного магнетизма, копают там колодцы и мечтают подчинить Свет своим нуждам – перемещаться во времени и пространстве и получить возможность убежать с Острова. Именно этого жаждет и младший брат – вырваться с Острова. Чтобы предотвратить его уход  и обуздать его бунт (намек на Люцифера – лучшего из Ангелов, но восставшего?), Женщина сжигает поселение людей («Других») и закапывает колодец. Джейкоб – всегда послушный и не умеющий лгать - остается на стороне матери, и именно его она делает своим Преемником – Хранителем Света.

 Брат Джейкоба, оскорбленный поступком матери, в гневе убивает ее. Джейкоб в отместку сбрасывает своего брата в пещеру с источником Света (приближаться к которому ему строго запретили), и брат, убить которого Джейкоб не может,  превращается в Черный Дым – источник Зла. Он все еще способен существовать и в своем прежнем, человеческом обличье, но внутренне становится другим: главная цель Черного Дыма – погасить Свет и сбежать с Острова, потому что именно Свет и живой хранитель этого Света – те силы, которые не дают ему возможности освободиться. Задача Джейкоба противоположна – предотвратить бегство с Острова Брата (в этом случае Остров погибнет, а человечество утратит бессмертие) и охрана Света, а еще – поиск  преемника на случай собственной гибели.

  Перед нами почти библейский сюжет – Эдем (остров) с его источником Вечной Жизни (Светом) и две силы – добра (Джейкоб) и зла (Черный Дым), борющиеся за власть над остальным миром (людьми, прибывшими на Остров и пытающимися воспользоваться его благами для себя).

   Но эта модель в фильме не так проста, как кажется. Силы добра и зла (кровные братья–близнецы одной матери – земной женщины) трудно различимы. На протяжение всего фильма мы не можем разобраться, кто из героев лжет, кто правдив, кто на чьей стороне действует, ибо все аргументируют свои действия только «благими» и очень убедительными намерениями. А разве не такова наша жизнь? Не таковы все люди?

  Черный Дым (он в фильме предстает перед нами в трех разных обличьях - телах умерших людей: в собственном, в теле отца Джека – Кристиана Шепарда, и в теле погибшего Джона Локка) лжет вполне сознательно. Он знает, чего хочет и ищет для этого возможные пути. Носитель Зла -Черный Дым - часто спасает основных героев, защищает их, ибо он заинтересован в их совместном уходе с Острова – пока они остаются на Острове, кто-то  один из них в любой момент станет преемником, а при живом преемнике Дымок не может этот Остров покинуть. Таковы условия игры, которые нам даны в фильме без объяснения.

   Джейкоб совсем другой. Это – хозяин Острова, указания которого для всех «других» - особой группы людей, посвятивших себя служению Острову - закон. Хотя конкретных указаний Джекоб никогда не дает: он оставляет им самостоятельный выбор – каждый живущий должен сам найти свой путь или погибнуть. Джейкоб никогда не врет и ничего не обещает. Он не обещает воскресить погибших (как Дымок), отпустить грехи или подсказать правильный путь. Хотя своим прикосновением может сделать человека нестареющим (как это он сделал с Ричардом). Джейкоб, неведомым образом материализуясь в разных городах и странах, находит там людей, в чьей жизни слишком много проблем – одиноких и переполненных сожалениями о своих поступках, обиженных и обидевших, потерявших веру в себя и запутавшихся. Он собирает их вместе в одном самолете, который терпит катастрофу над Островом, и дает им новую жизнь – жизнь, в которой можно и нужно перечеркнуть все старые ошибки и измениться. Именно это и происходит со всеми героями фильма – все они выбраны Джейкобом как претенденты на место нового хранителя Острова, все они записаны в его особом списке. Но не все проходят испытания Острова и по разным причинам выбывают из этого списка.

  А что же такое Остров? Аллегория Чистилища – посмертная проверка перед уходом или в Вечную жизнь или в полное небытие? Близнецы – Джейкоб и Дымок - по разному объясняют природу бытия людей на Острове.

   Джейкоб – называет это бытие жизнью  и  последней возможностью изменить судьбу, чтобы  уйти в новую жизнь (и в Вечность) другим человеком. Черный Дым считает существование на Острове – смертью, а всех живущих на нем – уже умершими и пребывающими в аду, но не сознающими этого. Черный Дым помогает убежать с Острова тем, кто в списке Джейкоба, и заодно, в обличье Черного Дыма, убивает всех лишних, случайных и пассивных. Джейкоб – препятствует уходу с Острова людей, более того, он привлекает все новые и новые жертвы катастроф на Остров, пополняя ряды его жителей. Именно за это Черный Дым именует Джейкоба дьяволом. Пытаясь объяснить Ричарду, что такое остров, Джекоб показывает ему бутыль с вином. «Вино – это ад, злоба, тьма. Бутыль и ее пробка – это то, что удерживает вино (зло) от распространения его по всему миру». Пока светоносная энергия Острова (а она творит с некоторыми прибывшими чудеса – исцеляет, изменяет, преображает, наделяет особым видением) заперта в земле Острова – зло не может распространиться по миру.

  Катастрофа, случившаяся во время научных разработок «Карма-инишити» (организации ученых, поселившихся на Острове для исследования его природы) случайно высвободила эту энергию (приоткрыла пробку), и чтобы ее нейтрализовать, им пришлось внедрить особый механизм сдерживания энергии – «жать кнопку компьютера после набора определенного кода». Более подробно нам этот процесс в фильме не объясняется – да и так ли это важно? Куда важнее самим героям – без помощи извне – понять свою задачу, свое предназначение (у каждого оно свое, исходя из их жизни) и стать людьми «веры»: просто жать на кнопку, чтобы «спасти мир», не вникая в подробности. Вера в Бога – источника вечной жизни и возможность зачеркнуть все прежние непоправимые ошибки – это тоже условная «кнопка, на которую мы нажимаем постоянно и регулярно», не мудрствуя и не рассуждая, чтобы этим спасти свою душу.

   У каждого из главных героев фильма, которых Джейкоб свел вместе на Острове и познакомил, есть свой номер в его тайном списке. Те, кто не оправдал его надежд на роль защитника – переметнулся на сторону зла и погиб или просто стал жертвой чужих влияний, вычеркивается им из списка претендентов. Номера последних "оставшихся в живых" образуют дьявольский код, который и вводится каждые 108 минут в компьютер перед нажатием кнопки – этот номер одновременно и  символ спасения мира (сдерживания выхода зла вовне), и символ искушения (эта комбинация цифр, использованная Херли в лотарее и победившая, не только обогащает, но и приносит беды всем близким Херли).

   Не всё в фильме стоит воспринимать буквально: каждый эпизод - не только реальность, но и носитель особой символики, тема для глубокого размышления о жизни. Добро и зло – близнецы, не способные убить друг друга, но вечно противоборствующие и вынуждающие человека самостоятельно делать трудный выбор.

        (продолжение, возможно, следует, жду ваших отзывов, вопросов, мнений)


Рецензии
Замечательный обзор. Фильм притягивал, когда еще не понимал всех аллегорий. Как оказалось, именно этим он подсознательно и заставлял возвращаться к нему, ждать с нетерпением выход очередной серии. Эти аллегории всем понятны бессознательно, ими пропитаны многие произведения и кинофильмы, если получше рассмотреть их.

Буду рад продолжению, с уважением Виктор.

Виктор Агеев-Полторжицкий   13.07.2023 22:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.